Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие системы налогообложения (податей)




 

1) Изменение поземельных повинностей

 

После прошедших войн актуальными задачами являлось восстановление разрушенного хозяйства, чтобы наладить жизнь народа, а также обеспечение государственных финансов. В связи с этим проводилась работа по усовершенствованию системы налогового обложения, прежде всего – по поземельным налогам. В результате японских нашествий площадь пахотных земель страны сократилась на треть по сравнению с довоенным временем, а численность населения на 1/10 часть. В наиболее пострадавшей провинции Кёнсан площадь пахотных земель уменьшилась на 1/6 часть. Главными причинами этого являлись опустошение земельных угодий и утрата документов земельного кадастра (янъан). После войны, в связи с распашкой залежных земель и с осуществлением работ по земельному учету постепенно возрастала площадь обрабатываемых земель. Поэтому в правление Кванхэгуна она составляла 540 тыс. кёль, при Инджо 1200 тыс. кёль, во времена Сукчона 1400 тыс. кёль, а в периоды правления Ёнджо и Чонджо составляла максимальную величину в 1450 тыс. кёль.

Но, несмотря на общий рост земельной площади, площадь облагаемых государством земель не превышала 60% общей земельной площади. Остальная земля входила в категорию необлагаемых полей: кунбанджон (дворцовые поля), квандунджон (поля государственных учреждений) и др. В правление вана Хёджона, чтобы снизить бремя поземельного обложения и сделать его более справедливым, был принят закон о постоянном (вечном) определении размера налогов (Ёджонпоп). В результате налог на 1 кёль был закреплен в размере 4 6 ту (мерок риса), а существовавшие прежде разные величины землемерной единицы чхок в зависимости от категорий качества полей, а равно как деления годов на 9 категорий по урожайности были упразднены и перешли к пользованию единой землемерной единицей (чхок). Зато в зависимости от качестве земли, земельная площадь основной единицы (кёль) стала различной, и это называлось «одинаковым налогом при различной площади» (иджок тонсе)[11]. В результате по сравнению с прошлым, несомненно, снизилась величина поземельного налога, но из-за снижения размера поземельного налога и сокращения площадей облагаемых земель заметно снизились государственные доходы от поземельного налога: если во второй половине XVI в. годовой доход государства от поземельного налога составил 200 тыс. сок, то в XVII в. он сократился до 80 тыс. сок, и лишь в концу века достиг 130 тыс. сок. Сокращение доходов по поземельному налогу государство стремилось возместить другими способами, путем установления всевозможных допол­нительных налогов: самсуми, тэдонми и пр., поэтому к концу XVIII в. доход от каждого кёль земли составляли 40 ту. Такое налоговое бремя было не слишком тяжело для крестьян, если учесть тогдашний уровень производительности земли, и, с другой стороны, соответственно выросли государственные доходы, позволившие восстановить финансовое благополучие страны.

 

2) Совершенствование системы натуральных поставок. Закон об эквиваленте (Тэдонбоп)

 

Натуральные поставки (коннап), составлявшие один из трех главных источников доходов государства, давали государству 60% всех доходов, причем уже в начале династии собирались в форме откупов (паннап). Но из-за махинаций откупщиков возникали такие беды, как сокращение до­ходов государства и усиление бремени крестьян. Поэтому уже в XIV в., когда последствия откупной системы стали одной из социальных проблем, неоднократно поднимался вопрос об изменении ее, но все оставалось по-прежнему. Ли И выдвигал проект отмены откупной системы путем издания закона о замене всех натуральных поставок рисовым налогом на единицу земельной площади, но он встретил резкие возражения со стороны землевладельцев.

Только после японского нашествия, когда до крайности истощились государственные доходы, закон о замене рисом натуральных поставок был принят под названием Закона об эквиваленте (Тэдонбоп). Такая попытка впервые была сделана в год восшествия на престол Кванхэгуна (1608 г.), когда по предложению Ли Вонъика, Хан Бэккёма и др. этот закон был распространен на территории провинции Кёнги. Впоследствии районы распространения этого закона увеличились, и к 34-му г. правления вана Сукчона он был введен по всей стране, за исключением провинций Пхёнан и Хамгён, а государственным органом, ведавшим этим делом, стал Сонхечхон (Управление по распространению милостей).

Таким образом, в результате отмены прежних обычных поставок (сангон) вместо них взимали с каждого кёль обрабатываемых земель по 12 ту (сначала по 16 ту) риса под названием эквивалентного риса (тэдонми), а в горных районах взимали также полотно (пхо) или деньги. Собранные Сонхечхоном рис, полотно и деньги государство передавало привилеги­рованным купцам, государевым поставщикам (конин), как стоимость поставок, чтобы те доставляли необходимые государственным учреж­дениям предметы. В результате после осуществления закона об эквиваленте выросли в лице поставщиков (конинов) крупные капиталисты, накопившие огромные богатства, оживилось денежное обращение, интен­сивно развивалось ремесло, занятое выполнением заказов конинов. Известные своим вывозом зерна такие портовые города как Самнанджин в провинции Кёнсан, Кангён в пров. Чхунчхон, Вонсан в провинции Хамгён выросли в крупные торговые центры.

Закон об эквиваленте, заменивший натуральные поставки поземельным обложением, был невыгоден многим богачам, владевшим большим количеством земли, но был выгоден безземельным и малоземельным крестьянам, так как намного облегчил бремя их повинностей. Этим возмещалось сокращение доходов государства от поземельных налогов, и намного умножилось финансовое положение государства. Несмотря на исчезновение поставляемых периодически обычных поставок по закону Тэдонбоп, все же сохранялись по-прежнему натуральные поставки для специфических нужд двора в форме подношений (чинсан) и особых поставок (пёльгон).

 

3) Совершенствование системы воинских повинностей. Закон об уравнении повинностей (Кюнёкпоп)

 

Во время Имджинской войны под влиянием сочинения Чхок Кегвана (Ци Цзигуан) «Кихё синсо» (кит. «Цзисяо синьшу», «Новая книга примеров, достойных подражания»), был учрежден Учебный корпус Хуллён тогам для обучения трех родов войск (Самсубён), состоявших из отрядов стрелков огневого боя (пхосу), лучников (сасу) и копьеносцев (сальсу), а в период маньчжурских вторжений заново были созданы военные корпуса (кунён): Чхонюнчхон, Оёнчхон, Суочхон и Кымвичхон, которые во времена вана Сукчона вместе стали называться «пятью военными корпусами» и представляли собой возрожденные 5 корпусов (ви), ныне пришедшие в упадок, а прежде составлявшие ядро войск центрального правительства в начальный период династии Чосон, так что и в поздний период династии они составляли основные вооруженные силы центра.

В качестве провинциальной армии были сформированы войска из отдельных отрядов (Согогун), в которых наряду с простолюдинами служили и некоторые крепостные- ноби. Центральные войска представляли силы, собранные путем набора (мобилизации), и, как правило, государство выплачивало им жалованье, а провинциальные войска (Согогун) были поставлены на самообеспечение.

Расходы на содержание мобилизованных войск покрывались за счет «армейского полотна» (кунпхо), поставляемого простолюдинами янъин. Во времена Седжо с изданием Закона о замещении (Побоп) стала возникать практика заместительства в несении воинской повинности, а затем со времен Чунджона общим правилом стала поставка «армейского полотна» вместо непосредственного несения повинности, и закрепилась практика мобилизации (набора) солдат. Хотя по правилам взимание армейского полотна производилось с каждого молодого человека из сословия простолюдинов и выше, государство заблаговременно устанавливало общий объем собираемого армейского полотна и практиковало распре­деление его по деревням. И такой способ был эффективен для планомерного определения и исполнения государственного бюджета.

Но в процессе осуществления этот метод не был свободен от недостатков. Во многих случаях каждая деревня поставляла в порядке круговой ответственности больше полотна, чем полагалось по числу молодых людей. Отсюда крестьяне часто оплачивали армейское полотно и за янбанов, которые не платили налога за соседей (ринджин), за родственников (чокчин), за умерших людей («со скелета») и малолетних детей («за желторотых»). Из-за злоупотреблений, связанных с взиманием полотна за родственников, соседей, с умерших и детей в ряде случаев вместо двух кусков (пхиль) полотна, полагавшихся с каждого военно­обязанного молодого человека, надо было платить несколько раз больше. Поскольку 1 кусок (пхиль) полотна соответствовал 6 12 ту риса, эта повинность была тяжелее, чем поземельный налог и натуральные поставки (тэдонми).

Бремя и беды от военного налога (кунпхо) особенно возросли в конце XVII – начале XVIII вв., поэтому военная повинность занимала самый большой удельный вес среди повинностей крестьян-простолюдинов. Усиление воинских повинностей, связанное с укреплением 5 военных корпусов (ён – управлений) и подготовкой к «походу на север», сделало особенно тяжелой это бремя и стало причиной ухода (бегства) крестьян от земледелия и их ярого стремления стать янбанами и избежать воинской повинности. Это стало причиной появления липовых янбанов из числа самозванных конфуцианских «студентов» (мочхин юхак).

Уже давно прилагались усилия, чтобы устранить беды от повинностей для простолюдинов, но только к 1750 г. (26 год вана Ёнджо) были подготовлены меры к их обеспечению и установлен Закон об уравнении повинностей (Кюнёкпоп). Согласно ему, вместо 2 кусков полотна, поставляемого раз в 16 месяцев, размер кунпхо был сокращен до 1 куска за 12 месяцев. Для того, чтобы возместить сокращение доходов от «армейского полотна», государство и для прежде освободившихся от повинности зажиточных крестьян вместо звания сонму кунгван («почетных воинов») установило налог по 1 куску полотна с каждого. А с землевладельцев взимали поземельный налог кёльчак (или кёльми) по 2 ту риса (или 5 монет чон) с каждого кёль полей. Взимавшиеся прежде в пользу казенных учреждений (амун) или дворцов (кунбан) налоги на рыбную ловлю (осе), производство соли (ёмсе) и на корабли были переданы в ведение Управления по исполнению Закона об уравнении повинностей (Кюнёкчхон). Таким образом, без уменьшения государст­венных доходов было облегчено налоговое бремя бедных крестьян, так как прежде освобождавшаяся от военного налога часть верхнего слоя крестьян и помещиков стала платить военный налог полотном и дополнительный поземельный налог (кёельчак), поэтому в какой-то мере уравнялись военные повинности.

Что касается подушных налогов (сингон) с государственных и частновладельческих крепостных (ноби), то прежде каждый крепостной (но) выплачивал 2 куска хлопчатобумажной ткани, а крепостная (би) по 1,5 куска, но затем с середины XVII в. размер налога постепенно сокращался, и в 1755 г. (31 год Ёнджо) крепостной вносил только по 1 куску ткани, а крепостная с 1774 г. платила только дополнительный налог. В результате подушные повинности крепостных и простолюдинов почти сравнялись. Хотя ежегодно осуществляемый правительством так называемый Суммарный закон (Пичхонбоп) о распределении по провинциям подушного и поземельных налогов порождал и немало недовольств, тем не менее, положительный момент состоял в том, что закономерно осуществлялось управление государственными финансами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...