Появление людей Трех государств в Японии и распространение их культуры
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
По различным археологическим памятникам, а также по письменным сообщениям, начиная с «Нихон сёки» («Анналов Японии»), известно, что с доисторической эпохи корейская культура стала проникать в Японию, и до конца VII в. н.э. японская государственность и древняя культура Японии развивались под сильным влиянием корейцев и корейской культуры. Люди Пэкче и их культура находились в особенно тесной связи с японской древней историей, о чем нельзя умолчать и в истории Кореи. Принадлежащая к неолитической культуре японского острова Кюсю керамика Собата считается однородной с гребенчатой керамикой Кореи, а керамика Яёи, относящаяся ккультуре металла в Японии, развивавшейся примерно с III в. до н.э., достоверно подтверждает связи с корейской культурой гладкой керамики. Примерно в IV в. н.э. Япония вступила в т.н. эпоху гофун («эпоху древних могил»), и с этого времени на ее территории появляются погребения в форме больших округлых курганов. С эпохи «древних могил» зарождается единое государство. Хотя до сих пор местом возникновения древнейшего государства Японии считался район Нара вблизи Осака и Киото, однако на основе новейших археологических исследований установлено, что район Кюсю был наиболее быстро развивающимся, и только затем следовал район Нара, где около VI в. утвердилось государство Ямато. К VII в. в государстве Ямато процветала блестящая буддийская культура, известная как цивилизация Асука. В это время был построен буддийский храм Хорюдзи. В конце VIII в. столицу государства Ямато перенесли в район современного Киото. И с этого времени начинается период, называемый Хэйанским, который был переломным в японской истории, поскольку именно тогда освободившиеся от корейского влияния японцы стали создавать свою самостоятельную культуру.
Кем же были строители цивилизации на о. Кюсю? С периода неолита сюда перебрались многие жители корейского полуострова, причём это переселение усилилось в период Трёх Хан (Самхан) и в период Трёх государств (Самгук). Кажется, что большое число каяских людей переселилось в Японию в период, когда пэкческий ван Кынчхого завоевал южную часть Кая во второй половине IV в., а силлаский ван Попхын присоединил Кымгван Кая в первой половине VI в. Затем когда под давлением Когурё Пэкче перенесло свою столицу сначала в Унджин, а затем в Саби, часть жителей Пэкче переселилась на Кюсю. В современных топонимах о. Кюсю довольно часто встречается слово «Кара», что означает Корея, а в названии города Кумамото явно прослеживается название Унджин, что иероглифически означало «медвежья бухта» (название пэкческой столицы). Кымганман (Кагосиман) южной части Кюсю тоже напоминает Кымган в Кёнджу; кроме того, на территории Кюсю много археологических памятников корейского происхождения. Район Нара, где впоследствии процветала культура Асука, имел тесные связи с Кая и Пэкче, но особенно тесными связи Пэкче и Японии стали с конца IV в. под давлением экспансии Когурё на юг. Среди лиц, имевших большое политическое влияние в Японии IV-VII вв., были роды Ая (Хан), Хатха (Чин), а также Сога и другие, причём все они были корейцами, перебравшимися с полуострова. Род Хатха, приобретший огромное богатство и влияние благодаря шелководству и ткачеству, был строителем храма Хорюдзи, где водружена статуя Майтрейи (Мирык панга саюсан), являющаяся главным национальным сокровищем Японии. Перевод столицы в 794 г. из Нара в Киото Небесным императором Камму (781-796 гг.) также был осуществлён при финансовой поддержке рода Хатха. Род Сога, потомки Монна Гынджа – пэкческого полководца, завоевавшего Кая в правление вана Кынчхого, в течение ста лет (VI-VII вв.) фактически господствовал в Японии.
Самый первый в Японии буддийский храм Асукадзи был построен в конце VI в. одним из представителей рода Сога (Сога-но Умако)[15]. Могила Умако около храма Асукадзи, представляющая собой каменную площадку в форме большого мегалита, сохранилась до наших дней. Пэкческий правящий род, начиная примерно с IV в., начал устанавливать брачные отношения с японским императорским домом. Были случаи, когда пэкческий наследный принц женился в Японии, а затем по возвращении на родину становился ваном, а пэкческие принцессы, выданные замуж в Японию, становились матерями японских наследников престола. Так устанавливалось кровное родство между монархиями двух государств. В числе принцев, родившихся в Японии или вернувшихся после пребывания там, чтобы занять престол Пэкче, первым был ван Чонджи (405-420), затем ван Тонсон (479-501) и ван Мурён (начало VI в.). В начале VII в. сын пэкческого вана знаменитый принц Аджва нарисовал портрет Сётоку Тайси. Мать императора Камму, который в конце VIII в. перевел столицу в Киото, также была пэкческого происхождения. Такое сближение двух государств привело, в частности, к тому, что в период кризиса в Пэкче из Японии посылали войска, чтобы оказать ему помощь, а правящий класс Пэкче направлял в Японию большое число ученых и первоклассных мастеров, которые возглавляли там культурное строительство. В «Нихон сёки» упоминается большое число имен пэкческих выходцев, приехавших в Японию в IV-VII вв. В середине IV в., в правление вана Кынчхого, в Японию был послан Аджикки, который преподавал японскому наследнику китайскую грамоту, а затем ученый (пакса) Ван Ин преподавал наследнику сочинения конфуцианских классиков и китайскую историю. Пэкческий ван Кынчхого в 24 году правления (369 г.) повелел своему сыну поднести в подарок японскому правителю семизубчатое метательное копье (чхильджидо), сделанное пэкческими мастерами. Это оружие причислено к национальным сокровищам и в настоящее время хранится в храме Иси-но Ками в г. Тэнри[16]. В 463 г. в правление вана Кэро художник Ин Сара внес большой вклад в развитие японской живописи, а мастер Чон Аннагым обучил японцев технике изготовления шелка. В середине VI в. в правление вана Мурёна Тан Янъи (513 г.) и Ко Анму (516 г.), прибыли в Японию для распространения конфуцианских знаний.
В первой половине VI в. в правление вана Сон специалисты по Пятикнижию (огён пакса) Ма Джонан, Мун Хюмана (544 г.), Тонсон Чаон (547 г.), Тонсон Чамакко (554 г.), Ли Югви (554 г.) прибыли в Японию для распространения конфуцианских знаний, Нори Сачхиге – знаний о буддизме, Ван Босон (544 г.) и другие – знаний об астрономии и календарной системе. В Пэкче год уже измеряли в 365,2467 дня, месяц – в 29,3058 дня, что свидетельствует о высоком уровне развития астрономии. Во времена вана Видок в 554 г. в Японию направили 4 музыкантов, в 577 г. послали буддийские книги, а также направили законоведов, проповедников, скульпторов, архитекторов и других специалистов, в 584 г. – изображение Будды, в 588 г. – проповедника (сыннё), мастеров-строителей, кровельщика (нобан пакса), мастера по изготовлению черепицы и художников. Воздвигнутый в 592 г. родом Сога храм Асукадзи (или Хорюдзи) был возведен руками этих мастеров. Затем, в 597 г. принц Аджва нарисовал портрет наследного принца Сётоку (Сётоку Тайси). Во времена расцвета буддизма в начале правления вана Му в первой половине VII в. проповедник Кваннык передал в Японию книги, посвященные астрономии, географии, магии и гаданиям; специалист по календарям Ван Дорян, врач Ван Юрынтха, фармацевты Пан Янпхун, Чон Ютха и другие внесли значительный вклад в развития японской медицины. Музыкант по имени Маджира открыл в Японии школу по обучению музыке и танцам. Культура Асука, открывшая золотой век в японской буддийской культуре VII в., была создана руками выходцев из Трех государств, прежде всего, Пэкче. В храмах Хорюдзи и Сёсёэн в Нара и Корюдзи в Киото во множестве представлены памятники культуры, считающиеся национальными сокровищами Японии, причем большая часть их была изготовлена выходцами из Кореи, как, например, японское национальное сокровище №1 из храма Хорюдзи – деревянное изображение Будды Майтрейи (Мирык панга саюсан), или изображение пэкческой Гуаньинь и яшмовая ниша для статуи Будды. Яшмовая ниша считается шедевром искусства, соединившим в себе художественное ремесло, живопись, скульптуру и архитектуру.
С падением Пэкче в 660 г. и поражением движения за возрождение Пэкче в союзе с японцами тысячи представителей правящего слоя Пэкче переправились в Японию, причем они селились в основном в районе префектуры Сига. Сейчас в уезде Камао префектуры Сига сохранились храмы и каменные пагоды, возведенные выходцами из Пэкче, среди которых было немало правительственных чиновников, сделавших в Японии карьеру и внесших свой вклад в формирование японской государственности. Хотя Пэкче внесло наибольший вклад в формирование в Японии высокой художественной культуры, заслуги Когурё и Силла в этом тоже велики. В 21 году правления вана Ёнъяна (610 г.) выходец из Когурё Тамджин прославился тем, что расписал стены храма Хорюдзи золотыми изображениями Будды (кымдан пёкхва). Он привез в Японию пять конфуцианских книг (уцзин), а также искусство изготовления бумаги, туши и зернотерки. Полагают, что впоследствии в 5 году правления вана Ёнъю (622 г.) Ка Соиль и другие создали занавес с изображением сцен из жизни небожителей (Чхонсугук суджан), известный как древнейший в Японии памятник декоративного искусства. Позже когурёский священник (сыннё) Хеджа стал наставником наследного принца Сётоку, а Хегван и другие стали родоначальниками японской буддийской секты Самнонджон (Санронсё). Кроме того, Когурё передало Японии искусство врачевания и фармацевтики. Хотя из-за плохих отношений культурные обмены между Японией и Силла были весьма ограниченными, источники сообщают, что из Силла в Японию пришло искусство судостроения, строительства плотин и изготовления керамики, а также знания по медицине, фармацевтике, музыке, искусство ваяния изображений Будды и др. Кроме того, на территории Кинаи в Японии (современный район Осака, Киото и Нара), а также на территории Канто (вблизи Токио), в центральном районе (Идзумо, Ота) и др. находят огромное количество памятников культуры, созданных людьми Трех государств. Однако мы не будем подробно останавливаться на них. Через 130 с лишним лет после падения Пэкче, в 794 г. японский император Камму перенес столицу государства из Нара в Хэйан (современный Киото). Как говорилось выше, матерью императора Камму была пэкческая принцесса, и при переносе столицы финансовую поддержку императору оказывал род Хата, происходивший из Пэкче. Представляется, что гибель Пэкче способствовала пробуждению самосознания и стремления к возрождению среди японцев пэкческого происхождения, поэтому японцы хэйанского периода не могли испытывать теплых чувств к Силла, поглотившему Пэкче. Поэтому в целях самовозвеличения Япония фальсифицировала историю Пэкче и представила его историю как собственную в хронике «Нихон сёки». Считается, что это сочинение было написано в 720 г., однако существуют мнения, относящие ее к началу X в.
«Нихон сёки» состоит из двух частей, первая из которых называется «Синтайки»(«Записи эпохи богов»), а вторая – «Тэнноки» («Записи эпохи императоров»). В «Синтайки» содержатся многочисленные мифы о создании японского государства небесными духами, прежде всего, Аматэрасу Омиками, и таким образом был мифологизирован процесс создания японского государства выходцами с Корейского полуострова. В «Тэнноки» представлена история 42 императоров, от Дзимму (660 г. до н.э.) до Дзито (697 г. н.э.), однако до IV в. н.э. государства в Японии не существовало, поэтому бóльшая часть раннего периода «эпохи императоров» также является вымыслом. История с IV в. н.э. содержит немало подлинных исторических фактов. Однако превращение пэкческой истории в Японскую привело к тому, что деяния пэкчесцев часто записывались как деяния японцев, например, запись об учреждении Японией округа Мимана на территории Кая в IV-VI вв., запись о том, что Япония получала дань от Трех государств, или о том, что люди Трех государств переходили в японское подданство, тогда как на самом деле все происходило наоборот. Таким образом, следует отличать истинные исторические факты от искаженных, записанных в «Нихон сёки» и в этом свете воспринимать историю корейско-японских отношений в древности. [1] Нэсин чвапхён оглашал народу указы вана, нэду чвапхён ведал финансами, нэбоп чвапхён – церемониями, виса чвапхён – охраной дворца, чоджон чвапхён – судом и наказаниями, пёнгван чвапхён – военными делами. [2] В период, когда столица Пэкче располагалась в Саби, пять концов (пан) и центральная часть страны Обансон делились на следующие районы: Тонбансон (Восточный, на территории совр. Нонсана), Собансон (Западный, в районе совр. Порёна), Намбансон (Южный, район совр. Намвона), Пукпансон (Северный, район совр. Конджу), Чунбансон (Центральный, район совр. Чоныпа). [3] Шесть частей (пу) Силла назывались также тхакпхён и носили следующие названия: Кымнянбу, Сарянбу, Морянбу, Понпхибу, Ханджибу, Сыппибу. [4] Рассказывают, что хвараны совершали путешествия по знаменитым местам родной страны (мёнсан тэчхон – знаменитые горы и великие реки), учились танцевать и петь песни с пожеланиями мира и спокойствия стране, получали военную подготовку, а также обучались принципам морали, изложенным монахом Вонгваном в труде «Сесок оге» («Пять принципов поведения в свете»). Пять принципов представляли собой следующее: быть верным государю, быть почтительным к родителям, хранить верность друзьям, не отступать в бою, не причинять вреда живому. [5] В качестве примера хянга, написанного на иду (хянчхаль) можно привести следующую фразу из песни «Тосольга», сочиненной монахом Вольмёном: «Ты прямодушен». Фраза написана иероглифами, которые не связаны по смыслу, но по звучанию передают соответствующие члены предложения. [6] Ли Чхадон из рода Пак был сыном кальмунвана Сыппо. Когда прибывший из Когурё монах Адо проповедовал буддизм, все аристократы возражали против этого и возненавидели Ли Чхадона, защищавшего его, и он был казнен. Согласно рассказам, из отрубленной головы Ли Чхадона потекла белая кровь, и тогда пораженные этим люди признали буддизм. Для того, чтобы добиться милости Ли Чхадона, в храме Пэннюльса в Кёнджу была воздвигнута каменная колонна (соктан). [7] Согласно древнеиндийским представлениям, «священный государь с колесницей» воплощал в своем теле 32 образа и при восшествии на престол получал от небожителей сокровище-колесо (оружие в виде колеса), с помощью вращения которого он завоевывал вселенную. Сокровища-колеса различались на золотое (кор. кымюн), серебряное (ынюн), медное (тонюн) и железное (чхольюн). [8] На празднествах Пхальгванхве зимой устраивались жертвоприношения Небу и духам знаменитых гор и рек. В Корё в этих празднествах участвовали иностранные послы. Во время празднества Пхальгванхве внимание акцентировалось на соблюдении «восьми предостережений»: не убивать живое, не развратничать, не воровать, не пьянствовать, не предаваться роскоши, не увлекаться развлечениями, не садиться на высокие места (не стремиться к высоким должностям), не мошенничать. [9] Бодхисаттва Майтрейя, получив обещание стать в далеком будущем Буддой, поднялась на третье небо Тосольчхон (санскр. Тусита-дэва) и, обучив там все живые существа буддийской вере, через 5 млрд. 670 млн. лет после смерти Будды Шакьямуни снова появится в этом мире под деревом драконьего цветка (ёнхвасу), растущего в саду Сыннимвон, и принесет спасение всему живому. [10] Храм Хваннёнса находился в квартале Кухванни города Кёнджу. Его строительство заняло почти целое столетие, судя по тому, что в 27 году правления вана Чинхына. (566 г.) было завершено строительство храма, а в 14 году правления женщины-вана Сондок (645 г.) была возведена 9-тиэтажная пагода. Шестисаженное изображение Будды (Чаннюк чонсан), установленное в этом храме в 35 году правления вана Чинхына (574 г.), статуя Будды высотой в 1 тян и 6 чхок и дарованный Небом в 1 году правления вана Чинхына яшмовый пояс представляли собой Три Сокровища государства Силла. [11] Согласно «Самгук юса» («Забытым деяниям Трех государств»), девять этажей пагоды означали, что посланцы девяти стран поставляли дань. Первый этаж олицетворял Японию, второй – Китай, третий – Уюэ (Вьетнам), четвертый – Тханна (Тхамна, т.е. Чеджудо), пятый – Ынъю (Иню), шестой – Мальгаль (Мохэ), седьмой – Тангук (кидани), восьмой – Ёджок (Нюйди), девятый – Емэк. [12] Храм Пунхванса находился в современном квартале Куханни г. Кёнджу, и там когда-то жил священник Вонхё и находилось изображение бодхисаттвы Гуаньинь, нарисованное художником Сольго. Во времена вана Кёндок там находилось статуя бодхисаттвы Якса ёрэ («Исцелителя»), на литье которой было потрачено 36700 кын меди, однако она не сохранилась до наших дней. [13] Для сравнения, в Египте в г. Гиза насчитывается более 80 пирамид, среди которых наиболее крупной является пирамида фараона Хуфу (Хеопса), ширина основания которой составляет 110 м, а высота 146,6 м. По своим размерам когурёские пирамидальные курганы не сравнимы с египетскими. [14] В период династии Ли (Чосон) изображения четырех духов помещались не в постоянной гробнице монарха, а только на стенах временного помещения для хранения гроба (чхангун). Изображения четырех духов встречаются в книге «Кукчан тогам ыйгве» («Памятные записи Управления государственных похорон»). [15] В период, когда Сога-но Умако строил храм Асукадзи, пэкчесский ван Видок в 35 году правления (588 г.) направил в Японию специалиста по ваянию статуй Будды, мастеров по строительству верхушек пагод, по изготовлению черепицы, кузнецов и др. Сообщается, что при водворении изваяния Будды в пагоду в церемонии участвовали более ста человек из рода Сога в пэкчесском одеянии. [16] На лицевой и оборотной стороне копья чхильджидо имеются надписи, содержание которых было выявлено при помощи рентгеновских лучей. Надпись на лицевой стороне гласит: «В 16 день пёно (чоняниль) 9 месяца 4 года Тхэхва (япон. Тайка) изготовлено чхильджидо из стали, подвергшейся стократной закалке. Это копье может поразить множество вражеских воинов. Поэтому следует раздать Вашим князьям». Надпись на оборотной стороне гласит: «Никогда прежде не было такого копья, как это. Поэтому наследник Пэкче Кисэн Сонын изготовил его для сиятельного вана Вэ». Для поклонения камню, возле которого было найдено чхильджидо, там поставили храм (сингун) – храм Иси-но Ками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|