Оценка социально-экономического эффекта от реализации
Сравнительный анализ
экономической эффективности альтернативных вариантов
Инновационно-инвестиционных стратегий
Учебно-методические указания
К проведению практических занятий
По курсу
«управленческие решения»
Романенко Н.Ю.
С. 79 «Управленческие решения». Учебно-методические указания –М.; 2009. 28 с.
Методические указания предназначены для проведения самостоятельных работ и разбора конкретных производственных ситуаций касающихся критериальной оценки инновационно-инвестиционных стратегий по курсу «Управленческие решения» студентами специальности 08.05.07 (по ОКСО) «Менеджмент организации» «МАТИ» - РГТУ имени К.Э. Циолковского. Цель настоящего сборника дать необходимые навыки в области сравнительной оценки эффективности стратегий.
© МАТИ, 2008
© Н.Ю. Романенко, 2008
Содержание
Введение…...………………………………………………………………….
1. Характеристика ситуации………………………………………………
2. Оценка социально-экономического эффекта от реализации стратегии ……………………………………………………………………………...
3. Алгоритм критериальной оценки инновационно-инвестиционных стратегий ……………………………………………………………………...
4. Определение сравнительной экономической эффективности инновацинно-инвестиционных стратегий…………………………………...
5. Рекомендуемые темы для рефератов……………………………………
6. Методические указания и задание для самостоятельной работы студентов…………………………………………………………………….
7. Список рекомендуемой литературы…………………………………..
|
|
Введение
Данная работа предназначена как для семинарских занятий студентов, так и для самостоятельной работы. Она преследует цель привить студентам навыки определения сравнительной экономической эффективности инновацинно-инвестиционных стратегий.
Кроме того, представленный в ней практический пример определения сравнительной экономической эффективности инновацинно-инвестиционных стратегий, разбор конкретных ситуаций способствует углублению знаний студентов по изучаемой дисциплине и развитию навыков разработки и принятия управленческих решений.
Характеристика ситуации
С целью определения сравнительной экономической эффективности инновацинно-инвестиционных стратегий, для ОАО «МК» - Металлургическая компания, необходимо рассмотреть альтернативные варианты, которые отвечают целям и задачам стоящим перед организацией, на различных этапах жизненного цикла товара, и отображенным в управленческой схеме (рис. 1.). Инновационно-инвестиционная деятельность предприятия характеризуется следующим (в зависимости от этапа ЖЦТ):
1. На первом этапе, производственные мощности предприятия используются не полностью, поскольку, производство товара осуществляется единичными партиями. Выход годной продукции составляет 30%, т.к. технологии, используемые на предприятии, давно не отвечают мировым требованиям. По этим причинам, себестоимость единицы продукции высокая, прибыль незначительная. На данном этапе, основные стратегические усилия фирмы необходимо направить на расширение рынка за счет системы продвижения товара. Для этих целей необходимы инвестиции на активные усилия по продвижению товара на рынок – реклама, стимулирование сбыта – 3 000 тыс. руб.
Стать мировым лидером в производстве обшивки и сопутствующих продуктов, ведущим предприятием в своей отрасли
|
Потребители
Аспект отношения с потребителями
|
Финансы
Аспект финансовой деятельности
|
Бизнес-процессы
Аспект внутренних бизнес-процессов
|
Бизнес-процессы
Аспект внутренних бизнес-процессов
партеров
|
Инновации и инвестиции
Аспект развития
|
Ключевые аспекты деятельности
|
Растущая доля рынка
Удовлетворенность потребителей
|
Репутация
Коммерческое планирование производства
|
Индекс удовлетворенности
потребителей
Количество посетителей
|
Рис. 1. Обобщенная управленческая схема ОАО «МК»
|
Высокие и стабильные объемы продаж
|
Обеспечение государственных заказов
Низкие цены
Контроль затрат
|
Прибыль
Уровень себестоимости
Скидки
Запас товаров в днях работы
|
Фокус на производственных процессах
Качество продуктов
|
Уровень брака – 30%
Уровень затрат
Своевременность
|
Мощность
Количество контролируемых показателей
Рекламации потребителей
|
Точно в срок
Качество услуг
|
Срок от получения заказа до его реализации
|
Командная работа
Индекс удовлетворенности
потребителей
|
Инновационная деятельность, обучающейся организации
|
Смелое новаторство
Прогрессивные технологии и их доступность для сотрудников
|
Производитель-ность труда
Эффективность деятельности
|
Производство обшивки для самолетов и кораблей с применением прогрессивных технологических процессов и современных технологий, обеспечивающих высокое качество продукции и создающих необходимый уровень безопасности перевозок
|
В расчете принимается, что активные маркетинговые усилия увеличивают скорость продажи товара в 2 раза.
2. На втором этапе ЖЦТ, степень использования производственной мощности увеличивается, себестоимость единицы продукции снижается. Создаются условия для некоторого снижения рыночной цены на товар. Прибыль вырастет за счет увеличения объема реализации товара. Здесь, необходимо стратегические усилия фирмы направить на создание уникальных свойств товара, отличающих его от товаров, предприятий – конкурентов. Одновременно проводить политику повышения уровня
качества. На данном этапе, появляется возможность исполнения государственных заказов, а следовательно и привлечения государственных инвестиций.
Для этих целей, необходимы следующие инвестиции на:
ü активные инновационные программы 500 000 тыс. руб.
ü на повышение качества товара. Дополнительные затраты на производство 3 000 руб. на одну тонну продукции.
Цена, с целью привлечения новых потребителей, снизится с 170 до 160 тыс. руб. за одну тонну продукции.
Реализация активных инновационных программ, направленных на повышение качества продукции на предыдущем этапе, позволяет снизить уровень брака на 50%. Реализация выше перечисленных стратегий, предполагает, что при активной инновационно-инвестиционной деятельности его продажи увеличиваются в 5 раз, снижение цены на товар и повышение качества товара увеличивают скорость продажи товара в 2 раза.
3. Далее стратегические усилия фирмы необходимо направить на сохранение и защиту своей доли рынка. Вследствие усиления конкуренции, роль цены как фактора, определяющего уровень спроса на товар, повышается.
Для достижения поставленных целей необходимы следующие инвестиции на:
ü активные инновационные программы 100 000 тыс. руб.
ü на повышение качества товара. Дополнительные затраты на производство 2250 руб. на одну тонну продукции.
Цена, с целью привлечения новых потребителей, снизится с 160 до 140 тыс. руб. за одну тонну продукции.
Реализация выше перечисленных стратегий, также, как и на предыдущем этапе, предполагает, что при активной инновационно-инвестиционной деятельности, возможности снижения цены на товар и при повышении качества товара его продажи увеличиваются в 5 раз и в 2 раза соответственно.
Технико-экономические показатели производства товара ОАО «МК» - Металлургическая компания, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Технико-экономические показатели производства товара
Товарный
ассортимент
| Этап
ЖЦТ
| Мощность тыс. т/год
| Степень использования
мощности %
| Себестоимость
тыс. руб. /т
| Пост. расходы
тыс. руб. /год
| Рыночная
цена тыс. руб. /т
|
Продукт 1
|
|
|
|
|
|
|
Продукт 2
|
|
|
|
|
|
|
Продукт 3
|
|
|
|
|
|
|
Оценка социально-экономического эффекта от реализации
Стратегии
Разработка и реализация любого управленческого решения всегда преследует достижение определенных целей. В любой социально-экономической системе (страна, регион, предприятие и др.) формируется, так называемое, «дерево целей», структурированных и иерархически упорядоченных, в зависимости от вида этой системы, способов и масштабов ее функционирования, способа построения организационной структуры управления и т.п. Так, в приложении к предприятию, эти цели, в наиболее общем виде, можно подразделить на: рыночные, финансово-экономические, производственно-технологические и социальные.
Рыночные цели имеют отношение, прежде всего, к стратегическому планированию и представляют собой некоторые ориентиры в отношении положения компании на интересующих ее рынках продукции и факторов производства. Типичный пример - установление целевого ориентира по занятию определенного сегмента (доли) на рынке предлагаемых товаров (услуг).
Финансово-экономические цели занимают основное место в системе целеполагания и выражаются, главным образом, в стоимостном представлении и показателях рентабельности (доходности).
Производственно-технологические цели, устанавливаемые в ходе внутрипроизводственного планирования, наиболее детализированы, распространяются на все линейные подразделения (точнее, на центры ответственности) и не обязательно выражаются в денежном измерителе.
Социальные цели имеют ориентацию, как за пределы фирмы, так и внутри ее. В первом случае, речь идет о роли фирмы в ее влиянии на внешнюю среду: дополнительные рабочие места, охрана окружающей среды, открытие новых социально значимых производств и др. Во втором случае, речь идет о создании различных преимуществ для работников фирмы: система повышения квалификации, организация досуга, система дополнительного пенсионного обеспечения и др.
Следует отметить, что все упомянутые цели действительно составляют единое целое, в том смысле, что они взаимоувязаны в рамках системы планирования. Для подтверждения, можно привести следующий, весьма показательный пример. В европейских странах, уже давно пропагандируется идея социальной ориентации годовых отчетов крупных фирм. Формулирование «дерева целей» имеет место и при осуществлении инвестиционной деятельности. Таким образом, характеризуя целесообразность какого-либо управленческого решения, чаще всего, говорят о двух видах эффективности - экономической и социальной.
Количественно, эффективность выражается различными показателями. В общем случае, результативность, экономическая целесообразность и эффективность функционирования коммерческой организации или внедрения некоторой стратегии, измеряются абсолютными и относительными показателями: прибылью, показателями рентабельности, доходности и др.
Понятие социального эффекта (эффективности) в контексте инвестиционной деятельности, может рассматриваться в двух аспектах:
1. Первый, связан с получением некоторого социального эффекта при инвестировании в коммерческую деятельность, т.е. в реализацию стратегии, прямо или косвенно способствующей наращиванию совокупного экономического результата, обычно прибыли.
2. Второй - в некоммерческую деятельность, т.е. в некую стратегию, не предполагающую генерирования прибыли.
Принципиальное различие заключается в том, что в первом случае - все же доминирует критерий экономической эффективности, а социальный эффект рассматривается как дополнительный результат от внедрения и реализации стратегии. Во втором случае, акценты смещаются ровно наоборот - социальный эффект (эффективность) выступает уже в роли первоочередного критерия; безусловно, по возможности принимаются во внимание и показатели экономического эффекта (эффективности), но не в качестве целевых критериев, а, например, лишь как критерии, характеризующие рациональность действий, выполняемых в ходе реализации стратегии.
Таким образом, эффективность реализации управленческого решения, оценивается с целью определения его привлекательности для возможных участников и поиска источников финансирования. Проекты, не содержащие общественной эффективности, не рекомендуются к реализации и не могут претендовать на государственную поддержку. Алгоритм оценки эффективности управленческих решений представлен на рис. 2.
Рис. 2. Алгоритм оценки социально-экономической эффективности
управленческого решения
|
Экономическая значимость результатов реализации проекта
высока?
|
Оценка
эффективности
проекта
|
Наличие
социальной значимости
в результатах реализации проекта?
|
Социальная значимость
в результатах реализации
проекта высока?
|
Наличие
экономической эффективности
в результате реализации проекта?
|
Реализация проекта (управленческого решения)
отклоняется
|
Оценка эффективности инвестиций
для каждого возможного аспекта проекта
|
Существует ли возможность реализации проекта за счет собственных средств (без поддержки внешних инвесторов)?
|
Определение ключевых аспектов
|
Выбор варианта финансирования проекта
|
Обеспечена ли финансовая
реализуемость проекта?
|
Обеспечена ли необходимая эффективность инвестиций для каждого
выбранного аспекта?
|
Проект (управленческое решение)
потенциально
реализуем
|
Существуют ли
другие варианты финансирования?
|
Можно ли изменить
состав ключевых аспектов?
|
Существует ли возможность привлечения инвесторов с целью реализации
проекта?
|
Зависит ли результат реализации проекта от государственной поддержки?
|
Существует ли возможность получения государственной поддержки?
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: