Необходимость изучения принципов контроля
Стр 1 из 2Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................................................... 3 Необходимость изучения принципов контроля............................... 3 Цели и функции контроля................................................................... 8 Виды контроля по физике для отдельных возрастных групп....... 22 Заключение................................................................................. 27 Литература.................................................................................... 29
Введение
Необходимость изучения принципов контроля
Какую часть процесса обучения представляет собою проверка знаний учащихся? Главное в содержании обучения – знания. Только на их основе можно образовывать остальные элементы содержания обучения - умения и навыки. Обучение каждому знанию всегда начинается с того, что учитель так или иначе впервые знакомит учеников с данным новым знанием, а ученики первично воспринимают его. Это ознакомление учащихся с новым знанием и первичное восприятие его учениками есть первая ближайшая дидактическая цель, которую постоянно ставит перед собой и так или иначе достигает всякий учитель. Но обучение, как известно, не ограничивается только тем, что учащийся воспринимает новое знание. Воспринятое должно быть достаточно прочным, чтобы его можно было успешно применять в будущей деятельности. Поэтому вслед за ознакомлением учеников с новым знанием и первичным восприятием его учащимися учитель ставит перед собой вторую дидактическую цель - цель совершенствования этого знания у учащихся (закрепление, систематизация и т.д.). Именно после первого восприятия знания ученик, оперируя отвлеченным мышлением, сравнивает новое знание со старым, выделяет в нём особенное и общее, устанавливает необходимые связи между новым и ранее усвоенными знаниями, применяет новое знание к практике. Вместе с тем происходит и закрепление нового знания в памяти ученика (заучивание, повторение).
Но вот учитель и ученик проделали известную работу по усовершенствованию ранее воспринятого учеником данного знания. Закончен ли этим процесс обучения в отношении этого знания? Нет, не закончен. Усвоение знаний есть, процесс для учащегося - субъективный. Здесь даже при хорошей постановке работы учителя всегда может случиться, что усвоенное учеником знание, субъективно кажущееся ему правильным, на самом деле, объективно, может оказаться в какой-то мере неправильным или неполным. Уровень усвоения учеником того или иного знания только тогда может быть правильно установлен, когда это знание будет внешне выражено и измерено объективным критерием. Это и делает проверка знаний, во время которой ученик выявляет свое знание перед учителем и одноклассниками и где оно, это знание, измеряется учителем в соответствии с объективными требованиями школьной программы и учебника. Так с закономерной необходимостью встает перед учителем третья ближайшая дидактическая цель - цель проверки знаний учащихся. Проверка знаний, следовательно, не дополнение к процессу обучения - это необходимая часть пути познания, которым учитель ведёт, а ученик идёт в процессе обучения. Таким образом, контроль знаний (а также умений и навыков) учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания школьников, им определяется результативность, эффективность обучения, и естественно, что разные стороны его привлекают постоянное внимание педагогической науки и практики работы школ и учителей. В процессе проверки знаний учащихся перед учителем открываются большие возможности для совершенствования процесса обучения, поскольку проверка как действенное средство борьбы за прочные и осознанные знания учащихся позволяет лучше изучить учеников, их индивидуальные особенности. Она способствует развитию речи и мышления школьников, их интереса к учению.
Организация проверки и учёта знаний существенно влияет на регулярность занятий учащихся предметом, тщательность выполнения заданий. Учащиеся заинтересованы в проверке своих знаний, так как каждый ученик хочет, чтобы за процессом его труда следили, замечали ошибки, способствовали быстрому их исправлению. Ученик желает видеть свой собственный рост и результаты своего труда, поэтому проверка оказывает воспитывающее действие, которое трудно переоценить. Из всего вышесказанного видно, что очень важно подробно рассмотреть, какое место занимают проверка, учёт и оценка знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения, какие потенциальные возможности для обучения, развития и воспитания заложены в ней, как эти возможности можно развить и использовать для повышения успешности обучения. Таким образом, в данном докладе ставится задача выявления основных видов, форм и методов проверки, оптимальных для использования в VII-XI классах вообще и на уроках физики в частности. Также необходимо ответить на вопросы: Какими критериями руководствуются, планируя контрольные этапы? На какие знания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся? Краткий обзор основных понятий и терминов, относящихся к контролю. Очевидно, что для лучшего понимания идеи проверки знаний учащихся, необходимо в первую очередь разобраться с основными терминами и понятиями, часто встречающимися в данной области дидактики. Для начала рассмотрим собственно понятие проверки. Слово "проверка" в русском языке означает действие, имеющее целью выяснить что-либо, удостовериться в правильности или ошибочности чего-либо с помощью специальных действий. Что касается школы, то здесь проверка – это удостоверение учителя в объёме, качестве знаний учащихся, их общих и специальных способностях. Проверка знаний имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Рассмотрим ещё одно понятие, которое в некоторой степени близко понятию проверки – "диагностика". Вообще, понятие диагностики наиболее широкое распространение получило на Западе. Под диагностикой понимают некое объединение контроля и проверки. Диагностируются при этом как знания, умения и навыки, так и уровень воспитанности и качества личности (подразумевают под собой умение оценки и самооценки с точки зрения критического отношения, а также навыки общения). Таким образом, в процессе диагностики изучается целиком вся личность учащегося.
В России большее распространение получил собственно контроль. При этом очень интересно рассмотреть соотношение понятий контроля и проверки. Так, например, М.Н. Терехин в своих методических разработках говорит, что контроль – это "сложный дидактический комплекс…последовательно сменяющих друг друга видов педагогической деятельности". [7, с.5] По мнению автора в этот комплекс входят проверка и оценка знаний, выставление отметки, а также учёт знаний и успеваемости учащихся. Кроме того, здесь же сказано о том, что "учитель контролирует знания во всех основных звеньях учебного процесса, используя для этого различные виды проверки" [7, с.7]. Это значит, что категория контроля рассматривается автором как более общая, а проверка выступает здесь как форма воплощения контроля. В свою очередь в учебнике по педагогике под ред. П.И. Пидкасистого говорится о том, что "проверка и оценка знаний – составная часть процесса обучения, осуществляется путём систематического контроля за учебной деятельностью учащихся…" [2, с.397] Из определения можно отметить, что в данном случае приоритет контроля далеко не очевиден. Однако все авторы отмечают контролирующую функцию проверки, что говорит о том, что проверка должна осуществлять цели контроля, а не наоборот. Кроме того, следует также добавить, что в ряде литературных источников понятия контроля и оценки вообще рассматриваются как синонимы. Таким образом, анализируя различные подходы к соотношению понятий контроля и проверки, остановимся на подходе, отмечающем категорию контроля как более общую. Это можно объяснить тем, что проверка имеет цель только что-либо выяснить (исходя из определения проверки), в то время как контроль представляет собой сложный комплекс, включающий и множество других действий. В дальнейшем в данной работе под контролем будем понимать некое объединение проверки и оценки.
Перейдём теперь к рассмотрению понятия оценки. Е.И. Перовский в своей монографии оценкой знаний учащихся называет "выражение отношения между тем, что ученик знает по данным вопросам программы, и тем, что он должен знать по этим вопросам к данному моменту обучения". [1, с.442] Оценка есть и процесс и результат. Как процесс она входит в процесс проверки, составляя особую его сторону; как результат она завершает процесс проверки. Проверка является основанием для оценки. Следует отметить, что в педагогическом обиходе понятие оценки часто отождествляется с понятием оценочного балла, или отметки. Между тем эти понятия существенно разные и смешивать их не следует. Отметка есть ни что иное, как одна из форм выражения отношения между тем, что ученик должен знать и тем, что он знает, т.е. одна из форм выражения оценки. Поэтому в литературе оценка и отметка рассматриваются как две различные категории. Например, М.Н. Терехин ставит эти понятия друг за другом, включая их на равных в понятие контроля. Однако в данной работе будем придерживаться такой позиции, при которой понятие оценки включает в себя понятие отметки. Таким образом, оценка будет определяться как некое объединение отметки и оценочного суждения (устное высказывание). Ещё одно понятие, которое хотелось бы рассмотреть в данном разделе – понятие учёта. Изначально данный термин употреблялся в качестве синонима проверки. Однако ряд авторов высказывался против такого использования понятия: "этот термин…плохо отражает суть тех явлений, которые он призван обозначать". [1, с. 50] Е.И. Перовский подчёркивает то, что термин "учёт", определяющим признаком которого является количественный признак, не может правильно отражать суть процесса, при котором выявляются также и качественные стороны выяснения уровня знаний и успеваемости учащихся. В результате этот термин был вскоре заменён термином "проверка" ("контроль"). Тем не менее, употребление понятия учёта вполне уместно, когда мы говорим о некой формальной фиксации данных, полученных преподавателем в результате проверки, оценки и выставления отметки. О таком учёте, в частности говорит М.Н. Терехин. Итак, в результате анализа основных понятий, встречающихся в рассуждениях о нашей проблеме, мы выяснили, что в данной работе мы будем понимать под контролем, проверкой и оценкой знаний учащихся. В дальнейшем действие, выполняемое с целью выяснения объёма и качества знаний учащихся, будем обозначать понятием "проверка". Понятие "контроль" будет употребляться как более обобщённое.
Цели и функции контроля
Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся: 1) диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся; 2) учет результативности отдельного этапа процесса обучения; 3) определение итоговых результатов обучения на разном уровне. Внимательно посмотрев на изложенные выше цели контроля знаний и умений учащихся, можно увидеть, что это есть цели учителя при проведении контрольных мероприятий. Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель контроля, по-моему, является основной. Может показаться, что изменение целей контроля знаний и умений учащихся – чисто теоретический вопрос и ничего не меняет на практике. Однако это не так. Если учитель будет относиться к контролю как к деятельности, важной для учащихся, сама форма проведения его, обсуждения результатов, проверки может быть иной. Так, например, проверка результатов и проставление отметок может производиться самими учащимися. При такой форме проверки они ощущают значимость контроля, выясняют свои ошибки, при проставлении отметок развиваются самокритичность и ответственность. Такой вид работы никогда бы не появился, однако, если бы учитель рассматривал цели контроля знаний и умений учащихся только как диагностирование и учет знаний. С другой стороны представляется непонятным, как учитель может корректировать знания и умения учащихся, т.е. пополнять пробелы в знаниях учащихся, на контрольном этапе. Контрольные мероприятия могут служить лишь для диагностики наличия знаний и умений, но не для их корректировки. Контрольный этап имеет свои, совершенно определенные задачи, и не стоит пытаться вкладывать в его рамки задачи следующего этапа работы. Только после того, как выяснены недочеты в знаниях и умениях учащихся на контрольном этапе, можно говорить о последующей корректировке, если она необходима. Согласно замечаниям, приведенным выше, цели контроля знаний и умений учащихся можно сформулировать следующим образом: 1) подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые физические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям; 2) получить инфор-мацию о том, усвоены или нет каждым учащимся физические знания, указанные в образовательной цели изучения темы (цикла знаний); научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по развитию изучения темы (цикла знаний). При такой формулировке целей контрольного этапа обучения становится ясно, что он несет в себе только одну задачу: учет результативности обучения и выявление его пробелов, если они имеются, как учителем, так и, что не менее важно, самими учениками. Проверка знаний является связующим звеном между учеником и учителем на протяжении, всего урока. В зависимости от цели проверки и места ее в учебном процессе, от методов и средств, с помощью которых проводится проверка, она может выполнять различные функции: ориентирующую, диагностирующую, обучающую, воспитательную, развивающую и контролирующую. Так как любая проверка может выполнять одновременно несколько функций (только одни в большей степени, а другие - в меньшей), то сделать четкую классификацию проверок по их функциям довольно трудно. В каждом конкретном случае условно можно выделять одну-две главные функции, которые определяются целью, содержанием и методами проверки. Рассмотрим основные функции проверки знаний и умений учащихся, а также их роль в учебном процессе. Контролирующая функция считается одной из основных функций контроля. Ее сущность состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой, на данном этапе обучения. Контролирующая функция проверки возрастает при выполнении учащимися самостоятельных и контрольных работ. Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки состоит в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют физические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников. Обучающая функция проверки – основная при изучении нового материала, поэтому все вопросы должны быть направлены не столько на проверку, сколько на усвоение, уточнение и закрепление главного, основного в изучаемом материале. Развивающая функция проверки выявляет умения распоряжаться своими знаниями и умениями. Наиболее полно она проявляется при выполнении учащимися докладов, обобщений и выводов. Ориентирующая функция проверки заключается в том, что её результаты дают возможность учителю направлять деятельность учащихся на преодоление пробелов и недочётов в их знаниях и на дальнейшее продвижение в освоении программного материала. С помощью проверки перед изучением нового материала учитель выявляет знания и умения учащихся, которые должны быть опорными для понимания и усвоения нового. Такая проверка - тоже является ориентирующей для учителя, так как позволяет установить достаточность или недостаточность опорных знаний учащихся и степень их подготовленности к восприятию нового материала. При объяснении проверка является "обратной связью" между учениками и учителем. Чтобы выделить главное в изучаемом материале, задержать внимание школьников на основных вопросах, учителя рекомендуется при объяснении задавать вопросы учащимся. В этом тоже есть ориентирующая функция проверки, так как она, с одной стороны, ориентирует учащихся на выделение главного материала, а с другой – информирует учителя об усвоении учениками этого главного на каждом уроке. Диагностическая функция, иногда выделяемая как самостоятельная, близка ориентировочной. Она состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить. Диагностическая функция проверки позволяет выявить не только знание или незнание, но и установить причины хороших или слабых знаний и умений. Для усиления диагностической направленности проверки необходимо при составлении заданий исходить из предположений о причинах достоинств и недостатков в знаниях и умениях учащихся. Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает организовать наилучшим образом свое время. Воспитательная функция проверки является первым и самым важным видом отчётности школьника о своих учебных успехах. Функции контрольного этапа должны отвечать сформулированным задачам контроля. Определив задачу как только лишь диагностирование знаний и умений учащихся, полученных ими в течение изучения данной темы (цикла знаний), функциями контроля можно назвать контролирующую и ориентирующую. Сюда можно добавить еще и воспитывающую функцию, т. к. любой вид деятельности влияет тем или иным образом на наш характер, а контроль, действительно, приучает нас к лучшей организации своей деятельности, к дисциплине и ответственности. Общетеоретические принципы. Проверка знаний как часть процесса обучения характеризуется некоторыми существенными чертами, присущими только её и никакой другой части этого процесса. Рассмотрим эти черты. Первая из этих черт относится к учителю. Здесь следует отметить, что хотя учитель, проверяя знания учеников, выявляет уровень их достижений, он не может не сознавать, что этот уровень есть не только результат работы самих учащихся, но и результат его собственной работы по обучению их этим знаниям. Проверяя знания своих учеников, учитель в то же время проверяет и себя, своё умение преподавать. Поэтому, чтобы вполне правильно проверить знания своих учащихся, учителю мало хорошо знать своё предмет, методику его преподавания и индивидуальные особенности своих учащихся. Ему надо ещё преодолеть субъективный подход к делу, надо отвлечься от осознания того, что в том или ином уровне этих знаний, возможно недостаточном, повинен и он, ему надо посмотреть на плоды своих трудов как бы посторонними глазами, иначе говоря, – подойти к ним беспристрастно, объективно. Это создаёт для учителя сложную психологическую ситуацию, подобной которой нет при осуществлении им других частей процесса обучения. Наличие этой специфической трудности предъявляет к учителю некоторые особые требования, относящиеся не только к применяемой им методике проверки знаний, но и к некоторым чертам его морального облика. Вторая существенная характерная черта, свойственная проверке знаний учащихся как особой части процесса обучения, относится к психологическому состоянию учащихся во время проверки. В отличие от остальных частей процесса обучения это состояние характеризуется здесь повышенной эмоциональностью. Сила и характер эмоционального состояния учащихся в связи с проверкой их знаний весьма различны. У одних – это лёгкое, приятное возбуждение, своего рода творческий подъём, мобилизующий все интеллектуальные способности, у других – это страх, боязнь, тормозящие умственные силы. Разумеется, все сильные, нездоровые проявления этих волнений – результат неправильной постановки проверки, осложняемой в отдельных случаях не вполне нормальными отношениями между учителем и учащимся. Однако всегда надо помнить, что черта между здоровым и нездоровым волнением неуловима и весьма подвижна – она различна для разных учащихся и даже для одного и того же учащегося в разных условиях его работы. Зная это, учитель должен быть предусмотрителен и чуток в этом отношении. Радикальный путь решения рассматриваемого вопроса заключается в том, чтобы всей системой воспитательной работы, отношением учителя к ученикам и методикой проверки и оценки добиться того, чтобы учащиеся не только не боялись проверки их знаний, а желали её, желали как пробы своих сил, как способа увидеть своё продвижение по пути преодоления трудностей учебного дела. Следующей специфической чертой проверки знаний учащихся как особой части учебного процесса является своеобразное применение в ней общедидактического принципа индивидуального подхода к учащимся. Об этом будет сказано чуть ниже. Перейдём теперь к следующему по существу вопросу – рассмотрим основные принципы проверки знаний. Прежде всего следует договориться, что надо понимать под принципом проверки. Поскольку речь идёт о принципах проверки знаний учащихся, а не о принципах обучения вообще, то очевидно, что под этими принципами следует понимать только такие теоретические положения, которые, основываясь на определённых закономерностях, лежащих в основе отправления специфических функций проверки, должны служить руководящими началами в практической деятельности учителя по реализации этих функций. Те положения, которые охватывают круг явлений, выходящих за эти пределы, уже по одному этому не могут считаться принципами проверки знаний. Принцип проверки – это такое теоретическое положение, которое относится ко всей проверке, т.е. и к её содержанию, и к методам, и к формам, а не только к какой-либо одной её стороне или части: методической, организационной и т.д. В этом последнем случае мы можем иметь методический принцип проверки, организационный принцип и т.д., но не принцип проверки в целом. В основе всякого принципа проверки знаний должна лежать правильно понятая некоторая наиболее общая закономерность в проявлении специфических функций проверки, поскольку именно в них выражается сущность проверки как особой части процесса обучения. Анализ практики показывает, что этих наиболее общих закономерностей имеется две: 1) чем объективнее проверка, тем лучше она осуществляет свою ориентирующую функцию; 2) чем регулярнее проверка, тем лучше она осуществляет свою дисциплинирующую функцию. Этим определяются и принципы проверки знаний учащихся. Первый из этих принципов – объективность проверки, т.е. такая постановка проверки, которая способна установить подлинные, действительные знания ученика (учеников) по данному программному вопросу (вопросам). Имея это в виду, учитель должен в любом акте проверки исходить из того, что его главная цель в этот момент – как можно правильнее выявит степень усвоения учащимися определённых знаний, требуемых программой. Готовя всякого рода проверочные задания, учитель должен исходить не из того, что его ученики могут ответить, написать, сделать и т.п., а из того, что они должны знать и уметь по данному вопросу в данный момент. Никакие другие соображения и мотивы не должны оказывать здесь, равно как и в самом акте проверки, ни малейшего влияния. Особенно важно здесь применение по возможности равных по своей трудности мер выявления знаний, когда на уроке проверяются знания всех или многих учащихся класса. Применение в этих случаях такой меры облегчает сравнение уровня данных знаний у разных учащихся, а это в свою очередь позволяет правильнее судить об уровне знаний всего класса по данным программным вопросам. Равную по трудности меру выявления знаний учащихся легче всего применить при письменной проверке. Некоторые виды этой проверки уже по самому своему характеру дают учителю такую меру, даже более того: дают ему совершенно единую меру. В большинстве же случаев учителя предпочитают пользоваться заданием с одним или несколькими вариантами. Если эти варианты равнотрудны, то интересы проверки от этого не страдают, если же они различны по трудности, то качество проверки ухудшается. Перейдём ко второму принципу проверки – её регулярности, под которой мы понимаем равномерность и достаточную частоту. В основе принципа регулярности проверки знаний учащихся лежит указанная закономерность: чем регулярнее проверка, тем сильнее проявляется вторая её специфическая функция – воспитывать и укреплять у учащихся чувство ответственности за свой учебный труд, дисциплинированность их в этом труде. Отсюда и значение данного принципа. Только следуя ему, можно практически эффективно реализовать эту важную специфическую функцию проверки и тем существенно поднять уровень всего процесса обучения в целом. Только такая проверка может держать учащихся в состоянии постоянной деловой напряженности, не позволяя им ослаблять свою волю к учению. Наоборот, стоит допустить нерегулярность в этом деле, как учащиеся в одни периоды будут перенапрягаться от усилий, а в другие будут чувствовать себя свободными от ответственности за своё учебное дело; большое напряжение быстро сменяется у них малой деловой активностью, граничащей с бездельем. Регулярная проверка, приучая учащихся к постоянному учебному труду, тем самым будет предохранять их от перегрузки, весьма частой спутницы нерегулярности в работе ученика. Кроме того, регулярность проверки является одним из существенных условий выработки у учащихся спокойного отношения к проверке, что очень важно для правильности её результатов. И, наконец, чем регулярнее проверяют ученика, тем скорее он овладевает соответствующими умениями и навыками. Очень важно и тщательное планирование проверки как необходимое условие её регулярности. Остаётся рассмотреть вопрос о применении в проверке знаний учащихся таких общих принципов обучения, как принцип активности учащихся в процессе обучения, принцип сознательности их в этом процессе и принцип индивидуального подхода к учащимся. В тесной связи со специфическими принципами проверки названные общие принципы обучения составляют те руководящие начала, следуя которым только и можно создать эффективную методику проверки знаний учащихся. Виды, методы и формы проверки вообще и, в частности, по физике. Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Она позволяет установить достоинства и недостатки в знаниях и умениях учащихся и на их основе управлять учебным процессом, совершенствуя методы и виды работы учителя и ученика. Правильно осуществляемая проверка позволяет уменьшить учебную нагрузку школьников, так как ориентирует их на усвоение главного в учебной информации, что позволяет разгрузить их память от второстепенных сведений. Таким образом, для наибольшей оптимальности необходимо некое упорядочивание проверочной деятельности, приведение в систему видов, форм и методов проверки. Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устная, письменная, практическая и графическая. Иногда последнюю включают в первые два метода (устную и письменную), и тогда выделяют три метода: письменный, устный и практический. Но в курсе физики большое внимание уделяется формированию умений читать и строить графики зависимости между физическими величинами, следовательно, графический метод для предмета физики является необходимым. К основным видам проверки знаний и умений учащихся относят текущую и итоговую. Текущая проверка производится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершению темы, четверти, года или школьного курса. Выпускные экзамены также относятся к итоговой проверке. Однако иногда виды проверки определяют не только по объёму проверяемого учебного материала, но и по количеству охваченных учащихся (индивидуальная, групповая, классовая, массовая). Последней пользуются в основном органы народного образования, когда проверяют знания большого числа учащихся школ района, города, области, республики или страны. Для учителя результаты массовых проверок могут служить ориентиром в определении своих достижений. Если знания и умения учащихся по своему уровню такие же, как и результаты массовой проверки, то успехи класс можно считать средними, если лучше массовых – высокими, а если хуже – низкими. Ряд авторов под "видом" проверки понимают вид заданий (контрольная письменная работа, тесты-задания с выбором ответа, лабораторная и практическая работа, зачёт, физический диктант и т.д.) или вид деятельности учащихся (доклад-сообщение, решение задач, рассказ ученика, ответы учеников в процессе беседы и т.д.). Перечисленные и другие виды заданий и деятельности учеников в педагогической литературе часто называют формами проверки. Рассмотрим более подробно виды проверки знаний. Текущая проверка: выполняет несколько важных функций. Для учителя это средство самопроверки. Результаты проверки успеваемости позволяют корректировать методику обучения, изо дня вдень добиваться поставленной цели обучения. Для школьников и их родителей отметки за успеваемость являются сигналами, стимулирующими учебную работу. Для текущей проверки могут быть использованы все методы, но чаще всего она проводится с помощью индивидуального или фронтального устного опроса. Большое место в текущей проверке отводится и решению задач (у доски или самостоятельно). Намного реже используются демонстрационный и лабораторный эксперименты; нечасто проверяются умения решать экспериментальные задачи, читать и строить графики, систематизировать и интерпретировать экспериментальные данные. Итоговая проверка: основной целью ставит объективное выявление результатов обучения, которые позволяют определить соответствие или несоответствие действительных результатов обучения запланированным в программе. Итоговая проверка успеваемости выполняет не только функции контроля. В процессе выполнения итоговых проверочных работ школьники учатся выделять главное в учебном материале. При подготовке к итоговой проверке идёт повторение, закрепление, углубление и систематизация знаний, что позволяет поднять их на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний формируются важные интеллектуальные умения учащихся. Итоговая проверка по физике чаще всего проводится в виде письменных контрольных работ, состоящих из расчётных и качественных задач или заданий с выбором ответов, заданий с требованием заполнить пропуск и т.д. В практику работы школ в старших классах вошли и такие формы итоговой проверки знаний и умений как зачёты, семинары, доклады. Вернёмся теперь к формам проверки знаний учащихся. Чтобы они служили контролю и ориентации, обучению, воспитанию и развитию школьника, каждую форму проверки необходимо подвергнуть анализу и уточнению. Устная проверка знаний, умений и навыков учащихся позволяет наиболее полно осуществить обучающую функцию проверки, даёт большой материал учителю для познания ученика, его индивидуальных особенностей. Но в то же время при устной проверке учитель испытывает трудности в оценке выявленных знаний. Трудности в методическом отношении связаны с отбором материала по содержанию, формой постановки вопросов, их количеством; зависимостью оценок, выставляемых различным учащимся одного и того же класса и разных классов от их общей успеваемости; потерей внимания всего класса к ответу одного ученика. Поэтому при подготовке к устной проверке учитель должен тщательно отбирать материал по содержанию, заранее формулировать вопросы, определять требования к ответам учащихся. Следует также продумать пути организации активной деятельности всех учащихся класса в процессе проверки, создании при этом на уроке деловой, доброжелательной и спокойной обстановки. На уроках физики устная проверка знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. При фронтальной устной проверке за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определённому вопросу или группе вопросов. Фронтальную устную проверку учителя используют для выяснении готовности класса к изучению нового материала, для определения сформированности понятий, для проверки домашних заданий, для поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разработанного на уроке. Цель, которую ставит учитель при организации фронтальной проверки, определяет её место на уроке, а объём, глубина и полнота проверяемого материала – время, отводимое на проверку. Индивидуальная устная проверка позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, полноту и глубину, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащегося. Эта форма проверки используется для текущего и тематического учёта. Её содержание составляет учебный материал, который учащиеся должны изложить в виде развёрнутого рассказа с применением выводов, доказательств, математических выкладок, с вычерчиванием схем и графиков, с анализом рассматриваемых физических явлений, с постановкой эксперимента. Вопросы, задаваемые учащимся при индивидуальной устной проверке, предполагают развёрнутый ответ с использованием математического аппарата, умение использовать знания в учебной практике. Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Её специфическая особенность – большая объективность по сравнению с устной, так как легче осуществить равенство меры выявления знаний. Для письменной проверки можно выбрать общую для всех школ систему вопросов, определить критерии оценки работы учащихся, что приводит к более полному осуществлению контролирующей и ориентирующей функций проверки. Основной недостаток письменной проверки знаний заключается в отсутствии непосредственного контакта между учителем и учеником в процессе её осуществления, что не позволяет учителю непосредственно наблюдать за процессом мышления учащихся, в ограниченности её содержания. Письменная проверка на роках физики может проводиться в форме физических диктантов, а также контрольных, самостоятельных и проверочных письменных работ. Физические диктанты как форма письменной проверки знаний одновременно большого числа учащихся получила в настоящее время широкое распространение в школах. Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного, являются одним из средств проверки сознательности выполнения домашнего задания, позволяют выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач, подготовленность к выполнению эксперимента. Физические диктанты представляют собо<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|