Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод.разр.учебных тем на четверти.




Планирование является опорным документом, на основе которого ведется преподавание учебной дисциплины. Именно в планировании конкретизируется содержание предмета, определенное государственным стандартом образования и рекомендованными министерством программами. Существует несколько видов планирования.

Тематическое планирование помогает выстроить логику преподавания предмета в объеме всего периода изучения. Этот вид планирования предполагает раскрытие всех тем курса без подробной детализации их изучения. В тематическое планирование входит формулировка темы и количество уроков, отводимых на ее изучение. Обязательным компонентом является перечисление понятий теории культуры, которые необходимо рассмотреть в теме, а также факты истории культуры. Наглядности уделяется достаточное внимание, но нет необходимости в детальном перечислении всех иллюстраций к теме. Большую роль играют разделы планирования, которые позволяют установить связь между отдельными темами: перспектива изучения и связь с изученными темами. Перспектива изучения предполагает учет тех понятий, терминов, культурных артефактов и т.д., которые потребуются при изучении следующих тем. Это значит, что на их введении в текущей теме нужно остановиться подробнее. Раздел «связь с изученными темами» позволяет отработать повторение ранее изученного материала, логически связанного с новой темой. Использование двух этих частей планирования дает возможность реализовать принцип системности в преподавании МХК, так как содержащийся здесь материал может показать взаимодействие культурных практик разных эпох и культурных систем. В последнем разделе тематического планирования логично назвать формы внеклассной работы, связанные с изучаемой темой, которые возможно и желательно провести в связи с изучением данной темы.

Второй вид планирования – поурочное. Поурочное планирование создается на каждый отдельный год изучения МХК и содержит общие сведения о предстоящих уроках. Оно включает в себя следующие разделы:

– тему урока и эпиграф, если он есть;

– содержание или план (основные положения) урока;

– термины и новые понятия, которые будут изучены на уроке;

– иллюстративный ряд урока;

– два вида повторения: повторение давно изученного и повторение пройденного на прошлом уроке;

– домашнее задание также двух видов: повторительное – для закрепления материала, пройденного на уроке, перспективное – для подготовки к изучению темы. Здесь нужно отметить, что повторительное задание на дом может носить творческий, проблемный или аналитический характер, а перспективное, как правило, технический (найти и принести иллюстрации, подготовить сетку таблицы и т.д.).

Поскольку планирование является рабочим материалом учителя, оно оформляется в виде таблицы.

В ходе работы поурочное планирование может быть дополнено указанием даты проведения каждого урока. Если дни проведения урока в параллели не совпадают, выделяется особая графа, в которой указываются классы и даты проведения урока.

Если в школе «Мировая художественная культура» изучается с 5 по 11-й класс, то наиболее результативным может быть подход, представляющий собой две ступени. Уроки в 5-9-х классах — это увлекательные «погружения» в мир конкретных явлений культуры, искусства, творчества художника с использованием активных практических форм работы. Это может быть инсценирование, игры, диспуты, театр, использование компьютерных программ, исследования с помощью интернета, составление и работа над проектами, викторины, тесты и т.д. При этом принцип историзма сохраняется — в календарно-тематический план учитель включает ключевые произведения и явления культуры, отражающие различные этапы ее развития. Очень хорошо, если это будет, насколько это возможно, сочетаться с курсом истории, который параллельно проходят учащиеся. Возможна связь с уроками литературы, изобразительного искусства, другими школьными дисциплинами. Концепция, избранная учителем в качестве основы, объединит разнообразный материал и виды деятельности.

Автор программы по МХК для 6-8-х классов Солодовников, предлагает в качестве одного из возможных принципов, организующих процесс обучения, в классах среднего звена, опору на мифологию. Но возможны и другие принципы. Здесь — простор для творческой активности и поиска учителя.
Главное, чтобы избранная концептуальная основа объединяла в стройную систему все занятия, отвечала требованиям доступности с точки зрения возраста детей, была увлекательной и актуальной.
Выйдя на вторую ступень, имея знания о конкретных явлениях культуры, учащиеся 10-11-х классов могут еще раз пройти этот путь, но уже с точки зрения стилей, особенностей художественного образа в ту или иную эпоху. Отдельные представления, полученные в средних классах, складываются в единую систему взаимосвязей, становятся ясны причины и следствия.
Подобный «двухвитковый» подход в преподавании МХК в 5(6)-11 -х классах соответствует и концентрическому принципу, действующему в других школьных предметах, когда ежегодно или поэтапно один и тот же материал, тема, понятие, закон и т.д. повторяется, но на новом уровне-витке, более сложном, углубленном и обобщенном, соответствующем изменившемуся возрасту учащихся.
Составляя программу для 6-7-х классов, учитель может использовать как основу программу И.В. Кошминой по мировой художественной культуре для 6-8-х классов, а также содержание факультативного курса «Мировая художественная культура» Маранцмана, Даниловой (издательство «Интербук», г. Москва, 1998 г.), где из весьма обширного и разнопланового материала учитель может выбрать то, что ему наиболее близко и отвечает условиям его работы.

Возможен другой вариант планирования уроков мировой художественной культуры в среднем звене, когда концентрический принцип действует в каждом классе. То есть, в каждом классе учащиеся последовательно проходят темы, касающиеся искусства Древнего Мира, Средних веков (библейские темы, другие характерные явления), Востока, России, эпохи Возрождения, эпохи барокко, эпохи Просвещения, XIX века, XX века.

Примерное планирование уроков МХК для 10-11-х классов (из расчета 1 часа в неделю)

Й класс

VI. Возникновение христианской культуры, (продолжение)

1. Содержание Библии.
Активизация внимания учащихся к источнику, чье содержание будет во многом определять дальнейшее развитие и содержание культуры. Строение Библии. Основные идеи, образы, сюжеты Ветхого, Нового Заветов. Деяния апостолов. «Откровение Иоанна». (1 ч.)

VII. Расхождение путей

1. Модель Вселенной.
Усиление христианства. Падение Рима. Византия — «второй Рим». Храмовое искусство. Символика выразительных средств. Синтез искусств, их новое понимание. (1 ч.)

2. Чудесные образы.
Возникновение и развитие новых выразительных средств и видов искусства. Иконопись. Смысл, значение иконы. Технология изготовления. Различное отношение к иконам. Иконоборчество. Каноны. Типы икон. Особенности выразительных средств византийской иконописи. (2 ч.)

VII. Искусство в плавильном котле
1. Романика.
Общая характеристика. История. Особенности христианского мышления: взаимодействие римской культуры и культуры варварских племен. Роль искусства. Своеобразие эстетического идеала. Символика храма, его особенности. Храм-крепость. Романский замок. Эпос. «Парсифаль», «Тристан и Изольда». «Кольцо Нибелунгов». Крестовые походы «освобождения Гроба Господня». Контакты с византийской и арабской культурой. (1 ч.)
2. Арабская культура.
Своеобразие исламского искусства: образы, выразительные средства. Исторические условия. Возникновение ислама. Его основы. Коран. Мечеть и ее архитектура. Особенности арабского искусства. (2 ч.) Формирование эстетического, нравственного идеалов в светской культуре средневековья. Поэзия трубадуров. Кодекс рыцарской чести. Культ прекрасной Дамы. (1 ч.)

IX. Придворные и горожане

Церковь воинствующая и торжествующая.
Влияние изменений религиозного мировоззрения на искусство. Готика. Характерные черты стиля. Готический храм и его элементы. Средневековая культура города. Поэзия вагантов. (2 ч.)
Зачет по теме: Культура Средневековья.
Творческий подход учащихся к выбору произведения; выразительность его исполнения на уроке. Поэзия трубадуров, вагантов — по выбору наизусть. (1ч.)

X. Итальянское Возрождение. Завоевание реальности

1. Итальянское Возрождение. «Божественная комедия» Данте.
Идеи, образы и выразительные средства античности в средневековой христианской культуре Возрождения. Общая характеристика мировоззрения. Флоренция — интеллектуальный центр. Данте — «последний поэт Средневековья и первый поэт Возрождения». «Сладостный новый стиль» поэзии. Данте и Петрарка. Влияние Данте на развитие мировой культуры. Образы, сюжеты Микеланджело. (Как продолжение темы в последующие эпохи — Роден «Врата ада»). Апокалипсис. (3 ч.)
2. Флорентийская «камерата».
Осознание интонационной природы музыки. Рождение основных музыкальных жанров. Семья Медичи. Придворное искусство. Неоплатонизм. Творчество Ботичелли, придворного художника Медичи. Рождение оперы. (2 ч.)
3. Интеллект, гармония, мощь.
Формирование реалистической живописи. Джотто. Ботичелли. Леонардо. Рафаэль. Микеланджело. (3 ч.)

XI. Властители дум и возмутители спокойствия. Северное Возрождение
1. Культура Нидерландов.
Своеобразие идей Возрождения в условиях реформации церкви. Географические, исторические условия. Реформация. Инквизиция. Роль Испании. Эразм Роттердамский. Босх. Брейгель. (2 ч.)
2. Культура Германии.
Идеи гуманизма в синтезе выразительных средств Итальянского и Северного Возрождения, С. Брант «Корабль дураков». Движение Реформации. Альбрехт Дюрер — художник, поэт, философ, общественный деятель. (1 ч.)
3. Культура Испании.
Общественно-исторические условия. Роль католической церкви. Реконкиста, ее результаты. Религиозное и светское искусство. Эль Греко. (Как продолжение темы в последующие эпохи — традиции испанского парадного портрета. Веласкес. Совершенствование изобразительного искусства в творчестве Веласкеса). (1ч.)
4. Культура Нового Света.
Особенности культуры цивилизаций Америки. Колумб. Индейские племена: Инки, Ацтеки (майя) и их культура, религия. Пирамиды, храмы, скульптура. Космогонические представления. Легенды о белых пришельцах. Дальнейшая судьба индейской культуры. (1 ч.)
5. Французское Возрождение.
Светский характер искусства как отражение общественно-исторических условий Франции. Роль религиозного и светского искусства. Придворный стиль. Влияние творчества Вийона. Ронсар. (1 ч.)
6. Загадка Шекспира.
Возрождение в Англии. Особенности культуры. Шекспир. Театр. Сонеты. Смысл понятия «шекспировский театр». (4 ч.)

XII. Культура Древней и Средневековой Руси

1. Культура древних славян.
Своеобразие культуры Древней Руси. Языческое и христианское мировоззрение. Общественно-исторические условия. Характер религии. Роль искусств. Пантеон богов. Образ жизни. Принятие христианства. (1 ч.)
2. Христианская культура Руси. Храм.
Преемственность византийского и самобытность русского искусства. Русский храм и его символика. Архитектура, ее элементы. Типология архитектурных канонов. София Киевская. Храмы XI-XVII веков, их изменения. Интерьер храма. Фресковая живопись. Рублев. Дионисий. (2 ч.)
3. Феномен русской иконы.
Двойственный характер иконы: элемент религиозного культа и произведение искусства. Иконостас. Типы икон, символика образов и выразительных средств. Византийская и русская иконопись. Рублев. (2 ч.)
4. Русское барокко.
«Свой путь» развития русского искусства. Особенности искусства XVII века. Изменение социально-исторических условий. «Нарышкинское барокко». Симон Ушаков. (1 ч.)


11-й класс

1. Урок повторения пройденного. (1ч.)

XIII. «Эпоха барокко»

1. «Видения и видения». Разные лики барокко.
Общая характеристика. Исторические события. Переворот в мировоззрении. Роль протестантизма. Переводы Библии. Роль искусства. Новые идеи, образы, выразительные средства. Рубенс. (1 ч.)
2. Тема Церкви в искусстве барокко.
Храм XVII века. Изменения в интерьере. Проблемы церкви. Музыка. Гендель. Бах. Творчество Бернини. Собор Св. Петра в Риме. (1 ч.)
3. Тема Человека в искусстве барокко.
Новое отношение к Человеку. Творчество Караваджо. Двойственность творчества Баха. Вивальди. Голландская школа. Вермейер. Рембрандт. Хальс. Испания. Веласкес. (1ч.)
4. Тема Власти в искусстве барокко.
Французское барокко. Новые образы, выразительные средства. Роль искусства. Литература. Ронсар. Русское барокко. (1 ч.)

XIV. Рококо

«Жизнь-театр».
Перерастание барокко в изысканность рококо. Эпоха Людовика XIV. Искусство, выражающее придворные вкусы, образ жизни. Музыка. Архитектура. Нарядность, декоративность. Сентиментализм. (1 ч.)

XV. Классицизм

1. Архитектура «классицизма».
Условия формирования стиля. Рационалистические основы гармонии. Идеал. Выразительные средства. Версаль. Русский классицизм. М. Казаков. Ч. Камерон. Особенности театра французского классицизма. (1 ч.)
2. Классицизм в других видах искусства.
Творчество Н. Пуссена, Д. Левицкого, А. Иванова. Классицизм в творчестве К. Брюллова. Музыка венских классиков. Гайдн, Моцарт, Бетховен (по выбору). (1 ч.)

XVI. Культура эпохи просвещения

1. Английское просвещение.
Общая характеристика эпохи. Особенности различных стран. Англия. Своеобразие культурно-исторического развития. Характер буржуазной революции и ее влияние на развитие страны. Особенности мировоззрения. Роль искусства. Основные виды. Значение театра. Творчество Хогарта. Д. Дефо «Робинзон Крузо», Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Общие и отличительные черты этих произведений. Идея, отражение эпохи, особенности художественных образов и выразительных средств. (3 ч.)
2. Французское Просвещение.
Особенности эпохи. Характер и роль Французской революции. Роль искусства, его виды, особенности, образы, идеи. Гудон «Вольтер». Творчество Вольтера. Философские повести. «Кандид». Идея, оригинальность выразительных средств. Общее и отличительное по сравнению с английскими произведениями. Давид. «Брут», «Клятва Горациев», «Смерть Марата», «Зеленщица». (2 ч.)
3. Просвещение в России.
Особенности русского Просвещения. Петровское время. Синтез русской и европейской культур. Творчество И. Никитина. Петровские канты. Петербург. Послепетровское время. Деятельность Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова. Реформа русского литературного стиля. Державин. Музыка: Березовский, Бортнянский, Хандошкин. Первая опера Аблесимова-Соколовского. (2 ч.)

XVII. Романтизм
1. Направления романтизма.
Общая характеристика стиля. Исторические условия. Крах идеалов Французской революции. Осознание новой социальной силы — народа. Новые выразительные средства. Реализм и символизм в содержании и выразительных средствах. Делакруа «Свобода на баррикадах». «Автопортрет». Жерико «Портрет Делакруа». «Плот «Медузы». Поэзия Гейне. Шопен, Лист. (1 ч.)
2. Ибсен «Пер Гюнт».
Идея. Образы, герои, выразительные средства. Романтическое решение вечной проблемы поиска смысла жизни. (1 ч.)
3. «Рихард Вагнер».
Становление национальных художественных школ. Отношение к народному творчеству. Идея синтеза искусств. Театр Вагнера. Роль музыки. «Полет валькирий». Увертюра к «Тристану и Изольде». (1 ч.)

XVIII. Реализм

1. Бальзак «Гобсек».
Предисловие к «Человеческой комедии» -реалистический манифест Бальзака. Философская повесть «Гобсек». Новые образы, нравственные понятия. Искусство психологического портрета. «Рембрандтовская живопись» портретов Бальзака. Деталь, цвет и звук в создании художественных образов. (1ч.)
2. Реализм в искусстве XIX века.
Творчество Шардена, Энгра. К. Каро, Руссо, Курбе. Бизе «Кармен». Возникновение национальных музыкальных школ. Реализм как художественный метод и направление (стиль). Натурализм. (1 ч.)
3. Критический реализм.
Ведущее направление 2-й половины XIX века. Творчество Домье, Федотова. А. Даргомыжский «Червяк», «Титулярный советник». (1 ч.)
4. Художники-«передвижники».
Особенности общественно- исторических условий России середины XIX века. Проблемы «Товарищества». Жанры. Перов и Репин — «Крестный ход». Творчество Сурикова. (2 ч.)
5. Развитие реализма в изобразительном искусстве.
Противоречия реалистического метода отражения действительности. Понятие китча. Примитивизм. Лубок. Творчество Шилова, Васильева, Глазунова. (1 ч.)

XIX. Основные направления современного искусства

1. Особенности мировоззрения современной эпохи.
Открытия в науке и их влияние на мировоззрение. Изменение роли и места религии. Роль искусства в познании мира. Гегель. Гельмгольц. Дарвин. Менделеев. Фрейд. Ницше. Бергсон. Философия материализма. Проблема понятия реальности мира и его познание. Новые идеи, образы и выразительные средства в искусстве. Понятие «декаданса». (1 ч.)
2. Символизм.
Художественный метод и стиль. Особенности содержания, образов и выразительных средств в разных видах искусства. Роль музыки, русский символизм. Верлен, Рембо, Бодлер. Уайльд «Портрет Дориана Грея». (1 ч.)
3. Импрессионизм.
Решение проблемы реальности в искусстве, история возникновения направления. Новые образы, выразительные средства. Цвет, свет. Исследование оптических эффектов. Отказ от линии в пользу пятна. Аналитичность живописи. Русский импрессионизм. Музыкальный импрессионизм. Импрессионизм в литературе. (1ч.)
4. Модерн.
Идея сохранения красоты и гармонии в эпоху декаданса. Единство эстетической среды. Темы, образы, выразительные средства. Стилизация как ведущий принцип. Гимар. Шехтель. Врубель. Серов. Гауди. Музыка Скрябина. Возникновение кино. (1 ч.)
5. Постимпрессионизм.
Новая ступень познания мира в искусстве. Ван-Гог и Лотрек. Возврат линии и объемной формы. Значение открытий в живописи Сезанна и Гогена. (1 ч.)
6. Функционализм.
Роль цвета как основного выразительного средства, носителя содержания. Цвет — образ. Фовизм. Матисс. Фальк. Сарьян. Творчество Кандинского, алеаторика, пуантилизм. Сонористика в музыке. Конкретная музыка. Штокхаузен. Акмеизм в поэзии. (1 ч.)
7. Конструктивизм.
Аналитическая живопись Сезанна. Плоскостная трактовка трехмерной формы. Кубизм Пикассо. Геометрический абстракционизм Мондриана. Сериальная музыка Шенберга. Супрематизм Малевича. (1 ч.)
8. Экспрессионизм.
Деформация реальности в результате максимизации выразительности художественных образов. Эль Греко. Натурализм, антиэстетизм. Гойя, Ван-Гог — предтечи. «Мост», «Синий всадник». Кирхнер, Мунк, Дике, Рихард Штраус. Поэзия экспрессионизма. (1 ч.)
9. Сюрреализм.
Проблема реальности. Дадаисты. Манифест Бретона. Творчество Танги, Миро, Дали, Магритта. Сюрреализм в литературе. Кафка «Превращение». Гиперреализм. Киноискусство. (1 ч.)

Итоговый урок (1 ч.)

В заключение следует отметить, что варианты планов-схем, представленные выше, их содержание и предполагаемые формы проведения занятий являются примерными. Они даны для того, чтобы помочь сориентироваться начинающему учителю в огромной массе материала, предлагаемом в программах и пособиях по мировой художественной культуре. Со временем каждый учитель мировой художественной культуры приходит к созданию своей, собственной, адаптированной (т.е. разработанной на основе государственной) программы. И это естественно для учителя, ведущего урок Искусства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...