Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура позднего периода Силла




 

1) Подъем буддизма и появление секты Сон (чань)

 

В Силла позднего периода буддизм был господствующей идеологией и философией для всех, начиная от вана и кончая простым народом, и его влияние в социальном отношении было весьма значительно. Если в период до объединения была велика роль буддизма как политической идеологии, отождествлявшей вана с Буддой (ванджыкпуль), то в поздний период буддизм эволюционировал в сторону учености и философии.

Превращение силлаского буддизма в число философскую теорию объясняется тем, что среди его проповедников было много людей, которые изучали буддийскую теорию на высоком уровне, пройдя курс обучения в других странах – Танской империи, Индии или в Западных землях. Знаменитые проповедники Вонгван, Чаджан, Вончхык еще до объединения страны обучались в Танском государстве, причем Вончхык не вернулся на родину, а остался в Китае и как переводчик буддийских сутр и автор буддийских сочинений внес большой вклад в развитие китайского буддизма.

Наставник Ыйсан (625-702 гг.) как раз накануне объединения в 1 году правления вана Мунму (661 г.) направился в империю Тан и обучался в Суннаньшане учению Хуаянь (кор. Хваом) у основателя этой секты Чжияня, а в 10 году правления вана Мунму (670 г.) он вернулся на родину и основал в Ёнджу храм Пусокса, став, таким образом, основателем корейской секты Хваом. Также Ыйсан стал политическим советником вана Мунму.

Ыйсан создал схему «Хваом ильсын попкедо» («Путь достижения блаженства») многие другие труды. Согласно идеям Хваом, все создания во Вселенной рассматриваются не как антагонистические, а как находящиеся в гармонии и взаимодополняющие друг друга, исходя из знаменитого тезиса о том, что единое множественно, а множественное едино (ильджыкта таджыгиль). Другими словами, целое неразделимо, а круг бесконечен (ильчхе пулли вонюн).

Идеи Ыйсана и секты Хваом внесли практический вклад в сплочение силлаского общества после объединения страны, поскольку идея неразрывного круга (вонюн) была эффективна для подъема чувства единения народа. Ыйсан проявил себя и в деле обуздания стремления к роскоши и жадности среди представителей двора и аристократии. Когда ван Мунму собирался возвести большую крепость в Кёнджу, знаменитый наставник Ильхва выступал против этого и говорил, что крепость надо строить в сердце народа, а не насыпать из камней. Для распространения идей Хваом в различных районах страны построили десять больших храмов Хваом [14].

Почти одновременно с проповедником Ыйсаном, стремившимся путём объединения различных сект буддизма на основе сект Попсонджон и Хваом создать самостоятельную буддийскую идейную систему Хэдонджон (по названию Хэдонской – местной – секты), действовал проповедник Вонхё (617- 686 гг.). Говорят, что Вонхё, происходивший из современного г. Кёнсан провинции Северная Кёнсан, провел молодые годы на родине. В возрасте 34 лет он вместе с Ыйсаном направился в Танское государство, и, попробовав по пути глоток воды из местного ручейка, вскоре осознал, что истина находится в сознании человека, поэтому прекратил учёбу на чужбине и вернулся на родину. Вонхё написал комментарии к многочисленным буддийским сутрам, начиная с «Тэсын кисиллон» («Учение Махаяны об укреплении доверия») и «Кымган саммэгён» («Сутры трех алмазных светил»), и оказал огромное влияние на буддийское учение не только в Корее, но и в Китае. Он также сочинил трактат «Симмун хваджэннон» («Рассуждения о примирении всех течений»), который на высоком теоретическом уровне призывал к прекращению трений между различными буддийскими сектами и к полному их примирению. Это произведение, переведённое на санскрит, получило широкое распространение и было известно даже в Индии. Именно с этим связано то, что позднее корёскому вану Сукчону было посмертно присвоено звание Хваджон кукса (Государственный проповедник примирения).

Главная идея Вонхё заключалась в том, что начало всего исходит из сознания (ильсим), и все возвращается к сознанию, подчеркивая необходимость очищения и совершенствования его. Все споры по поводу буддийских догм Вонхё стремился преодолеть на основе логики, доказывая, что никакое суждение не может считаться «ни отступлением от истины, ни собственно истиной», и проповедовал свободный дух беспрепятственности (муэ), утверждая, что человек, не боящийся препятствий, может в один миг решать вопросы жизни и смерти.

Вонхё полюбил дочь вана Мурёля принцессу Ёсок, и от их брака родился Сольчхон. С тех пор Вонхё снял монашескую одежду и стал одеваться как квандэ (циркач); он распевал песню под названием «Муэга» («Песня о беспрепятственности») и, переходя из одной деревни в другую, просвещал неграмотных людей. Он говорил, что, если поклоняться Будде Амитаба (Наму Амита пуль), любой может попасть в рай в Западных пределах, где живет Амитаба, то есть переродиться в мире беспредельной радости. Поэтому говорят, что бόльшая часть жителей Силла восприняла веру в райские земли. В течение 70 лет своей жизни Вонхё написал более 240 книг, но до наших дней сохранилось только 22.

После Ыйсана и Вонхё силлаский проповедник Хечхо (704-?) развернул во второй половине VIII в. активную деятельность за пределами страны. В 18 году правления вана Сондок (719 г.) он отправился в Танскую империю, а затем посетил святые места в различных странах: Индии, Персии, западной части Аравии. В 26 году правления вана Сондок (727 г.) Хечхо вернулся в Танский Китай, где написал свои путевые заметки «Ванъо чхончхук кукчон» («Повесть о посещении пяти индийских царств», в 3-х книгах)[15]. Эта книга представляет собой ценный источник для изучения важнейших путей сообщений в Индии и других странах.

В этот период представитель ванского рода Силла монах Ким Гёгак (696-794 гг.) в 18 году правления вана Сондок (719 г.) отправился в горы Дюхуашань китайской провинции Аньхуэй, где в течение 75 лет жил отшельником и проповедовал буддизм, а затем погрузился в нирвану и перевоплотился в бодхисаттву Чиджан. И поныне бодхисаттва Чиджан и Ким Гёгак остаются объектами высокого почитания у китайцев.

Активная международная деятельность силласких проповедников подняла на высокий уровень буддизм не только в Танской империи, но и в самом государстве Силла. В связи с этим в буддийском течении Кёджон сформировались пять сект: секта Ёльбанджон (основывавшаяся на учении о нирване (подок), располагавшаяся в храме Кёнбокса в Чонджу), секта Кеюльджон (на основе учения Чаджана, в храме Тхондоса в горах Янсан), секта Попсонджон (на основе учения Вонхё, в храме Пунхванса в Кёнджу), секта Хваомджон (на основе учения Ыйсана, в храме Пусокса в Ёнджу) и секта Попсанджон (на основе учения Чинпхё, в храме Кымсанса в Кимдже). Эти пять сект называют также «пятью учениями»; фактически наибольшим влиянием на территории бывшего Силла (до объединения) пользовалась секта Хваомджон, а на территории бывшего Пэкче – секта Попсанджон.

Секта Попсанджон придавала большое значение учению о Будде будущего Майтрейе (кор. Мирык), который должен прийти в мир, чтобы построить идеальное общество. Это учение широко проповедовалось выходцем из пэкческого рода Чинпхё. В правление вана Кёндок он проповедовал в храме Кымсанса в Кимдже и распространял среди населения иллюзии о будущем возрождении Пэкче, которые повлияли и на Кён Хвона, который позже основал государство Хубэкче (Позднее Пэкче).

Секта Попсанджон имела огромное влияние в среде выходцев из бывшего Когурё, и в результате буддизм позднего периода Силла оказался фактически разделенным на догматический буддизм на бывшей территории Силла и веру в Майтрейю в районах бывших Когурё и Пэкче. Из-за этого в конце периода Силла в противовес учению Кёджон, представляющему теоретический (догматический) буддизм, в среде местной знати ходжок на бывших землях Когурё и Пэкче возникла имевшая критический характер секта Сон (кит. чань, япон. дзэн), которая начала соперничать с главенствующим учением Кёджон.

Учение Сон, зародившееся в Китае как разновидность учения о дхарме (законе, порядке), проникло в Корею ещё до объединения, где было поддержано местной знатью ниже юктупхум и впоследствии превратилось в настоящую секту. Среди сект направления Сон самыми значительными считаются девять течений Санмун [16]. Любопытно, что большинство этих течений секты Сон развернули свою деятельность на территории за пределами Полуостровного хребта Пэкту тэган.

В отличие от секты Кёджон, обращавшей внимание главным образом на догматику (теорию), секта Сон отрицала догматику и выдвигала на первый план понимание того, что человечность является духом буддизма, и, делая акцент на индивидуальной жизни человека и пробуждении его самосознания, эта секта нашла отклик в среде недостаточно образованных представителей местной знати ходжок, а также у простого народа. Особенно она процветала на территории бывших Когурё и Пэкче.

 

2) Распространение идей геомантии

 

Аристократы ходжок, принадлежавшие к секте Сон, проявляли интерес и к геомантии (пхунсу чири). Развитию идей геомантии в значительной мере способствовал проповедник секты Сон (сонсын) Тосон (827-898 гг.), выходец из местности Ёнъам современной провинции Южная Чолла. Побывав в различных районах Кореи, он познакомился с их этногеографическими особенностями, заложив основы корейской геомантии, ставшей предшественницей национальной географической науки.

Учение о геомантии, по мнению Тосона, раскрывает процесс взаимодействия начал инь и ян (темного, женского и светлого, мужского) и пяти элементов охэн (вода, огонь, дерево, металл и земля), которое порождает жизненную энергию (ки), а место, где накапливается больше ки, считается благоприятным. Только устраивая поселения или могилы в благоприятных местах, люди могут стать счастливыми. В неблагоприятных же местах следует воздвигать храмы противодействия злым духам (пибо сачхаль) для оздоровления местности, и таким образом предотвращать несчастье. Геомантию можно считать своеобразной «географией жизни» (сэнмён чирихак) и «географией окружающей среды» (хвангён чирихак).

Тосон, обследовав всю территорию Корейского полуострова с точки зрения геомантии, изобразил гору Пэктусан как бы корнем дерева, из которого, подобно ветвям, берут начало становой хребет полуострова (Пэкту тэган) и все малые хребты. Если сравнивать эту схему с человеческим телом, то Пэктусан представлял голову, Пэкту тэган – туловище, а малые хребты – ребра. Он также сравнивал Корейский полуостров с кораблем и весами, и говорил, что, подобно тому, как при соблюдении равновесия на корабле спокойно, так и полуостров нуждается в установлении баланса между территориями.

Исходя из этого, Тосон уделял большое внимание изучению геомантической обстановки в столице государства, чтобы определить, какое место является для нее наиболее подходящим, пришел к выводу, что энергия Кёнджу уже истощилась, и предсказывал, что в будущем центрами государства станут Кэсон, Пхеньян и Ханъян (Сеул). Конечно, за этим стояли политические мотивы – преодолеть стремление правителей развивать страну только вокруг Кёнджу.

В периоды Корё и Чосон идеи геомантии оказывали большее влияние, чем в период Силла, причем род основателя Корё Ван Гона входил в число приверженцев геомантии. Предки Ван Гона посадили деревья на г. Сонак и глубоко верили в то, что, если к югу от этой рощи построить дом, то в их роду появится герой, способный объединить Корею. Это предсказание подтвердилось, поэтому Ван Гон глубоко верил в учение о геомантии и в своем завещании «Хунё сипчо» («Десять пунктов поучения») наказал потомкам строго придерживаться геомантии.

В период Корё влияние геомантических теорий было абсолютным, и благодаря им столица Корё была установлена в Кэсоне, малые столицы – в Пхеньяне (Согён, Западная столица), в Ханъяне (Южная столица), и территория государства расширялась. Силлаский ван Хёгон после смерти Тосона присвоил ему посмертный титул Ёгон сонса (Несравненный учитель [секты] Сон), а ученики Тосона воздвигли в храме Оннёнса в его родном городе Кванъян пагоду под названием Чынсон хедын (Священное светило). Корёский ван Сукчон добавил Тосону титул Ванса (Ванский проповедник), а ван Инджон – титул Сонгак кукса (Выдающийся государственный проповедник).

На корейской земле, где удивительно гармонично сочетаются горы и реки, учение о геомантии воспринималось весьма рационально и внесло огромный вклад в развитие государства и многочисленных населенных местностей. Однако временами оно порождало проблемы, связанные с политическими мотивами или поисками благоприятных мест для захоронений и пр.

 

3) Подъем конфуцианства

 

Хотя в последний период Силла буддизм господствовал в религиозной и философской сферах, он не был пригоден для роли политической идеологии, необходимой для управления централизованным бюрократическим государством. Для Силла, которое вынуждено было конкурировать с Танским Китаем, построившим мировую империю и использовавшим испытанную конфуцианскую бюрократическую политику, стало необходимым развивать конфуцианство. К этому Силла толкала и конфуцианская культура бывших Когурё и Пэкче, воспринятая после объединения страны.

В правление вана Синмуна в 682 г. было учреждено конфуцианское образовательное учреждение Кукхак (Государственная школа), и таким образом низшей аристократии (ниже степени тэса в 12-ранговой системе) была предоставлена возможность получать образование. Затем в 16 году правления вана Сонъдок (717 г.) из Танского государства были привезены портреты Конфуция и его учеников и выставлены в помещении Кукхака, а в середине VIII в. в правление вана Кёндок Кукхак был переименован в Тхэхаккам (Высшее учебное заведение), где доктора (пакса) и ассистенты (чогё) систематически осуществляли конфуцианское образование. В Тхэхаккаме в качестве главных предметов преподавали «Лунь Юй» и «Сяоцзин», а в качестве предметов по выбору – пять священных книг: «Шицзин», «Шуцзин», «Чжоуи», «Цзочжуань» («Чуньцю цзоджуань») и «Лицзи», а также «Вэньсянь». В зависимости от выбора предмета были установлены три отделения (ква), отделение, специализирующееся по «Лицзи» и «Чжоуи», отделение по «Цзочжуань» и «Шицзину», и отделение по «Шуцзину» и «Вэньсянь». Такое деление отражало стремление специализировать конфуцианское образование: первое отделение по философии, второе — по истории и третье — по литературе.

В 4 году правления вана Вонсона (788 г.) был сделан дальнейший шаг – отбор чиновников по уровню знаний конфуцианских классиков, для чего установили трёхстепенные государственные экзамены (токсо сампхумгва)[17]. В перечне экзаменационных предметов присутствовали «Шидзин», «Шуцзин» и «Чжоуи», но зато к нему был добавлен «Цзюили», что отличало эту программу от программы Тхэхакка. Самыми главными предметами считались «Лунь Юй» и «Сяоцзин», а затем «Цзочжуань», «Лицзи», «Вэньсянь» и «Цюйли». Требования к трёхстепенным государственным экзаменам были более мягкими, чем к преподаванию в Высшей школе. Обращает внимание, что здесь, как и в Высшей школе, основным требованием было знание «Лунь Юя» и «Сяоцзина». Хотя из-за сословной системы кольпум трёхстепенные государственные экзамены не могли как следует функционировать, они всё же стали ступенью при переходе от военного правления к чиновному управлению.

То, что среди конфуцианских идей наиболее важными считались верность и почтительность (чхунхё), свидетельствует о стремлении соединить идеи конфуцианства с идеологией хваранов, существовавшей ещё до объединения страны, а также о тенденциях к укреплению авторитета монарха и патриарха (кабуджан). Кроме того, установление отбора по чтению конфуцианских классиков свидетельствует о том, что они изучались в соответствии с уровнем владения китайским языком.

Следствием политики поощрения конфуцианства стало появление множества ученых с высоким уровнем владения идеями конфуцианства и знания конфуцианской литературы. Среди представителей юктупхум, недовольных упадком сословной системы кольпхум, выдвинулось много известных ученых. Например, Кансу, происходивший из аристократии юктупхум малой столицы Чунвон (Чхунджу), ввиду исключительных знаний китайской литературы смог оказать содействие вана Муёль и Мунму в деле объединения страны. Кансу был знаменит тем, что критиковал буддизм как религию «не от мира сего» (севегё) и подчеркивал важность конфуцианства. Он вел скромный образ жизни и полюбил дочь простого ремесленника, что означало прямой вызов аристократии Кёнджу.

Конфуцианским ученым, прославившимся как бывший студент Кукхака, был сын проповедника Вонхё Сольчхон. Будучи также выходцем из рядов юктупхум местности Кёнсан, он направил вану Синмуну послание «Хваванге» («Предостережение процветающему вану»)[18], в котором советовал вану избегать лицемерных советников и привлекать только честных слуг, благодаря чему снискал огромное доверие вана. Он также усовершенствовал письменность иду, бывшую прежде в употреблении, чем внес вклад в популяризацию китайской письменности в стране. Сольчхон считается одним из десяти наиболее выдающихся ученых (сонгакча) Силла. В 1022 г. корёский ван Хёнджон учредил звание «Хонъюху» («Великий конфуцианец») за заслуги в распространении конфуцианства, а в храме Конфуция начали совершать жертвоприношения, в том числе и в честь Сольчхона, который также был удостоен звания «Хонъюху».

В поздний период Силла также жили и работали такие прославленные конфуцианские учёные, как Чемун, Суджин, Яндо, Пхунхун и другие.

В результате оживлённых культурных обменов с Танской империей стало традицией, что люди из сословий чинголь и юктупхум ездили учиться в Танский Китай; их называли сугви хаксэн (студентами, обучавшимися за границей). Среди них были такие известные деятели последнего периода Силла, как Ким Унгён[19], Ким Гаги[20], Чхве Чхивон (псевд. Коун, 857-?). Чхве Чхивон, живший во второй половине IX в., как представитель сословия юктупхум обучался в Танской империи и в возрасте семнадцати лет, выдержав государственные экзамены, занял чиновную должность, на которой прославился благодаря написанному им воззванию о подавлении восстания Хуанчао. В возрасте 28 лет в 10 году правления вана Хонгана (884 г.) он вернулся на родину, а в 8 году правления женщины-вана Чинсон (894 г.) написал знаменитое письмо на высочайшее имя (симу сансо), в котором предлагал политические реформы, за что получил должность ачхана. Однако, чувствуя свою сословную ограниченность как представителя юктупхум и потеряв надежду в условиях ухудшения ситуации, Чхве Чхивон оставил службу и, как говорят, путешествовал по всей стране с чтением своих стихов, кончив свои дни в монастыре Хэинса на горе Каясан. Будучи конфуцианским учёным, он был сведущ и в области даосизма и буддизма, поэтому впоследствии его почитали как идеолога, компетентного во всех трёх религиях – конфуцианстве, буддизме и даосизме. Хотя он прожил не очень счастливую жизнь, его ученики участвовали в создании государства Корё и оказали немалые услуги в утверждении новой династии. Именно поэтому в начале периода Корё он был пожалован творческим титулом Мунчанху (Князь-литератор). Начиная с исторического сочинения «Чеван ёндэрёк» («Хронология императоров и королей»), Чхве Чхивон создал серию произведений «Кевон пхильгён» («Сочинение Кевона», в 20 квон.), «Сарюкчип» («Собрание китайских сочинений»), «Чунсан поккведжип» («Сочинение Поккве из Китая») и др., но до наших дней сохранилось только «Кевон пхильгён» и сочиненные им многочисленные надписи не могильных стелах в буддийских храмах.

Самым выдающимся писателем Силла, оставившим после себя значительное число произведений, был Ким Дэмун, которого в 3 году правления вана Сонъдок (704 г.) назначили правителем (тодок) области Хансан. Среди его сочинений особо выделяются неофициальные истории Силла «Керим чапчон» («Разные биографии Керима (Силла)»), сборник биографий хваранов «Хваран сеги» («Поколения хваранов»)[21], «Косыджон» («Собрание биографий высших буддийских священников»), а также не сохранившиеся до наших дней сочинения «Хансанги» («Описание местности Хансан (район современного Сеула)») и «Акпон» («Ноты»), которые упоминаются его современниками. Ким Дэмун обучался в Танском Китае и вернулся на родину, однако как представитель аристократии чинголь из-за своей консервативности больше внимания обращал не на конфуцианство, а на традиционную культуру и буддийскую идеологию. Его произведения впоследствии послужили важным подспорьем для Ким Бусика в написании «Самгук саги» («Исторических записей Трех государств»).

 

4) Наука и искусство

 

Хотя в Силла конфуцианство преподавалось в Государственной школе Кукхак, таким дисциплинам, как астрономия, математика, медицина, право обучали в других учебных заведениях, и уровень их преподавания был достаточно высоким. Во второй половине VIII в. в правление вана Хегона некий Ким Ам, потомок Ким Юсина, направился в Танский Китай и обучился там искусству инь и ян (ымянга), а по возвращении получил звание сачхондэ пакса (доктора по наблюдению за Небом) и исполнял обязанности по наблюдению за небесными светилами. Ким Ам написал сочинение «Тунгап ипсонпоп» («Искусство перевоплощения»). Он был искусен также в военном деле и преподавал военное дело (юкчин пёнбоп).

Об уровне развития астрономической науки в Силла можно судить по тому, что в правление вана Сондок (632-647 гг.) в первой половине VII в. была воздвигнута Башня для наблюдения за звездами Чхонсондэ. Например, в «Самгук саги» встречается множество достоверных записей о солнечных и лунных затмениях, землетрясениях, появлении комет и других атмосферных и небесных явлениях. Из-за существовавших представлений о том, что небесные светила не только находятся в тесной связи с развитием земледелия, но и оказывают влияние на настроение людей, наблюдениям за ними придавалось важное значение.

Хотя нет документальных свидетельств об уровне развития математики в Силла, судя по проектировке и симметричным пропорциям храма Соккурам, пагод Соккатхап, Таботхап и др. буддийских сооружений можно косвенно предположить о высоком уровне математической науки у людей Силла. Для измерения времени использовались солнечные и водяные часы, причем большее значение придавалось водяным часам, и в правление вана Сонъдок была даже учреждена Государственная служба по водяным часам (Нугакчон).

Медицина в Силла, основывавшаяся на традиционных опытных знаниях, под влиянием буддийской медицины Китая и Индии стала обретать научный характер. Медицинская литература того времени была представлена такими проникшими из Китая трудами, как «Пончхогён» («Книга о травах»), «Кабыльгён» («Книга о началах»), «Нэгён» («Книга о внутренних болезнях»). Кроме того, до сих пор остается загадкой система вентиляции для устранения влаги в пещерном храме Соккурам. Поражает и высокий уровень развития металлургии в Силла, позволивший отливать из десятков тысяч кын меди и цинка такие колокола, как большой колокол храма Хваннёнса и «божественный колокол» (Синджон) вана Сонъдока; они отличались крайне малым количеством пузырьков и издавали чрезвычайно мелодичное звучание. Даже при нынешнем уровне развития металлургии крайне трудно отлить подобные изделия.

Говоря о технической культуре Силла, нельзя не отметить особо ксилографию и производство бумаги. Эти отрасли развивались по причине необходимости печатания буддийских священных книг; свидетельством этого можно считать сутру «Мугу чонгвандэ таранигён» («Сутру, приносящую счастье»), найденную в пагоде Сакия (Соккатхап) в храме Пульгукса. Сутра представляет собой свиток, напечатанный ксилографическим методом на бумаге, изготовленной из шелковицы, и его длина составляет около 7 метров. Хотя трудно судить о точном времени создания этого ксилографа, судя по тому, что пагода Сакия была сооружена в 10 году правления вана Кёндока (751 г.), можно предположить, что этот свиток был напечатан в этом году или ранее. Отсюда можно предположить, что этот свиток является древнейшим из ксилографических памятников, поскольку сутра «Таранигён» из японского храма Хорюдзи была напечатана в 770 г., и силлаский свиток старше японского по меньшей мере на 20 лет.

Искусство производства бумаги и книгопечатания Силла был унаследовано государством Корё, где в книгопечатании были впервые в мире применены металлические шрифты. В Корее производились самые высококачественные в Азии сорта бумаги, и она стала страной книгопроизводства.

 

5) Архитектура, скульптура и прикладное искусство

 

Памятники искусства Силла позднего периода в большинстве своем представлены буддийскими храмами, пагодами, колоколами, изображениями Будды, светильниками и пр., поэтому трудно судить об искусстве того времени в отрыве от буддийской культуры. Следует иметь в виду, что формы и материалы произведений искусства имели своей основой национальную традицию, поэтому буддийское искусство Силла отличается от буддийского искусства других стран. Но кроме буддийского искусства, несомненно, существовала также дворцовая архитектура и пр., но, к сожалению, она не сохранилась.

Буддийское искусство позднего периода Силла представлено в храмах Пульгукса и Соккурам. Предполагается, что эти храмы были построены первым министром (чэсаном) Ким Дэсоном в 10 году правления вана Кёндока (751 г.) и посвящались его родителям в прежнем и этом мире, однако фактически они были построены на государственные средства. Первоначально Пульгукса представлял собой храм, состоявший из 2000 помещений, но все деревянные части храма сгорели во время Имджинской войны с Японией (1592-1598 гг.) и были восстановлены после освобождения страны в 1598 г.

Структура храма Пульгукса представляла собой эстетическое выражение идеалов обетованной земли Будды (пульгуктхо). Нижняя лестница, начинавшаяся у входа, называлась Пэгунгё («мост белых облаков»), а верхняя – Чхонунгё («мост синих облаков»), и они изображали облачный путь в небеса, причем эстетические ощущения были переданы сочетанием прямых и кривых линий. Пройдя две лестницы, посетитель попадал к парадному входу Чахамун (Ворота сиреневого тумана), за которым располагался двор большого дворца, по обе стороны которого стояли пагоды Таботхап (Пагода великих сокровищ) и Соккатхап (Пагода Будды Сакия). Эти две пагоды отражали буддийские представления о появлении из-под земли святых Табоёрэ и Соккаёрэ и были спроектированы таким образом, что Таботхап выглядела сложным и утонченным сооружением, а Соккатхап, напротив, строгим и суровым, что было призвано выразить их гармоничность и взаимную дополняемость. Эти пагоды, также как трехэтажная каменная пагода Четырех львов (Сасаджа соктхап) из храма Хваомса и трехэтажная пагода из храма Камынса считаются шедеврами каменной архитектуры позднего периода Силла.

Трехэтажная каменная пагода, сохранившаяся на месте храма Камынса, посвященная отцу вана Синмуна вану Мунму, была построена во 2 году правления вана Синмуна (682 г.) на берегу Восточного моря, откуда открывался вид на Скалу Великого вана (Тэванам). Сам храм давно разрушен, но сохранились две каменные пагоды, сооруженные перед ним и свидетельствующие о его величии. Хотя эта пагода была невысокой (всего три этажа), это было величественное сооружение, отличавшееся симметрией и гармоничностью форм. Кроме того, в последний период Силла в среде сословия чинголь был распространен обычай воздвигать пагоды на счастье, так называемые вонтхап (пагоды пожеланий)[22].

По мере приближения к концу последнего периода Силла наблюдаются изменения размеров пагод и новые тенденции в размещении скульптур внутри них, примером чего может служить трехэтажная каменная пагода ныне разрушенного храма Чинджонса в Янъяне.

Буддийские пагоды в Корее сначала строились из дерева, но впоследствии деревянные сооружения сменились гранитными, бывшими типично корейскими, в отличие от китайских кирпичных и японских деревянных пагод. Это было связано с природными условиями Кореи, где находятся большие залежи гранита, причем со сменой дерева на камень произошло уменьшение высоты пагод.

Среди памятников искусства позднего Силла нельзя не упомянуть красивые и изящные каменные светильники (соктын) из храма Пульгукса и каменные светильники в виде пары львов из храма Попчуса.

Пещерный храм Соккурам, хотя и подражал по форме пещерным храмам в Дунхуане и западных районах Азии, ввиду особенностей географических условий и отсутствия больших естественных пещер, как в Китае, был построен в искусственной пещере. По форме в нем как бы сочетались могила и храм. Соккурам состоял из квадратной передней залы (чонсиль), символизирующей Землю, и круглой задней залы (хусиль), символизирующей Небо; потолок в задней зале также имел округлую форму. В передней зале помещались изображения восьми духов-родственников Будды (пхальбусин) и Инвана (Алмазного царя). В самом центре задней залы находилась статуя Будды, а по обеим сторонам от нее по кругу размещался пантеон статуй Тэбомчхон (Великое буддийское Небо), в который входила 11-ликая бодхисаттва Гуаньинь и 10 других буддийских святых, в том числе бодхисаттвы Мунсу и Похён. В переходе из передней залы в заднюю располагались устрашающие изображения четырех небесных ванов (сачхонван), которые охраняли проход от злых духов.

Храм Соккурам считается архитектурным и художественным шедевром мирового масштаба. Совершенные гармоничные пропорции, проявившиеся как в размерах залов и в высоте потолка, так и в величине скульптур, позволяют судить о том, насколько высокого уровня достигли математические расчеты при проектировании и строительстве храма и искусство создания скульптур путем долгой обработки молотками крепкой гранитной породы. Лицо статуи Будды, стоящей в центре зала, в совершенстве отображает высочайший духовный мир Будды, чуждого всякой суеты и достигшего наивысшего идеала. Немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс, увидев в японском храме Хорюдзи изображение Будды Майтрейи (Мирык панга саюсан), назвал его наивысшим мировым шедевром, выражающим самые высокие человеческие идеалы. Но что бы он сказал, увидев храм Соккурам?

Изображение бодхисаттвы Яксаёрэ из ныне исчезнувшего храма Пунхванса весило более 300 тысяч кын, так что можно представить себе его размеры. Оно считается наиболее выдающимся изображением этого святого и хранится в храме Пэннюльса в Кёнджу.

Обращает внимание то, что среди силласких изображений Будды значительное место занимали изображения Будды Пиросана, причем во многих случаях они изготавливались из железа, как, например, знаменитые железные изображения Будды из храма Поримса в Чанхыне и храма Топхианса в Чхольвоне.

Среди памятников искусства Силла мировыми шедеврами являются также буддийские колокола помджон. Уже упоминалось, что колокол из храма Хваннёнса весил 500 тыс. кын, а священный колокол (синджон) вана Сонъдок, обычно называемый «колокол Эмилле»[23], – 120 тыс. кын. Колокол из храма Хваннёнса не сохранился до наших дней, а священный колокол вана Сонъдока был перемещен и сейчас весит во дворе национального музея в Кёнджу. Этот колокол знаменит своим божественным звучанием, а также тем, что на его поверхности выделяются изображения летящей в небо женщины (пичхонсан) и лотоса. Образ женщины, прижимающей к губам флейту и распустившей полы одежды, словно она собирается взлететь на небо, невольно заставляет каждого, слышащего звук этого колокола, исполниться желания тоже подняться в небеса, где обитает Будда. Изображение пичхонсан встречается и на колоколе храма Санвонса[24] на горе Одэсан в Пхёнчхане, причем по времени отливки колокол храма Санвонса является самым древним из сохранившихся колоколов.

Особенностью силласких колоколов является то, что в верхней части, приспособленной для подвешивания колокола, имеется отверстие – звуковая труба. Это было отличительной чертой корейских колоколов, и позже эта традиция была унаследована в период Корё. Особое звучание корейских колоколов объясняется, очевидно, именно наличием этого приспособления.

В поздний период Силла в дворцовых садах и садах аристократии устраивались пруды для птиц (анапчи). Устройство прудов приспосабливалось к природному ландшафту, а в центре их насыпали острова, на которых возводили павильоны, где разводили водоплавающих птиц. Несколько лет назад были обнаружены следы этих прудов и найдены различные вещи, принадлежавшие аристократам, дающие возможность судить об их жизни.

Погребения в Силла также выявляют особенности силлаского искусства. До объединения страны над могилами в виде каменных насыпей возводились высокие холмы, причем у силласцев не было художественных украшений. Но после объединения из Когурё и Пэкче были позаимствованы формы погребений, и появились могилы в виде каменных комнат, а вокруг могильного холма начали устанавливать защитные камни (хосок) в виде мышей, коров, тигров, всего 12 духов (чисинсан), что отличало силлаские могилы от погребений в других странах. Наиболее типичными могилами с изображением 12 духов являются могила Ким Юсина и погребения типа кверын.

На могилах типа кверын, помимо изображений 12 духов, были установлены камни, обозначающие гражданские и военные чины, и изображения льва; они отличались более совершенной формой, которая в несколько видоизмененном виде была заимствована при строительстве царских могил в эпоху Корё и Чосон. Среди погребений силласких ванов наиболее примечательны могильные памятники (нынби) перед могилой вана Мурёля, особенно великолепна была подставка под каменной стелой в виде черепахи.

Среди памятников прикладного искусства Силла нельзя не упомянуть изображение (макет) холма Манбульсан (Холм десяти тысяч Будд). Хотя он не сохранился до наших дней, согласно сообщениям «Самгук юса» («Забытых деяний Трех государств»), ван Кёндок повелел сделать макет холма для поднесения танскому императору Тай-цзуну, причем император, увидев это произведение, сказал: «Способности людей Силла не являются человеческими, а происходят от самого Неба», – и приказал своим священникам организовать торжественный прием для силласких посланников. Макет холма Манбульсан, выполненный из дерева и шелка пяти цветов, представлял собой изделие высотой больше человеческого роста и был как бы разделен на несколько частей, представляющих горы и реки разных стран, а внутри его были изображены танцующие и поющие люди, а также пчелы, бабочки, ласточки, воробьи, которые как бы танцевали на ветру. Среди горы были помещены 10 тысяч Будд разного размера, золотые и яшмовые водяные часы, маленькие павильоны и всевозможные украшения. Ниже были изображены тысячи двигающихся рабов, которые при звуках колокольчиков и дуновении ветра падали ниц в земном поклоне.

Холм Манбульсан представлял собой поистине шедевр, продемонстрировавший наивысший уровень развития прикладного искусства и эстетические чувства силласцев. К сожалению, он не сохранился.

В конце периода Силла среди местной аристократии ходжок с распространением идей Сон (чань, дзэн) появилось немало красиво украшенных могил (пудо)[25], в которых хоронили проповедников секты Сонджон.

 

6) Литература, живопись, каллиграфия

 

Литература позднего периода Силла также находилась в тесной связи с буддизмом. Хотя ещё до объединен

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...