Обучение движению и верховой езде
Стр 1 из 31Следующая ⇒ В ДВИЖЕНИИ ПОСАДКА ВСАДНИКА Оглавление Предисловие к русскому изданию.................................................... 6 Предисловие к немецкому изданию................................................ 7 Еще одна книга о верховой езде? Еще одна книга о верховой езде!..................................................... 8 1. Обучение движению и верховой езде ……………………..12 1.1.Обучение движению ребенка, подростка и взрослого человека ………………………………………………………………13 1.2.Программа обучения всадника ……………………………….17 2. Физиология движения ………………………………………….20 2.1.Суставы: строение, функции и биомеханика ……………….21 2.2.Мускулатура: строение, функция и биомеханика ………….23 3. Центр движения — таз ………………………………………….27 3.1.Анатомические основы …………………………………………28 3.2.Пропорции тела и индивидуальная конституция ………….29 3.3.Нахождение важнейших точек ориентации на собственном теле…………………….………………………… 30 3.4.Идеальное положение таза всадника на лошади …………34 3.5.Подготовительные упражнения для таза …………………...37 3.6.Сбалансированное положение таза при движении лошади…………………………………………………………………39 4. Верхняя часть корпуса и голова — центр стабилизации ………………………………………………………...43 4.1.Анатомия ………………………………………………………….44 4.2.Пропорции тела и индивидуальное сложение ……………..46 4.3.Важнейшие точки ориентации корпуса ……………………...49 4.4.Идеальное положение верхней части корпуса и головы всадника ……………………………………………………………….52 4.5.Подготовительные упражнения для верхней части корпуса и головы ……………………………………………………………….53 4.6.БалансРавновесие верхней части корпуса всадника при движении лошади. ………………………………………………….65
5. Плечевой пояс и руки — центр независимости ………….72 5.1. Анатомия: кости и суставы, сухожилия и мышцы …………73
5.2.Пропорции тела и индивидуальная конституция................ 74 5.3.Определение важнейших точек ориентации на теле......... 75 5.4.Идеальное положение рук всадника при верховой езде... 78 5.5.Упражнения: взаимодействие туловища и рук.................... 80 5.6.Независимая рука всадника...................................................... 89 6. Ноги — центр равновесия и раскрепощенности............... 97 6.1.Анатомические основы............................................................... 98 6.2.Пропорции тела и индивидуальная конституция.............. 100 6.3.Определение важнейших точек ориентации на собственном теле 101 6.4.Идеальный тип положения ноги и стопы всадника.......... 103 6.5.Упражнения: взаимодействие туловища и ног.................. 105 6.6.Правильное положение ноги всадника при движении лошади 113 Совершенная координации тела — применение средств управления......................................... 123 7.1.Действие веса всадника на спину лошади.......................... 124 7.2.Плавный переход с выездковой посадки на облегченную посадку и их взаимодействие …………………………………125 7.3.Строевая рысь — сложный акт балансирования.............. 126 7.4.Всадник — инициатор движения лошади........................... 130 7.5.Плотная посадка......................................................................... 131 7.6.Тайна напряжения крестца...................................................... 132 7.7.Высылающие и сдерживающие средства управления.... 136 7.8.Внутреннее и наружное воздействие средствами управления 145 8. Проблемы, причины их возникновения и исправление 157 8.1.Проблемы равновесия.............................................................. 158 8.2.Асимметрия.................................................................................. 168 8.3.Ригидность.................................................................................... 179 8.4.Вялость.......................................................................................... 188 8.5.Боль................................................................................................ 195
8.6.Мышление.................................................................................... 198 Литература................................................................................................ Предисловие К русскому изданию Наши любители верховой езды, да и спортсмены-конники не слишком избалованы учебными пособиями и просто хорошими книгами по конному спорту, и поэтому каждая новая переводная книга расходится моментально. Однако по этой же самой причине крайне важно, чтобы книга, которую отобрали для перевода из моря зарубежной продукции, действительно могла бы послужить основой основ, чтобы из нее могли бы черпать знания как любители, так и спортсмены– профессионалы. Этой задаче в полной мере отвечает представляемая книга немецкого тренера Сюзанны фон Дитце «Равновесие в движении» (посадка всадника). Именно посадка всадника является тем ключевым моментом, который предопределяет, сможет ли всадник составить с лошадью единое целое, стать своего рода современным кентавром и тем самым добиться успехов в управлении лошадью и в конном спорте. Следует отметить один очень важный момент. Конечно, Сюзанна фон Дитце не первый и не единственный в мире специалист по конному спорту, который обращает внимание на важность правильной посадки, объясняет, как этого добиться, и к каким результатам это приводит. Здесь важно другое: во-первых, она многократно проверила это на личном опыте и опыте своих учеников и смогла проиллюстрировать это очень выразительными схемами и фотографиями. Во вторых, как гласит древняя мудрость, с каждым человеком нужно разговаривать на понятном для него языке. Именно поэтому у каждого учебника, на- писанного на одну и ту же тему, есть свой контингент читателей, и таких учебников никогда не бывает много. Итак – «больше книг, хороших и разных!». Книга Сюзанны фон Дитце может быть использована в индивидуальных тренировках спортсменов-любителей, в профессиональной подготовке и повышении квалификации спортсменов и тренеров и как учебное пособие в подготовке специалистов по конному спорту в высших учебных заведениях. Она может оказаться весьма полезной и при подготовке программ обучения конному спорту в рамках занятий иппотерапией и конным спортом с инвалидами.
Елена Петушкова Заслуженный мастер спорта Олимпийская чемпионка Предисловие К немецкому изданию «Тот, кто хочет лучше научиться ездить верхом, должен хорошо изучить свое тело и научиться его понимать, прежде чем он сможет им управлять. В этом кроется ключ к тайне так называемого чутья всадника». Эти строчки, написанные автором, проясняют задачу лежащей перед вами книги. Секрет правильной посадки заключается в ее сочетании с влиянием на тело всадника. При этом целью является достижение гармоничной внешней формы, основанной на глубоко прочувствованных, но не бросающихся в глаза согласованных действиях всадника и лошади. Следовательно, под определением «чутье всадника» мы понимаем искусные, четко согласованные и по возможности экономные действия, отражающие взаимное понимание всадника и лошади. Именно оно венчает все навыки верховой езды. Понятие «чутья» совершенно напрасно соотносят с недоступной для всех областью. В последние годы наука доказала, что чувствам можно и должно учиться. Так, чутье в верховой езде — это не дар, полученный нами от рождения по милости природы. Оно постепенно складывается из всей совокупности чувственных восприятий и соответствующих им реакций. Вот почему тренеры, обладающие обостренным чутьем, могут особенно успешно обучать своих учеников. В своей книге Сюзанна фон Дитце рассматривает классическую посадку всадника с точки зрения инструктора лечебной физкультуры и тренера верховой езды. При этом автор дает читателю понять одну неожиданную и поразительную вещь, а именно — насколько сложившиеся в традиционном учении о верховой езде требования к посадке в седле органически подходят телу человека. Рассуждения автора ни в коем случае не базируются на статичном представлении о внешне идеальной форме. Каждый момент взаимодействия лошади и всадника она понимает как балансирование в движении. Сусанна фон Дитце настойчиво советует каждому из нас более глубоко изучить собственное тело, чтобы научиться лучше воспринимать и контролировать его. Необходимо работать над своими чувствами, ощущениями, чтобы чутье всадника, существующее независимо от достигнутого им уровня, нашло бы адекватное выражение.
Эта книга дополняет предыдущие издания «Основы верховой езды и выездки» (том 1 и 2), а также «Уроки спорта: учеба, обучение и тренировка в верховой езде». Она должна стать настольной книгой как для самих тренеров, так и для опытных всадников, уже достигших определeнного уровня. Кристоф Хесс Немецкое объединение всадников, Отделение «Спорт», раздел «Обучение» Еще одна книга о верховой езде? Еще одна книга о верховой езде! Я знаю, что на сегодняшний день существует достаточное количество книг о верховой езде. К тому же книга представляется мне наименее удачным из всех возможных средств, которые должны приблизить нас к сущности верховой езды. Книга - это застывшая теория, а верховая езда - это движение и динамика. Необходимое для посадки на лошади равновесие немыслимо без движения. Представьте себе велосипедиста, пытающегося остановиться на красный свет светофора и при этом сохранить равновесие. Как только он остановится, ему придется поставить одну ногу на землю. Итак, баланс возможен только в движении. Меня уже давно завораживает движение, особенно его гармония, красота. Разных людей я узнавала уже издалека не по лицу, а по характерным движениям. В моей собственной практике верховой езды важнее успехов на соревнованиях было достижение гармоничной согласованности движения всадника и лошади. В конце концов, моя профессия научила меня анализировать и понимать движение, потому что, будучи тренером по лечебной физкультуре, становишься специалистом в области двигательной терапии. Вскоре я поняла, насколько тяжело бывает выполнить самое простое повседневное движение, если по какой-либо причине не функционирует какая-то мышца или сустав. Задача преподавателя лечебной физкультуры (ЛФК) заключается в том, чтобы обучить пациента посильным для него образом совершать экономное движение. Многие из этих движений осуществляются непроизвольно и неосознанно. Научиться автоматически управлять новыми движениями — задача не из легких. Лечебная гимнастика всегда ориентируется именно на здоровое движение. Оно естественно и функционально для нашего тела, щадит его. Во время моей учебы и практики мой взгляд на самые разные движения постоянно обновлялся. Так, и верховую езду я стала понимать как движение, по-новому заинтересовалась тем, как оно происходит и как ему можно научиться.
Мое обучение в этом виде спорта проходило в самых благоприятных условиях. В нашей семье все ездили верхом и держали собственных лошадей, так что верхом на лошади я оказалась раньше, чем начала ходить. Вот почему у меня было некоторое преимущество в решении проблем, с которыми часто сталкиваются молодые всадники в процессе обучения: я довольно рано научилась ездить верхом, у меня был богатый выбор хороших лошадей и моя учеба протекала под руководством прекрасных педагогов и тренеров. Собственно говоря, из меня должна была получиться хорошая всадница. Но в переходном возрасте я очень резко вытянулась и довольно скоро достигла своего почти гвардейского роста — 1,80 м. Это сильно отразилось на верховой езде. Лошади, прежде подчинявшиеся мне так естественно, внезапно превратились в неуправляемых жирафов. Я потеряла чувство уверенности в седле, чувство равновесия, легко пугалась и из-за этого часто падала с лошади. Только терпению моих родителей, а также некоторых лошадей и пони я обязана тем, что все-таки не бросила верховую езду. В процессе обучения моя мама больше всего внимания уделяла правильной по- садке. В результате я с моими длинными неуклюжими руками и ногами постепенно вновь научилась спокойно сидеть в седле. Но у меня еще долгое время были проблемы с точностью, эффективностью регуляции и координации движений. В то время, когда я училась для получения квалификации тренера ЛФК, качество моей верховой езды поразительным образом резко улучшилось. Изучая анатомию человека, я лучше узнала свое собственное тело, научилась работать над недостатками своих движений и посадки, контролировать их и, наконец, стала лучше ездить верхом. Я была поражена, обнаружив, что знания в области ЛФК можно использовать для совершенствования посадки всадника. После этого я прошла дополнительный курс обучения иппотерапии, т.е. лечения пациента при помощи верховой езды. В этом случае движения лошади используются для обучения естественной, здоровой динамике тела. После любительских курсов желание совершенствовать свои собственные навыки в области верховой езды привело меня на выездковое отделение в качестве берейтора. Не только интенсивный обмен мнениями с профессиональными тренерами и любителями, но и мой собственный опыт показали мне, как мало внимания в нашем обучении уделяется самим проблемам процесса обучения — и все по той простой причине, что об этом мало что известно. Надо сказать, что во мнениях об обучении лошади и всадника царит огромный разрыв. Что касается лошади, то здесь, в основном, господствует единодушие. Главные этапы обучения установлены и выстроены по определенной шкале. Существует достаточно концепций относи-
тельно того, как натренировать мускулатуру лошади или как подкорректировать ее неправильные движения. Ну, а к всаднику всегда применяют только застывший идеальный образ совершенства. При сравнении с этим образом любые отклонения от него фиксируются как ошибки. И вообще, продуманного последовательного дробления учебного процесса на отдельные небольшие шаги просто не существует. Даже сами профессионалы спорят о том, как нужно начинать обучение: со стременами или без них, с облегченной рыси или с учебной, следует ли сначала обращать внимание на прямое положение головы всадника или на то, чтобы он не задирал каблуки. Так как мне было невероятно трудно выбрать между двумя моими профессиями, в конечном итоге я реализовала обе. Полдня я работала в Центре лечебной гимнастики, специализируясь на болезнях позвоночника, а его вторую половину проводи- ла в одном из конно-спортивных союзов, где учила детей и начинающих взрослых, работала в качестве иппотерапевта и много времени уделяла занятиям с достаточно опытными всадниками, имевших проблемы с посадкой. Тем самым я как бы связала в один узел обе мои специальности, на первый взгляд такие разные. И выяснилось: узел оказался крепким! Часто к новому пониманию известных вещей приходишь, посмотрев на них с новой точки зрения. Например, из одного долгого путешествия по Австралии я привезла совершенно особую карту мира. С нашей точки зрения эта карта перевернута вверх ногами, и Австралия расположена на ней в середине. Просто удивительно, насколько другим может выглядеть мир, хотя все географические параметры соблюдены в точности. Просто удивительно, насколько неожиданно смещаются некоторые акценты, если попробовать перевернуть вещи с ног на голову. Так я начала совершенно по-новому воспринимать многие знакомые представления. «Ах, вот в чем дело!» — многие явления стали понятнее бла Верховая езда — это целостный комплексный спорт, все необходимые движения которого всегда остаются естественными. От всадника не требуется совершать каких-то неестественных телодвижений. Здоровые, нормальные движения — вот предпосылка для успешного обу В этой книге я не собираюсь предлагать некую новую теорию обучения верховой езде. Напротив, здесь рассматривается именно общепринятое, традиционное учение, но под несколько иным углом. И для этого необходимо совершить экскурс в историю развития движения человека, а также в его анатомию. Тот, кто хочет лучше научиться ездить верхом, должен хорошо изучить свое тело и научиться его понимать, прежде чем он сможет им управлять. Именно в этом кроется ключ к тайне особого чутья всадника. Конечно, никакая книга не заменит обучения под руководством опытного тренера. Но занятия с квалифицированным преподавателем не освобождают всадника от необходимости самостоятельно развивать у себя чувство тела и стремиться достигнуть лучшего контроля над ним. Именно в этой точке пересекаются задачи современного обучения верховой езде и моей книги. 1. 1. Обучение движению и верховой езде 1.1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|