Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тестовый контроль полученных знаний




Оценка ассертивности

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

 

Aктуальность темы:

 

Ассертивность предполагает, что человек должен решать сам за себя и нести ответственность за последствия своих решений. Популярность тренингов ассертивности в управленческой среде объясняется потребностью в эффективном поведении, позволяющем успешно выполнять заранее намеченные планы и преодолевать возникающие трудности. Необходимо уметь оценивать ассертивность у себя и других, знать способы, которые повышают ассертивность. Не овладев азами ассертивности, трудно добиваться решения задачи при наличии препятствий, менять, когда это нужно, тактику своего поведения.

 

Цели занятия:

 

теоретически знать:

· понятие ассертивности;

· способы оценки ассертивности;

· методы повышения ассертивности;

 

практически уметь:

· определять ассертивность с помощью психологических тестов;

· определять те стороны поведения, которые требуют изменения для повышения ассертивности;

· уметь повышать ассертивность.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Ассертивность – уверенность в себе. Это способность выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства и т.д. в отношении своего окружения.

 

Уверенность в себе предполагает:

· наличие собственных притязаний (установка на самого себя);

· способность реализации притязаний (добиваться осуществления целей);

· свобода от социального страха (способность регистрировать и обнаруживать собственные притязания).

 

Ассертивное поведение позволяет оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику и решительно говорить себе и окружающим «нет», когда этого требуют обстоятельства. Человека, ведущего себя ассертивно, отличает позитивное отношение к людям и адекватная самооценка. Он способен изменить свою точку зрения под давлением аргументов. Считая изначально других людей порядочными, он не стесняется попросить их об одолжении и со своей стороны тоже готов оказать любезность.

Для ассертивного поведения индивида характерно спокойствие, уравновешенность. Создается впечатление, что ему (его вербальным и невербальным проявлениям) несвойственна напряженность и натянутость. Речь такого человека выразительна и вразумительна. Темп речи – равномерный. Взгляд - открытый, не бегающий. Такой человек создает вокруг себя благоприятную ауру. От него исходит уверенность. Он ничего не внушает себе заранее. Если у него что-нибудь не получается, он не винит в неудаче других людей. Он уважает моральные принципы и не считает аморальное поведение ассертивным.

Не случайно ассертивность стала «хитом» американской психологии последних лет. Работы и пособия в этой области используются при подготовке менеджеров и в работе с персоналом и управленческими кадрами.

Практика свидетельствует о том, что каждому доступно повысить уровень своей ассертивности (в США психотренинги по ассетивности с легкой руки классика теории межличностной коммуникации А. Солтера вот уже свыше 30 лет охотно посещаются сотрудниками разного ранга и уровня). Среди слушателей особенно высок процент студенческой молодежи, мечтающей о будущей карьере и стремящейся избавиться от своих «комплексов».

Ассертивность тренируется в ролевых играх или реальных условиях через определенные социальные ситуации. Они охватывают основные категории самоосознанного поведения:

· выдвигать требования;

· говорить «нет» и критиковать;

· устанавливать контакт;

· открыто обращать внимание на себя, собственные цели, интересы и позволять себе ошибки.

 

Смысл выработки ассертивного поведения отнюдь не в том, чтобы научиться «работать локтями», а в том, чтобы в психологически настроить себя на необходимость прямо говорить о своих желаниях и требованиях, высказывать собственную точку зрения и не бояться возражать, уметь просить других об одолжении, не испытывая при этом чувства неловкости. Обретение ассертивности помогает менять свое привычное поведение, лучше сформулировать свои желания и требования, понимать, что компромисс – нередко лучшая из побед.

Первым этапом в обучении уверенному поведению является определение уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Затем может осуществляться коррекция собственного нерационального поведения.

В основе ассертивного поведения лежит убеждение, что никто не сможет успешно манипулировать нами, если мы сами того не позволим. Ассертивность можно повысить, приняв следующие свои «права» или убеждения:

· Я имею право сам судить о своем поведении, мыслях, эмоциях и несу ответственность за последствия своего поведения.

· Я имею право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих мое поведение.

· Я имею право сам решить, отвечаю ли я и в какой мере за проблемы других людей.

· Я имею право менять взгляды.

· Я имею право совершать ошибки и отвечать за них.

· Я имею право сказать: «Я не знаю».

· Я имею право не зависеть от доброй воли других людей.

· Я имею право на нелогичные решения.

· Я имею право сказать: «Я тебя не понимаю».

· Я имею право сказать: «Меня это не волнует».

Для укрепления навыков ассертивности можно использовать следующие рекомендации:

· Отказывая, говорите решительно «нет». Объясните, почему вы отказываете, но избегайте чрезмерно извинительного тона.

· Давайте по возможности быстрый и короткий ответ.

· Просите объяснений, когда вам предлагают сделать что-либо неразумное.

· Смотрите прямо на человека, следите за изменением вашего голоса.

· При выражении досады или критики, комментируйте только поведение, избегайте нападок на личность.

· Говорите от своего имени.

· Вознаграждайте себя каким-либо образом за уверенные ответы.

· Не ругайте себя за неуверенное или агрессивное поведение; постарайтесь понять ошибку и решите как лучше управлять подобной ситуацией в следующий раз.


ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

 

Выберите правильные варианты ответов:

 

1. Ассертивность – это:

 

a) отказ от собственных притязаний;

b) проявление агрессии;

c) уверенное поведение;

d) безответственное поведение;

e) неуверенное поведение;

f) отказ от признания собственных ошибок.

 

 

2. Ассертивность предполагает наличие всего, кроме:

 

a) собственных притязаний;

b) тревоги;

c) способности реализации притязаний;

d) свободы от социального страха;

e) враждебности.

 

 

3. Ассертивность повышают в:

 

a) условиях тренировки физической силы;

b) ролевых играх;

c) решении социальных задач в реальных условиях;

d) процессе изучения жизни выдающихся людей;

e) процессе медитации.

 

4. Для тренинга ассертивности не характерна выработка навыков:

 

a) заслуживать одобрение;

b) выдвигать требования;

c) говорить «нет» и критиковать;

d) устанавливать контакт;

e) беспрекословно подчиняться;

f) открыто обращать внимание на себя и собственные цели.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ОЦЕНКА АССЕРТИВНОСТИ

Тест 1

Рассмотрите утверждения, следующие ниже. Как лично вы поступаете в этих ситуациях? Для ответа существуют четыре возможности:

всегда –1, часто – 2, редко – 3, никогда –4.

 

Вопросы Ответы
1. Когда коллега просит у меня денег в долг, я не могу сказать «нет», даже если мое собственное финансовое положение оставляет желать лучшего.  
2. Я не умею знакомиться с людьми, к которым чувствую симпатию. Жду, когда они сделают первый шаг.  
3. Когда меня зовут куда - то и я вижу, что мое согласие имеет значение, я не могу отказать, даже если это нарушает мои планы.  
4. Когда кто-нибудь встает без очереди впереди меня, я не могу осадить это человека, даже если испытываю огромное желание это сделать.  
5. Во время разного рода дебатов я не умею прерывать собеседников, даже если становится ясно, что они занимаются переливанием из пустого в порожнее.  
6. Мне бывает мучительно трудно при необходимости ответить отказом на чьи – либо требования или просьбы.  
7. Я не умею ставить в разговоре точку, даже если человек, с которым я говорю и тема беседы мне абсолютно неинтересны, или к примеру, я куда-нибудь тороплюсь.  
8. Разговаривая с кем-либо, я не способен возразить, даже если думаю, что моя собственная точка зрения более правильная. Мне проще промолчать.  
9. Для меня мучительно обращаться к другим с расспросами, когда я чего-то не понимаю (на работе, в школе, дома и т.д.).  
10. На заседаниях и различных собраниях я предпочитаю отмалчиваться, чтобы не оказаться в глупом положении.  
11. Когда кто-нибудь отменяет заранее назначенную встречу, я не могу предложить перенести ее. Жду, когда другой человек сделает это первым.  
12. Если бы я начал приказывать, то скорее всего вышло бы как в поговорке «Прикажи и сделай сам».  
13. Когда кто-нибудь из близких поступает со мной несправедливо, я не протестую. Пытаюсь вести себя так, чтобы эти люди не почувствовали, что я расстроен.  
14. Пригласить на свидание интересующего меня человека противоположного пола выше моих сил.  
15. Когда меня хвалят, говорят комплименты, я теряюсь, не знаю, как на это реагировать, чувствую себя беспомощным.  
16. Если я принесу из магазина заплесневевшую колбасу, то скорее выброшу ее, чем пойду предъявлять претензии.  
17. Меня дрожь пронимает, стоит только представить, что придется зарабатывать на жизнь трудом страхового агента.  
18. Во время разговора о чем-нибудь важном или с кем-либо, от кого я завишу, я начинаю выражаться туманно, а то и заикаться.  
19. Мне становится очень неприятно, когда возникает необходимость попросить о чем-либо незнакомого человека, например, продать талон на трамвай.  
20. Для меня неприятно заводить разговор со служащими учреждений или с вышестоящими лицами, даже если необходимо что-то им сообщить.  

 

Ключ к тесту 1

 

У вас в сумме более 70 баллов? Хотя и верно, что вы принадлежите к людям, которые не позволяют вить из себя веревки, однако задумайтесь, не действуете ли вы временами несколько агрессивно? Вам, наверняка, не помешало бы научиться учитывать интересы других людей. Не всегда в социальном плане успешен тот, кто умеет хорошо толкаться локтями. Таким людям грозит опасность, что окружающие станут их избегать.

Вы насчитали от 50 до 70 баллов? Вам нечего за себя опасаться, в жизни вы не пропадете – у вас высокая ассертивность.

У вас 30-50 баллов? Кажется, когда речь заходит о чем-либо действительно важном, вам недостает решительности. Баллов, конечно, маловато, но не падайте духом. Как гласит народная мудрость, век живи, век учись. Попробуйте научиться и вы, именно теперь вам предоставляется такой шанс.

У вас менее 30 баллов? Вы принадлежите к чересчур деликатным людям. Хотя вы и не прослывете конфликтным человеком, однако, не стоит позволять другим манипулировать собой. Тем самым вы косвенно потакаете «непорядочным типам». Попробуйте действовать иначе!


Тест 2

Каждое положение опросника оценивается в двух столбцах.

В левом столбце для ответа (столбец А) определите частоту события, используя следующую трехбалльную шкалу:

 

1. В течение последнего месяца со мной этого не случалось.

2. За последний месяц неоднократно (от одного до шести раз).

3. В течение последнего месяца часто (более шести раз).

 

В правом столбце (столбец Б) отметьте цифрой, как вы чувствовали себя, когда описанная ситуация имела место, согласно следующей пятибалльной шкале:

 

1. Я чувствовал себя прескверно.

2. Я чувствовал себя неважно – не очень хорошо.

3. Мне было все равно. Я чувствовал себя нейтрально.

4. В общем, я чувствовал себя хорошо.

5. Я чувствовал себя прекрасно.

 

Позиция А Б
1. Вы отказались одолжить близкому человеку свой автомобиль или другое средство передвижения, которым часто пользуетесь.    
2. Вы попросили кого-либо помочь вам, пойти навстречу.    
3. Вы отказались купить изделие или ценную бумагу приватизационного фонда, потому что это было предложено вам в категоричной форме.    
4. Вы признались, что боитесь чего-либо и одновременно попросили, чтобы это было принято во внимание.    
5. Вы сказали: «Меня неприятно поразил и огорчил ваш поступок».    
6. Вас попросили высказаться насчет чего-либо, и вы честно ответили: «Я этого не понимаю».    
7. У вас хотели взять денег в долг; вы отказали без каких-либо объяснений или оправданий.    
8. Ваш друг (подруга) все говорил и говорил. Вы сказали: «А теперь выслушай, пожалуйста, мою точку зрения».    
9. Вы попросили друзей откровенно сказать вам, в чем вы ошибаетесь.    
10. Вы не поняли того, что вам объяснили, например, сути новой формы социального страхования, и сказали: «Я не понимаю, объясните еще раз».    
11. У вас было ощущение, будто вы вели себя как слон в посудной лавке. Поэтому вы спросили, не обидели ли кого-нибудь.    
12. Человеку противоположного пола вы сказали, что ему что-либо очень идет.    
13. Человеку одного с вами пола вы сказали, что ему это к лицу (он выглядит очень элегантно, хорошо смотрится).    
14. Вы не получили своевременно того, на что имели право, и попросили об этом как об услуге.    
15. Вас критиковали за глаза. Вы пошли и потребовали объяснений.    
16. Вы предъявили претензии по поводу некачественного изделия или услуги.    
17. Вы высказали мнение, отличное от мнения вашего собеседника.    
18. У вас была возможность пофлиртовать, но вы отказались.    
19. Вы стали свидетелем не очень честной игры и однозначно от нее отстранились.    
20. Вы могли иметь общее дело с человеком, который хотя и не вызывает у вас симпатий, однако контакт с ним был бы для вас полезен. Вы сказали: «Я не хочу иметь с ним дела».    
21. Вы отклонили предложение о выпивке.    
22. Близкий человек попросил вас о том, что было для вас не совсем приемлемо. Вы сказали: «Я не могу так поступить, это противоречит моим убеждениям».    
23. Вы попросили вернуть книгу или другую вещь, которую некоторое время назад дали другу (подруге).    
24. Коллеге по работе вы сказали: «Ты прекрасно справляешься с этой работой».    
25. Человеку, который вел себя недостойно, вы сказали: «Пожалуйста, прекрати!»    
26. Другу (подруге) вы сказали: «Ты ошибаешься».    
27. Другу (подруге) вы сказали: «Молодец! Никто другой не смог бы сделать этого лучше».    
28. Вы попросили у кого-то помощи (совета).    
29. Вы сказали: «Я тебя люблю».    
30. Вы попросили одолжить вам что-либо.    
31. В разговоре с несколькими людьми вы ясно выразили, что у вас на душе.      
32. Вам удалось кого-либо ободрить, хотя до результата работы дело еще не дошло.    
33. Двое ваших друзей возбужденно спорили, почти ругались. Вы однозначно встали на сторону одного из них.    
34. Кто-либо из знакомых сказал вам: «Скажи откровенно, что ты об этом думаешь». И вы это сделали.    
35. Разговаривая с иностранцем (учителем иностранного языка), вы, потеряв «связующую нить», перестали понимать собеседника. Вы не импровизировали, а попросили его повторить.    
36. Другу (подруге) вы сказали, что он для вас много значит.    
37. Вы похвалили друга (подругу) за приготовленное блюдо, пирог, прическу и т.д.    
38. Вы попросили кое-кого заниматься своим делом, а вас оставить в покое.    
39. Вы сказали другому человеку, что он сделал такое дело, за которое никому не стыдно.    
40. Вы сказали: «Ты правильно говорил во время спора, я с тобой согласен».    
41. Вы сказали кому-либо: «Ты действительно замечательный человек (целомудренный, творческий)».    

 

Ключ к тесту 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...