Законодательное регулирование уголовной ответственности за изнасилование и ряд других половых преступлений после Октябрьской революции 1917 г.
Формирование основ нового права, в том числе и уголовного, начавшееся в связи с созданием после Октябрьской революции 1917 г. нового государства, только ухудшило положение дел в сфере правого урегулирования уголовной ответственности за изнасилование, равно и другие преступления, посягающие на личность, а также имущество граждан, так как в законодательном корпусе того времени основное внимание уделялось борьбе с контрреволюционными, должностными и хозяйственными преступлениями, что объяснялось происходившими в стране событиями, таившими в себе угрозу свержения советской власти. Так, в период 1917-1921 гг. составы преступлений против личности лишь упоминались в декретах наряду с другими общественно опасными деяниями. К примеру, в Декрете № 3 о суде, принятом 4 июля указывалось, что местным народным судам подсудны все уголовные дела, кроме дел о посягательствах на человеческую жизнь, об изнасилования, о разбое и некоторых других преступлениях; в Положение о революционных военных трибуналах 1919г. также только упоминалось о посягательствах на человеческую жизнь, изнасиловании и т.д. До издания нового Уголовного кодекса наиболее длинный список (именно список, а не совокупность развернуто изложенных составов) деяний, посягающих на личность и на имущество граждан, был приведен в декрете Совета народных комиссаров 1921 г. «Об ограничении прав по судебным приговорам»[18], где наряду с другими преступлениями упоминалось и изнасилование, за совершение которого суд или трибунал мог применять к виновным ограничение прав[19]. В связи с тем, что советское государство в силу ряда объективных причин в первые годы своего существования не смогло обеспечить подготовку и издание единого кодифицированного законодательного по уголовному праву, предполагалось, что решение вопроса о наказуемости отдельных общественно опасных деяний будет основываться только на декретах, но и на собственном правосознании трудящихся. Иными словами, законодатель того времени должен был руководствоваться не столько принципом законности, сколько принципом целесообразности, что породило хождение в законодательных кругах идеи распространения теории «социальных функций права», согласно кт горой «законодатель отказывается от исчерпывающего, и полного ноя мирования всех отношений, полагаясь на социальное чутье пролетарского суда»[20]. Однако сторонники данной концепции не нашли достаточной поддержки, подтверждением чему явилось принятие в 1922 г. УК РСФСР который состоял из введения, и положений не только Общей, но и Особенной частей. Хотя, по мнению ряда авторов, принятые в декабре 19191 Наркомюстом Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, состоящие только из положений Общей части, явились воплощением теории «социальных функций права» в реальность. Так, М. Д. Шаргородский и В. Г. Смирнов утверждали, что в 1918-1920 г. в законодательных круга господствовала «идея создания уголовного кодекса, лишь в общих чертах определяющего понятие групп преступных деяний, установлении лишь перечня мер наказания без законодательной оценки степени общественной опасности конкретных преступлений»[21]. Как бы то не было, в силу ли последовательно проводимой Наркомюстом работы по разработке Общей и Особенной частей УК РСФСР или в силу требований здравого смысла и справедливости, в 1922 г., как уже говорилось УК РСФСР, включавший положения обеих частей, был принят.
Преступлениям в области половых отношений в Кодексе отведен разд. 4 гл. V, посвященной преступлениям против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. Статья 169 УК РСФСР регламентировала уголовную ответственность за изнасилование, причем включала и определение данного преступного деяния: «Изнасилование, т. е. половое сношение с применением физического или психического насилия или путем использования беспомощного состояния потерпевшего лица...»[22]. В этой же статье предусматривалось наличие квалифицирующего признака (но только одного), а именно изнасилование повлекшее самоубийство потерпевшего лица, санкция за которое был выше санкции, предусмотренной за простое изнасилование (не ниже трех лет и до пяти соответственно). Следует отметить, что в ст. 16 УК РСФСР в редакции постановления ВЦИК от 10 июля 1923 г. уже разделяется понятие полового сношения и удовлетворения полового страсти в извращенных формах, но в то же время в указанной статье 169 о применении насилия к потерпевшему (в ней регулирующих ответственность за половое сношение с лицами, не достигшими зрелости, сопряженное с растлением или удовлетворением половой страсти в извращенных формах). Кроме того, непонятно, что законодатель подразумевает под словосочетанием «удовлетворение половой страсти в извращенных формах».
РСФСР 1922 г. специального состава мужеложства не содержал. Однако это не означало, что при наличии особых условий оно оставалось наказуемым. В связи с тем, что в Кодексе в качестве жертвы преступления указывалоась потерпевшее лицо (им могли быть как женщина, так и мужчина), возможно, законодатель включал такие действия сексуального характера, как мужеложство, при его насильственном совершении в понятие изнасилования, а добровольное мужеложство охватывалось составом полового сношения с лицом, не достигшим половой зрелости. 26 ноября 1926 г. на второй сессии ВЦИК 12-го созыва УК РСФСР пересмотрен и принят в новой редакции, действие которой начинаюсь с 1 января 1927 г. Особенная часть Кодекса была подвергнута изменению, хотя и не очень значительному, некоторые главы его прежней редакции были переставлены местами в связи с переходом к так называемой новой иерархии ценностей. Что касается статей, регулирующих уголовную ответственность за изнасилование и насильственные действия сексуального характера, то - и это, пожалуй, главное при рассмотрении интересующей нас тематики, - в новой редакции УК РСФСР по-прежнему отсутствовали статьи за так называемые противоестественные пороки (скотоложство, гомосексуализм, лесбиянство, инцест и т. д.).
Впервые уголовная ответственность за мужеложство в предел; Советского Союза была установлена в постановлении ЦИК СССР 17 декабря 1933 г. Это было связано с тем, что в 30-е годы участились попытки отдельных субъектов вовлекать молодежь в этот вид полового разврата. Указанное постановление предусматривало ответственность как за добровольное мужеложство, так и за совершенное с использованием зависимого положения потерпевшего, либо с применением насилия, либо публично[23]. Вскоре после этого, 7 марта 1934 г., было принято постановление Президиума ЦИК СССР «Об уголовной ответственности за мужеложство»[24]. Оно ужесточало наказание за указанное преступление и сохраняло в качестве квалифицирующих только два признака - насилие и зави симое положение потерпевшего. При этом оба указанных постановления определяли мужеложство как педерастию, т. е. половое сношение мужн чины с мужчиной, В УК РСФСР была включена ст. 154а «Мужеложство», предусматривавшая ответственность как за насильственное, так и добровольное мужеложство. К сожалению, этим все и ограничивалось; из текста указанной статьи следовало, что с объективной стороны мужеложство состоит в противоестественном половом сношении мужчины с мужчиной, в связи с чем при других формах гомосексуализма данная статья применима быть не могла, а ни за какие другие насильственные действия сексуального характера ответственность, как и ранее, не предусматривалась. Статья 153 Кодекса в редакции 1926 г. - «Изнасилование» - была дополнена по сравнению со ст. 169 УК РСФСР 1922 г. рядом квалифицирующих признаков, таких как: изнасилование несовершеннолетней; изнасилование, совершенное группой лиц. Такой квалифицирующий признак, как изнасилование, повлекшее самоубийство потерпевшего лица, был заменен следующим: изнасилование, повлекла собой особо тяжкие последствия. Кроме того, было изменено определение изнасилования как преступного деяния. Теперь под изнасилованием понималось «половое сношение с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния потерпевшей». Таким образом, под угрозой понималось ранее упоминавшееся в УК РСФСР 1922 г. психическое насилие, а объектом преступления являлась только половая свобода женщины (ранее, как отмечалось выше, могло быть допущено двоякое толкование объекта и насилования).
Следует добавить, что в отношении насильственного мужеложеложства предусматривались все признаки, характерные для изнасилования, за исключением мужеложства, совершенного с использованием беспомощного положения потерпевшего. Однако, так как ч. 1 ст. 154а предусматривала только добровольное мужеложство, представляется, что «совершение мужеложства в отношении лица, находившегося в беспомощном состоянии, и против его воли законодатель рассматривал как и к насильственное, которое уже относилось к квалифицированным случаям. К таким же случаям закон относил мужеложство в отношении несовершеннолетнего (вне зависимости, было оно добровольным или нет) или в отношении зависимого от виновного лица. Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних» предусматривалась ответственность за тяжкие преступления, к числу которых «относилось и изнасилование, с 12-летнего возраста (по УК РСФСР 1922 г. ответственность за совершение данных преступлений наступала с 14 лет). В остальном правовая система, сложившаяся в довоенный период, в основном сохранилась и после начала Великой Отечественной войны. Послевоенные изменения в уголовном праве касались круга субъектов, видов наказания и др. В частности, в январе 1949 г. была усилена v головная ответственность за изнасилование. В связи с принятием 25 декабря 1958 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и повышением общего возрастного предела для наступления уголовной ответственности (с 14 до 16 лет) возраст для наступления уголовной ответственности за совершение наиболее тяжких преступлений, в том числе и изнасилования, вновь был увеличен, т.е. уголовной ответственности за изнасилование теперь подлежали лица, достигшие 14 лет, а не 12, как прежде. В октябре 1960 г. Верховный Совет РСФСР принял новый УК РСФСР, который был разработан с учетом Основ уголовного законодательства и введен в действие с 1 января 1961 г. Уголовной ответственности за изнасилование была посвящена ст. 117 Кодекса, за мужеложство - ст. 121. Ответственность за совершение иных насильственных действий сексуального характера опять-таки не предусматривалась. Положения ст. 121 остались идентичными положениям ст. 154а ранее действовавшего УК РСФСР. Что же касается ст. 117, то она пополнилась новыми квалифицированными видами: изнасилование, сопряженное с угрозой убийством или причинением тяжкого телесного повреждения; изнасилование, совершенное лицом, ранее совершившим изнасилование (указанные виды деяния были объединены в ч. 2 ст. 117 УК РСФСР, сюда же включалось и изнасилование, совершенное группой лиц); изнасилование, совершенное особо опасным рецидивистом; изнасилование, повлекшее особо тяжкие последствия, и изнасилование несовершеннолетней (они образовывали ч. 3 ст. 117 УК РСФСР).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1962 г. «Об усилении уголовной ответственности за изнасилование»[25] было установлено, что изнасилование, совершенное группой лиц или особо опасным рецидивистом либо повлекшее особо тяжкие последствия, а равно изнасилование несовершеннолетней наказывается лишением свободы на срок от восьми до 15 лет со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки либо смертной казнью. Таким образом, вышеназванный Указ, с одной стороны, усилил ответственность за изнасилование по сравнению с первоначальной редакцией УК РСФСР, минимальный предел наказания за особо квалифицированное изнасилование (ч. 3 ст. 117) по которому составлял семь лет; срок предусмотренной в статье ссылки не был определен; не предусматривалась в ней и смертная казнь. С другой стороны, Указ объединил такие квалифицирующие признаки рассматриваемого деяния, как изнасилование, совершенное группой лиц, совершенное особо опасным рецидивистом или повлекшее особо тяжкие последствия, и изнасилование несовершеннолетней, в то время как в первоначальной редакции УК РСФСР изнасилование, совершенное группой лиц, признавалось менее общественно опасным по сравнению с другими его видами, перечисленными в Указе, и за которое предусматривался меньший срок наказания. Учитывая сказанное, вплоть до внесения соответствующих изменений в ст. 117 УК РСФСР (а именно вплоть до принятия Закона РФ от 25 июня 1962 г., излагавшего данную статью в новой редакции) в части отягчающих обстоятельств, перечисленных в упомянутом выше Указе, следовало считать действующими не ч. 2 и 3 ст. 117 Кодекса, а этот Указ. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1980 г. и «О внесении изменений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении уголовной ответственности за изнасилование»[26] изнасилование, совершенное группой лиц, вновь было признано менее общественноопасным по сравнению с другими видами изнасилования, предусмотренном и в ч. 3 ст. 117 УК РСФСР в редакции 1962 г. Наряду с изнасилованием совершенным группой лиц, менее общественно опасным теперь признавалось и изнасилование несовершеннолетней, в то время как ранее данный вид изнасилования являлся особо квалифицированным, и уголовная ответственность за него предусматривалась ч. 3 ст. 117 УК РСФСР и редакции 1962 г. Естественно, что и размер уголовного наказания за совершение вышеназванных видов изнасилования (точнее, минимальный предел наказания) был снижен с восьми до пяти лет лишения свободы, а максимальный остался прежним. Не предусматривалась за данные виды пиния и смертная казнь, как, впрочем, и назначаемая в некоторых случаях особо квалифицированного изнасилования ссылка. Кроме перечисленных выше изменений, Указ от 28 апреля 1980 г. впервые за всю историю российского уголовного законодательства ввел такой состав, как изнасилование малолетней (ранее, еще в дореволюционной России, насильственное половое сношение с девицей, не достигшей 14 лет, признавалось растлением), за которое была предусмотрена уголовная ответственность как за особо квалифицированный вид изнасилования. В постановлении Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1980 г. «О порядке применения статьи 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении уголовной ответственности за изнасилование» разъяснялось, что под изнасилованием малолетней следует понимать изнасилование девочки, не достигшей 14-летнего возраста. В соответствии с вышеупомянутым Указом от 28 апреля 1980 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 мая 1980 г. «О внесении дополнений и изменений в Уголовный кодекс РСФСР»[27] ст. 117 УК РСФСР была изменена. В ч. 3 статьи теперь предусматривалась уголовная ответственность за изнасилование, совершенное группой лиц, и за изнасилование несовершеннолетней. Кроме того, ст. 117 была дополнена ч. 4, в которой предусматривалась уголовная ответственность за изнасилование, совершенное особо опасным рецидивистом или повлекшее особо тяжкие последствия, а равно изнасилование малолетней. Статья 117 УК РСФСР в редакции 1980 г. просуществовала вплоть до 1993 г. 18 февраля 1993 г. Законом РФ «О внесении дополнений и изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»[28] ст. 117 была изменена в части, предусматривавшей уголовную ответственность в виде ссылки, а именно из абз. 2 ч. 4 были исключены слова «со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки». Возвращаясь к анализу развития уголовной ответственности за изнасилование и мужеложство (поскольку об уголовной ответственности совершение насильственных действий сексуального характера законодатель по-прежнему умалчивал), следует отметить, что ст. 117 УК РСФСР «росла», изменялась, пополнялась, иными словами, совершенствовалась, чего нельзя сказать о ст. 121 УК РСФСР - «Мужеложство». Со времен принятия УК РСФСР 1960 г. она ни разу не пересматривалась. По нашему мнению, это было связано, скорее, с недостатком сексуальной культуры, чем с нежеланием или ненужностью законодательного регулирования уголовной ответственности за совершение такого деяния. В 1993 г., учитывая опыт демократических западноевропейских государств (Англии, Германии и др.) и некоторых стран Восточной Европы, в том числе и Украины, которая отказалась от уголовной ответственности за добровольное мужеложство, Законом РФ от 29 апреля 1993 г. была отменена ч. 1 ст. 121 УК РСФСР, предусматривавшая уголовную ответственность за подобное деяние. В Законе говорило о включении в состав мужеложства (теперь уже насильственного) наряду с другими такого признака, как использование беспомощного состояния потерпевшего, что более сблизило его с составом изнасилованния по признакам, характерным для обоих составов. Что же касается совершения таких насильственных преступлений, лесбиянство или иных действий сексуального характера, то, как говорилось, уголовная ответственность за них специально не предусматривалась вплоть до принятия УК РФ 1996 г. и такие действия квалифицировались по статьям, предусматривавшим другие половые или иные преступления (ст. 111, 117, 131, 135, 213 и др. ст. УК РСФCP), либо виновных вообще освобождали от уголовной ответственности. Наиболее показательны в этом плане два дела, рассмотренные Московским областным судом. В первом случае обвиняемые Голошейкин, Гоглачев, Беженар, Деменьшин и Петров изнасиловали 10-нюю С. Затем, проявив исключительный цинизм и безжалостность, ими вводили в половой орган потерпевшей палку, в результате чего разорвали стенку влагалища. Во втором случае Худорожков, Подкорытов и Свяжин изнасиловали свою знакомую И. После совершения полового акта они рукой причинили ей разрыв задней стенки влагалища. И в том, и в другом случае указанные действия никак не были квалифицированы. В то же время Степанов, который после группового изнасилования вводили потерпевшей в половой орган и анальное отверстие палку, был осужден по ч. 3 ст. 117 и ч. 2 ст. 206 УК РСФСР за групповое изнасилование и циничное хулиганство. В принятом в 1996 г. УК РФ законодатель, предусмотрев уголовную ответственность за насильственные действия сексуального характера, в том числе за мужеложство и лесбиянство, положил конец спорам юристов и разнобою в судебной практике. Отныне, согласно ст. 131 УК РФ, под изнасилованием понимается только естественное половое сношение с применением насилия, угроз и т. д. Кроме того, учитывая, что ранее изнасилование признавалось более тяжким преступлением, чем насильственное мужеложство, еще одним немаловажным достоинством УК РФ является соотнесение насильственных действий сексуального характера по своей общественной опасности, признакам, отягчающим обстоятельствам, влияющим на квалификацию и наказание (ст. 132), с изнасилованием, ибо их равная общественная опасность определила идентичность максимального наказания за их совершение от восьми до 15 лет лишения свободы. Следует отметить и присутствие в указанных нормах отягчающих обстоятельств, которых не было в статьях УК РСФСР 1960 г., предусматривающих ответственность за совершение изнасилования мимо мужеложства (например, совершение преступления жестокостью по отношению к потерпевшему или другим лицам; повлекшее заражение потерпевшего венерическим заболеванием; повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего или заражение его ВИЧ-инфекцией). Законодатель также уточнил возраст потерпевшего лица. Так, применительно к изнасилованию, а теперь и к насильственным действия сексуального характера (при отягчающих обстоятельствах), речь идет не просто о малолетней (в ст. 132 УК РФ - о малолетней или малолетнем), а о пострадавшей, которой заведомо для виновного лица не исполнилось 14 лет. Все это, безусловно, имеет важное значение для дальнейшего развития уголовной ответственности за половые преступления, в том числе и за совершение насильственных действий сексуального характера. Однако принятие УК РФ не означает окончания правовой реформы в области уголовного права в целом. Так, 8 декабря 2003 г., был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»[29], одним из существенных нововведений которого явилось исключение из УК РФ признака неоднократности преступлений, изменение понятия совокупности преступлений и, как следствие, исключение из ст. ст. 131, 132 УК РФ такого квалифицирующего признака, как неоднократность преступления, под кот рым в указанных статьях понималось совершение соответствуют преступного деяния не менее двух раз, независимо от того, пока части (соответственно ст. 131 или 132 УК РФ) было квалифицировано первое преступление, либо в случае совершения ранее насильственных действий сексуального характера (по ст. 132 - изнасилования) зависимости от того, когда оно было совершено. Особый интерес в рамках настоящей работы представляет, на наш взгляд, постановление Конституционного Суда РФ от 19 марта 2003 г. по делу о проверке конституционности положений УК РФ, регламентирующих правовые последствия судимости лица, неоднократности и рецидива преступлений, а также п. 1-8 постановления Государственной Войны от 26 мая 2000 г. «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» в связи запросом Останкинского межмуниципального (районного) суда г. Москвы и жалобами ряда граждан[30], и особые мнения судей Конституционного Суда по данному вопросу. Положения ст. 16 УК РФ «Неоднократность преступлений» были признаны не противоречащими Конституции РФ, однако тем самым Конституционный Суд не исключает право федерального законодателя «при соблюдении закрепленных Конституцией Российской Федерации гарантий личности в ее публично- правовых отношениях с государством установить иное регулирование «неоднократности» и ее уголовно-правовых последствий, и было сделано законодателем в декабре 2003 г. путем признания 16 УК РФ утратившей силу. Нe вдаваясь в тонкости суждения об оправданности отказа законодателя от понятия неоднократности, заметим лишь, что в связи с тем, ю как было отмечено А.Н. Игнатовым, «исключение неоднократности приведет к резкому смягчению наказания за систематическое совершение преступлений, не являющихся тяжкими..., и одновременно к усилению ответственности за совершение, например, двух тяжких преступлений, так как в этом случае будет применен принцип сложения наказаний с выходом за пределы максимальной санкции»[31], и учитывая отнесение насильственных действий сексуального характера к категории тяжких преступлений, исключение признака неоднократности 132 УК РФ в принципе должно позитивно отразиться на роли виновного наказания за данное преступление в системе предупредительных мер его совершения, ибо это дает возможность суду в зависимости от обстоятельств назначить наказание как в пределах его максимальной санкции путем частичного сложения наказаний, так и свыше путем их полного сложения. Кроме того, исключение данного признака из ст. 132 УК РФ автоматически снимает ряд проблемных моментов, существовавших в судебной практике при квалификации насильственных сексуальных преступлений. В частности, это касается необходимости квалификации каждого преступления в отдельности, если лицо за ранее совершенное мужеложство, лесбиянство либо иные дек ствия сексуального характера не было осуждено, т.е. оно сразу привлекается к уголовной ответственности за два насильственных действия сексуального характера; отграничения продолжаемых и неоднократных сексуальных преступлений; отнесения насильственного сексуального действия к повторному, если будет доказано, что обвиняемый ранее совершил мужеложство, лесбиянство или иные сексуальные действия, но потерпевший (потерпевшая) в установленном порядке не подал(а) на него жалобу и др.
Вывод по I главе
Понятие половых преступлений в Российском уголовном праве, и место иных насильственных действий сексуального характера (мужеложства, лесбиянства, иных действий сексуального характера) в системе половых преступлений. Соотношение общественных интересов и интересов личности всегда являлось краеугольным камнем в уголовно-правовом регулировании общественных отношений в Российской Федерации. Длительное время общественные интересы довлели над свободой и интересами личности. Не являлась исключением сфера сексуальных (половых) отношений.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|