Тестовый контроль полученных знаний
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Оценка ассертивности
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Aктуальность темы:
Ассертивность предполагает, что человек должен решать сам за себя и нести ответственность за последствия своих решений. Популярность тренингов ассертивности в управленческой среде объясняется потребностью в эффективном поведении, позволяющем успешно выполнять заранее намеченные планы и преодолевать возникающие трудности. Необходимо уметь оценивать ассертивность у себя и других, знать способы, которые повышают ассертивность. Не овладев азами ассертивности, трудно добиваться решения задачи при наличии препятствий, менять, когда это нужно, тактику своего поведения.
Цели занятия:
теоретически знать: · понятие ассертивности; · способы оценки ассертивности; · методы повышения ассертивности;
практически уметь: · определять ассертивность с помощью психологических тестов; · определять те стороны поведения, которые требуют изменения для повышения ассертивности; · уметь повышать ассертивность.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Ассертивность – уверенность в себе. Это способность выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства и т.д. в отношении своего окружения.
Уверенность в себе предполагает: · наличие собственных притязаний (установка на самого себя); · способность реализации притязаний (добиваться осуществления целей); · свобода от социального страха (способность регистрировать и обнаруживать собственные притязания).
Ассертивное поведение позволяет оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику и решительно говорить себе и окружающим «нет», когда этого требуют обстоятельства. Человека, ведущего себя ассертивно, отличает позитивное отношение к людям и адекватная самооценка. Он способен изменить свою точку зрения под давлением аргументов. Считая изначально других людей порядочными, он не стесняется попросить их об одолжении и со своей стороны тоже готов оказать любезность.
Для ассертивного поведения индивида характерно спокойствие, уравновешенность. Создается впечатление, что ему (его вербальным и невербальным проявлениям) несвойственна напряженность и натянутость. Речь такого человека выразительна и вразумительна. Темп речи – равномерный. Взгляд - открытый, не бегающий. Такой человек создает вокруг себя благоприятную ауру. От него исходит уверенность. Он ничего не внушает себе заранее. Если у него что-нибудь не получается, он не винит в неудаче других людей. Он уважает моральные принципы и не считает аморальное поведение ассертивным. Не случайно ассертивность стала «хитом» американской психологии последних лет. Работы и пособия в этой области используются при подготовке менеджеров и в работе с персоналом и управленческими кадрами. Практика свидетельствует о том, что каждому доступно повысить уровень своей ассертивности (в США психотренинги по ассетивности с легкой руки классика теории межличностной коммуникации А. Солтера вот уже свыше 30 лет охотно посещаются сотрудниками разного ранга и уровня). Среди слушателей особенно высок процент студенческой молодежи, мечтающей о будущей карьере и стремящейся избавиться от своих «комплексов». Ассертивность тренируется в ролевых играх или реальных условиях через определенные социальные ситуации. Они охватывают основные категории самоосознанного поведения: · выдвигать требования; · говорить «нет» и критиковать; · устанавливать контакт;
· открыто обращать внимание на себя, собственные цели, интересы и позволять себе ошибки.
Смысл выработки ассертивного поведения отнюдь не в том, чтобы научиться «работать локтями», а в том, чтобы в психологически настроить себя на необходимость прямо говорить о своих желаниях и требованиях, высказывать собственную точку зрения и не бояться возражать, уметь просить других об одолжении, не испытывая при этом чувства неловкости. Обретение ассертивности помогает менять свое привычное поведение, лучше сформулировать свои желания и требования, понимать, что компромисс – нередко лучшая из побед. Первым этапом в обучении уверенному поведению является определение уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Затем может осуществляться коррекция собственного нерационального поведения. В основе ассертивного поведения лежит убеждение, что никто не сможет успешно манипулировать нами, если мы сами того не позволим. Ассертивность можно повысить, приняв следующие свои «права» или убеждения: · Я имею право сам судить о своем поведении, мыслях, эмоциях и несу ответственность за последствия своего поведения. · Я имею право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих мое поведение. · Я имею право сам решить, отвечаю ли я и в какой мере за проблемы других людей. · Я имею право менять взгляды. · Я имею право совершать ошибки и отвечать за них. · Я имею право сказать: «Я не знаю». · Я имею право не зависеть от доброй воли других людей. · Я имею право на нелогичные решения. · Я имею право сказать: «Я тебя не понимаю». · Я имею право сказать: «Меня это не волнует». Для укрепления навыков ассертивности можно использовать следующие рекомендации: · Отказывая, говорите решительно «нет». Объясните, почему вы отказываете, но избегайте чрезмерно извинительного тона. · Давайте по возможности быстрый и короткий ответ. · Просите объяснений, когда вам предлагают сделать что-либо неразумное. · Смотрите прямо на человека, следите за изменением вашего голоса. · При выражении досады или критики, комментируйте только поведение, избегайте нападок на личность. · Говорите от своего имени. · Вознаграждайте себя каким-либо образом за уверенные ответы.
· Не ругайте себя за неуверенное или агрессивное поведение; постарайтесь понять ошибку и решите как лучше управлять подобной ситуацией в следующий раз. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
Выберите правильные варианты ответов:
1. Ассертивность – это:
a) отказ от собственных притязаний; b) проявление агрессии; c) уверенное поведение; d) безответственное поведение; e) неуверенное поведение; f) отказ от признания собственных ошибок.
2. Ассертивность предполагает наличие всего, кроме:
a) собственных притязаний; b) тревоги; c) способности реализации притязаний; d) свободы от социального страха; e) враждебности.
3. Ассертивность повышают в:
a) условиях тренировки физической силы; b) ролевых играх; c) решении социальных задач в реальных условиях; d) процессе изучения жизни выдающихся людей; e) процессе медитации.
4. Для тренинга ассертивности не характерна выработка навыков:
a) заслуживать одобрение; b) выдвигать требования; c) говорить «нет» и критиковать; d) устанавливать контакт; e) беспрекословно подчиняться; f) открыто обращать внимание на себя и собственные цели. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ОЦЕНКА АССЕРТИВНОСТИ Тест 1 Рассмотрите утверждения, следующие ниже. Как лично вы поступаете в этих ситуациях? Для ответа существуют четыре возможности: всегда –1, часто – 2, редко – 3, никогда –4.
Ключ к тесту 1
У вас в сумме более 70 баллов? Хотя и верно, что вы принадлежите к людям, которые не позволяют вить из себя веревки, однако задумайтесь, не действуете ли вы временами несколько агрессивно? Вам, наверняка, не помешало бы научиться учитывать интересы других людей. Не всегда в социальном плане успешен тот, кто умеет хорошо толкаться локтями. Таким людям грозит опасность, что окружающие станут их избегать. Вы насчитали от 50 до 70 баллов? Вам нечего за себя опасаться, в жизни вы не пропадете – у вас высокая ассертивность.
У вас 30-50 баллов? Кажется, когда речь заходит о чем-либо действительно важном, вам недостает решительности. Баллов, конечно, маловато, но не падайте духом. Как гласит народная мудрость, век живи, век учись. Попробуйте научиться и вы, именно теперь вам предоставляется такой шанс. У вас менее 30 баллов? Вы принадлежите к чересчур деликатным людям. Хотя вы и не прослывете конфликтным человеком, однако, не стоит позволять другим манипулировать собой. Тем самым вы косвенно потакаете «непорядочным типам». Попробуйте действовать иначе! Тест 2 Каждое положение опросника оценивается в двух столбцах. В левом столбце для ответа (столбец А) определите частоту события, используя следующую трехбалльную шкалу:
1. В течение последнего месяца со мной этого не случалось. 2. За последний месяц неоднократно (от одного до шести раз). 3. В течение последнего месяца часто (более шести раз).
В правом столбце (столбец Б) отметьте цифрой, как вы чувствовали себя, когда описанная ситуация имела место, согласно следующей пятибалльной шкале:
1. Я чувствовал себя прескверно. 2. Я чувствовал себя неважно – не очень хорошо. 3. Мне было все равно. Я чувствовал себя нейтрально. 4. В общем, я чувствовал себя хорошо. 5. Я чувствовал себя прекрасно.
Ключ к тесту 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|