Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерный перечень вопросов для подготовки к вступительным испытаниям




ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ

ИСПЫТАНИЯМ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ –ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 50.06.01 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Квалификация Исследователь.

Преподаватель Исследователь

 

 

Поступающие в аспирантуру проходят вступительные испытания по следующим предметам:

1.Специальная дисциплина по профилю направления подготовки (научной специальности).

2. Философия.

3. Иностранный язык.

 

 

I. ТРЕБОВАНИЯ К РЕФЕРАТУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

Вступительный реферат по специальности должен носить исследовательский характер. Объем 10-15 страниц текста, шрифт 14, интервал 1,5. Превышение объема не допускается. Реферат должен иметь сквозную нумерацию. Приложения не входят в объем вступительного реферата, но нумеруется по порядку. В тексте реферата должны быть ссылки на каждое приложение, таблицы, статистические материалы и монографические источники.

Для последовательного и логичного изложения материала вступительный реферат должен содержать тщательно продуманный план.

План включает в себя:

Введение.

Главы.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Вступительный реферат должен содержать развернутое обоснование темы; обзор литературы по предмету с соответствующим обобщением и постановкой исследовательской задачи; исследовательскую часть – анализ фактического материала; заключение, суммирующее результаты анализа правильно оформленный научный аппарат. Названия параграфов должны отражать исследование той или иной составляющей или аспекта рассматриваемой проблемы. В конце каждой главы должны быть краткие выводы.

Как правило, первая глава содержит характеристику и анализ теоретических и дискуссионных проблем, вторая- анализ исторического опыта и практических разработок, третья- определение путей решения поставленных проблем.

В реферате автор должен обнаружить четкое понимание проблемы, знание дискуссионных вопросов, связанных с ней, умение подбирать и анализировать фактический материал, умение сделать из него обоснованные выводы, наметить перспективу дальнейшего исследования.

Проверка реферата осуществляется заведующим кафедрой или предполагаемым научным руководителем. В случае получения положительной оценки соискатель допускается к сдаче экзамена по специальности.

 

 
 

Образец титульного листа реферата по специальности

 

 

 

Специальная дисциплина

 

Вступительный экзамен в аспирантуру по специальности сдается в объеме вузовской программы профилирующего предмета.

Поступающий в аспирантуру должен продемонстрировать глубокие знания программного содержания теоретических дисциплин, иметь представление о фундаментальных работах и публикациях периодической печати в избранной области, ориентироваться в проблематике дискуссий и критических взглядов ведущих ученых по затрагиваемым вопросам, уметь логично излагать материал, показать навыки владения понятийно-исследовательским аппаратом применительно к области специализации и критической сфере деятельности и, безусловно, продемонстрировать свободное владение материалом, изложенным в реферате.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К вступительным испытаниям

1. Теоретические взгляды и творческая практика Л.Кулешова.

2. «Натурщик», «типаж», актер в кино. (Отечественный и мировой опыт)

3. Специфика сценария как особой формы литературы на материалах отечественных и зарубежных исследований.

4. Фильм как повествовательная структура. Соотношение понятий «фабула», «сюжет», «композиция» на примере кинематографических практик.

5. Монтаж и его смыслообразующие функции. (Э.Портер, Д.Гриффит, С.Эйзенштейн, Ж.Годар, и др.)

6. Переход от немого кино к звуковому и отражение этого процесса в кинематографии и кинотеории.

7. Время и пространство в образной структуре кинопроизведения. (на примерах отечественной и мировой киноклассики)

8. Творчество К.-Т. Дрейера, Ф.Ланга, Ж.Ренуара. (по выбору)

9. Теория кино Андре Базена.

10. Фотографическая природа киноизображения в интерпретации З.Кракауэра.

11. Кино и литература. Проблема экранизации. Пути взаимовлияния.

12. Понятие авторства в кинематографе. Концепция «авторского кино».

13. Эволюция экранной культуры /-кино-ТВ-видео/.

14. «Новое немецкое кино». Р.Фассбиндер, Ф.Шлендорф, В.Вендерс. (по выбору)

15. Кино как вид искусства. (Основные теории кино)

16. Направления немецкого кино 20-х годов.

17. Киномир Л. Висконти, М.Антониони, Б.Бертолуччи. (по выбору).

18. Теоретические принципы и кинематографическая практика французского «Авангарда». Л.Деллюк.

19. Феномен американского Голливуда (1909-1913гг.) и Новый Голливуд. Ф.Коппола, М.Скорсезе, Р.Алтман (по выбору)

20. Итальянский неореализм: истоки, эволюция, эстетические итоги. В.Де Сика, Д.Де Сантис, Р.Росселини (по выбору)

21. Золотой век американского кино 30-х годов.

22. Школа Грирсона и ее роль в развитии английского кино. Значение творчества Р.Флаэрти на мировой кинематограф.

23. «Новая волна»: эстетическая платформа, художественная практика, идейная эволюция.

24. Творческий путь Луиса Бунюэля.

25. Молодежный бунт и американский кинематограф 60-70 годов. Д.Кассаветис, Б.Рафелсон, Д.Хоппер (по выбору)

26. П.П. Пазолини и кино «контестации».

27. Польская киношкола и ее ведущие мастера.

28. Английские «рассерженные».

29. Основные тенденции развития послевоенного кино Японии.

30. Творчество Ф. Феллини.

31. Процесс обновления отечественного кинематографа в период «оттепели».

32. Творчество И. Бергмана, Р. Брессона, А.Куросава. (по выбору)

33. Отечественный кинематограф второй половины 60-х – 70-х гг.

34. Этапы развития отечественного кино. (обоснование)

35. Советская кинодокументалистика 20-х годов. Творческий путь Дзиги Вертова.

36. Творческий путь А. Тарковского.

37. Творческий путь В.Шукшина.

38. Творческий путь С.Эйзенштейна.

39. Первые звуковые фильмы. (На материалах советской кинопрактики, а также Великобритании, Франции, Германии, США.).

40. Художественная практика группы ФЭКС.

41. «Монтажно-типажное» и «психологическое» направления в советском киноискусстве 20-х гг.

42. Творческий путь М.Ромма.

43. Творческий путь В.Пудовкина.

44. Кинематография стран Восточной Европы (по выбору).

45. Поэтическая образность кинематографа А. Довженко.

Список литературы

Аннинский Лев. Поздние слезы. Заметки вольного кинозрителя.— М., 2006.

Барт Ролан. Мифологии. – М., 1996.

Великий Кинемо. Каталог сохранившихся игровых фильмов России. 1908-1919. М.: «Новое литературное обозрение», 2002.

Вендерс Вим. Логика изображения. – СПб, 2003.

Вертов Д. Из наследия. Том 1: Драматургические опыты. М.: Эйзенштейн-центр, 2004

Виноградов В. Антикинематограф Ж.-Л. Годара, или Мертвецы в отпуске, Канон+, 2012

Виноградов В. Стилевые направления французского кинематографа, М.: Канон+, 2010

Герасимов С. Собрание сочинений. В 3-х томах. М.: «Искусство», 1982-1984.

Годар Жан-Люк. Страсть: между черным и белым / [Сост. и пер. М.Б. Ямпольский; Ред. В. Познер]. – Б.м.: Гийом, 1999;

Зайцева Л. Киноязык: искусство контекста. М.: ВГИК, 2004:

Зайцева Л. Киноязык: освоение речевой природы. М.ВГИК, 2001

Комаров С. История зарубежного кино (том 1, Немое кино). М.: Искусство, 1965.

Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М. Искусство, 1974

Лебедев Н. Очерк истории кино СССР. Немое кино. М.: «Искусство», 1965.

Режиссерская энциклопедия кино Европы. М. Материк, 2002

Режиссерская энциклопедия кино США. М. Материк, 2000

Режиссерская энциклопедия стран Азии, Африки, Австралии и Латинской Америки. М. Материк. 2001.

Эйзенштейн С. Метод. Т.1 М. Музей кино, Эйзенштейн – центр, 2002

Эйзенштейн С. Метод. Т.2. М., Музей кино, Эйзенштейн – центр, 2002

Эко Умберто. Открытое произведение. – СПб., 2004.

 

Философия

 

Экзамен проходит устно, поступающий в аспирантуру дает ответы на содержащиеся в билете два вопроса, один из которых посвящен истории философии. Другой – актуальной философской проблеме.

На экзамене по философии поступающий в аспирантуру должен обнаружить глубокие познания в области таких фундаментальных разделов науки, как:

1) Введение в философию.

2) История философии.

3) Философская онтология.

4) Теория познания.

5) Диалектика.

6) Философская антропология.

7) Социальная философия.

Поступающий в аспирантуру должен иметь:

– на основе базовых категорий выявлять сущность философского учения, соотносить его с конкретной эпохой и направлением, определять его авторскую принадлежность;

– осуществлять критический анализ философских учений, выявлять их позитивные и негативные моменты;

– использовать философское знание для самостоятельной оценки социально-экономических и духовных тенденций в современном мире, в России, а также для самооценки своей деятельности, познания и поведения.

 

На экзамене по философии поступающий в аспирантуру должен показать:

1.Понимание специфики философии как теоретического мировоззрения, особой формы культуры, духовной деятельности, познания, ее отношения с другими формами духовной жизни (наукой, религией, искусством).

2.Представление об основных отраслях философского знания (метафизика, гносеология, аксиология, социальная философия, философская антропология, философия науки).

3.Знание периодизации мировой философской мысли, основных этапов ее развития, важнейших течений, школ и учений.

Сдающие вступительный экзамен по философии должны обнаружить глубокое знание:

– научной, философской и религиозной картины мира, их фундаментальных понятий и принципов (понятий бытия, пространства и времени, движения; принципов космоцентризма, геоцентризма, антропоцентризма, социоцентризма);

– философских и религиозно-этических концепций человека, его назначения и смысла жизни (образа человека в древневосточной философии, философии античного мира, в средневековой философии, философии эпохи Возрождения, в классической новоевропейской философии, в марксистской философии, в русской религиозно-идеалистической философии рубежа Х1Х –ХХ вв., в современной западной философии, этики долга и счастья как двух противоположных подходов к решению смысложизненных проблем);

– взаимоотношений духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе (экофильность и экофобность, возникших в условиях современного научно-технического развития, противоречий и кризисных ситуаций во взаимоотношениях человека и биосферы;

– сущности сознания, его взаимоотношения с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формирования личности;

– условий формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение природы, жизни, культуры; роли насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении; нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

– эстетических ценностей, их роли в творчестве о повседневной жизни, роли искусства в развитии общества и личности;

– историчности бытия человека, многообразия культуры, многовариантности исторического процесса, аксиологического измерения истории (проблем цели и конца истории, исторической вины и необходимости свободы в историческом действии, индивидуальной и коллективной ответственности);

– сущности вызова человечеству со стороны глобальных проблем современности;

– роли культуры в человеческой жизнедеятельности, способов приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры, специфики культуры в традиционном и современном обществах;

– значения всемирно-исторического процесса информатизации и формирования информационного общества;

– многообразия форм человеческого знания, соотношения истины и заблуждения, знания и веры; соотношения рационального и иррационального и человеческой жизнедеятельности, особенностей функционирования знания в современном информационном обществе;

– роли науки в развитии цивилизации, ценности научной рациональности, структуры и эволюции форм и методов научного познания, возрастания общецивилизационной роли экономического познания.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...