Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таким образом, социальная политика - Национальная система социальной защиты населения как система взаимоотношений, обусловленная в потребности защиты способов воспроизводства социальной организации.




Ученые различных направлений работают по изучению этих социальных явлений в теории социальной политики социального государства. Можно отметить, что многим теоретикам основы их систематизации видятся в идее Национальной системы социальной защиты населения, формирующей социальную политику. Впервые в российской практике на это обратили внимание Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Определение - национальная система социальной защиты населения прозвучало в выступлении бывшего министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации М.Ю. Зурабова в июне 2005 года в Москве на международной конференции МАСО по информационным и коммуникационным технологиям в области социального обеспечения: - «В результате существенно изменяются те соображения, которые были главенствующими при создании нынешнего облика национальных систем социальной защиты, а это формирование во многих странах осуществлялось 50 и более лет назад. Изменение исходных условий требует и изменения парадигмы. При этом очевидно, что системы социальной защиты связаны с различными секторами экономики, государственной деятельности и состояния общества».

Осмысление эмпирической базы этого явления позволяет надеяться на возможность выхода на новый уровень знаний о формировании национальной системы социальной защиты. Это совокупность отношений жизни общества и его потребностей, которые носят всеобщий характер и тем самым должны защищаться и составлять смысл социальной политики.Эти отношения связаны, прежде всего, с функционированием социальных институтов общества.

Конституционная характеристика России как социального государства, понимание того, что ни одна власть не удержится без системы социальной защиты населения, нарастание социальных проблем и противоречий, социальной напряженности заставляет пересмотреть отношение к социальной политике, управлению социальными рисками на уровне государства и научному обоснованию формирующейся национальной системы социальной защиты населения, лежащей в основе социальной политики. Ее элементы должны быть включена в «… сложную систему социальных связей, принципов, подлежащих правовому воздействию, обеспечивающих целостность социальной системы, ее единства как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства».

В этой связи речь идет о необходимости принятия Федерального Конституционного Закона - «О национальной системе социальной защиты населения Российской Федерации», регулирующего вопросы прямо указанных в Конституции на социальное государство (Статья 71- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации.).

Идею национальной системы социальной защиты населения, создания основ законодательства в форме кодифицированного акта и легального определения основополагающего понятия социальной политики, связанного с термином «социальная защита», обосновывают ученые исследователи отрасли Право социального обеспечения - В.С. Андреев, Р.И. Иванова, К.С. Батыгин, Л.Д. Зайкин, М.Л. Захаров, Е.Е. Мачульская, Е.Г. Азарова, Э.Д. Виноградова, М.И. Полупанов. Эта идея имеет продолжение в попытках сформировать систему гуманитарного (социального права) и определить его предмет. Гуманизм объединяет смысл этой идеи через категорию политические, экономические, социальные права и гарантии человека, т.к. их правовая мера определяется только в социальной среде организованной в социальные институты. «Определение этих прав и установление их границ не могут зависеть от многого усмотрения каждого или от естественного закона. Оно зависит только от публичной власти, которая единственная может подчинить личную свободу общественной пользе».

Что препятствует этому?

Первое: Свое влияние на корректировку научных представлений о национальной системе социальной защиты населения оказывает концептуальный смысл социальной политики, «нового курса», его научное обоснование по реализации в федеративном правовом государстве с республиканской формой правления. Научная составляющая знаний об этом смысле, в современных представлениях о социальной политике и функциях в социальной защите населения, ее процессах переживает когнитивный диссонанс, обращенный непосредственно к формулировке современных законов социального развития. За этим стоят, на наш взгляд, гораздо более глубокие причины, связанные с изменением роли и задач государства в обществе, с утверждением новых ценностей и приоритетов.

Второе: Дифференциация социальной политики, социальной защиты, между ведущими социальными дисциплинами, правом, экономикой, социологией, политологией,настолько очевидна ииграет негативную ролью в жизни общества, в нарушении целостности связей всех общественных структур. Теория, связанная со следованием традиционным практикам и тем, что создает новый рыночный порядок определенно не согласуется с рационалистическими требованиями. Интерпретация этих требований столь расплывчата, что они утрачивают все свое специфическое практическое значение».

Третье: Процесс обособления социальных дисциплин друг от друга в оценках социальной политики и социальной защиты населения (и ее элемента социального обеспечения), вызванный их развитием в условия формирования рыночного хозяйства в России, привел к формированию характерных для каждой науки языка, методологических принципов, методов, сфер применения исследовательских инструментов и т.д. Однако автономность социальных наук, возможная на стадии их развития в постсоветском периоде, недопустима в современных условиях, когда статус стоящих перед российским обществом задач начинает обретать характер самосохранения российского общества в глобальных проблемах человечества.

Вышеперечисленное требует новыххарактеристик социальной политики, пересмотра организационно - правовой концепции социальной защиты населения как цели социальной политики, защищающей социально-экономическое положение и права граждан, но и социального обеспечения - справедливой формы распределения материальных благ, проявляющейся как публичная услуга государства и корпоративных агентов рынка в социальной сфере.

 


3. Социально-экономические и правовые основы формирования «Федеральной системе социального обеспечения», ее финансовых ресурсов

 

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Ее сопоставление со ст.7 Конституции РФ порождает комплекс не согласующихся представлений о месте cсоциального обеспечения в системе социально-экономических отношений рыночного порядка.

Социальное обеспечение как целостная система, форма распределения материальных благ, связанная с понятием социальной сферы не рассматривается в теории социальной политики, экономической теории в качестве объекта целенаправленного воздействия.

Вместе с тем.Доктринальное обоснование права на социальное обеспечение обусловливалось единством и борьбой основных учений о правах человека: естественно-правом и позитивистском. Теория естественного права постулировала право на существование. Таким образом, право на социальное обеспечение генетически вытекало из права на существование. Кроме того, зарождение и становление права на социальное обеспечение стали одним из факторов, в значительной степени объединяющих, сближающих названные учения естественного права и правового позитивизма. Тому пример учение немецкого юриста Г. Еллинека, который выступал за активную роль государства в социальной сфере, предложив разделить субъективные права на частные субъективные и публичные субъективные. Последние включали право на положительные услуги со стороны государства, что подводило основу под активную роль государства в обеспечении и защите прав человека, в том числе социальных. Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию человека.

К признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.

Объективные основания социального обеспечения при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения или полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного числа людей в получении от общества источника средств к существованию, но не в обмен на затраченный труд; потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д. Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, то есть закреплена в законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании. Другое дело, что и степень признания, и степень игнорирования перечисленных потребностей связана с экономическим базисом общества. Вызвано это тем, что по своей экономической природе социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными отношениями.

Определенная консолидация правовых норм, регулирующих разнохарактерные отношения в сфере социального обеспечения, заметна уже сейчас, однако пройдет еще много времени, прежде чем совокупность этих норм трансформируется в систему права качественного нового, более высокого уровня развития и охватит целостным правовым регулированием все отношения в сфере социального обеспечения.

Значение социального обеспечения граждан тесно соотносится с экономической сферой деятельности - вопросами производства, потребления и распределения.

Именно система распределения материальных благ (федеральная система социального обеспечения) гарантирует право на достойную жизнь различным категориям граждан при наступлении социальных рисков.

Социальное обеспечение - это элемент институтов социальной защиты, форма (способ) распределения материальных благ, предоставления услуг через социальную инфраструктуру (сферу).

Определяющею роль в этом призвана сыграть экономика государственного сектора, где формируются общественные, обобществленные средства как источники финансирования социальной сферы. Распределение же материальных благ на социальную сферу происходит через систему социального обеспечения.

Вместе с тем. Состояние правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения содержат существенные концептуальные противоречия и пробелы законодательства, связанные с конституционным провозглашением России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (Ст. 7 Конституция РФ).

Это означает, что по своей направленности все экономические процессы в той или иной степени имеют социальную окраску. Социальная ориентация означает подчинение производства потребителю, удовлетворение массовых потребностей населения. В большинстве развитых стран потребности населения в начале и середине XX в. поставили перед государством и бизнесом две проблемы. Первая состояла в необходимости насыщения очередного возросшего объема материальных потребностей и вызвала стремительное наполнение рынка новыми товарами и рост цен, сокращающий спрос. Вторая проблема была обусловлена появлением новых потребностей в развитии образования, здравоохранения, культуры, охраны природы и социальной защиты населения. Что принято обозначать как социальная сфера.

Российская действительность показывает, что «современная» социально-экономическая модель провозглашает развитие и стабильность, но не обеспечивает конвертацию экономического порядка в улучшение качества жизни всего населения. В России, где экономика уже почти два десятка лет пребывает в состоянии кризиса системного порядка, произошло падение реальных доходов основной массы населения, разрастанию бедности и усилению социального и имущественного неравенства в обществе.

Одной из ключевых причин такого положения дел является стихийно сформировавшаяся и принципиально неверная экономическая идеология государственного регулирования, основанная на смешении основополагающих экономических категорий. На начальном этапе нового экономического пути развития в России полезностно - стоимостный синтез в экономической теории, породил соответствующие противоречия в экономической основе распределения материальных благ на социальное обеспечение граждан Российской Федерации в социальной сфере. «Маржинализм» (Ельмеев В.Я. Основы экономики науки. Л., 1977; Он же. Воспроизводство общества и человека. М., 1988.) после реставрации в России приобрел в лице «экономикса» (Гальперин В.М. Экономикс, сиречь наука экономическая <http://gallery.economicus.ru/cgi-bin/frame_rightn.pl?type=ru&links=./ru/galperin/works/galperin_w2.txt&name=galperin&img=works.jpg/> // «Высшая школа», 1992 №2. М.:1992) господствующее положение.

Уместно здесь поставить вопрос о критерии отношения к государственному сектору экономики социальной сферы и социального обеспечения, связанных с распределением материальных средств, деятельностью вертикально интегрированных государственных органов и учреждений, уполномоченных в сфере социальной защиты населения.

В книге Е.В. Балацкого и В.А.Конышева «Российская модель государственного сектора экономики» (М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. - 390.), где сосредоточен богатый фактический материал о специфике госсектора России, авторами делается вывод: - «… неточность в трактовке госсектора отнюдь не является столь уж невинной, как это может показаться на первый взгляд. Дело в том, что неправильное понимание госсектора как экономической категории имеет, по крайней мере, три принципиально важных следствия. Первое - ошибки в нормативно-правовом обеспечении процесса функционирования госсектора. Непосредственным результатом таких ошибок являются юридические коллизии, сдерживающие нормальное развитие госсектора российской экономики. Второе - невозможность четкого очерчивания границ госсектора и отсутствие его количественной определенности. Результатом данной ситуации является невозможность обеспечения сбора достоверной статистической информации о деятельности госсектора. Отсутствие соответствующей информации о госсекторе естественным образом блокирует возможность анализа и прогнозирования его функционирования и развития. Третье - формирование неправильной идеологии управления госсектором. Непосредственным результатом подобных ошибок является формирование зауженных схем и концепций управления не только госсектором, но государственной собственностью и всей национальной экономикой».

Среди перечисленных категорий можно выделить следующие: государственный сектор; государственная собственность; государственные финансы; государственное регулирование; государственное вмешательство. Все эти понятия являются взаимопересекающимися (содержание которых различно, но объемы частично совпадают), с одной стороны, а с другой - комплиментарными. Данным фактом и обусловлена определенная путаница, возникшая с понятием государственного сектора.

В немалой степени это связано с ошибками в нормативно-правовом обеспечении процесса функционирования госсектора. Относительно понимания госсектора является положение «Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 1024 от 9 сентября 1999 года. В соответствии с этой концепцией государственный сектор экономики определяется как « совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственными учреждениями, государственной казны Российской Федерации, а так же имущественных прав Российской Федерации, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в бюджетный процесс)».

Важное значение в социальной политике приобрел переход от социального иждивенства к социальным гарантиям со стороны государства. Эти гарантии подразумевают: защиту правана труд, обеспечение пособий для уже и еще нетрудоспособного населения, обеспечение личной безопасности граждан, обеспечение нормального уровня жизни за счет доходов от трудовой деятельности и пособий. Ключевое средство в решении этой задачи - развитие отношений самозащиты граждан при помощи государства в различных общественных и экономических формах, среди которых профсоюзы, страховые общества, местные и центральные органы власти, осуществление функции социальной защиты трудящихся.

Эти социальные гарантии подкрепляют систему социального страхования, которая имеет свои собственные задачи: формирование экономической основы обеспечения возмещения страховых рисков; структуризация страховых фондов; расширение гарантий обеспечения страховых выплат; развитие системы добровольного страхования.

Существует четыре внебюджетных фонда в сфере социального страхования: пенсионный, занятости, медицинского и социального страхования.

Но кроме внебюджетных фондов социального страхования, существуют внебюджетные социальные фонды, также подкрепленные гарантиями государства, которые:

представляют собой элемент рыночного механизма политики доходов и заработной платы, государство косвенно регулирует их деятельность через законодательные процедуры;

в своей перспективе они должны стать основными организаторами социальных выплат и накопителями средств для них;

с переходом к рыночной экономике возрастает роль отдельных граждан как плательщиков страховых взносов и расширится круг видов страхования.

Важнейшей задачей социальной политики является предназначенная для конкретных групп населения (адресная) социальная поддержка со стороны государства слабо защищенных слоев населения. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Обособление рынка от остальных сфер общественной жизни неизбежно приведет к губительным и необратимым последствиям. Только государство может сгладить эти негативные факторы, проводя эффективную социальную политику, прежде всего на рынке труда.В социальной сфере господствующее положение занимает государственный сектор (в отличие от экономики, где главные функции выполняют рыночные структуры). В зависимости от величины государственного сектора в той или иной стране социальная политика имеет свои особенности. На практике это выражается в разных масштабах социальной политики государства.

Изучение проблем экономики государственного сектора вызывает на себя внимание к очень значимой области экономики - распределение материальных благ, что непосредственно связанно с социальным обеспечением граждан в социальной сфере. К ней принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные с потреблением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворением конечных запросов человека, семьи, коллектива и общества в целом. Возникает, таким образом, задача перераспределения дохода, которую в разной мере и в различных формах решает государство.

Госсектор, будучи совокупностью хозяйствующих субъектов, занятых производством товаров и услуг, характеризует текущий материально-вещественный потенциал государства «относительно производства, распределения, обмена и потребления, общественных благ» Государственные финансы представляют собой все финансы, находящиеся в распоряжении государства, и характеризуют текущий финансовый потенциал государства, т.е. общественный и обобществленный (обобществленный - страховые отчисления граждан, строго говоря, не относится к активам государства).

В конечном итоге часть этого потенциала используется на социальное обеспечение граждан в социальной сфере. Например, основными направлениями социальной поддержки населения в современной России являются: транспортные услуги (395,2 млрд руб.), медицинские услуги (133,8 млрд руб.), санаторно-курортные услуги (123,6 млрд руб.) и жилищно-коммунальные услуги (123,3 млрд руб.).

Итак, из всего выше перечисленного можно сделать вывод о том государственный сектор является определяющим и необходимым звеном для всей страны в целом. Понятие государственного сектора носит сложный многоаспектный характер, ввиду неоднозначности определения структуры государственного сектора. Понятие государственного сектора включает в себя множество экономических, правовых отношений. На сегодняшний день наиболее актуально применение расширенной трактовки госсектора, включающей в себя ресурсную базу, все уровни законодательной и исполнительной власти, систему финансов, госкомпании и госкорпорации, ФГУПы, госучреждения.

Поскольку государственный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства, то неправомерно исключение из экономической идеологии государственного регулирования принципиально важных сегментов распределения материальных средств на социальное обеспечение граждан в социальной сфере.

Социальное обеспечение в социальной сфере непосредственно связаны с государственным сектором экономики и касается образа, уровня и качества жизни людей. Общая характеристика социальной сферы свидетельствует, что прежде всего, она охватывает, структуру потребностей, потребительские запросы и рациональные потребности различных экономических субъектов.

Вместе с тем госсектор экономики не связывают с такими категориями как распределение материальных благ через систему социального обеспечения на социальную сферу жизни человека.

Социальное обеспечение представляет собой институт (пенсионного обеспечения, государственной социальной помощи, социального обслуживания), посредством которого происходит удовлетворение жизненных потребностей людей, нуждавшихся в помощи и поддержке.Социальное обеспечение неразрывно связано с экономикой, такими понятиями, как «социальная политика» и «социальная защита населения». В науке используются различные определения социального обеспечения и различны рассматриваемые концепции построения ее системы. В большинстве вариантов это явление рассматривают в структуре социальной сферы как непроизводственной (сфера распределения), провозглашая ее целью социальной политики, выполняющей функции социальной защиты населения.

В научном сообществе имеется несколько подходов по вопросу о понятии социального обеспечения. Они основаны на экономической и правовой концепции, теории социальных рисков, целевого критерия и рассматривают его как часть функций государства, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций в совокупности распределительных отношений общественных благ в непроизводственной (социальной) сфере. Вопрос о месте социального обеспечения в социальной системе, государственном секторе экономики является одним из сложных в силу различных взглядов ученых на эту актуальную проблему.

Один из вопросов это соотношение социального обеспечения с социальной сферой, понятийный аппарат которой недостаточно разработан. Изучение законодательства обнаруживает, что в элементы социальной сферы равноценно включается - социальное обеспечение и пенсионное обеспечение (хотя пенсионное рассматривается как элемент системы соц. обеспечения) в рамках, которых объектом выступает материальное благо. Но система социального обеспечения включает в себя пенсионное, кроме этого государственную социальную помощь на нужды граждан, реализуемых в социальной сфере, т.е. на образование, здравоохранение, культуру, ЖКХ, бытовое обслуживание населения, культуру и искусство, финансы и кредиты, транспорт и т.д., охрану природы. Несомненно, именно распределение материальных благ составляет комплекс отношений, которые распространяются на социальную сферу. Но в ней не выделяются отношения отдельно целой системы, через которые предоставляются блага это - социальное обеспечение, т.е. отношения, связанные с социальными рисками, порождающими социально - обеспечительные обязательства государственной публичной власти.

В этой сфере также проявляются отношения по управлению, созданию и организации деятельности социальной инфраструктуры. Именно инфраструктуру социального обеспечения уместно рассматривать в системе социальной сферы, выделяя при этом собственно отношения по социальному обеспечению в социальной сфере.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...