Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сословно-классовая структура




Общество и культура Трех государств

 

Система управления

 

Три государства, вышедшие из маленьких «городов-государств» (соноп кукка) типа племен, постепенно вырастали в государства типа союза племен (союзное королевство, ёнмэн вангук). Когурёские пять пу (бу, племен), пэкческие пять пу и силлаские шесть пу представляли собой не что иное, как организацию господствующего класса в государствах типа союза племен. Хотя каждое пу и было подчинено вану (королю), аристократия каждого пу имела собственных чиновников и управляла своей определенной территорией, т.е. пользовалась достаточной автономией. Несмотря на то, что ван, как представитель аристократии, обладал весьма значительной властью, такие важнейшие вопросы государства, как ведение войн и пр., решались на Совете, состоявшем из представителей аристократии каждого пу.

По мере расширения территорий и роста численности населения в целях повышения эффективности управления землями самостоятельность и власть аристократии сокращалась, и возникала необходимость подчинения ее вану на правах чиновничества. Таким образом, возникла система чиновно-аристократической централизованной власти. Из Трех государств переход к такой системе раньше всего произошел в Когурё, затем в Пэкче и в последнюю очередь в Силла; но к VI в. система во всех Трех государствах достигла примерно одинакового уровня.

Бюрократическая иерархия состояла из первого министра и чиновников различных рангов, причем в Когурё первого министра называли куксан (государственный министр), тэдэро и макниджи (манниджи), в Пэкче – чвапхён, в Силла – каккан или собальхан. Только в Пэкче существовала определенная система шести чвапхёнов, наделенных определенными обязанностями[1]. Бюрократическая структура Пэкче состояла из 22 государственных управлений кванбу – 12 в центре и 10 в провинции.

 

Изменения в бюрократической иерархии Когурё

 

Степень «Сань-го джи» «Чжоушу» «Суйшу» «Таншу» «Ханьюань»
  Санга Тэро Пхэджа Кочхуга Чубу Утхэ Сын Саджа Чои Сонин Тэдэро Тхэдэхён Тэхён Сохён Ыйхуса Чоджоль Тхэдэсаджа Тэсаджа Сосаджа Ёкса Есок Чорин Ёксаль Тхэдэхён Тэхён Сохён Тэро Ыйхуса Чоджоль Тхэдэсаджа Тэсаджа Сосаджа Ёкса Есок Чорин Тхэдэро Ульчоль Тхэдэсаджа Чои тудэхён Тэсаджа Тэхён Санвисаджа Чэхён Сосаджа Кваджоль Сонин Кочху тэга Тэдэро (Тходжоль) Тхэдэхён (Макхараджи) Ульчоль (Чубу) Тхэдэсаджа (Кальса) Чои тудэхён (Чунни чои тудэхён) Тэсаджа (Тэса) Тэхён (Хёльджи) Сувисаджа (Юса) Санвисаджа (Ыльса) Сохён (Сиджи) Чэхён (Ёксок) Кваджоль Пульгваджоль Сонин

 

Ниже Первого министра в иерархии располагались чиновники различных рангов, причем в Когурё в целом было 14 степеней (рангов), в Пэкче – 16, в Силла – 17. Эти чиновники делились на три крупные группы, различавшиеся цветом форменной одежды, так что по ней можно было выделить чиновников высших и низших рангов. Цель всего этого состояла в том, чтобы чиновники отличались от простого народа. В Пэкче, например, высшие чиновники носили шелковую одежду фиолетового цвета, чиновники средних рангов – красного цвета, а низшие чиновники – синего. В Силла была еще одна группа чиновников – самые низшие, которые носили желтые одеяния.

В системе управления Трех государств существовала одна особенная структура – институт коллективного обсуждения. В Когурё при назначении первого министра тэдэро его кандидатура выдвигалась собранием аристократии (га), а все важнейшие государственные дела решались на собрании аристократов, имевших чин старше 5-го ранга или чин чои тудэхён. В Пэкче первого министра выбирали на собрании аристократии, заседавшем вокруг большой скалы под названием Чонсаам. В Силла существовало собрание Квабэк, где в качестве председателя выступал первый министр сандэдын, а членами собрания были тэдын из сословия чинголь («истинная кость»). В этом собрании закрепилась традиция решать все важнейшие государственные дела единогласно. Полагают, что заседания собрания Квабэк проходили в четырех так называемых «священных землях»: Чхонсонсан в восточной части Кёнджу, Пхиджон в западной части, Оджисан в южной части и Кымгансан в северной. Кроме того, существовало место собраний, называвшееся Намдан. Такая система коллективных решений свидетельствует о том, что в тот период в Корее существовала аристократическая демократия. Впоследствии в эпоху Чосон также существовало коллективное обсуждение государственных дел на совещании министров в Ыйджонбу, что можно считать продолжением традиции Трех государств.

 

Шесть министров чвапхён и 16 чиновных степеней Пэкче

 

Чиновные степени Цвет одежды
1 – чвапхён (нэсин чвапхён, нэду чвапхён, нэбоп чвапхён, виса чвапхён, чоджон чвапхён, пёнгван чвапхён) 2 – тальсоль, 3 – ынсоль, 4 – токсоль, 5 – ьхасоль, 6 – нэсоль   Фиолетовый
7 – чандок, 8 – сидок, 9 – кодок, 10 – кидок, 11 – тэдок Красный
12 – мундок, 13 – мудок, 14 – чвагун, 15 – чинму, 16 - кыгу Синий

 

С другой стороны, в Трех государствах существовала и местная административная организация. В прошлом родоплеменные вожди правили самостоятельно в так называемых «малых государствах», однако по мере возрастания они превратились в крепости или деревни, и по примеру административной системы китайского типа стали называться «округами» (кун) или «уездами» (хён). В эти местные административные единицы назначались правители, причем в Когурё они назывались чхорё кынджи или тоса, в Пэкче – кунджам (окружные начальники), в Силла – кунтхэсу; а вообще местных правителей называли сонджу (начальник крепости) или чиджу (управитель земель). Однако это не означало, что местные администраторы назначались во все уезды и округа: их направляли только в наиболее крупные, а в мелких округах и деревнях автономно действовали местные силы, полномочия которых признавались центром. Поэтому население этих земель только косвенно пребывало под властью государства, и зависимость от него была невелика. Это означало, что централизация в государстве была не вполне последовательной.

По мере возрастания размеров территорий Трех государств появлялись более крупные, чем уезды, местные административные единицы. Так, в Когурё существовали пять пу (частей), в Пэкче – пять пан (концов)[2], в Силла – области чу, и туда центральное правительство направляло администраторов, которые в Когурё назывались ёксаль, в Пэкче – паннён, в Силла – кунджу (военачальник). В столице государства тоже существовало административное деление на пять пу (частей) в Когурё и Пэкче и шесть пу [3] в Силла.

Следует обратить внимание на то, что местная администрация Трех государств представляла собой одновременно и военную администрацию. Сонджу (начальники крепостей) и стоящие выше местные администраторы являлись и командующими находящихся там войск. Так, в Силла войска, размещенные в шести областях (чу), назывались юкчон («шесть частей») и находились под командованием военачальника из сословия чинголь; они составляли ядро обороны государства. Кроме того, существовали профессиональные войска, сформированные из мобилизованных солдат, называвшиеся содан. Верховным главнокомандующим войск, естественно, был ван, поэтому во многих случаях он во главе войск непосредственно принимал участие в сражениях, и в этом отношении положение в армии отличалось от того, каким оно стало впоследствии в периоды Корё и Чосон.

В Трех государствах войска служили не только для обороны государства, но и для поддержания контроля и подчас оказания давления на местное население, и этим Три государства отличались от Чосона, где существовало мягкое гражданское управление.

В период Трех государств даже несовершеннолетние юноши были организованы в воинские объединения и получали как нравственное воспитание, так и военную подготовку. Такие объединения в Когурё назывались сонби (сонин или сонбэ), в Пэкче – суса, в Силла – хваран [4]. Таким образом, в период Трех государств воспитывались выдающиеся молодые воины, которые во время войн отличались беспримерными подвигами. К числу этих людей относились Садахам, Кванчхан, Ким Юсин в Силла, Хыкчхи Санджи в Пэкче и другие.

 

Сословно-классовая структура

 

В период Трех государств существовал принцип, согласно которому все земли и население страны находились под властью государя. Этот принцип, появившийся уже в «Шуцзине» («Книге исторических преданий»), означал, что слуги государя (чиновники) не могут произвольно превращать в частную собственность ни земли, ни население. Однако в действительности аристократия владела землями и крестьянами, которых приобретала еще в период городов-государств, а сотни и тысячи военнопленных они превращали в своих крепостных (ноби). Также аристократы часто получали от государства во владение целые уезды под названием сигып – «кормовых округов».

С помощью этих богатств аристократы пользовались различными политическими привилегиями, которые передавались по наследству их потомкам. Хотя с усилением централизации они постепенно становились чиновниками, подконтрольными монарху, они не были лишены своих привилегий. Поэтому период Трех государств рассматривается как период господства аристократического сословия.

Прежде всего, крупная аристократия в большинстве своем проживала в ванской столице (вангён), так что в целом жители столицы составляли господствующий класс. Однако и аристократы, в зависимости от степени влияния, различались по категориям и были ограничены в правах. Так, в Когурё высшая аристократия, состоявшая из представителей ванского рода или рода его супруги, называлась кочхуга, и только ее представители могли подняться до самой высокой из 14-ти степеней в чиновной иерархии. Остальные аристократы, называвшиеся тэга или сога, не могли достичь высшей чиновной степени.

В Пэкче, как отмечалось выше, аристократия состояла из восьми фамилий, среди которых только Пуё (род ванской семьи), Чин и Хэ (род супруги вана) могли занимать высшие посты в центре и стояли во главе администрации 22 округов Тамно. В Силла система кольпхум представляла собой систематизированную сословную организацию «костей», по которой в зависимости от кровного родства устанавливалась степень различия людей в политической и повседневной жизни. Согласно этой системе, среди столичной аристократии наивысшее положение занимали представители сонголь – «священной кости», куда входили чиновники из ванского рода Ким. Все ваны в Силла происходили только из «священной кости», но это сословие исчезло во времена вана Муёль. Аристократия чинголь («истинная кость») вначале состояла из представителей рода Ким, которые не могли стать правителями, но после исчезновения сословия сонголь ваны стали выдвигаться из сословия чинголь. То, что впервые ваном Силла стала женщина-ван Сондок (632-647 гг.), объяснялось тем, что в сословии сонголь не было наследников мужского пола.

 

Сословия («кости»), чины и должности Силла

 

Сословия-«кости» (цвета одежды) Чины Столичные должности Провинциальные должности
чинголь юктупхум одупхум садупхум Чунсирён Сиран-кён Тэса Саджи Са Тодок Сасин Чуджо Кунтхэсу Чанса Сажэса Сосу Хённён
фиол.       1. Ибольчхан 2. Ичхан 3. Чапчхан 4. Пхаджинчхан 5. Тэачхан                    
  красн     6. Ачхан 7. Ильгильчхан 8. Сачхан 9. Кыппольчхан            
      син   10. Тэнама 11. Нама                    
        жёлт. 12. Тэса 13. Саджи                          
14. Кильса 15. Тэо 16. Соо 17. Чови                          

 

Кроме ванского рода Ким, в сословие чинголь вошли родственники прежних ванов и их жен из рода Пак, а также новые представители рода Ким из правящей династии бывшего Кымгван Кая. Переход ванского рода в сословие чинголь означал то, что ваны стали выдвигаться из среды новой, расширившейся аристократии.

Ниже чинголь («истинной кости») располагались юктупхум (аристократия шестой степени, «шестиглавая»), одупхум (пятой степени, «пятиглавая») и садупхум (четвертой степени, «четырехглавая»). Юктупхум назывались также тыннан («обретшие трудности») и занимали следующее за чинголь место. Следующие за ними «трехглавые», «двуглавые» и «одноглавые» составляли низшие слои столичной аристократии, но впоследствии исчезли, сравнявшись с простолюдинами или рядовыми поданными (пэксон – «сто фамилий»). Поскольку пэксон имели фамилии, они отличались от общей массы крестьян.

Провинциальное население, очевидно, не входило в систему сословий кольпхум, однако деревенские старейшины чхонджу обладали таким же авторитетом, что и представители юктупхум, и, выступая в качестве помощников местных управителей, играли роль администраторов деревень, которые отвечали за мобилизацию рабочей силы и сбор податей.

Сословная система «костей» была тесно связана с системой чинов, поэтому представители чинголь имели право на высшие чиновные степени: ибольчхана или каккана. Представители юктупхум могли иметь чины до 6-й степени (до ичхана), одупхум – до 10-й степени (до тэнама), садупхум – только до 12-й степени (до тэса).

Система «костей» устанавливала определенные ограничения при назначении на ряд должностей. Так, должности начальников управлений, или министров (рён) могли занимать только представители сословия чинголь. Соответствующие когурёской категории кочхуга силлаские аристократы назывались кальмунван, и в их число входили только родственники вана и его супруги. В зависимости от принадлежности к определенному сословию различались размер жилища, цвет форменной одежды, численность повозок и лошадей и даже форма используемой посуды.

Какой же образ жизни вели провинциалы, не принадлежавшие к аристократическому сословию? И в провинции были влиятельные люди – чхонджу (деревенские старосты), причем они обладали внешними атрибутами, отличавшими их от столичных чиновников. Можно предположить, что они владели значительным количеством земли и крепостных ноби.

Ниже деревенских старост чхонджу находился значительный слой крестьян-собственников, владевших меньшими, чем старосты, земельными участками, причем юридически они считались простолюдинами (пхёнмин, янъин) и несли повинности в пользу государства в виде налогов (чосе), натуральных поставок и отработок, а также в виде воинской повинности. В Когурё при сборе налогов и продуктовых поставок единицей обложения считался солдат (инджон), т.е. налог устанавливался, исходя из количества военнообязанных (индусе, поголовный налог); причем и в других государствах положение было аналогичным. Впоследствии вместо подушного обложения размер налогов и поставок стали определять, исходя из имущественного положения. Сохранился интересный рассказ, связанный с исполнением простолюдинами воинских повинностей в государстве Силла. Во времена вана Чинпхёна молодой человек по имени Касиль пошел служить в пограничные войска вместо старого отца девушки из рода Соль, и после шести лет службы вернулся домой изнуренным и зачахшим. Хотя воинская повинность была весьма тяжкой обязанностью для простого народа, она был также путем к карьере для простолюдинов, имевших военные заслуги.

Ниже простолюдинов стояли бедняки, которые обрабатывали чужую землю или существовали за счет найма в батраки. Рассказывают, что когурёский ван Мичхон, до того, как занял престол, был наемным работником в доме человека по имени Ыммо, и днем он заготавливал хворост для топки, а по ночам обязан был пугать лягушек, чтобы они не квакали. Из этого сообщения мы узнаем, что в Когурё существовали наемные работники ёнмин. Учреждение в Когурё системы зернового кредита объяснялось стремлением облегчить тяжелую участь подобных бедняков.

К низшему слою населения относились так называемые пугок мин. Конечно, термин «пугок» («приниженные в правах поселения») встречается только в истории Силла, но можно предположить, что подобное явление существовало и в других государства Корейского полуострова. Представляется, что пугок населяли люди, которые в период войн сопротивлялись правящему классу и потерпели поражение, а также население, занимавшееся презираемыми профессиями (рыболовство, скотоводство и пр.). Эти люди несли более тяжелые повинности, чем обычные простолюдины, поэтому рассматривались как «подлый люд» (чхонмин), но, в отличие от ноби, не принадлежали своим хозяевам.

Самым низшим слоем населения были ноби, которые в Корее издавна назывались чон. Ноби становились военнопленные, убийцы, неоплатные должники и прочие преступники. Они составляли собственность аристократии и вели рабское существование, обрабатывая землю хозяев или прислуживая в домах. Так, в середине VI в. юный хваран Садахам за большие заслуги в покорении государства Тэ Кая получил в свое распоряжение 300 военнопленных и земельный участок; Ким Юсин обладал 6000 нобок (подневольных людей). Судя по этим фактам, каким количеством подневольных ноби владела аристократия того времени.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...