Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сфера нематериального производства, социальная сфера, сфера услуг




Название отраслей

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА, СФЕРА УСЛУГ

  нематериального производства социальная социально-культурная
1. ЖКХ + +  
2.Бытовое обслуживание населения + +  
3. Здравоохранение + + +
4.Физкультура и спорт + + +
5.Социальное обеспечение + +  
6.Народное образование + + +
7.Культура и искусство + + +
8. Наука и научное обслуживание +    
9. Финансы, кредит, страхование +    
10.Пенсионное обеспечение + +  
11. Управление +    
12.Общественные объединения + + +
13. Туризм + + +
14.СМИ и информационные технологии + + +
15. Природоохранная деятельность + +  
16.Общественное питание + +  
17.Пассажирский транспорт + +  

 

Обращает на себя внимание определенная «вторичность», «несогласованность», очевидная «подчиненность» устаревшим взглядам на социальное обеспечение - того, что, по сути, должно являться исходным в смысле целеполагания социальной политики и главным в аспекте итоговой оценки предназначения государственного сектора экономики и функционирования системы распределения, материальных благ на социальную сферу.

Подобный подход прослеживается и в Единой системе классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации. Социальное обеспечение в социальной сфере весьма обще выделяет Классификатор ОКВЭД, который входит в состав ЕСКК:

РАЗДЕЛ L Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение.

РАЗДЕЛ M Образование.

РАЗДЕЛ N Здравоохранение и предоставление социальных услуг.

РАЗДЕЛ O Предоставление прочих коммунальных, социальных услуг и персональных услуг.

РАЗДЕЛ Р Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства.

Структура социальной сферы (см. схему) и Классификатор ОКВЭД обладает рядом существенных пробелов, не идентифицируя в своей структуре целостно систему социального обеспечения (пенсионное обеспечение, государственную социальную помощь, социальное обслуживание). Это пробелы могут оказать негативное влияние на осуществление эффективной политики, направленной на совершенствование социальной сферы Российской Федерации, на координирующее воздействие государства и пределы влияния рынка на управление финансовыми ресурсами системы социальной защиты населения в современных условиях.

Вместе с тем законодательная база бюджетной политики как инструмент государственного регулирования функционирования и развития социальной сферы выделяет отдельно сложившуюся в Российской Федерации структуру социального обеспечения для осуществления государством специфических функций, связанных с государственным сектором экономики. В соответствии со ст. 69 БК РФ к бюджетным относятся ассигнования на социальное обеспечение населения. Что отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций на решение социально-экономических задач социального обеспечения в социальной сфере.

Функциональная же классификация расходов бюджетов Российской Федерации представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней по разделам ( здесь много несогласованности, манипуляций терминами и противоречий ):

- Раздел 1000 "Социальная политика", который состоит из шести подразделов и аккумулирует расходы на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальное обеспечение населения, охрану семьи и детства.

По подразделу 1001 "Пенсионное обеспечение" подлежат отражению расходы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и связанные с выплатой денежных пособий, таких как все виды пенсий, различным категориям лиц, выплаты нетрудоспособным членам семьи, дополнительное материальное обеспечение ветеранов ядерно-оружейного комплекса, другие выплаты, установленные пенсионным законодательством Российской Федерации.

В состав указанного подраздела также включены расходы по выплате пособий в натуральной форме, таких как предоставление жилья, питания престарелым, находящимся в специализированных учреждениях.

Также подраздел отражает расходы на выплату ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке, ежемесячной надбавки в размере пятидесяти процентов ежемесячного пожизненного содержания судьям, продолжающим работать, на предоставление государственных гарантий судьям, пребывающим в отставке, на выплату дополнительного материального обеспечения в соответствии с федеральным законодательством.

По подразделу 1002 "Социальное обслуживание населения" подлежат отражению расходы, связанные с организацией социального обслуживания населения, обеспечением деятельности учреждений и организаций социального обслуживания (центров и отделений социального обслуживания населения, медико-социальных экспертных комиссий, домов-интернатов для инвалидов, стационаров сложного протезирования и других учреждений социальной защиты).

По подразделу 1003 "Социальное обеспечение населения" подлежат отражению расходы бюджетов, связанные с обеспечением мер социальной поддержки граждан, включая все виды пособий и страховых выплат, осуществляемых Фондом социального страхования Российской Федерации, а также расходы на предоставление социальных выплат гражданам на приобретение (строительство) жилья, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, обеспечение путевками в установленных законодательством случаях (за исключением расходов на обеспечение путевками судей, пребывающих в отставке), другие аналогичные расходы.

К примеру, структура расходов федерального бюджета на 2010г. по разделу 1000 «Социальная политика» выглядит следующим образом:

 

Год Наименование расходов Сумма, тыс.рублей Удельный вес,%
1000 Социальная политика 328 751 096,0  
1001 Пенсионное обеспечение 240 811 848,6 73,7
1002 Социальное обслуживание населения 6 326 211,0 1,9
1003 Социальное обеспечение населения 75 030 403,3 4,8
1004 Охрана семьи и детства 2 145 705,4 0,6
1005 Прикладные научные исследования в области социальной политики 132 556,6 0,04
1006 Другие вопросы в области социальной политики 4 304 371,1 1,3

 

За счет средств федерального бюджета осуществляется также пенсионное обеспечение: государственных (федеральных) служащих; судей; военнослужащих; участников Великой Отечественной войны; граждан, пострадавших и результате радиационных или техногенных катастроф; инвалидов и некоторых других категорий населения.

Здесь видно, как разобщена целостная система социального обеспечения, которую описывают специалисты отрасли Право социального обеспечения, а это пенсионное обеспечение, государственная социальная помощь, поддержка, социальное обслуживание.

В Приложении 8 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" в ведомственной структуре расходов федерального бюджета наблюдается другое структурирование. Например, по Министерству здравоохранения и социального развития РФ;

 

Наименование Мин Рз ПР ЦСР ВР Сумма (тыс. рублей
-Социальная политика -Пенсионное обеспечение -Пенсии -Выплата региональной доплаты к пенсии -Иные межбюджетные трансферты -Социальное обслуживание населения -Дома-интернаты для престарелых и инвалидов Далее некоторые извлечения, имеющие отношение к системе соц. обеспечения продолжаются Социальные выплаты Социальная помощь и т.д. 055 055 055 055 055 055 055 055 055 10 10 10 10 10 10 10  01 01 01 01 02 02 4900000 4900400 4900400 5010000 017 22 969 462,2 6 885 200,0 6 885 200,0 6 885 200,0 6 885 200,0 523 785,9 249 482,3

 

Несмотря на то, что к социальному обеспечению приковывается пристальное внимание на международном уровне, политиков, научной общественности, законодательных органов и органов государственной власти, социальных работников его место в структуре экономических отношений, бюджетной системе недостаточно ясно обозначен до настоящего времени. Что, несомненно, дает основание публичной власти для игнорирования социального обеспечения граждан в контексте защиты социального аспекта жизни человека. В этом выводе можно положиться на заключение Э.Г. Тучковой: - «Результатом этого игнорирования является аморфность, неопределенность и государственная необязательность присутствующих в законодательстве очень важных для человека стандартов его жизни таких как «достойные условия жизни, достаточный уровень жизни, минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум».

Категория - социальное обеспечение не нашла отражение в принятых документах, определяющих стратегию социально-экономического развития страны - «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации».

Необходим подход, позволяющий выделить в государственном секторе, социальной сфере отдельные самостоятельные части интегрированной в нее структуры социального обеспечения. Это позволит более точно оценить масштабы социального обеспечения и лучше понять его роль в госсекторе российской экономики. Эта сфера не предполагает финансовую и управленческую самостоятельность входящих в их состав элементов, предприятий и организаций и полностью связана с государственным финансированием и регулированием. Обоснованием данного подхода может служить и то, что все федеральные законы социальной направленности содержат эти нормы.

Если во главу вопроса о социальном государстве ставить гарантии права человека на жизнь, качество жизни населения в частности, следует выделить в блоке социальной сферы отчетливей отношение социального обеспечения к распределению материальных благ по элементам социальной сферы. Вопрос возникает по существу того, что средства, выделяемые на эти составляющие жизнеобеспечение жизни граждан, предназначаются гражданам, пользующимся услугами или для поддержания инфраструктуры, содержания соответствующих коммерческих организаций (80% из всех - коммерческие организаций в РФ) социальной сферы, которые от граждан получают за услуги денежные средства? Каково здесь соотношение госсектора экономики и социального обеспечения граждан в социальной сфере?

Поэтому при переходе к качественно иному характеру и содержанию производственных, в том числе и распределительных отношений нужна соответствующая реорганизация социальной политики и ломка сложившихся в прошлом стереотипов о предназначении каждого элемента и инфраструктуры социальной сферы.

Необходим качественно новый механизм государственного регулирования этих отношений, учитывающий возмездный и безвозмездный порядок получения населением социальных благ и услуг в социальной сфере через систему социального обеспечения. Что предполагает правовое обоснование термина - социальное обеспечение в социальной сфере как государственной услуги госсектора и негосударственного. Это, во-первых.

Во-вторых. Современное правовое развитие социальных функций государства, формирование концепций социального государства и изучение правовой природы Российской Федерации как социального государства формируют новую стратегию социального развития и предполагают формирование обновленных моделей социального обеспечения на федеральном, региональном и местном уровнях.

Это обусловлено тем, что на создание современной системы социального обеспечения в последние десятилетия реформ большое значение оказали происходящие в нашей стране преобразования в сфере федеративных отношений:

произошло формирование правовой базы государственной системы социального обеспечения, которая состоит из нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по вопросам социального обеспечения;

провозглашены в Федеральном законе от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ принципы компетенции в регулировании общественных отношений по социальному обеспечению для всех органов власти по всей вертикали государственной системы. При этом очевиден вспомогательный характер полномочий субъектов Федерации, их функционирование на уже определенных законодателем правилах «игры» в социальной сфере.

Это позволяет сегодня говорить о федеральной системе социального обеспечения с включением в нее регионального компонента. По признаку того, что законодательно выделяются полномочия федеральных органов государственной власти в сфере социального обеспечения и полномочия субъекта Российской Федерации в регулировании отдельных видов отношений по социальному обеспечению.

Исходя, из этого по сфере социального обеспечения выделяются полномочия субъекта Российской Федерации, формирующие региональную систему социального обеспечения:

Право участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, если расходы предусмотрены федеральными законами (Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ в 2009г. введена Статья 26.3.1.).

Право участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, если расходы предусмотрены федеральными законами - Статья 26.3.24 - 184 -ФЗ. (Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ введена Статья 26.3.1.).

Право участвовать в осуществлении полномочий, переданных субъектам Российской Федерации федеральными законами в соответствии с пунктом 7 Статьи 26.3 184 - ФЗ.

Право устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право - Статья 26.3.1- 184 -ФЗ.

Право осуществлять вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации собственное правовое регулирование социального обслуживания, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов за счет средств бюджета субъекта.

На повестку дня выходит вопрос о федеральном законе - «О федеральной системе социального обеспечения» в форме кодифицированного нормативного акта.

На это указывают особенности федеративного устройства, конституционного регулирования социальной сферы, соотношения права и социальной политики, сущность конституционных основ социальной политики Российского государства.

Кроме этого принятие такого Кодекса должно исключить декларативные формулировки конкретных правовых гарантий в сфере социального обеспечения для граждан Российской Федерации.

Так как в действительности в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., в той или иной форме воспроизведены положения Декларации, касающиеся прав граждан в сфере социального обеспечения. Это, с одной стороны, свидетельствует о дальнейшем развитии гуманистических принципов в отечественном праве, а с другой - говорит о недостаточно критичном отношении к отдельным декларативным формулировкам.

В части второй ст. 7 Конституции раскрываются отдельные направления политики "социального государства". Однако никаких конкретных правовых гарантий в сфере социального обеспечения они не содержат. Обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты можно на таком уровне и такими темпами, которые никогда не смогут обеспечить "достойную жизнь и свободное развитие человека". Сегодняшняя ситуация в экономике и социальной сфере делают вовсе не беспочвенными такие опасения.

Конкретизировать правовые гарантии в сфере социального обеспечения призвана ст. 39 Конституции, редакцию которой интересно проследить во взаимосвязи со ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина.

Вряд ли имело бы смысл говорить о декларативности и неточности (в правовом' плане) отдельных положений ст. 26, если бы они оставались в рамках Декларации. Однако в свое время данная статья была воспроизведена в предыдущей Конституции и частично включена в действующую Конституцию. Проанализируем для примера первые части обеих статей. Часть первая ст. 26 Декларации:

"Каждыйимеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных, установленных законом случаях". Часть первая ст. 39 Конституции:

Справедливо можно возразить, что Конституция - документ, "работающий" на перспективу, а сегодняшняя сложная ситуация в социальной сфере - явление временное. Но эта временная ситуация может привести к таким негативным последствиям, результаты которых будут сказываться и в перспективе.

"Каждомугарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом". Этих критериев для формирования системы социального обеспечения явно не хватает, а по социальной сфере они не заложены вовсе.

Нельзя не отметить, что формулировка "гарантируется социальное обеспечение" является неточной в правовом смысле. В контексте главы второй Конституции Российской Федерации, ст. 39, очевидно, должна устанавливать ПРАВО па различные виды социального обеспечения.

Потребность в различных видах социального обеспечения может меняться с изменением каких-либо социальных факторов, которые вызывают предусмотренную законом обязанность государства социально защитить человека. Поэтому более точной видится следующая формулировка части первой ст. 39 Конституции:

"Каждый имеет право на различные виды социального обеспечения при наступлении основных социальных рисков, связанных с достижением определенного возраста, установлением инвалидности, болезнью, производственным травматизмом, безработицей, потерей кормильца, беременностью и родами, воспитанием детей, а также в иных предусмотренных законом случаях, когда человек нуждается в социальной поддержке по независящим от него обстоятельствам. Минимальный уровень обеспечения устанавливается федеральным законом". Если вектор развития этих отношений задан, то должны быть сформулирована система и принципы деятельности, прежде всего федеральных органов государственной власти в реализации социального обеспечения.

Эти обстоятельства предвещают о формировании в политике социального государства по социальной защите населения Федеральной системы социального обеспечения, которая предназначается для управления социальными рисками, предупреждения социальной напряженности в обществе рыночного хозяйства. Это своеобразная подсистема институтов социальной защиты населения.

Следовательно, можно сделать вывод: Значение социальной защиты населения тесно соотносится с предназначением государственного сектора экономики с системой социального обеспечения, экономической сферой деятельности, вопросами производства, потребления и распределения, материальных благ.

Для того чтобы государство было в состоянии целенаправленно управлять всеми социальными процессами общества в рамках своего социально-политического предназначения, оно должно редуцировать Национальную систему социальной защиты в категорию социальной политики, реализуемую через организацию и функционирование социальных институтов общества, связанных с госсектором экономики.

 


Заключение

 

Социальная защита и социальное обеспечение в государственно-организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества.

К конституированным признакам социальной защиты населения относится провозглашение о том, что:

. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Это в правовом регулировании детерминирует термин - социальная защита населения как способ организации специализированных институтов для функционирования социальной общности и ее самосохранения (защиты). Тем самым обеспечивается политическое, экономическое, социальное развитие, и ее защита. Главной целью таких мер должно являться создание именно благоприятных условий жизни и среды обитания (социальной сферы) для конкретного индивидуума, которыми обеспечивается поддержание нормального уровня жизни человека, всемерное развитие его физических и духовных способностей.

Эти обстоятельства диктуют необходимость принятия Федерального Конституционного закона - «О национальной системе социальной защиты населения Российской Федерации», регулирующего отношения социального государства и общества, которые прямо указаны в ст. 7 Конституции. Необходим кодифицированный закон «О федеральной системе социального обеспечения».

Целевое предназначение Федеральной системы социального обеспечения, прежде всего, в том, что она является особой формой связанных между собой институциональных систем организации социальной защиты населения и распределения материальных благ через федеральную систему социального обеспечения, госсектор, гарантирующий право на достойную жизнь различным категориям граждан при наступлении социальных рисков. В настоящее время в России действует около тысячи различных нормативных актов (а с учетом различных федеральных министерств, ведомств, органов государственной власти субъектов РФ таких нормативных документов насчитывается более10000) предусматривающих те или иные виды социальных льгот, пособий, дотаций и компенсационных выплат для более чем 200 категорий граждан (неимущие, бедные, малоимущие, ветераны, инвалиды, дети, безработные, учащаяся молодежь, целые семьи и т.д.). Различные доплаты получают почти 100 миллионов человек из 145 миллионов человек, или около 70% жителей России, в то время как доля нуждающихся увеличивается, затрагивая не только малоимущих, но и нижние слои среднего класса (более30% населения). Платные услуги в социальной сфере, услуги ЖКХ становятся неподъемными. Действующая система льгот и компенсаций крайне неэффективна. Значительная часть социальных трансфертов используется также неэффективно, их «сжирает» инфляция, содержание инфраструктур. Платные услуги здравоохранения снижают возможность получение лечения для многих категорий граждан. В нуждающиеся семьи попадает менее 20% средств, направленных на финансирование социальных выплат. Поэтому при значительных бюджетных средствах, направляемых на социальные нужды граждан в социальной сфере, реальная помощь, которая доходит до конкретного человека, зачастую просто символична. В нормативных актах присутствует множество коллизий, снижающих вероятность получения государственной социальной помощи. Сведение социальной защиты только к денежно-компенсационным механизмам обусловлены игнорированием социальной составляющей экономической реформы. В результате социальное обеспечение в социальной сфере свелось лишь к обеспечению предельно низкого социального минимума для населения и к реагированию на социальные ситуации.

Остается много неопределенностей соотношения социального обеспечения со структурой социальной сферы. Вряд ли ее можно определить в рынке как непроизводственную, она производит услуги и приносит большие прибыли владельцам инфраструктуры социальной сферы.

Социальное обеспечение - это элемент социальной защиты, форма (способ) распределения материальных благ, предоставления услуг через социальную сферу и ее инфраструктуру.

В Конституции РФ отражены объективные основания права гражданина на социальное обеспечение, вызванное потребностью в особом механизме обеспечения граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения в случае болезни, старости, инвалидности, безработица и т.д. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом

Социальная сфера является неотъемлемой частью как системы обеспечения устойчивости экономического развития, так и устойчивого развития, поскольку имеет универсальное значение. Она многогранна, обладает сложной структурой, и практически большая часть детерминирующих ее показателей используется для характеристики других явлений в жизни общества (политической, экономической, научной, промышленной и других сфер). Социальная и экономическая политика нацелена на решение одной основной задачи - улучшение благосостояния и стабильное развитие граждан и государства в целом.

Проблема активности социальной политики и ее взаимодействия с экономической имеет и более глубокое содержание. Речь идет о системе ценностей, нормах морали, которые также формируют не только текущее состояние, но и перспективы развития общества и, будучи результатом опыта социально-экономических преобразований, влияют на изменение политики правительства в сторону системности и взаимосвязи экономических и социальных мер в национальной системе социальной защиты населения.

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.

 


Список литературы

а) основная литература

1. Роик, В. Д. Социальный бюджет России: содержание, структура и методы оценки / В. Д. Роик. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 236 с.

. Сидорина, Т. Ю. Два века социальной политики / Т. Ю. Сидорина. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2005. - 442 с.

. Смирнов, С. Н. Социальная политика: учебное пособие / С. Н. Смирнов, Т. Ю. Сидорина. - М.: Издат. дом ГУ ВШЭ, 2004. - 432 с.

. Смирнов, С. Н. Социальная политика переходного периода: от ужаса к комедии / С. Н. Смирнов. - М.: Компания Спутник +, 2003. - 392 с.

. Социальная защита населения в регионе: учебное пособие. - Екатеринбург, 1999. -351 с.

. Социальная политика: учебник / под общ. ред. Н. А. Волгина. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 544 с.

. Социальная политика: учебник / под общ. ред. Н. А. Волгина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 404 с.

. Социальная политика: учебник / под общ. ред. Н. А. Волгина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2008. - 943 с.

. "Социальная политика: проблемы и реформы": международная научная конференция, 28-29 нояб. 2003 г.: материалы: [сборник докладов]. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2004. - 176 с.

На круглых столах № 1,3 в рамках конференции обсуждались проблемы и решения государственной социальной 10. Социальная политика: толковый словарь / общ. ред. Н. А. Волгина; отв. ред. Б. В. Ракитский. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 456 с.

. Социальная политика: энциклопедия / под ред. Н. А. Волгина, Т. С. Сулимовой. - М.: Альфа-Пресс, 2006. - 416 с.

. Социальная политика в постсоциалистическом обществе: Задачи, противоречия, механизмы. - М.: Наука, 2001. - 648 с.

. Социальная политика и социальная работа в изменяющемся мире / под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. - М.: ИНИОН РАН, 2002. - 454 с.

. Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты: учебное пособие / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой. - М.: РОССПЭН, 2004. - 292 с.

. Социальная энциклопедия / гл. ред. А. П. Горкин. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 438 с.

. Социальное государство: концепция и сущность: материалы круглого стола Института Европы РАН. - М.: ИЕ РАН; Огни, 2004. - 128 с.

. Социальное управление: курс лекций / [Т. П. Вернигора и [и др.]. - М.: Изд-во РАГС, 2000. - 438 с.

. Социальные неравенства и социальная политика в современной России / отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова; Ин-т социологии РАН. - М.: Наука, 2008. - 423 с.

б) литература по вопросам социального обеспечения

1. Буянова М.О., Гусов Н.Н. Право социального обеспечения России: Учебник -3-е изд. перераб. и доп. - М.: ТК Велби. Издательство Проспект, 2004.

. Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан в России в условиях рыночной экономики. Теоретико-правовой аспект. Монография. - М.: ООО «Издательство Проспект», 2002.

. Буянова М.О. Право социального обеспечения: Учеб. пособ./ М.О.Буянова, З.А.Кондратьева. - 2 изд. стер.-М.: КНОРУС, 2006.

. Бюджетное право: Учебник для вузов/ Н.Д. Эриашвили, О.В. Староверова, Д.А. Рамиханова и др.; под ред. проф. А.М. Никитина.- М.: ЮНИТИ-ДОНА, «Закон и право», 2001.

5. Вопросы теории и практики публичной власти: Коллективная монография.- Екатеринбург: Издательский дом УрГЮА, 2005.- 221С.

6. Право социального обеспечения. Учебник. 4-е изд. Отв. ред. Гусова К.Н. - М. 2009.

. Захаров М.Л.,Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения.Учебник. 4-е изд. - М. 2010.

. Право социального обеспечения. Учебник. Отв. Ред. Филиппова М.В. - М. 2006.

. Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие + Практикум. - М. 2006.

. Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. Практика применения трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении: материалы Международной научно-практической конференции/ Под ред. К.Н.Гусова. М., 2006.

.Социальное законодательство: Научно - практическое пособие / Отв. Ред.: Ю.А.Тихомиров, В.Н.Зенков. М.: Юридическая фирма» КОНТРАКТ», ИНФРА-М,2005.

. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебник. 2-е изд., переработ. и доп./Под ред. К.Н.Гусова. М.: ООО «ТК Велби», 2002.

.Дмитриев Ю.А., Петров С.М. Административное право: Учебник.-М.: Издательство Эксмо, 2005.30.Ельмеев В.Я. К новой парадигме социально-экономического развития и познания общества. СПб., 1999.

. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. Учебник, 2-е издание, испр. и перераб. - М.: Издательство БЕК. 2002.

. Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. - М.: 1986.

. Игнатов В.Г., Батурин Л.А., Бутов В.И., Машенко Ю.А., Уварова Г.Г., Ходарев А.С., ЭланскийЮ.Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие, 2-е издание.- Москва-Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005.

. Керимов Д.А. Общая теория государства и права. М.: 2001.

. Козлова Е.И. Кутафин.О.Е. Конституционное право Российской Федерации. Учебник, М.: Юристъ. 2000.

. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Академический проспект, 2000.

. Никонов Д. А., Стремоухов А. В. Право социального обеспечения: учеб. для вузов. М., 2005. С. 199-212.

. Cбортник статей. Назаров Е.Г., Гарипов Р.С. Социальное обеспечение граждан в субъекте Российской Федерации. Вопросы компетенции органов государственной власти: теория и практика. Екатеринбург: УрАГС, 2008. - 208с.

.Вертиль В.В., Назаров Е.Г. Социальная политика как вид политики и ее роль в социальной защите населения, государственном и муниципальном управлении: Учеб. Пособие. - Екатеринбург: Изд-во Екатеринбургского экономико-технологического колледжа, 2006.-69с.

.ШайхатдиновВ. Ш. Право социального обеспечения: учебник / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 469 с. - Серия: Основы наук.

24.Шайхатдинов В. Ш. Пенсионное обеспечение: учеб.-метод. материалы. Екатеринбург: УрГЮА, 2010.57 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...