Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. И. Копытин 2 страница




«Более 25 лет назад я пришла к осознанию того факта, что слова, в особенности проза­ическая речь, являются слишком сложным инструментом для передачи наиболее глу­боких наших переживаний. Для меня стало ясно, что наш внутренний мир наполнен ви­зуальными, ауральными и телесными образами, являющимися наиболее подходящи­ми вместилищами для тех чувств и представлений, которые было бы невозможно выразить иначе. Эти образы являются не только средством коммуникации между людь­ми, хотя в нашей деятельности это проявляется весьма наглядно, но и средством ком­муникации между бессознательным и сознанием» (Champernowne, 1963, р. 97).

Можно было бы привести еще немало примеров различного понимания арт-те­рапии и механизмов ее лечебного воздействия, однако приведенные цитаты из ра­бот основоположников арт-терапевтического направления на Западе свидетель­ствуют о том, что одни из них делали акцент на том, что художественное твор­чество помогает психотерапевту установить с клиентом более тесный контакт и получить доступ к его переживаниям, другие — на том, что оно само по себе спо­собно сублимировать его чувства и давать выход деструктивным тенденциям, тре­тьи — на том, что исцеляющий эффект художественного творчества достигается прежде всего благодаря отвлечению от «патологической интроспекции» и созда­нию положительного настроя. Несмотря на различие позиций, все они так или ина­че сочетаются в современном определении арт-терапии.

«Если говорить просто, — пишет Т. Делли, — то арт-терапия связана с использованием изобразительного творчества и иных форм визуальной экспрессии с психотерапев­тической или лечебной целью. Однако если учесть, что визуальная экспрессия может быть представлена и каракулями маленького ребенка, и глиняными поделками инва­лида, и графическими работами переживающей депрессию женщины, станет очевидно, что понятие арт-терапии является комплексным и многогранным. Вопрос заключается в том, всегда ли мы можем назвать визуальную экспрессию изобразительным искусст­вом, а также в какой мере оно является эффективным и почему» (Dallcy, 1984, р. XII).

Анализируя различные точки зрения на арт-терапию и используя при этом со­циологические представления, Д. Уэллер (Waller, 1991) предлагает использовать так называемую «процессуальную» модель профессии, в соответствии с которой эти точки зрения и конфликты внутри сообщества использующих арт-терапевтиче­ские методы специалистов являются факторами осознания ими «социальной мис­сии» арт-терапии и того, что ее становление и развитие представляют собой слож­ный эволюционный процесс, тесно связанный с протекающими в обществе поли­тическими, экономическими и культурными процессами. Процессуальная модель арт-терапии, по мнению Д. Уэллер, позволяет учитывать тот факт, что представи-


Глава 1, Определение арт-терапии 17

тели арт-терапевтического сообщества могут придерживаться различных взгля­дов, но именно благодаря этому в русле общего арт-терапевтического направле­ния могут формироваться новые школы, методы и сегменты. ■? Различные сегменты (профессиональные сообщества арт-терапевтов) могут обладать разной идентич­ностью и разным пониманием прошлого и целей дальнейшей работы, включаясь в то же время в разные виды организованной деятельности, помогающие им отстаи­вать свои институциональные позиции и реализовывать свою социальную миссию. Соревнование и конфликт между разными сегментами профессионального сооб­щества приводят к изменению профессиональных позиций. Благодаря исполь­зованию этой модели можно было бы показать, как конфликты в арт-терапевти­ческом движении, часто воспринимаемые как потенциально разрушительные, в конце концов могут быть разрешены, обусловливая переход профессионального сообщества на новый уровень его развития» (Waller, 1991, p. XIV-XV).

Процессуальная модель, предполагающая интеграцию самых разных точек зре­ния на арт-терапию и рассмотрение арт-терапевтического сообщества в качестве открытой динамической системы, в полной мере соответствует позиции автора книги, который в своем предисловии к книге А. Чепмена и М. Чепмен-Сантана (2001) писал, что «существование множества форм и направлений современной психотерапии с характерными для них и далеко не всегда согласующимися друг с другом системами представлений является вполне естественным и отвечающим культурным, социальным, экономическим и политическим реалиям современно­го общества* (Копытин, 2001).

В связи с этим было бы уместно процитировать Т. Слунеко, который в своей статье о различных направлениях современной психотерапии пишет: «Вплоть до настоящего времени немало говорится о существовании проблемы гетерогенно­сти психотерапевтических школ, которая рассматривается лишь как негативное явление, как отражение того парадоксального состояния, которое необходимо пре­одолеть. Однако можно привести веские эпистемологические и социологические аргументы в пользу того, что гетерогенность и определенные разногласия между отдельными школами являются необходимым условием существования и разви­тия психотерапии» (Slunecko, 1999, р. 133).

На современном этапе своего развития арт-терапия является одним из психо­терапевтических направлений, оформившись в то же время в некоторых странах (США, Великобритания) в самостоятельную «парамедицинскую» специальность. Будучи органично связанной с разными течениями внутри самой психотерапии и с другими дисциплинами и сферами деятельности — в первую очередь с художественной практикой и арт-педагогикой, историей и теорией культуры и т. д., — арт-терапия представляет собой весьма сложное и внутренне противоречивое явление. Вместе с тем автор книги считает существование множества точек зрения на то, что представляет собой арт-терапия, вполне естественным и отвечающим плюралистическому контексту психотерапии, а в более широком смысле — и постмодернистскому контексту современного общества, который является основой для диалога и синтеза самых различных систем взглядов. Это вполне отвечает тем принципам, которые обозначены в СтрасбургскоЙ декларации, где психотерапия рассматривается в качестве научной дисциплины (глава 1 Декларации), включа-


Часть I. Основные понятия. Концепция системной ирт-терипии

ющсй в себя многообразие форм и методов, — глава 3 (European Association for Psychotherapy, 1999).

Многообразие точек зрения на арт-терапию и существование ее разнообразных форм и направлений сочетаются в то же время с наметившейся в последние годы тенденцией к выработке единой платформы арт-терапевтического образования и практики, о чем и свидетельствуют создание Европейского консорциума арт-те-рапевтического образования (ЕСАгТЕ) и деятельность национальных арт-тсрапев-тических ассоциаций. Как указано в справочнике ЕСАгТЕ (1999), эта организация является «средством развития и сохранения общих стандартов» в области арт-те­рапевтического образования для всех учебных заведений в рамках Европейского Сообщества, где существуют программы подготовки в области арт-терапии.

Выступая на одной из последних конференций ЕСАгТЕ, прошедшей в 1997 г. в Лондоне, ее председатель Лин Коссолапов подчеркнула, что «аккумуляция на­циональных, этнических и культурных ингредиентов является альтернативой кон­формизму и источником дивергентного мышления и поведения в сфере профес­сионалов... Каждая страна и каждый регион имеют свои собственные арт-тера-певтические традиции. Эти местные традиции являются основой европейской арт-терапии как целостного феномена» (Kossolapow, 1999).

Несмотря на разнообразие форм и сегментов внутри арт-терапевтического на­правления, на сегодняшний день оно представляет собой достаточно четко очер­ченную область деятельности, предполагающую использование комплекса профессиональных умений и определенной системы базисных теоретических представлений, без которых она превратилась бы в дилетантские забавы или, в лучшем случае, в одно из амплуа врача, психолога, художника или социального работника.

Нередко приходится сталкиваться с тем, что под вывеской «арт-терапевти-ческой деятельности» скрывается посещение инвалидами музеев или концертов, занятия больных рукоделием, лечебной гимнастикой, надомным рисованием или «художественной самодеятельностью». Все это может быть составной частью арт-терапевтической работы, однако ни один из этих видов деятельности или досуга пациентов сам по себе арт-терапией, конечно же, не является. Чтобы разобраться, какие условия необходимы для отнесения того или иного вида деятельности к арт-терапии, хотелось бы привести цитату из Информационной брошюры Британской ассоциации арт-терапевтов (ВААТ, 1994).

Что такое арт-терапия?

Арт-терапевты создают для клиента' безопасную среду, какояой могут являться каби­нет или студия, и обеспечивают ее различными изобразительными материалами — красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стре­мясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства... Арт-терапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными ма­териалами и продукцией, благодаря чему арт-терапевтичеекий прогресс представляет собой одну из форм диалога.

1 Слово «клиент» в данном случае обозначает любого участвующего в арт-терапии человека.


Глава 1. Определение арт-терапии 19

Несколько более развернутое и весьма точное определение арт-терапии содер­жится еще в одном документе Британской ассоциации арт-терапевтов, озаглавлен­ном «Художник и арт-терапевт: краткое обсуждение их ролей в больницах, специ­альных школах и социальной сфере».

Арт-терапия связана с созданием визуальных образов, и этот процесс предполагает вза­имодействие между автором художественной работы (пациентом), самой художествен­ной работой и психотерапевтом. Хотя арт-терапия, так же как и любой иной вид психо­терапии, связана с осознанием неосознаваемого психического материала, в арт-терапии этому способствует богатство художественных символов и метафор.

Арт-терапевты глубоко понимают особенности процесса изобразительного творчества, обладают профессиональными навыками невербальной, символической коммуникации и стремятся создавать для пациента такую среду для работы, в которой он мог бы чув­ствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать сильные переживания, Эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют большого значения. Основой арт-терапевтического взаимодействии являются выражение и конденсация неосознава­емого психического материала посредством художественной экспрессии (ВААТ, 1989, цит. no: Waller, 1991).

Весьма точное изложение основ арт-терапевтического метода содержится в ра­боте М. Бетенски (Bctensky, 1995); они, по ее мнению, заключаются в том, что в арт-терапии: 1) изобразительная деятельность является феноменом с определен­ной структурой; 2) клиент обучается видеть в своей изобразительной продукции некий смысл; 3) клиент обязательно дает своей изобразительной продукции точ­ное вербальное описание; 4) он учится определенным образом связывать свою изобразительную продукцию со своим внутренним опытом.

Таким образом, приведенные выше определения арт-терапии свидетельствуют о том, что, несмотря на определенные и порой весьма существенные различия в трактовках этого понятия представителями ее разных школ и направлений, суще­ствуют некоторые наиболее общие признаки, позволяющие говорить о ней как о вполне определенной области психотерапевтической деятельности, а именно:

Арт-терапия связана с использованием клиентом разнообразных изобразительных материалов с целью выражения с их помощью содержаний своего внутреннего мира.

Изобразительная работа клиента с изобразительными материалами протекает в определенных условиях — в арт-терапевтическом кабинете, худoжественной студии, ином специально предназначенном для этого помещении, — помогающих создать ощущение безопасности и способствовать свободному выражению клиентом содержания собственного внутреннего мира.

Работа клиента с изобразительными материалами протекает в присутствии специалиста, обладающего знанием природы и возможностей художественного творчества и в то же время способного к оценке содержания изобразительной продукции и поведения клиента. Кроме того, он выступает как посредник в «диалоге» клиента с изобразительной продукцией.

Арт-терапия предполагает использование психотерапевтом определенных приемов, помогающих клиенту осознать отраженное в его изобразительной продукции содержание своего внутреннего мира.


При всем этом конкретные формы и методы арт-терапевтической работы могут значительно различаться по способам вовлечения клиента в изобразительную деятельность; ее структурированности и управляемости со стороны арт-терапевта; способам осуществления им функции «посредника» в диалоге клиента со своей изобразительной продукцией; степени использования им вербальных интерпретаций и иных форм психотерапевтических интервенций; значению, которое придается фигуративным, материальным и эстетическим особенностям изображения, и т. д.

Все эти различия между отдельными формами и методами арт-терапии опре­деленным образом связаны с тем, какие из факторов психотерапевтического воз­действия в ходе изобразительного творчества клиента специалист считает наибо­лее значимыми и какие способы теоретического обоснования происходящих изме­нений во внутреннем мире и поведении клиента он использует. Можно предложить, однако, что эти факторы разнообразны и что протекающие в ходе изобразитель­ной деятельности клиента коммуникативные процессы между ним, психотерапев­том и изобразительными материалами или продукцией имеют комплексный ха­рактер.

Многообразие психотерапевтических факторов в арт-терапии, а также особен­ности их проявления на разных этапах арт-терапевтического процесса и связан­ные с этим задачи и функции арт-терапевта будут в деталях рассмотрены в по­следующих главах.

Заключение

История и современное состояние арт-терапии свидетельствуют о наличии в ней различных школ, зачастую совершенно по-разному трактующих понятие арт-терапии и связанные с ней факторы лечебного воздействия. Данные различия определяются не только характерными для той или иной страны социально-экономическими и культурными условиями, но и междисциплинарным характером самого арт-терапевтического метода, наличием внутри арт-терапевтического сообщества различных сегментов, представляющих те или иные направления психотерапии, а также плюралистическим, постструктуралистским контекстом современного общества.

Различие позиций представителей разных школ арт-терапии не только является вполне естественным и закономерным явлением, но и может рассматриваться в качестве одной из предпосылок ее развития.

В то же время существуют некоторые наиболее общие признаки, позволяющие говорить об арт-терапии как о вполне ясно очерченной области психотерапевтической деятельности. К ним можно отнести использование изобразительных материалов для выражения клиентом содержания своего внутреннего мира; создание для этого особых условий; присутствие психотерапевта рядом с клиентом в процессе его изобразительной деятельности и использование им тех или иных приемов, помогающих клиенту выражать свои чувства и мысли в художественной форме и осознавать связьизобразительной продукции с содержанием своего внутреннего мира.


 

Глава 2

История арт-терапии и арт-терапевтическое образование

В этой главе будут представлены краткие исторические сведения о становлении арт-терапии в качестве самостоятельного направления лечебно-коррекционной работы. Эти сведения дают представление об арт-терапии не только как об ориги­нальном методе психотерапии, но и позволяют увидеть историю профессиональ­ного движения арт-терпевтов, которое развивалось в форме социальной инициа­тивы специалистов, объединенных определенной системой взглядов, установок и принципов профессиональной деятельности.

Очевидно, что становление и развитие арт-терапии, будучи органично связан­ным с социально-экономическим, культурным, политическим, правовым и инсти­туциональным контекстом, имеет в разных странах свою специфику. Существует немало государств, где арт-терапия еще не оформилась в самостоятельную область деятельности и представлена отдельными частными методиками. Чаще всего эти методики используются в качестве вспомогательных инструментов диагностики и лечения теми, кто не имеет всесторонней подготовки в области арт-терапии (кли­ническими психологами, инструкторами по терапии занятостью и т. д. ). В то же время существуют страны, где арт-терапия признана в качестве самостоятельной специальности, интегрирована в системы здравоохранения, образования и соци­ального обслуживания, где сложились программы профессионального обучения арт-терапевтов и существует развитая правовая база их деятельности. Знакомство с историей становления арт-терапии в этих странах и сравнение их опыта с опы­том других государств может быть особенно ценным для понимания особенно­стей арт-терапевтической специальности, а также тех условий и предпосылок, ко­торые способствуют ее развитию.


22   Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии

Предшественники и пионеры арт-терапии


 


Как ни странно это может показаться, но современная научная арт-терапия, при всех ее связях с разнообразными культурными феноменами, более всего близка первобытному, доисторическому искусству. Последнее, как и арт-терапия, осно­вано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии и профессионализм автора. И для арт-терапии, и для первобытного ис­кусства наиболее важен процесс творчества, искренность, полнота самовыраже­ния. И в том и другом случае изобразительные материалы и продукция выступают прежде всего в качестве инструмента динамической внутриличностной и меж­личностной коммуникации.

Архаические формы искусства как прообраз современной арт-терапии дольше всего сохранились в народном творчестве. Присущие ему искренность, непосред­ственно-действенный характер в значительной мере определили то, что для мно­гих людей народное творчество до сих пор является одним из факторов сохране­ния душевного здоровья. Закономерно, что одной из предпосылок развития арт-терапии явилось возникновение интереса к «примитивному» и доисторическому искусству, обозначившееся на рубеже XIX и XX вв.

Тем не менее было бы упрощением видеть первобытное искусство в качестве единственного или главного исторического аналога современной арт-терапии. Есть определенные основания говорить о связи современной арт-терапии с тради­циями классицизма и романтизма (Edwards 1989). Влияние классической тради­ции на арт-терапию, по мнению М. Эдвардса, проявляется в убеждении многих со­временных арт-терапевтов в том, что продукция и механизмы художественного творчества могут быть рационально истолкованы, а используемые в арт-терапии диагностические алгоритмы и психотерапевтические интервенции поддаются формализации и воспроизведению. Эдварде полагает, что влияние классической традиции наиболее ярко проявляется в психоаналическом подходе к арт-терапии с его тенденцией рассматривать изобразительную продукцию в соответствии с определенной системой внешних, формализованных критериев, используя те или иные приемы интерпретации символических образов.

Влияние же романтической традиции, по мнению Эдвардса, прослеживается в распространенном представлении об исцеляющем характере спонтанного художе­ственного образа. Сюда же относится и убежденность в том, что спонтанное твор­чество не может быть формализовано и что любые попытки вторгнуться в творче­ский процесс, используя те или иные модели интерпретаций, будут отрицательно сказываться на его результатах. Данная позиция делает акцент на самостоятель­ном творчестве клиента, а в ее крайнем проявлении — на полном отказе психоте­рапевта от каких бы то ни было интервенций.

В определенной мере влияние классической и романтической традиций прояв­ляется в наличии в современной арт-терапии ее сциентистского и поэтически-ви­зионерского направлений. Несмотря на то что позиции представителей этих на­правлений имеют целый ряд принципиальных различий, они, по существу, допол­няют друг друга.


Глава 2. История арт-терапии и арт -терапевтическое образование 23

Усилившийся в конце XIX в. интерес к первобытному искусству дал толчок интересным сравнительным искусствоведческим, антропологическим и психоло­гическим исследованиям, в частности тем, которые рассматривали связь архаич­ного искусства с особенностями мышления первобытных народов (Фрейзер, Леви-Брюль).

Изучение архаичного искусства сопровождалось повышением интереса к дет­скому творчеству. Первыми работами, посвященными детскому творчеству, яви­лись, в частности, статьи К. Риччи, в которых рисунки детей сравниваются с рабо­тами «дикарей» и теми, что создавались в средние века и в период расцвета искус­ства декаданса. Несколько позднее появляются первые попытки использования новых подходов к художественному образованию детей и использованию ориги­нальных техник художественной экспрессии, способствующих развитию спонтан­ности и творческого воображения. Традиция изучения детского искусства, начав­шаяся в 80-е гг. ХГХ в. и продолжившаяся затем в перкой половине XX в., оказала заметное влияние на некоторых представителей психоанализа (А. Фрейд, М. Клейн и др. ), а также на многих пионеров арт-терапевтического направления, работавших в русле нсиходинамического подхода (М. Наумбург, М. Ловенфельд и др. ).

В начале XX в. американец Ф. Шоу начинает использовать в работе с детьми так называемую технику «пальчиковой живописи*, которая вскоре стала приме­няться в работе со взрослыми психиатрическими пациентами. М. Ричардсон — из­вестная поборница детского искусства в Великобритании — примерно в то же са­мое время с целью побуждения детей к спонтанному самовыражению начала при­менять «технику закрытых глаз». Она полагала, что, рисуя с закрытыми глазами, дети могут лучше настроиться на свой внутренний мир.

Вместе с интересом к детскому и «первобытному» искусству с 80-х гг. XIX в. начинает уделяться все большее внимание творчеству душевнобольных. Предпри­нимаются первые попытки осмысления их творчества с эстетических и клиниче­ских позиций. В этом отношении большое значение имели работы Ч. Ломброзо, А. Тардье и М. Симона, а также получившая широкую известность книга Г. Принц-хорна (Prinzhorn, 1922). При этом, как отмечает В. Андреоли (Andreoli, 1999), «клинический и эстетический интерес в этой области проявился практически од­новременно, но если клинический подход преобладал во Франции, то художест­венный — в Италии».

Ч. Ломброзо первым привлек внимание к изобразительному творчеству психи­чески больных, увидев в нем отражение их естественных потребностей в самовы­ражении. Изучая жизнь и творчество выдающихся художников, он также отметил связь между психической патологией и гениальностью и высказал предположение, что психические расстройства могут способствовать творчеству, придавая художе­ственному языку автора оригинальность и выразительность и способствуя акти­визации воображения.

Если анализ художественных работ душевнобольных с эстетических позиций был начат Ч. Ломброзо, то их изучение с клинических позиций началось с работ А. Тардье и М. Симона. Обратив внимание на особенности изобразительного сти­ля психически больных, Симон идентифицировал несколько стилей, связав их с


 Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии

разными видами психической патологии, чем положил начало диагностическому использованию анализа художественной продукции душевнобольных. В опреде­ленной степени Тардье и Симона можно считать основоположниками так называ­емой «нозографической традиции» в изучении продукции спонтанной творческой деятельности психически больных, которая также может рассматриваться в каче­стве одной из ветвей клинической психологии.

Немаловажным представляется наблюдение Симона, который одним из первых обратил внимание на то, что спонтанная художественная экспрессия психиатри­ческих пациентов может обеспечивать лечебный эффект.

Большой вклад в развитие нозографического подхода к изучению продукции спонтанной изобразительной деятельности психически больных внесли в дальней­шем Г. Принцхорн и представители французской школы клинической психиатрии, такие как Ж. Винчон, Р. Вольма, Ж. Делей, К. Вьяр, Ж. Бобон (с деятельностью Р. Вольма, Ж. Делея, К. Вьяра и Ж. Бобона, а также А. Базера и Л. Навратила свя­зано создание в 1959 г. Международного общества психопатологии экспрессии) и др. Работы этих исследователей можно считать примером структурно-психоло­гического анализа, психопатологической экспрессии (Andreoli, 1999). Хотя их дея­тельность напрямую не связана с развитием арт-терапевтического подхода, она имела большое значение для развития исследований спонтанной изобразитель­ной деятельности душевнобольных и связанных с ней лечебных эффектов. Имеет значение и то, что эти исследователи рассматривали художественную экспрессию больных как средство коммуникации и стремились к исследованию связей изоб­разительного творчества психически больных с работами примитивистов и пред­ставителей художественного авангарда, а также историей культуры в целом.

Работы Бобона, в частности, являются ярким примером структурного анализа психопатологической экспрессии. Бобон рассматривал ее в качестве особого язы­ка и указывал на связь между вербальной и художественной коммуникацией в нор­ме и при разных психических заболеваниях. Анализируя художественную продук­цию душевнобольных в рамках клинического подхода, Ж. Бобон использовал по­нятия графических неоморфизмов и параморфизмов, считая эти феномены ана­логами характерных для шизофрении неологизмов и паралогизмов. В известной степени идеи Ж. Бобона о коммуникативной природе художественного творчества душевнобольных перекликались с психоаналитическими представлениями о при­роде и функциях символической экспрессии.

Исследования вышеназванных представителей школы структурно-психологи­ческого анализа изобразительной продукции душевнобольных дополнялись теми исследованиями, которые были связаны с изучением влияния психоактивных пре­паратов и иных вмешательств на особенности восприятия при различных пси­хических заболеваниях. В этом отношении показательны работы Э. Гутмана и У. Маклея. Исследуя эффекты воздействия мескалина на пациентов, исследова­тели прибегли к анализу их изобразительной продукции. Кроме того, эти же уче­ные провели специальное исследование, пытаясь изучить, какое влияние на твор­чество художников-профессионалов оказало их психическое заболевание. Исполь­зуя технику «каракулей», через газету Evening Standard ouyi провели обследование


Глава 2. История арт-терапии и арт-терапевтическое обра-твание   25

более 9000 граждан. На основе анализа полученных рисунков они пришли к выво­ду об определенном лечебном эффекте этой техники, связав его с тем, что при со­здании «каракулей» имеет место снижение сознательного контроля нал процессом рисования и развивается состояние релаксации.

Весьма интересным исследованием можно также считать работу Рейтмана. Изучая последствия лейкотомии (операции по рассечению мозолистого тела моз­га больных шизофренией), он отметил определенные изменения в характере изоб­разительной деятельности больных, перенесших эту операцию.

Помимо психиатров, занимавшихся изучением продукции спонтанного ху­дожественного творчества психически больных, в первые десятилетия XX в. рос интерес к их творчеству со стороны представителей художественного авангарда. Большое значение в привлечении внимания представителей мира искусства и ши­рокой общественности к творчеству душевнобольных имели выставки собранной Принцхорном коллекции их работ и другие выставки, организованные в тот пери­од (такие, например, как выставка в галерее Vavin Raspails Париже в 1926 г., где было представлено 196 работ психических больных).

Психопатологическое творчество рассматривалось представителями художе­ственного авангарда в качестве яркого образца спонтанного, искреннего искусст­ва, не сдерживаемого никакими внешними условностями и способствующего про­явлению фантазии. Весьма показательно, например, что европейские сюрреалис­ты обращались к этому искусству как источнику оригинальных художественных идей и включали работы душевнобольных в организуемые ими экспозиции (на­пример, в экспозицию «Сюрреализм», прошедшую в 1947 г. в галерее Maeght в Па­риже). Ярким свидетельством того значения, которое представители художествен­ного авангарда придавали психопатологической экспрессии, является также опуб­ликованный в 1948 г. Анри Бретоном манифест «L'Art desfous, la cle deschamps».

Примерно в то же время начинает свою деятельность по изучению образцов психопатологической экспрессии и художник Ж. Дебюффе. На него произвела большое впечатление книга Принцхорна «Художественное творчество душевно­больных», и через некоторое время он начинает собирать изобразительную про­дукцию пациентов психиатрических больниц, а также организует Compagnie de I'Art Brut, в которую вошли художники и врачи. Параллельно с этим Дебюффе пы­тается имитировать некоторые особенности художественной экспрессии больных в своем собственном творчестве, отождествляя себя с теми, кто находится вне об­щества, в оппозиции к его культурным ценностям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...