Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Усиление бюрократической системы централизованного государства




Общество и культура позднего периода Силла

Усиление бюрократической системы централизованного государства

 

Значительное расширение территории и увеличение населения после объединения Когурё и Пэкче с государством Силла вызвало значительные перемены во всех областях политической, экономической, социальной и культурной жизни. Сами силласцы назвали это объединение «объединением Трех Хан» (ильтхон самхан). В «Самгук саги» («Исторических записях Трех государств»), составленных в эпоху Корё, не акцентировалось внимания на значении объединения, но подчеркивалось, что период от правления вана Тхэджон Мурёля до правления вана Хегона, в отличие от раннего периода Силла назвался средним, а в «Самгук юса» («Забытых деяниях Трех государств») этот период назван хаго («поздняя древность») в отличие от предшествующего чунго («средняя древность»). Эти рассуждения объединяет утверждение о том, что этот период был важным и переломным в истории Силла.

Можно предположить, что важнейшее изменение в период Позднего Силла состояло в том, что в связи с ослаблением сословного деления на «кости» происходило усиление бюрократической системы централизованного государства. Появилась необходимость включения в правящий класс Силла аристократии завоеванных государств Когурё и Пэкче, а для утверждения бюрократической системы ее надо было подкреплять конфуцианскими идеями государственного управления, что еще более усилило конфуцианскую систему образования.

Еще до объединения Трех государств, в первом году правления женщины-вана Чиндок (651 г.) с учреждением специального органа по выполнению монарших указов Чипсабу во главе с сандэдыном (первым министром, представлявшим высшую аристократию кольпхум) влияние сандэдына не только не выросло, а, напротив, уменьшилось, а власть вана и его чиновников возросла. После этого ванном впервые стал представитель сословия чинголь – ван Тхэджон Мурёль (Ким Чхунчху, 654-661 гг.), который подавил мятеж представителя аристократии сандэдына Пидама и занял престол после острой борьбы с сандэдыном Альченом. Только после этого его прямые потомки стали наследовать престол, и власть монарха стабилизировалась. После этого была упразднена традиция называть младших братьев вана кальмунванами в знак их особых привилегий, и, упразднив титул «ван» буддийского происхождения, была введена система посмертных титулов вана сихо по китайскому образцу. Ван Мурёль женился на сестре полководца Ким Юсина, представлявшего новый род Кимов каяского происхождения, что символизировало конец эпохи, когда ваны женились на женщинах из рода Пак.

С объединением Силла вместо консервативных сил сонголь («священная кость») утвердилась власть сословия чинголь («истинная кость») и каяских Кимов, однако усиление ванской власти привело к ослаблению привилегий сословия чинголь, и вместо него силой, поддерживавшей ванскую власть, стало сословие юктупхум, занимавшее более низкое положение. Ван Мунму (661-681 гг.), завершивший объединение страны, воспринял учение буддийского проповедника (тэса) Ыйсана о том, что основой спокойствия государства является настроение народа (минсим), и стремился проводить мягкую политику «культурного управления», что отразилось в его посмертном титуле Мунму (мун – «культура»). Следующий ван Синмун (681-692 гг.) последовательно ликвидировал влияние аристократических родов[1], а для того, чтобы усилить значение конфуцианского образования, во 2 году правления (682 г.) ван Синмун учредил Государственную школу Кукхак, а в 5 году правления (685 г.) ввел новую систему местной администрации в виде девяти областей чу [2] и пяти малых столиц согён [3].

Девять чу были образованы путём включения по три чу с территории Силла и бывших Когурё и Пэкче. Пять малых столиц согён были учреждены на важных в военном и административном отношении территориях и служили для дополнения территориальной ограниченности территории Кёнджу; в них проживала часть столичной и провинциальной аристократии, что способствовало как расселению аристократии, так и контролю над важнейшими территориями. Таким образом, пять малых столиц стали политическими и культурными центрами после Кёнджу.

Чу подразделялись на 117 округов кун и 293 уезда хён, в которые из центра назначались администраторы в званиях тхэсу и хённён, а также чиновники-контролёры в звании весаджон, которым поручался надзор за территориями. Но администраторы направлялись только в важнейшие округа и уезды, а в остальных округах и уездах осуществлялось косвенное управление.

В рамках округов и уездов существовали деревни чхон, которыми автономно под контролем местных администраторов округов и уездов управляли деревенские старосты чхонджу из числа влиятельных местных людей. Кроме того, помимо округов и уездов существовали во множестве низшие (приниженные) административные единицы под названием хяньи пугок, на которые не распространялось непосредственное государственное администрирование.

В девять областей направлялись в качестве администраторов конджу (военачальники), однако в правление вана Мунму они были переименованы в чхонгван (управители). При этом были ослаблены их военные функции и усилена их административная роль. При ване Вонсон чхонгваны по образцу Танского государства были переименованы в тодок (губернаторы).

В правление вана Синмуна были преобразованы и центрально-административная, и военная система. Существовавшая до объединения система пяти ведомств пу (Вихвабу – Ведомство чинов, Чханбу – Ведомство казны, Ребу – Ведомство церемоний, Пёнбу – Военное ведомство, Рибанбу – Ведомство местного управления) была преобразована по образцу шести ведомств Китая. Были упразднены военные части периода до объединения под названием «шести крепостей» (чон); вместо этого центральные войска были переформированы в девять частей (содан, «знамен»), а провинциальные войска были увеличены до десяти крепостей (чон)[4]. По тому, что девять содан [5] были сформированы на землях, включающих территорию бывших Когурё и Пэкче, а также племен мальгаль, можно судить о том, что эти преобразования были связаны с введением административного деления на девять чу.

Ван Синмун, осуществляя экономические реформы, в 7 году правления (687 г.) произвел раздачу чиновникам земельных наделов кваллёджон, с которых они имели право собирать только поземельную ренту (чо), а в 9 году (689 г.) была отменена система жалованных округов ногып, при которой чиновникам не только разрешали взимать ренту, но и обязывали крестьян выполнять в их пользу трудовые повинности. Это было сделано для того, чтобы помешать чиновникам превращать крестьян в лично зависимых[6].

Согласно «Самгук юса», ван Синмун в память о своем отце ване Мунму построил на морском берегу около Кёнджу храм Камынса и впоследствии получил от дракона Восточного моря священную флейту Манпха сикчок («усмирительница десяти тысяч волн»), при звуках которой отступали вражеские войска, излечивались больные, стихал ветер и начинался долгожданный дождь, поэтому эта флейта считалась государственным сокровищем. Эту легенду вместе с мифом о том, что ван Мунму был похоронен на огромной скале в Восточном море, чтобы стать драконом-покровителем государства, следует рассматривать как отражение тенденции к укреплению ванской власти после объединения страны, выраженной в формуле куктхэ минхан («великое государство и народное благоденствие»).

В VIII в. с восшествием на престол вана Сонъдок (702-737 гг.) еще более укрепилась ванская власть и усилилась конфуцианская политика. В 16 году правления вана Сонъдок (717 г.) в конфуцианской Государственной школе, учрежденной при ване Синмуне, были размещены привезенные из Танской империи портреты Конфуция, десяти мудрецов (чхоль)[7] и 72 учеников Конфуция. Таким образом фактически подчеркивался конфуцианский характер этого учебного заведения.

Во времена вана Кёндок (742-765 гг.) Государственная школа Кукхак была переименована в Тхэхаккам («Высшее учебное заведение»), где ученые (пакса) и их помощники (чогё) обеспечивали воспитание учащихся в духе конфуцианства, причем предметы преподавания, среди которых главными считались «Лунь Юй» («Беседы и суждения») и «Сяоцзин» («Трактат о почитании старших»), а на выбор предлагалось изучать пять классических произведений (уцзин) и «Вэньсянь» («Избранные труды»), делились на три отделения ква [8]. Это свидетельствует о большей специализации конфуцианского образования по сравнению с предшествующим периодом. В правление вана Кёндок названия столичных чинов и местных округов и уездов были переименованы по китайскому образцу. Например, Сабольджу было переименовано в Санджу, Вансанджу – в Чонджу, и т.д.

В правление вана Кёндок в связи с мятежами аристократии наблюдались и консервативные тенденции, что видно на примере строительства в 10 году правления вана Кёндок (751 г.) гигантского храма Пульгукса из 2000 помещений, осуществленного при поддержке государства, или упразднения чиновных земель в 17 году вана Кёндок (757 г.) и возрождения так называемых «жалованных округов» ногып.

В конце VIII в. в правление вана Вонсон (785-798 гг.) произошли значительные перемены в чиновно-должностной системе. На основе установленной ранее специализации в системе конфуцианского образования (три отделения в Тхэхаккаме) в 4 году правления вана Вонсон (788 г.) была установлена система государственных экзаменов токсо сампхумгва («трехступенчатые экзамены по чтению»). Путем подразделения кандидатов на три уровня образованности (в чтении книг) стали отбирать чиновников на государственные должности, причем знатоки Пятикнижия (уцзин), трех историй (саньши) и трудов 100 учеников Конфуция становились чиновниками вне очереди. Это знаменовало переход от прежней системы отбора чиновников по сословиям кольпхум и по успехам в военном искусстве к бюрократической системе гражданских чиновников, в которой главным критерием отбора стал уровень конфуцианского образования. В течение примерно 150 лет с объединения страны в середине VII в. до конца VIII в. государство Силла значительно изменилось как централизованное бюрократическое государство путем установления конфуцианской государственной системы китайского типа, однако аристократическое общество Силла еще не до конца избавилось от сословной системы кольпхум и ограниченности буддийской религии.

 

Жизнь аристократии

 

Испокон веков аристократия Силла, и прежде всего лица, имевшие большие военные заслуги, получали от государства различные экономические привилегии, такие как «кормовые округа» (сигып) на своей родине. Округа сигып давались определенным лицам с правом взимать ренту и различные натуральные поставки, например, Ким Юсин, имевший огромные заслуги в объединении страны, получил в качестве сигып 500 дворов и земли площадью в 500 кёль, а также пастбища (мокча) в шести районах. Ким Инмун получил в кормление 300 дворов, и т.д.

Обычные чиновники не получали жалования, вместо которого им выдавались определенные участки земли с правом сбора ренты и использования рабочей силы населения, жившего там. Эти территории назывались «жалованными округами» (ногып).

После объединения, когда были ограничены привилегии аристократии, и проводилась политика бюрократизации управления страной, предметом реформирования стали и жалованные округа ногып. В 7 году правления вана Синмуна (687 г.) чиновникам стали раздавать т.н. «чиновные поля» (кваллёджон), владельцам которых предоставлялось право собирать с них поземельный налог, а затем в 9 году правления вана Синмуна (689 г.) ликвидация жалованных округов ногып была связана со стремлением запретить их владельцам пользоваться рабочей силой людей, сидевших на их земле, что означал серьезное ограничение привилегий чиновников.

Сообщается, что в 21 году правления вана Сонъдок (722 г.) была произведена раздача «солдатских полей» (чонджон). Хотя трудно понять детали этих земельных раздач, ясно, что лица, несшие воинскую повинность, получали обрабатываемую землю за службу, а государство собирало с этих земель ренту, однако с истечением срока военной службы государство передавало солдатам эти участки (не требуя платить ренту). «Солдатскими полями» всегда владели крестьяне, и в данном случае государство как бы заново признавало за ними право владения, а безземельным крестьянам выдавали пустоши на территории государственных земель.

Раздачи наделов кваллёджон и чонджон, которые реализовывали политику регулирования распределения богатств при посредстве государственной власти, хотя и не имели большого успеха, были началом земельной реформы, которая нашла продолжение в период Корё в системе чонсиква («наделения полями и пустошами») и в законе о земельных наделах (Кваджонпоп) периода Чосон.

Идеологической основой земельной реформы в Силла было представление о том, что вся земля в государстве является ванской (идея «государевой земли», вантхо сасан), которая, в свою очередь, основывалась на «Шуцзине» («Книге исторических преданий»), где говорится, что «вся земля Поднебесной является государевой землей, а все население Поднебесной составляют слуги государя». Это означало не то, что все земли и все население были собственностью правителя, а только то, что они являлись общим достоянием, которым официально распоряжался государь. Так идея «государевой земли» в то время, когда структура государственной собственности была исторически разнообразной, стала идейной основой земельных преобразований, проводимых государством путем перераспределения земли[9].

Однако прогрессивная земельная система, действовавшая с конца VII – начала VIII вв., не просуществовала долго и в 16 году правления вана Кёндок (757 г.) были упразднены чиновные земли и восстановлена система жалованных округов, а «солдатские поля» чонджон сохранились только по названию. Это свидетельствует о том, что под влиянием противодействия аристократии общество снова вернулось к консервативной системе.

С течением времени с укреплением аристократии ванская столица Кёнджу превратилась в роскошный город, полный развлечений. Согласно «Самгук юса», Кёнджу IX в. имел протяженность в 50 ли, которые были застроены 1360 кварталами (пан) с населением около 180 тысяч дворов[10]. Кёнджу и его окрестности отличались не только плотностью население, но и тем, что там «не было ни одного жилья под соломенной кровлей, все дворы были ограждены стенами, а звуки песен наполняли улицы и не прекращались ни днем, ни ночью». Имеется сходная запись о том, что «в доме министра не прерывалось жалование (т.е. оно было наследственным), у него работало 3000 молодых рабов (нодон), и этому соответствовало число вооружения крупного рогатого скота, лошадей и свиней». Кроме того, сообщается, что в Кёнджу существовали так называемые «дома притока золота» (кымиптхэк) и «дома развлечений» (чорютхэк). Хотя трудно судить о назначении этих заведений, но по смыслу иероглифов, использованных в их названиях, можно предположить, что это были игорные дома, функционировавшие в течение всего года. Подобные записи свидетельствуют о невероятном богатстве и роскоши, в которых жили кёнджуские аристократы.

По мере приближения к концу периода Силла жизнь не только аристократии, но и ванского двора становилась все роскошнее, о чем можно судить и по сохранившимся до наших дней беседке Пхосокчон и бассейну анапчи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...