Выполните следующие тестовые задания.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. Дайте определение следующим понятиям: профессионально-важные качества; комплайенс. 2. Установите соответствие между буквами (тип комплайенса) и цифрами (описание типа): А. симбиотический; Б. конструктивный; В. формальный; Г. дефицитарный.
1. Пациент полностью осознает ситуацию болезни, ее последствия, стремится сотрудничать с врачом, готов изменить свое поведение в соответствии с требованиями. 2. Пациент демонстрирует избирательность в отношении методов лечения, формально относится к терапевтическим договоренностям 3. У пациента преобладает инфантильное поведение, зависимость от врача, тревожность, стремление избежать ответственности за заболевание. 4. У пациента полностью отсутствует критика к болезни, он не соблюдает терапевтический режим, настроение приподнятое, благодушное. Выберите правильные ответы. 3.К общим задачам обучения больных относят следующие:
4. Обучение лучше проводить: А) в индивидуальной форме; Б) в групповой форме. 5. Назовите стадии изменения поведения при модификации образа жизни: 1. …; 2. …; 3. …; 4. … 6. Согласно В.А. Ананьеву, важными условиями формирования мотивов здорового образа жизни являются следующие: 1. …; 2. …; 3. …; 4. …. ОТВЕТ ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ БЫЛ НА ЛЕКЦИИ: 1.знание форм поведения, способствующих психическому, физическому и социальному благополучию; 2. вера в то, что здоровое поведение в действительности даст положительные результаты; 3. оптимистическое отношение к жизни; 4. развитое чувство самоуважения.
7. Выберите неправильные ответы. Комплайенс-терапия направлена на: 1. Достижение осознания болезни; 2. Повышение рефлексивных способностей пациента; 3. Усиление роли врача в терапевтическом альянсе; 4. Развитие стрессоустойчивости; 5.формирование умения решать конфликтные ситуации; 6. Представление искаженных представлений пациента по поводу медикаментов и лечения. Вопросы для обсуждения на занятии 1. В каких основных направлениях деятельности пригодятся медработнику (управленцу, врачу) знания по педагогике? 2. Что такое медикаментозный и немедикаментозный комплайенс? Какие типы комплайенса вам известны? Какой из них является оптимальным? С какими причинами связан низкий комплайенс? 3. Назовите цель и основные задачи обучения пациентов. 4. Какие основные сферы жизнедеятельности больного должен затрагивать процесс обучения пациентов? 5. Как основные педагогические принципы будут реализованы при построении программ обучения больных? Нужно ли проводить контроль уровня усвоения знаний пациентами? Для чего? Целесообразно ли ведение дневника самоконтроля пациентами? Как регулярно это нужно делать? 6. Как вы думаете, зависит ли эффективность обучения от стадии принятия заболевания? От личностных особенностей больного? Обоснуйте свой ответ. 7. В чем заключаются преимущества группового обучения? Индивидуального? 8. Следует ли, с Вашей точки зрения, включать в процесс обучения родственников больного? Ответ обоснуйте. 9. Приведите перчеень навыков, необходимых специалисту, проводящему обучение паицентов? 10. Какие мероприятия, направленные на повышение комплайентности больных, вы бы рекомендовали для включения в план работы с пациентами, страдающими хроническими заболеваниями? С пожилыми больными?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Задание1.
Учащиеся делятся на 2 команды. Каждая команда путем совместного обсуждения вырабатывает оптимальный перечень профессионально-важных качеств медицинского работника (врача) и управленца. Данные представляют в виде профессиограммы (с использованием шкал опросника ДЛО) Задание 2. Вопросы для дискуссии: 1. Должен ли врач сочувствовать пациенту? 2. Кому принадлежит главная роль в управлении заболеванием – врачу или пациенту? 3. Гуманно ли заставлять больного изменить образ жизни при хронических заболеваниях? Методические рекомендации для ведения дискуссии: Участники дискуссии объединяются в группы по 7—8 человек, которые располагаются по кругу. Каждой группе проблему ставит преподаватель, он же предлагает общую гипотезу ее решения. Перед началом дискуссии регламентируется время, отведенное для выработки определенной точки зрения. Участники проблемной группы выбирают студента, который будет представлять общественное мнение. Участникам проблемной группы не разрешается вступать в дискуссию, но им позволяется давать указания своему представителю с помощью записок или тайм-аута, который используется для консультации. В ходе дискуссии учащиеся, представляющие общественное мнение, должны обоснованно отстаивать свою позицию, приводить аргументы в доказательство своей правоты, соблюдать логику изложения материала.
Задание 3. Ролевые игры.
5. Пациенту, у которого была диагностирована ишемическая болезнь сердца, следует отказаться от курения. Подберите для этого соответсвующие аргументы.
Действующие лица: 1.Пациент – курильщик с 10-летним стажем, 2. Организатор центра профилактической медицины, задача которого - подобрать адекватные приемы убеждения отказа от курения. «Врач» осуществляют работу по изменению убеждений «курильщика» относительно вредных привычек. Результат считается достигнутым тогда, когда убеждаемый стал сомневаться в правильности своих предыдущих убеждений.
Действующие лица: 1. Пациент, которому рекомендована диета; 2,3- хозяева. Задание 4. Используя схему логических уровней личности Р.Дилтса – окружение, поведение, способности, убеждения и ценности, уровень личностной идентичности, духовности – проведите коррекционную беседу с вашим однокурсником, имеющего вредную привычку, и предложите ему от нее избавиться. Проработайте каждый уровень и оцените настоящую ситуацию респондента (нездоровое поведение) по всем уровням, оцените, какой вклад каждый из них вносит в формирование здорового и нездорового поведения. Охарактеризуйте, как должен измениться каждый уровень, если человек изменит поведение на более адаптивное. Результаты запишите в тетради. «Логические уровни личности» по Р.Дилтсу Цель: научиться понимать, на каком уровне корениться проблема; оценить, какой вклад каждый из уровней личности вносит в состояние здоровья или болезни; как должно быть оптимальным образом направлено воздействие для изменения ситуации, состояния, поведения. Перед началом выполнения данного упражнения участники обсуждают, что значит достичь в их случае оптимального состояния здоровья, что они реально могут для этого сделать. Первый уровень представляет собой наше окружение – это те люди и вещи, которые нас окружают. Особенно важным является социальное окружение – друзья, семья, коллеги по работе. Известно, что качество наших взаимоотношений оказывает очень сильное влияние на состояние здоровья. Совместно с ведущим проводится подробный анализ того, какой вклад вносят окружающие нас люди в поддержание нашего состояния здоровья. Воздействие на данном уровне способствует поддержанию здоровых полноценных отношений человека с окружающими, дает возможность адекватно разрешать межличностные конфликты, учит принимать во внимание мнение окружающих, но при этом ориентироваться и на свои собственные потребности, чувства. Второй уровень – поведение, то есть то, что мы делаем. Складывающиеся годами поведенческие стереотипы направлены либо на поддержание здоровья, либо на поддержание ситуации болезни. Основная задача – избегать нездоровых привычек и формировать, развивать в себе здоровые. Третий уровень – уровень способностей. Ответ на вопрос: «Какие способности следует развивать, чтобы поддерживать оптимальное состояние здоровья и формировать здоровьесберегающее поведение?». К данному уровню также принято относить привычные «стратегии» мышления и дальнейшего реагирования на различные жизненные ситуации. Определенная последовательность мыслительных операций, которая используется нами постоянно, приводит к привычным способам реагирования на мир и взаимодействию с окружающими.Здесь разбираются вопросы оптимистического и пессимистического восприятия действительности, участники группы анализируют привычные для каждого стратегии поддержания стресса, после чего их внимание переводится на способы конструктивного совладания со стрессом, что дает возможность человеку лучше управлять своим состоянием.Воздействие на уровне поведения и способностей дает возможность формировать «здоровые» привычки, отказываясь от тех стереотипов поведения, которые наносят непоправимый вред нашему состоянию здоровья. Четвертый уровень – убеждения, установки, ценности. Данный уровень определяет роль здоровья в структуре ценностей человека, те принципы, которые управляют нашими действиями и определяют, как мы относимся к себе, как реагируем на окружающих, какой смысл придаем нашим переживаниям.Как показывает практика, именно этот уровень сложнее всего поддается проработке. Людям сложно отказаться от своих убеждений даже ради чего-то большего и лучшего в их жизни. Здесь важно понимать, что люди не будут менять до тех пор, пока не поймут, что изменений действительно внесут что-то важное и ценное в их жизнь.При проработке данного уровня ведется анализ ценностей участников группы – того, к чему каждый в своей жизни стремится. Человек может знать, что делать, как делать, но не будет делать чего-то, если это не является для него ценностью.Убеждения управляют большей частью поведения человека. Руководствуясь своими убеждения пациенты выполняют или не выполняют предписания докторов. Поэтому замена убеждений является наиболее эффективным способом изменения поведения.Убеждения придают смысл нашему опыту. Я.Макдермот и соавт. (2003) приводят пример, в котором говорится о том, что примерно 20-30% больных, перенесших ИМ не восстанавливаются в достаточном объеме, поскольку убеждены, что это невозможно и ведут себя как недееспособные. Приписывание развития своей болезни факторам, которые пациенты по их собственному мнению не в состоянии изменить (уровень стресса, отказ от курения и др.), парализует действия по восстановлению и предупреждению прогрессирования болезни. Доказано, что убеждения действуют как самоосуществляющиеся пророчества (sulf-fufilling prophesy). Поступая таким образом, как если бы убеждения были верными, человек с большей вероятностью получает соответствующий результат. Замена иррациональных убеждений в отношении собственного здоровья конструктивными дает возможность пациентам по-новому взглянуть на свои возможности, более эффективно использовать свой внутренний потенциал в том числе и для поддержания состояния здоровья. Вера в собственную способность управлять событиями своей жизни будет автоматически снижать уровень стрессаПоскольку об истинных намерениях судят по получаемому результату, основной акцент в обсуждении данного уровня делался на анализе тех причин (истинных потребностей), вследствие которых мы получаем тот или иной результат. Пятый уровень – идентичность, восприятие пациентом самого себя, его глубинные убеждения и ценности, определяющие предназначение человека в этой жизни.Здесь обсуждаются различные роли, которые мы выполняем в жизни. Пациенты дают ответы на вопросы, в чем заключается сущность той или иной роли, к каким ролям они более всего привязаны, что может произойти, если придется расширить спектр своих жизненных ролей, или, наоборот, отказаться от выполнения какой-либо значимой роли в связи со сложившейся жизненной ситуацией. Важно подвести каждого участника группы к осознанию: то, что и как мы делаем, и то, кем мы являемся – разные по своей сути вещи.Если для человека с хроническим заболеванием роль «пациента» чрезмерно важна, это может тормозить выздоровление. Отчетливые представления человека о самом себе являются мощным ресурсом против стресса. Шестой уровень - уровень духовности, на котором наиболее ярко проявляется сущность человека, особенности его развития, личностного роста, его связь с другими людьми, Воздействие на уровне идентичности и духовности регулирует все остальные уровни.Выход за пределы своей идентичности и включение ее в более полное понимание самого себя, является мощным ресурсом в формировании представления о связи с другими людьми. Считается, что проблемы, связанные со здоровьем, могут возникнуть на любом уровне, соответственно разрешать их необходимо именно на том уровне, на котором они возникли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|