Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Количественная оценка результатов




 

Счет в столбце А - счет «частотности»;

Счет в столбце Б - счет «приемлемости»

Счет А +Б - счет ассертивности.

 

Сравните свои результаты со средними показателями. Они таковы:

 

Частотность: 61-81

Приемлемость: 102-137

Ассертивность: 163-218

 

Более низкие показатели говорят о степени ассертивности ниже среднего, более высокие – о степени выше среднего


Качественная оценка результатов

 

Давайте еще раз внимательно посмотрим на этот опросник. Выберите из него 5-10 особенно актуальных для вас ситуаций, которые удовлетворяли бы следующим характеристикам:

· В субъективном плане ситуация для меня тяжела, и я с трудом в ней ориентируюсь. Можно даже сказать, что в этом случае мне нелегко добиться своего.

· В подобных ситуациях я оказываюсь довольно часто.

· Ситуация по-своему отличается от всех других в существующем списке положений.

 

Положение из опросника, характеризующее такого рода ситуацию, воспринимайте как источник вдохновения и предложите несколько решений проблемы согласно своим впечатлениям и опыту. Ваше право решить, каких ситуаций вы будете последовательно избегать, а в каких – после более глубокого ознакомления с ассертивными техниками – упражняться. Ассертивно и то, и другое. Вообще, ассертивно делать то, что хочется (если только это не идет во вред окружающим).

 

Тест 3

Подумайте над нижеследующими утверждениями и ответьте, согласны вы с ними или нет.

 

Утверждение Да Нет
1. Порядочный человек должен работать над собой, чтобы стать как можно лучше. Он рад советам, как можно этого достичь. Ведь сам он не в состоянии себя оценить.    
2. Решения взрослого человека должны быть логичными.    
3. Человек имеет полное право сам судить о своих взглядах и своем поведении, но вместе с тем он несет ответственность за то, что делает.    
4. Право каждого человека самому решить, насколько он ответственен за проблемы и благо других людей.    
6. Если кто-либо совершает ошибки, то дела его плохи. Другие должны помогать ему, опекая и говоря, в чем он ошибается.      
6. Зрелый и психически здоровый человек знает себя, то есть ему известны мотивы своих действий.    
7. Если человек совершил нечто такое, что не понравилось другим людям, он должен им объяснить, почему он так поступил и каковы были его цели.    
8. Зрелый человек отвечает не только за себя, но и за других, и ради блага ближнего иногда нужно жертвовать собственными благами, интересами и ценностями.    
9. Никто не может заглянуть другому человеку в желудок, тем более – в душу. Если не понимаешь, чего от тебя хотят, то разумнее всего сказать: «Я не понимаю».    
10. К людям нужно относиться хорошо, поэтому мы должны стремиться иметь добрые отношения со всеми, с кем вступаем в контакт.    
11. Каждый человек вправе менять свои взгляды. Это нормально.    
12. Для того чтобы отношения с другими людьми складывались наилучшим образом, всегда следует объяснять, мотивировать и отстаивать то, почему мы ведем себя именно так.    
13. Каждый человек имеет право на ошибку, хотя и должен отвечать за ее последствия. Но ошибка – это просто ошибка, не более того.    
14. Если человек на что-либо решился или во что-нибудь поверил, ему стоит этого придерживаться. Несерьезно менять свои взгляды.    
15. Человек имеет право на нелогичные решения.    
16. В социальном плане успешен тот, кто способен чувствовать других людей, умеет предвидеть их желания и потребности, ему не нужно все разжевывать и класть в рот.    
17. Бывают минуты, когда можно сказать: «Меня это не волнует!», даже если другие убеждают нас в том, будто отказ от выполнения чего-либо означает, что мы ленивы и безответственны.    
18. Бывают ситуации, когда мы не можем ответить, почему мы поступили так, а не иначе. Тогда лучше всего сказать: «Я не знаю».      
19. Наше поведение не должно нравиться всем тем, с кем мы вступаем в контакт и с кем нам нужно договориться. Каждый человек имеет право не зависеть от доброй воли других.    
20. Порядочный человек действует с оглядкой на социальные нормы и мнения авторитетов, потому что нормы служат основой общественного согласия, а авторитет является таковым именно потому, что он мудр.    

 

 

Ключ к тесту 3

Согласно нижеследующей табличке, подсчитайте, сколько раз вы выбрали ответ (А) и сколько раз (Б):

 

Номер позиции Да Нет Номер позиции Да Нет
  А Б   Б А
  А Б   А Б
  Б А   Б А
  Б А   А Б
  А Б   Б А
  А Б   А Б
  Б А   Б А
  А Б   Б А
  Б А   Б А
  А Б   А Б

 

Оценка результатов

Ответ (А) 15 и более раз. Вы умеете мыслить самостоятельно. Вами непросто манипулировать, когда вы этого не хотите. Вы не занимаете по отношению к другим позицию защищающегося, не запутываетесь в разного рода извинениях и псевдообъяснениях. В целом вы обладаете иммунитетом против эмоционального шантажа и манипулирования посредством аргументации общими истинами. К сожалению, пока трудно сделать вывод о ваших внутренних ценностях, – то есть идет речь о вещах моральных или аморальных. Однако можно сказать с уверенностью: вы способны настоять на своем.

Ответ (Б) 15 и более раз. Вы образцовое дитя своих родителей и других воспитателей, формировавших вашу личность. Однако не стоит так уж полагаться на универсальную эффективность общих истин и правил группы, к которой вы принадлежите. Иногда надо уметь идти против течения: если люди делают что-либо одинаково, уважают одни нормы и правила, это еще не значит, что все в порядке. Существует опасность подчиниться нормам, имеющим мало общего с человечностью. Полагайтесь больше на самих себя, ведь своего ума у вас не меньше, чем у других.

Примерно равное количество ответов (А) и (Б): Вам еще не совсем ясно, «чьи» вы. Полагаться ли вам больше на собственные оценки или на содержание разных общих правил и поучений. Но вы на верном пути, вот только не позволяйте себя убедить, будто истина известна лишь другим.

 

Тест 4

Отметьте, согласны Вы или нет.

 

Утверждение   Да Нет
1. Когда меня ругают за какое-либо действительное прегрешение, я чувствую себя беспомощным, несчастным и ничего не способен сказать в ответ.    
2. Если человек станет упрекать меня за ошибки, а сам порой ведет себя нисколько не лучше, то неплохо бы напоминать ему, что он тоже не без греха.    
3. Если я допущу в работе просчет и начальник станет меня отчитывать, мне следует защищаться, потому что если я признаю свою вину, более того, начну посыпать голову пеплом, то никто не будет меня уважать.    
4. Заставить замолчать критикующего проще всего ответной критикой.    
5. Если я ничего не отвечу на упреки в свой адрес, а то и соглашусь с ними, я приобрету славу никчемного человека.    
6. Если муж, вместо того, чтобы больше внимания уделять семье, ходит на рыбалку, то надо дать ему понять, что в семейном плане он может не ждать ничего хорошего.    
7. Когда вас в чем-либо упрекают, всегда нужно уметь оправдываться.    
8. Критика, словно почтовый голубь, непременно вернется к тому, из чьих уст она вылетела.    
9. Когда меня кто-нибудь рассердит, я не нахожу, что сказать в ответ, просто тихо страдаю.    
10. Полезно «кое-что» знать об окружающих, когда-нибудь это может помочь защитить себя от нападок.    
11. Изречение «не противься злому» имеет смысл.    
12. Если я не стану постоянно объяснять ребенку, что именно он делает плохо, то в этом случае он никогда не научится ничему хорошему.    
13. Когда я вижу, что мой коллега «отлынивает» от работы при каждом удобном случае, я очень хочу сделать ему замечание, но отмалчиваюсь.    
14. В некоторых ситуациях лучше всего действовать по принципу «око за око, зуб за зуб».    
15. На какие-либо недостатки партнера мне проще закрыть глаза, нежели провоцировать конфликт.    
16. Если терпимо относиться к проступкам других людей, они станут эти злоупотреблять.    

 

Ключ к тесту 4

 

Подсчитайте количество ответов А, Б, В согласно следующей таблице:

 

Да Нет Да Нет
  А Б   А Б
  Б В   Б В
  А В   В Б
  Б В   Б В
  А В   А Б
  Б А   Б В
  А В   В Б
  В Б   Б В

 

У вас более 4-х ответов А? Вы не отличаетесь боевитостью и не очень-то хорошо переносите критику. Излишне запутываетесь в обоснованиях, почему с вами произошло то-то и то-то. Но не падайте духом – если в то же время у вас семь и более ответов В, вы на верном пути к исправлению. Хуже, если у вас более семи ответов Б. В этом случае приходится констатировать, что в общественных контактах вы постоянно перемежаете защиту с нападением.

У вас 10 и более ответов Б? Вы слишком решительны, даже агрессивны, не путайте это с ассертивностью.

У вас 10 и более ответов В? У Вас высокая ассертивность. Так держать!

Тест 5

Какое поведение наиболее эффективно?

Ниже вы встретитесь с описанием ситуаций межличностного взаимодействия и тремя способами возможной реакции. Выделите подход, который наиболее точно соответствует вашему поведению в подобных случаях.

 

1. В комнате вашего повзрослевшего сына царит ужасный беспорядок. Уже неделю вы твердите ему о том, чтобы он привел комнату в надлежащий вид. В ответ непременно раздается лаконическое «да», но воз, как говорится, и ныне там. И вот прямо в комнату вы приносите сыну его любимые горячие пирожки. Парень лежит в спортивном костюме на незаправленной постели, листая какой-то журнал. Когда до его носа доносится аромат пирожков, он отрывается от просмотра и на некоторое время уделяет вам внимание. Все это вас крайне раздражает: и то, что в комнате беспорядок, и то, что потомок реагирует, собственно, не столько на вас, сколько на еду. Так и хочется врезать ему хорошенько. Что вы предпримете?

 

а). Попытаетесь втолковать сыну, что так дальше продолжаться не может. Будете упирать на необходимость поддерживать порядок как в практических, так и в гигиенических целях. Скажете парню, что он просто несносен и вам страшно за его будущее. Попытаетесь объяснить, что в его собственных интересах более внимательно относиться к близким людям. Он почти с вами не разговаривает, интересуется лишь едой и, вероятно, рассчитывает, что весь этот бардак вы уберете за него сами. Если он будет продолжать в том же духе, то, однажды женившись, тотчас же разведется. Ведь с таким мужем не сможет жить ни одна женщина.

б). Скажете себе, что объяснения с сыном ни к чему не приведут. В конце концов, человек в его возрасте должен сам понимать, что следует и чего не следует делать. Совершенно спокойно вы сообщите парню: «Когда поешь, приберись в комнате». Выяснив спустя полчаса, что ничего ровным счетом не изменилось, повторите свое требование теми же словами и прежним спокойным тоном. Вы готовы повторять его хоть каждые пять минут, пока не достигнете успеха.

в). Вы больше не в силах терпеть этот беспорядок. Единственный выход – взять и прибраться за сыном-акселератом. От этого на душе становится тоскливо. Вы пытаетесь понять, в чем тут дело – в возрастных ли особенностях или в том, что вы плохо воспитали парня; вы спрашиваете себя, как быть в такой ситуации.

 

2. Друг предлагает вам провести уик-энд у него на даче. Его предложение вас ничуть не устраивает, вы строите другие планы на выходные. Помимо прочего, вас не прельщает перспектива провести сорок восемь часов в непосредственной близости к его жене. Однако становится ясно, что друг по какой-то причине весьма рассчитывает на ваше присутствие. Вы скажете ему о том, что:

 

а). Вы не позволите собой манипулировать. Он ведет себя как малый ребенок, совершенно не учитывает, что у других людей могут быть свои дела. Кроме того, ему не мешало бы уяснить, что вы дружите с ним, а не с его супругой.

б). Вы не можете поехать, у вас масса нерешенных проблем. Если он нуждается в вашей помощи или хочет похвастаться чем-то новеньким, то найти выход проще простого, в выходные вы заедете к нему на полдня.

в). Вы согласитесь ехать. Потом испытаете тягостное ощущение, когда представите, каким полезными и приятными вещами придется пожертвовать на это время. Вы скажете себе, что в последнюю минуту можно позвонить другу по телефону, мол, у вас насморк, грипп или другое распространенное заболевание. Но знаете, что, в конце концов, этого не сделаете, вы все-таки порядочный человек и уже дали свое согласие.

 

3. Вы купили дорогую эмалированную кастрюлю. После оплаты продавщица вручила ее вам в красивой упаковке. Довольные своим приобретением, вы приносите его домой, раскрываете и видите, что на крышке отсутствует необходимая деталь, отчего кастрюлей нельзя пользоваться. Ваши действия?

 

а). Вы ужасно рассердитесь. Схватите кастрюлю и побежите обратно в магазин. Решительно подойдете к продавщице, у которой приобрели изделие, и скажете ей, что она продала вам не полностью укомплектованный товар. Не моргнув глазом, продавщица заявит: «Уважаемый, недостающую деталь вы где-то обронили, а теперь требуете ее у меня». Вы парируете, мол, в таком случае кастрюля была плохо завернута. В ответ продавщица советует хорошенько поискать деталь дома, там, где вы разворачивали покупку. У вас темнеет в глазах. Вы откровенно говорите все, что думаете о порядках в магазине и о самой продавщице. Не выразить словами, насколько вы сердиты. Вы требуете книгу жалоб и предложений.

б). Вы возвращаетесь в магазин. Аргументы продавщицы те же, что и в первой версии. Вы требуете, чтобы продавщица либо дала вам недостающую деталь, либо забрала кастрюлю обратно, потому что в существующем виде изделием нельзя пользоваться. Продавщица твердит о том, что, кто знает, может, вы потеряли нужную деталь или заложили ее куда-нибудь, она рекомендует вам хорошенько поискать у себя дома, мол обязательно отыщете. Вы повторяете свое требование. Продавщица произносит тираду о безответственности покупателей. Вы еще раз повторяете свое требование и в дополнение к сказанному предлагаете купить запасную деталь, если таковая существует. Выясняется, что никаких запасных частей нет. Вы вновь повторяете первоначальное требование. В ответ продавщица предлагает забрать кастрюлю и отправить на завод - изготовитель. Напишите, мол, рекламацию, а там уже будете иметь дело с заводом. Вы просите дать вам другую кастрюлю либо вернуть деньги. Продавщица отвечает, что в этом случае она должна составить акт. Вы говорите, что ничего не имеете против, пусть составляет. Продавщица дает понять, что в акт необходимо вписать ваше имя и адрес. Вы любезно предоставляете удостоверение личности и настаиваете на своем: или комплектный товар, или деньги.

в). Вас бросает в жар. Вы в растерянности. Что же предпринять? Звоните в магазин и спрашиваете, нет ли у них запасных частей к кастрюле, таковых не оказывается. Обзваниваете другие торговые точки – все тщетно. Набираетесь решимости и возвращаетесь в магазин. Аргументы продавщицы те же, что и в других предыдущих версиях. Вы робко замечаете, что кастрюля, мол, была упакована, когда вы ее забирали, и у вас не было возможности проконтролировать комплектность товара, да вам это и в голову не приходило. Продавщица отвечает, что вы должны были об этом подумать. Если бы купленный товар вы проверили на месте, то все было бы ясно, а теперь как докажешь, что вы не потеряли деталь или не присвоили умышленно. Вы объясняете, что купили кастрюлю час назад, а живете на другом конце города; когда пришли домой, и, развернули покупку, обнаружили отсутствие детали, тотчас побежали обратно. Вы не могли ничего потерять, поскольку нигде, кроме дома, не разворачивали кастрюлю. Продавщица говорит, что это не аргумент: если вы решили присвоить себе деталь, то это вопрос нескольких секунд. Вы протестуете, мол, и думать не думали чего-либо красть. В ответ слышите о том, что, может быть, это и так, но как вы докажете обратное?

 

4. Вы с двумя детьми (пяти и семи лет) возвращаетесь после уик-энда, проведенного в горах. На морозе в пятнадцать градусов вы не менее четверти часа ждете отправления автобуса, который уже припаркован к остановке. Появляется водитель, включает мотор и, оставив двери открытыми, опять исчезает. В течение последующих пяти минут ситуация остается неизменной. Автобус тронется в путь еще через целых двадцать минут. Вам ужасно холодно, поэтому вы забираетесь в салон погреться. Вернувшись, водитель начинает вас отчитывать. Мол, позволили себе зайти в автобус, когда там никого не было. Требует выйти. Что вы ему ответите?

 

а). Вы решительно скажете водителю, что отказываетесь понимать, почему он на вас кричит, мол, не следовало бы так горячиться. Разве он не видит, как продрогли и устали ваши дети?

б). Начнете виновато оправдываться, дескать, всем вам было ужасно холодно. Извинитесь и попросите, чтобы он любезно позволил вам остаться внутри.

в). От человеческой бесчувственности на глазах у вас выступят слезы. Вы схватите дорожные сумки, поднимите детей и выйдете вон. Будь у вас другая возможность добраться до дому, вы никогда бы не полезли в этот паршивый автобус.

 

5. Вы с женой (мужем) договорились о том, что очередной отпуск возьмете в июле и проведете его в лесу, вдали от цивилизации. Тридцатого апреля к вам на работу приходит агент турбюро и предлагает поездку в Париж на автобусе с полным пансионом, в период с пятого по пятнадцатое мая. Вам сразу становится ясно, что речь идет о каких-то горящих путевках. Вы быстро прокручиваете в голове ситуацию, не стоит ли в самом деле поменять свои планы, все-таки поездка предлагается по выгодной цене. Между тем вся эта спешка вас настораживает. Что вы ответите?

 

а). Вы скажете агенту, что его предложение вас не заинтересовало, у вас другие планы на отдых. Однако он станет убеждать, говорить, что поездка в Париж недорогая и т.п. Вы ответите, пусть, мол, едет туда сам, если все так прекрасно. Он будет уговаривать дальше. Вы скажете милому агенту, что ему стоило бы более ответственно относиться к своим обязанностям и не делать из вас жертвенного барана из-за собственных оплошностей. Если б он вовремя явился на ваше предприятие с предложением о поездке, то наверняка нашлись бы желающие.

б). Вы скажете агенту, что вам это неинтересно. Он будет убеждать вас, так же как и в предыдущей версии. Вы будете настаивать на своем.

в). Вы скажете агенту, что вам это не подходит, у вас с женой (мужем) несколько иные планы. Он попробует убедить вас уже известными доводами. Вы сообщите ему, что рады были бы отправиться в путешествие, но прежде следовало бы выяснить, что об этом думает супруга (супруг), к тому же остается открытым вопрос с детьми, поскольку речь идет о поездке посреди учебного года. Он ответит, что понимает, насколько все непросто, но, возможно, вас выручит бабушка. Вы не знаете, как выпутаться из положения, и подумываете о том, что агент, может быть, прав. Говорите, что поинтересуетесь у домашних.

 

А теперь пробегите глазами предыдущие истории и выделите из трех приведенных вариантов реакции те, которые считаете наилучшими, наиболее эффективными, независимо от того, поступаете вы таким образом реально или просто хотели бы так поступать.

 

 

Ключ к тесту 5

В вашем выборе преобладает тип реакции А? Вы ведете себя излишне агрессивно. Другими словами, у вас достаточно энергии и активного отношения к жизни, чтобы не позволить себя морально растоптать. Но вам следовало бы прийти к пониманию того, что всякий раз речь идет о вас, а не о проблемах другой стороны. Научитесь выражаться четко и ясно: да - нет, хочу – не хочу.

В вашем выборе преобладает тип Б? Превосходно! Дальнейшее обучение новым умениям пойдет у вас как по маслу. Вы находитесь в положении пианиста-виртуоза, разучивающего новую пьесу.

В вашем выборе преобладает тип В? Вы чересчур деликатны. Слишком многое позволяете крикунам и любителям вешать лапшу на уши.


Тест 6

 

Из нижеследующего опросника выберите, какие решения вы склонны были бы принять.

 

1. Если на трамвайной остановке выяснится, что автомат для талонов сломан, а у вас они как раз закончились, что вы предпримете?

 

а). Подумаете, где можно купить талоны, и отправитесь туда.

б). Скажете себе, что сегодня прекрасный день, и вам не повредит немного прогуляться – три остановки можно пройти и пешком.

в). Поинтересуетесь, не мог бы кто-либо из ожидающих продать вам талон.

 

2. Вы отдыхали за городом вместе со своим четырехлетним дитятей. Ребенок устал, вы берете его на руки, и он засыпает. За спиной у вас объемистый рюкзак, а впереди восемнадцать килограммов живого веса. До остановки три километра. Рядом с вами останавливается проезжающая мимо машина. В ней едут супруги с ребенком. Они предлагают вас подвезти. Ваши действия?

 

а). Вы обрадуетесь, мол, сам Бог их послал, и, разумеется, воспользуетесь предложением. Хорошо, что на свете не перевелись добрые люди.

б). Вы почувствуете себя неловко. Не знаете, что делать. С одной стороны, вам неудобно принять предложение, а с другой – неприятно ответить отказом, раз уж люди остановились ради вас.

в). Вы вежливо поблагодарите и откажетесь. Подобные предложения вас несколько тяготят.

 

3. Вчера вы переехали на новую квартиру. В комнатах полный беспорядок: коробки, мебель. Супруга по производственной необходимости вызывают на работу, хотя он и находится в отпуске. Вы с детьми идете за покупками. Когда возвращаетесь, видите, что забыли ключи дома. А тут еще дети твердят, что ужасно хотят пить. Ваши действия?

 

а). Вы откроете лимонад, который купили, о дверную ручку прямо на лестнице, дадите детям попить и потом направитесь к ближайшему телефонному аппарату, чтобы позвонить мужу.

б). Вы собираетесь обзвонить соседей, чтобы кто-нибудь помог вам открыть дверь квартиры. Или же просто попросите одолжить открывашку и стакан.

в). Вы сядете в сквере пред домом. В конце концов, ничего страшного не произошло: еда и питье у вас в сумке, а муж вскоре вернется.

 

4. Вы приехали в другой город. Выйдя с вокзала, разворачиваете план и думаете, как добраться до нужного места. Вас окликает женщина лет семидесяти. Она спрашивает, куда вам нужно попасть. Потом предлагает проводить вас туда. Ваши действия?

 

а). Вы поблагодарите женщину за любезность и скажете, что в этом нет необходимости, ведь у вас есть план.

б). Вы, хотя и откажетесь от ее предложения но, воспользовавшись, случаем, подробно расспросите, как добраться до места.

в). Вы с благодарностью примете предложение.

 

5. Вы находитесь в отпуске. Все прекрасно. Однако при мысли о том, что домой, вам придется добираться с тремя пересадками и часами просиживать в залах ожидания, у вас сразу портится настроение. Неожиданно выясняется, что в гостинице, где вы остановились, отдыхает семейная пара из вашего города; вы с ними практически не знакомы. А они приехали на машине. Ваши действия?

 

а). Собственно, вы всего лишь скажете себе, что иногда выгодно быть на колесах.

б). Вы разыщете их и спросите, не возьмут ли они вас в попутчики, разумеется, за вознаграждение.

в). Вы станете обхаживать их, с тем, чтобы завести речь о возможном совместном отъезде, но это окажется для вас слишком мучительно. Чем просить, лучше поедете домой поездом.

 

6. Вы едете на поезде к родителям. Обычно это занимает всего два часа. Но вот между станциями поезд внезапно останавливается из-за каких-то неполадок на трассе. Вы ждете уже два часа. Настроение испорчено, к тому же вы голодны как волк. Едущая с вами семейная пара достает провиант. Супруги предлагают вам присоединиться. Ваши действия?

 

а). Вы скажете, что совершенно не голодны, и поблагодарите за приглашение.

б). Вы поблагодарите за любезность, и с аппетитом примитесь за еду. Вы надеетесь, что вам представится возможность отплатить этим людям добром за добро.

в). Выйдя из вагона, вы отправитесь посмотреть, как развиваются события, чтобы решить, не лучше ли было бы дойти до ближайшей станции, перекусить там и продолжить дорогу с помощью других средств передвижения.

 

7. Вы в командировке. Поутру, отправляясь по своим служебным делам, вы обнаруживаете, что в лавке напротив продается картина вашего любимого художника, которую вы давно разыскиваете. Вы не располагаете необходимой суммой. Спрашиваете торговца, не вышлют ли вам картину наложенным платежом, но получаете отказ. Ваши действия?

 

а). Вас это крайне раздосадует. Вы рассердитесь как на себя (мол, нужно было считаться с непредвиденными обстоятельствами и прихватить с собой из дому чековую книжку), так и на всю «нашу торговлю».

б). Отложите на потом все дела и побежите на ближайшую почту звонить супруге, чтобы она телеграфом выслала вам деньги.

в). Пойдете на службу и поспрашиваете у коллег, нет ли у кого необходимой суммы или чеков и не выручит ли этот человек вас до завтра, когда вы получите телеграфный перевод.

 

8. У вас поломался водопровод. Вы сидите без воды, то есть до тех пор, пока не пойдете и не наберете ее из колодца во дворе. Уже неделю вы не можете раздобыть нужную деталь. В один из магазинов вы приходите к шапочному разбору. Вздыхаете и вслух замечаете, мол, как это ужасно, что приходится купать детей, таская воду со двора и разогревая ее в кастрюлях. На это продавец отвечает, что у него дома есть необходимая деталь и если вы минут десять подождете, то в обеденный перерыв можно будет сходить за ней. Ваши действия?

 

а). Вы скажете, что он самый настоящий торгаш, товар, которого не хватает, он прячет у себя дома и потом спекулирует им. Вы ему в этом не помощник.

б). Вы обрадуетесь предложению и заранее поблагодарите за любезность.

в). Вы почувствуете себя неловко, не считая себя вправе так обременять человека. Проговорите что-то невнятное и поспешите уйти из магазина.

9. Вы везете покупки на ручной тележке. До дому четыре остановки на автобусе. Вы видите, что тележка настолько тяжела, что вам не поднять ее в автобус. Ваши действия?

 

а). Вы поищете на остановке «крепкого мужика» и попросите его помочь вам.

б). Вы отправитесь домой своим ходом.

в). Когда придет автобус, вы отколете «цирковой номер» в надежде на то, что найдется человек, который вам подсобит, когда вы будите тщетно пытаться затащить свою тележку внутрь.

 

10. Вы приехали в бассейн, расположенный в районном центре. На месте выясняется, что вы забыли взять с собой купальную шапочку, без которой вход в бассейн запрещен. В кассе дают шапочки напрокат, но в настоящий момент ни одной уже не осталось. Женщина, что тоже пришла поплавать, предлагает вам свою шапочку, поскольку у нее оказалась лишняя. Ваши действия?

 

а). Вы вежливо откажетесь и выразите желание подождать: купающиеся сменяются через каждый час, так что в течение ближних пятнадцати минут из бассейна наверняка выйдет кто-либо из тех, кто брал шапочку напрокат.

б). Вы возьмете шапочку и договоритесь о том, когда ее можно будет вернуть.

в). Вы откажетесь от шапочки и покинете здание. За собственные глупости надо расплачиваться. А если уж вы сюда приехали, то пойдете навестить друзей.

 

Ключ к тесту 6

Подсчитайте количество баллов в соответствии со следующей таблицей:

 

Номер вопроса          
1 балл за ответ в б б в а

 

Номер вопроса          
1 балл за ответ а в б б б

 

По нечетным номерам вопросов вы получили не менее 4 баллов? Прекрасно! Вы действительно без проблем можете попросить об одолжении.

По четным номерам вопросов вы получили не менее 4 баллов? Вас приятно чем-либо жаловать. Дело в том, что вы умеете принимать это как само собой разумеющееся и с соответствующей благодарностью. Собственно, вы вознаграждаете дарителя уже тем, что даете ему понять, как это было любезно с его стороны.

Если количество баллов у вас меньше указанного, не отчаивайтесь. То как, умеем ли мы и как именно просим об оказании любезности, а также принимаем помощь, в значительной мере зависит от типа личности. Экстраверты – индивиды, характеризующиеся открытостью по отношению к другим людям; они не испытывают трудностей в налаживании контактов и в беседах с окружающими. Для них не проблема высказать что-либо или принять чье-то умение ровным счетом ничего не говорит об их человеческих качествах. Для интровертов проблематичен даже ни к чему не обязывающий разговор с незнакомым человеком. Поэтому им нелегко просить помощи, и они чувствуют себя неловко, когда кто-либо сам ее предлагает. Речь идет об их скромности и проблемах в контактах с незнакомыми людьми. Но и у скромности должны быть свои границы. Интроверты могут научиться новым социальным умениям. Просто это потребует от них несколько больших усилий.

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

 

1. Работа с тестовым контролем.

2. Исследование качеств собственной ассертивности при использовании тестов.

3. Определение социальных ситуаций, в которых требуется повысить собственную ассертивность.

4. Предложение стратегии для повышения собственной ассертивности.

ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

 

1. с;

2. b,e;

3. b,c;

4. a,e.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. - С.Петербург: «Питер», 1994.- 219 с.

2. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему, или Ассертивность – в жизнь. – С.Петербург: - «Питер», 1994.- 1988 с

3. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – Петербург: «Питер», 1998. - 743 с.

4. Практикум по психологии / Под ред. проф. Н.Д.Твороговой. – М.:МИА, 1997.- 388 с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Актуальность темы и цели занятия……………….…….....….…….  
2. Теоретическая часть ………………………………..…………….…  
3. Тестовый контроль …………….………………….….…….…….…  
4. Практическая часть ………………………………………...…….….  
  Тест 1……..………………………………………………….…….….  
  Тест 2……..………………………………………………….…….….  
  Тест 3……..………………………………………………….…….….  
  Тест 4……..………………………………………………….…….….  
  Тест 5……..………………………………………………….…….….  
  Тест 6……..………………………………………………….…….….  
5. Литература ……………………………………..……………….……  
  Содержание…………………………………………………………...  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...