Виды контроля по физике для отдельных возрастных групп
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Проверка знаний и умений учащихся VII – VIII классов. Специфика обучения физике на первой ступени её курса в средней школе определяется тем, что этот курс является подготовительным и учащиеся впервые приступают к систематическому изучению основ науки физики. Поэтому вместе с обширными для всего среднего образования целями и задачами для первой ступени всегда актуальной является задача подготовки учащихся к дальнейшему продолжению образования по физике в средней школе, техникуме, профессиональном училище, а также подготовки учащихся к изучению других предметов – химии, биологии, математики, обществоведения. Для решения этих задач необходимо вооружать учащихся знаниями определённой суммы фактов, физических терминов, величин и единиц, нужных для измерения и для установления связей между фактами; научить пониманию и знанию этих связей и умению применять их к объяснению явлений, встречающихся в природе, быту, технике; научить обращению с физическими приборами и измерительными инструментами и привить умения проверять или устанавливать некоторые закономерности путём самостоятельного лабораторного эксперимента. Одной из важнейших составляющих подготовки учащихся к обучению физике на второй ступени является развитие физического мышления; эта задача приобрела особую актуальность в последнее время в связи с тем, что в условиях быстрого развития науки и техники изменяется характер труда человека, а, следовательно, должен измениться и характер подготовки к труду. Изменение степени актуальности задач образования по физике вызвало необходимость пересмотра содержания и структуры курса физики средней школы и усиления методов и приёмов, повышающих активизацию обучения. Поскольку эти задачи обучения физике нашли своё отражение в содержании и методах преподавания, то они должны быть учтены в содержании и методах контроля.
Связь содержания и методов проверки знаний учащихся с новым содержанием образования на первой ступени обучения физике может идти по следующим направлениям: 1) особенно тщательно следует проверять знания основных стержневых вопросов курса, их необходимо и более тщательно закреплять; 2) достаточно большое внимание следует уделять контролю знаний о строении вещества; 3) ориентировка курса на развитие мышления учащихся, умений применять полученные знания для объяснения явлений, для самостоятельного пополнения знаний может быть отражена в системе проверки знаний в виде специальных требований к ответу учащегося. Основными формами проверки знаний в этих классах являются устный опрос, письменная контрольная работа, лабораторная работа. В связи с актуализацией задачи развития умений самостоятельно пополнять знания в настоящее время к основным формам относят и проверку умений самостоятельно работать с учебником. Проверка знаний и умений IX класса. Здесь наиболее удачными формами проверки будут устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменные задания с выбором варианта ответа (тесты), а также лабораторные работы. Устной проверкой выявляют важнейшие результаты учебно-воспитательного процесса по физике. Задания устной проверки имеют различные цели. Они проверяют знание учащимися экспериментальных фактов, определений, понятий и формулировок законов, а также усвоение школьниками связей между явлениями, понятиями и законами и сформированность умений. В устной проверке, как и в любой другой, важно учитывать, что не весь материал курса физики должен быть усвоен с одинаковой глубиной. Требования к знаниям и умениям учащихся по конкретным вопросам механики определены программой курса физики; в программных требованиях к результатам обучения особое внимание обращается на проверку сформированности умений рационального труда. Для дальнейшего совершенствования этих умений школьников важно, чтобы устные проверочные задания предусматривали работу учащихся с учебником, справочником и другими пособиями.
В учебном процессе чаще всего применяют задания, которые одновременно проверяют и знания, и умения. Но в ответе школьника может учитываться только тот компонент, который соответствует целям данной проверки. Чтобы определить понимание изученного вопроса учеником, необходимо проверить усвоение фундаментальных экспериментальных фактов, определений понятий, формулировок и формул законов. Овладение специфическими приёмами работы с учебником или другой литературой, методами исследования механических явлений базируется на понимании связей между экспериментальными фактами, понятиями, законами. Поэтому для проверки глубины усвоения учебного материала учащимися задания делят на уровни. Такое деление помогает учителю в организации проверки и оценивании ответов учащихся. Среди различных средств проверки знаний учащиеся в IX классе используют тестовые задания. Такие задания особенно удобны для итогового контроля и проведения поэлементного анализа знаний учащихся. Они не требуют много времени для ответа, поэтому пригодны для проверки большого по объёму материала. В каждое задание, рассчитанное на один урок, входит до 15 – 25 вопросов. Это позволяет довольно полно проверить усвоение основных вопросов темы. Поскольку качество выполнения такого задания оценивается лишь по количеству верных ответов, то появляется возможность стандартизации к знаниям школьников. Используя статистические методы обработки результатов проведения таких работ, можно оценить коллективные задания школьников по каждому элементу программы. В этом и будет состоять поэлементный анализ знаний учащихся. Проверка знаний и умений X класса. В X классе изучается ряд тем, усвоение которых в основном проверяется устно. Письменные контрольные работы по ним не проводятся или проводятся редко. Рассмотрим применение устного опроса по этим компонентам учебного материала.
При проверке усвоения понятий, законов и выводов следует иметь в виду, что правильная их формулировка учащимися иногда отражает необходимый, но далеко недостаточный уровень усвоения материала. Часто при устном опросе необходимо ставить дополнительные вопросы для проверки понимания теории и умения применять сформулированные определения на практике. Проверка уровня сформированности практических умений учащихся X класса, предусмотренных программой, может быть осуществлена в конце учебного года на одном из последних занятий физического практикума. Одной из форм такой проверки может служить специально составленная контрольная практическая работа. Проверка знаний и умений учащихся XI класса. В курсе физики XI класса есть такие темы, которые изучаются в основном на качественном уровне ("Механические волны", "Электромагнитные волны", "Излучение и спектры"). Знания учащихся по таким темам целесообразно проверять устно. Однако и в таких темах как "Механические колебания", "Электромагнитные колебания", "Геометрическая оптика" и в других всегда есть вопросы, проверка которых проводится на уроках устно. Устный ответ, как правило, сопровождает решение задач у доски, демонстрацию эксперимента и т.д. Ведущее значение при проведении устного опроса приобретает проверка и оценка таких качеств знаний учащихся, как системность, осознанность, и таких умений, как анализ и обобщение изучаемого материала. Поэтому большое внимание уделяется вопросам, позволяющим выявить эти качества. Особое значение в XI классе имеет формирование диалектико-материалистичности мировоззрения. Представления о материальности мира, о неисчерпаемости свойств материи, о связи между материей и движением и т.д. способствуют формированию научной картины мира, созданию материалистического отношения к природе и процессу её познания. Помимо данной формы проверки знаний здесь также остаются письменные контрольные работы, тесты, практические контрольные работы.
Заключение
В процессе становления советской школы научные взгляды на проблему проверки знаний учащихся неоднократно менялись, пройдя трудный путь от полного её отрицания до признания. Согласно современной педагогической концепции проверка знаний есть необходимая, но особая часть процесса обучения, где своеобразно представлен весь этот процесс, а не только его методическая или организационная сторона. В этом смысле проверка знаний стоит рядом с такими частями процесса обучения, какими являются: 1) ознакомление учащихся с новым знанием и его первичное восприятие учащимися; 2) усовершенствование этого знания. Для того чтобы проверка знаний и умений выполняла свои функции, чтобы по ее результатам можно было судить, насколько достижения учащихся соответствуют требованиям, она должна быть регулярной, объективной и всесторонней. Разносторонне влияя на учебную работу учащихся, проверка знаний оказывает большое влияние и на работу учителя. Она ориентирует учителя в достижениях и недочетах его преподавания, тем самым помогая ему совершенствовать свою дальнейшую работу, особенно организацию повторения пройденного. Она стимулирует учителя к более тщательной подготовке к урокам и к улучшению работы над собой, над повышением своего учительского мастерства. Она помогает учителю лучше узнать индивидуальные особенности своих учащихся и тем облегчить себе индивидуальный подход к ним. По результатам проверки, выражаемым в оценочных баллах, родители учеников могут легче ориентироваться в учебных успехах своих детей и, ориентируясь, более правильно помогать школе в деле обучения их. Наконец, результаты проверки и оценки, взятые в масштабе района, области, всей страны, помогают соответствующим государственным органам, руководящим школой, ориентироваться в уровне учебной работы всех школ данного типа и тем помогают этим органам принимать необходимые меры к дальнейшему повышению этого уровня.
Литература
1. Перовский Е.И. Проверка знаний учащихся по физике. М.: АПН РСФСР, 1960. 2. "Педагогика" под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2003. 3. "Контроль знаний учащихся по физике" под ред. В.Г. Разумовского и Р.Ф. Криво-шаповой. М.: "Просвещение", 1982. 4. "Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике" под ред. В.Г. Разумовского. М.: "Просвещение", 1996. 5. О.В. Оноприенко. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в средней школе. М.: "Просвещение", 1988. 6. М.Н. Терехин. Проверка, оценка и учёт знаний, умений и навыков учащихся (методические разработки для студентов по педагогике). М.: МГПИ, 1985.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|