Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа обучения всадника




Ни в одном другом вопросе нет такой нео­пределенности и расхождения взглядов как в вопросе о том, какими должны быть этапы обучения верховой езде. Чему учить в первую очередь, а что в этом процессе имеет второстепенное значение? На что обращать особое внимание? Начинать обучение верховой езде со стременами или без них? Надо ли начинать с облегчен­ной посадки или сразу с выездковой? На все эти вопросы существует множество разных ответов. Различие индивидуальных мнений проявляется при проведении ква­лификационных соревнований по верхо­вой езде для молодых всадников. Очень важно рассматривать поведение начина­ющего всадника не как совокупность оши­бок (кивающая в такт движениям лошади голова, неправильное положение ног, «зак­рытые», т.е. лежащие плашмя на холке руки), а как езду начинающего, которому на пути обучения что-то стало уже под силу, а что-то осталось пока недоступным. Для успешного занятия важно, чтобы тренер видел, какой следующий шаг способен освоить ученик. Во всех прочих видах спорта обучение построено таким обра­зом, что оно делится на четкие этапы, и каждый следующий шаг основан на преды­дущем. Обучение верховой езде, которая является комплексным видом спорта, свя­зано с особыми трудностями. В этой об­ласти успех зависит не только от всадника, но и от его окружения и особенно от лошади. Обучение верховой езде нельзя втиснуть в одну четкую схему. Просто не­возможно дать определенный ответ на так часто задаваемые родителями детей или самими начинающими взрослыми вопро­сы: «Сколько потребуется уроков на кор­де, чтобы начать ездить самостоятельно?» или: «За сколько уроков можно научиться ездить верхом?».

Школа верховой езды — это не автошко­ла, где для получения водительских прав обязателен некий минимум занятий, и ученики соревнуются за их сокращение. В верховой езде важную роль играют сама ситуация и лошадь. И ранний переход к работе без корды, т.е. к самостоятельной езде, не всегда оказывается полезным. Ученики, которые долго вырабатыват пра­вильную посадку на корде, впоследствии часто добиваются больших успехов, так как им не приходится учиться справлять­ся со всеми требованиями одновремен­но. Не случайно венская школа верховой езды, выпускники которой так славятся великолепной посадкой, проводит на­чальное обучение всадников в течение многих месяцев исключительно на корде.

Но в то же время с точки зрения психоло­гии самостоятельная езда без корды так­же оказывается весьма эффективной, так как дает начинающим очень сильный сти­мул. Взвесить все эти «за» и «против» — вот сложная задача тренера. Научить ездить верхом по какой-то застывшей методике невозможно. И все же существуют крите­рии, по которым можно определить пер­востепенные и второстепенные задачи. Теория верховой езды выделяет такие комплексные элементы, как посадка, при­менение средств управления, развитие чувства лошади и результативность вер­ховой езды. Читателям этой книги я хочу



представить именно этот путь обучения, причем эти сложные комплексы я разбила на отдельные подразделы. Процесс обуче­ния всадника верховой езде можно срав­нить с некой схемой или последователь­ностью тренировки и обучения лошади.

Контакт

Достижение контакта с лошадью служит важнейшей предпосылкой для обучения верховой езде. Надежный внутренний контакт всадника и лошади позволяет снять страх и создает атмосферу взаим­ного доверия. Нередко такая невидимая внутренняя связь оказывается прочнее технических навыков. Многим, навер­ное, доводилось наблюдать лошадей, преподносящих неприятные сюрпризы взрослым всадникам, но никогда не до­пускающих такое поведение по отноше­нию к детям. И действительно, большие достижения в верховой езде базируют­ся именно на внутреннем контакте, на взаимопонимании всадника и лошади.

Баланс

Первое, что требуется от новичка, сев­шего на лошадь, — это равновесие. Без сохранения равновесия, т.е. без балан­са в движении, он либо упадет с лоша­ди, либо будет удерживаться на ней с большим трудом. Тренировка баланса, особенно верхней части корпуса — это необходимое условие для всего даль­нейшего обучения. Для этого полезно периодически ездить без седла, что по­зволяет непосредственно чувствовать движения лошади и реагировать на них. Первая цель начинающего всадника зак­лючается в сохранении вертикального положения корпуса на всех аллюрах ло­шади, что происходит в результате по-

стоянного совершенствования опреде­ленных движений.

Раскрепощенность

Всаднику, который научился сохранять равновесие в движении, уже не нужно затрачивать больше физических сил, чем этого требует конкретная ситуация. Ни одна мыщца не будет напрягаться слиш­ком долго, ритмичное напряжение и рас­слабление мускулатуры будут происхо­дить одновременно с процессом движе­ния лошади. Раскрепощение не следует путать с понятием слабости и вялостью мускулатуры. При правильном раскрепо­щении мускулатура работает экономно, в оптимальном для тела режиме, и ее ос­новной тонус соответствует требовани­ям ситуации: на сокращенной рыси он, например, выше, чем на шагу со свобод­ным поводом. Только раскрепощенная посадка позволяет контролировать по­ложение конечностей и делает их движе­ния независимыми, что служит основой для точного применения средств управ­ления.

Всадник и лошадь — единое целое

Обязательным условием для эффектив­ного воздействия средствами управления является глубокая плотная посадка. Все мышцы, отвечающие за прямую посадку в седле, должны быть в хорошем тонусе, но при этом нельзя терять раскрепощен­ность посадки. Один из секретов верхо­вой езды — умение контролировать свою лошадь с помощью посадки. В этом слу­чае всадник не просто сидит на лошади сам по себе, он слит с ней воедино и со­ставляет одно целое. Параллельно с обу­чением посадке происходит и изучение применения средств управления.



Сноровка

Сначала управлять лошадью учатся на чисто техническом уровне: нога должна лежать здесь, руку следует повернуть вот так... Конечно же, в начале ученик должен освоить более простые коман­ды, прежде чем он научится более ис­кусно управлять лошадью. Начинающе­му потребуется приложить куда больше усилий, чтобы провести лошадь по за­данной кривой, чем опытному всаднику. По отдельности команды отрабатывают только в особых случаях. Обычно же всаднику приходится решать целый комплекс проблем, в результате чего он может испытывать перенапряжение. Поэтому тренер должен всегда исходить

из того, что на данном этапе обучения по силам его ученику.

Чутье

Все навыки всадника венчает особое чутье или чувство лошади, когда взаи­мопонимание лошади и человека дос­тигает оптимального уровня. Это чув­ство — не какой-то врожденный дар не­многих избранных людей, а именно та главная цель обучения, которая стоит перед начинающим всадником. Только так он сможет добиться, чтобы его ко­манды были адекватны как поставлен­ным перед ним задачам, так и реакци­ям лошади.





Физиология движения



2.1. Суставы:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...