Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительный анализ школьных программ по МХК.




ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ МХК В ШКОЛЕ

Предмет МХК -- это предмет искусства, а не науки и на его уроках следует «говорить языком самого предмета», выражая своеобразие его сущности, и цель преподавания должна быть сформулирована в соответствии с его особенностью, с его сутью.

Цель преподавания МХК высока и благородна, она призвана сформировать в человеке эстетическое восприятие мира. Ведь эстетически сформированный человек способен к деятельности по законам красоты и способен к творческому созиданию. Развивает у школьников духовный мир, воспитывает духовные и нравственные ценности.

Задачи пр-я МХК. Исходя из трудов Выготского и Рубенштейна существуют три осн. Задачи пр-я МХК.

1. этого начинается все в предмете искусства. - Организация восприятия учениками художественных произведений, в процессе которого, благодаря возникшему духовному общению школьников с героями художественных произведений и их творцами, только и может произойти их обогащение духовными ценностями, содержащимися в художественной культуре: представлениями о добре и зле, жизни и смерти, смысле человеческого существования, счастье, дружбе, любви, отношениях человека к природе и др. Чтобы успешно осуществлять эту задачу, нужно развивать качества психики учеников, без которых невозможно полноценное художественное восприятие.

2. Заключается в формировании у школьников способности и умения устанавливать взаимосвязи между различными произведениями художественной культуры с целью определения в них черт общих и своеобразных, а также перекидывать «мостики» между художественными произведениями прошлых эпох и нашим днем, собственной жизнью учеников. Это способствует возникновению у учеников художественной картины мира каждой из эпох, а затем и целостной художественной картины мира.

3. Развитие у школьников творческих способностей и побуждение их к самостоятельной эстетически-творческой деятельности, которая заключается в создании школьниками собственных произведений -- рисунков и иллюстраций, сочинений разных типов, сценариев и других творческих работ.

Эти задачи сформулированы в соответствии с тапами эстетического роста учеников, постигающих МХК. От восприятия школьниками конкретных художественных произведений (это первая ступенька, на которую становятся школьники в своем развитии, -- на ее достижение направлена первая задача преподавания), через постижение ими целостной художественной картины мира (вторая ступенька -- вторая задача) к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству (третья, вершинная ступенька эстетического роста-- третья задача).

Сравнительный анализ школьных программ по МХК.

3. Подготовка учителя к уроку МХК(план-конспект у.МХК)

Планирование является опорным документом, на основе которого ведется преподавание учебной дисциплины. Именно в планировании конкретизируется содержание предмета, определенное государственным стандартом образования и рекомендованными министерством программами. Существует несколько видов планирования.

Тематическое планирование помогает выстроить логику преподавания предмета в объеме всего периода изучения. Этот вид планирования предполагает раскрытие всех тем курса без подробной детализации их изучения. В тематическое планирование входит формулировка темы и количество уроков, отводимых на ее изучение. Обязательным компонентом является перечисление понятий теории культуры, которые необходимо рассмотреть в теме, а также факты истории культуры. Наглядности уделяется достаточное внимание, но нет необходимости в детальном перечислении всех иллюстраций к теме. Большую роль играют разделы планирования, которые позволяют установить связь между отдельными темами: перспектива изучения и связь с изученными темами. Перспектива изучения предполагает учет тех понятий, терминов, культурных артефактов и т.д., которые потребуются при изучении следующих тем. Это значит, что на их введении в текущей теме нужно остановиться подробнее. Раздел «связь с изученными темами» позволяет отработать повторение ранее изученного материала, логически связанного с новой темой. Использование двух этих частей планирования дает возможность реализовать принцип системности в преподавании МХК, так как содержащийся здесь материал может показать взаимодействие культурных практик разных эпох и культурных систем. В последнем разделе тематического планирования логично назвать формы внеклассной работы, связанные с изучаемой темой, которые возможно и желательно провести в связи с изучением данной темы.

Второй вид планирования – поурочное. Поурочное планирование создается на каждый отдельный год изучения МХК и содержит общие сведения о предстоящих уроках. Оно включает в себя следующие разделы:

– тему урока и эпиграф, если он есть;

– содержание или план (основные положения) урока;

– термины и новые понятия, которые будут изучены на уроке;

– иллюстративный ряд урока;

– два вида повторения: повторение давно изученного и повторение пройденного на прошлом уроке;

– домашнее задание также двух видов: повторительное – для закрепления материала, пройденного на уроке, перспективное – для подготовки к изучению темы. Здесь нужно отметить, что повторительное задание на дом может носить творческий, проблемный или аналитический характер, а перспективное, как правило, технический (найти и принести иллюстрации, подготовить сетку таблицы и т.д.).

Поскольку планирование является рабочим материалом учителя, оно оформляется в виде таблицы.

В ходе работы поурочное планирование может быть дополнено указанием даты проведения каждого урока. Если дни проведения урока в параллели не совпадают, выделяется особая графа, в которой указываются классы и даты проведения урока.

Прежде всего назовем метод художественно-педагогической драматургии, который разработан Л.М. Предтеченской и уже давно используется в практике преподавания предмета «Мировая художественная культура» в старших классах школы1. Этот метод, соединяя в себе законы развития действия в динамических видах искусства, прежде всего в драматургии, и законы построения школьного урока, помогает композиционно выстроить урок искусства как единое художественно-педагогическое целое. Выделяется несколько этапов, вытекающих один из другого и образующих единую линию урока: с момента его зарождения (экспозиция, завязка, создание проблемной ситуации), через развитие (разработка проблемы) к его вершине (кульминация) и, наконец, к его спаду (развязка). Но развязкой действие урока не завершается: как и художественное произведение, урок искусства, запав в души учеников, разбудив их мысль и чувство, будет для них продолжаться и за стенами класса в их размышлениях и поступках -- этот важный этап урока, который не имеет конца, мы называем «последействием». Использование метода художественно-педагогической драматургии дает возможность слить линию события урока с линией переживания учеников, а значит, создать максимально благоприятные условия для возникновения общения между тремя «партнерами» урока искусства. Кроме того, этот метод позволяет достичь еще одного очень важного в преподавании искусства результата -- целостности впечатления школьников от художественного явления, которому посвящен урок: в сознании ребят создается и надолго запечатлевается его образ. Не просто знание, а именно образ, художественная картина, т. е. то, что коснулось чувств и эмоций, что пережито и прочувствовано, имеет личностный смысл.

1. Художественно-педагогический анализ не разрушает целостности восприятия. Рассмотрение отдельных частей, фрагментов, деталей произведения, т. е. «выборочный ход восприятия», осуществляется в тесной связи с «целостным охватом произведения».

2. Художественно-педагогический анализ осуществляет подход к произведению, который наполнен смыслом для ученика. А это значит, что он: вовлекает в работу весь психический аппарат учеников: эмоции, воображение, мысль; делает восприятие учениками произведения искусства сознательным; способствует в процессе разбора произведения и в связи с ним возникновению у школьников взаимосвязей между художественным произведением и уже известными им фактами, представлениями, чувствами, ощущениями, жизнью самих учеников.

3. Проникая в замысел произведения и выводя учеников на диалог с его автором, художественно-педагогический анализ опирается на форму произведения, которая рассматривается не как набор технических средств, а как форма содержательная, выражающая художественное содержание.

Конспект урока МХК «Романтизм в зарубежной музыке. Фридерик Шопен(1810-1849).

План урока.

 
Этапы урока. Их логический смысл. Вопросы к ученикам.  
I.литературные и муз.эпиграфы (Второй концерт для фортепиано с оркестром) Экспозиция.    
II.Шопен- нац. польский композитор Завязка и постановка проблемы. Почему музыку Шопена, которого поляки национальной гордостью, называют близкой люди всего мира?  
III.Концерт в парке Шопена. «Революционный этюд». 1)прослушивание-1 2)Беседа. Шопен и борьба Польши за нац. Независимость. 3)прослушивание-2 С одновременным просмотром картины Э.Делакруа «Свобода, ведущая народ». 4)Беседа. Шопен и Делакруа. Разработка. Образ Польши, борющейся за национальную независимость в творчестве Шопена. Свободолюбивые идеи в его муз. Тоска по Родине в творчестве Шопена. Какие события происходили в это время в Польше? Что роднят эти произведения?  
IV.Мазурка №2, соч.24. 1)прослушивание 2)картина народного сельского быта 3)самобытность произведений Шопена Шопен- нац. Польский композитор. Влияние на творчество Шопена польской народной музыки. Какую картину вызывает в вашем воображении эта муз. миниатюра? Можно ли сказать, что мазурка Шопена является только лишь Подражанием народному танцу?  
V. Исполнительское мастерство Шопена Разработка    
VI.Полонез №6- напоминание о былом величии Польши 1)прослушивание 2)беседа 3)высказывания великих людей о Шопене 4)значение музыки Шопена. Кульминация. Конкретно- исторический смысл музыки Шопена и её общечеловеческое значение О чём повествует музыка полонеза, обращенная к современникам композитора?  
VII.Ноктюрн №2 Развязка. Своеобразие ноктюрнов Шопена.    
       
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...