А. И. Копытин 9 страница
Все это свидетельствует об ограниченности фигуративных, основанных на жестких теоретических «конструктах* подходов к анализу создаваемой на разных этапах арт-терапевтического процесса изобразительной продукции клиента и необходимости использования более широкой системы взглядов, позволяющей учитывать контекстуальные факторы арт-терапевтического процессам отношения создаваемых клиентом образов с «интертекстуальным» (или «гипертекстуальным») пространством. В связи с этим одной из форм работы на данном этапе арт-терапевтического процесса могут быть различные способы «деконструирования», осуществляемого психотерапевтом посредством обсуждения с клиентом его изобразительной продукции в контексте культурных, идеологических, институциональных и иных влияний, а также тех форм культурной репрезентации, которые опосредуют представления клиента о себе самом и окружающем мире. С учетом всего этого наиболее оправданным при анализе и обсуждении художественной продукции клиента на разных этапах арт-терапевтического процесса нам представляется использование системного подхода, позволяющего рассматривать эту продукцию в качестве одного из элементов открытой динамической системы психотерапевтических отношений, опосредующего взаимодействие клиента с психотерапевтом, содержаниями своего внутреннего мира и внешней средой. Поэтому автор книги предлагает рассматривать изобразительную продукцию клиента на трех основных уровнях — внутриличностном, межличностном и социальном. Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что на третьем этане арт-терапевтического процесса в состоянии и поведении клиента происходят следующие основные изменения:
исчезновение импульсивного, хаотичного поведения, связанного с «выплескиванием» чувств, и переход клиента к изобразительной деятельности, связанной с созданием визуальных образов; развитие у клиента способности видеть заключенный в создаваемой им изобразительной продукции смысл и ее связь с содержанием своего внутреннего мира и системой отношений; получение клиентом удовлетворения от изобразительной деятельности и создаваемых им художественных образов, а также от дальнейшего взаимодействия с ними посредством разных видов творческой работы, рефлексии и анализа; в повышении самооценки клиента, развитии механизмов психологической защиты и новом восприятии им самого себя и собственных возможностей; 84 Часть 1, Основные понятия. Концепция системной арт-терапии в использовании им новых форм поведения, художественной практики и взаимоотношений с психотерапевтом и получении на основе всего этого нового опыта; в укреплении личных границ клиента и его относительном дистанцировании от психотерапевта, что проявляется, в частности, в его меньшей фокусировке на психотерапевтических отношениях и в большей — на изобразительной деятельности, себе и системе своих отношений; в усвоении им новой информации о себе и окружающем мире, в частности благодаря «деконструированию» используемых им ранее способов репрезентации своего опыта и использованию новых. Происходящие в клиенте на данном этапе арт-терапевтического процесса изменения можно было бы в целом охарактеризовать как движение от бессмысленности — к смыслу, от слабости — к силе; от фрагментированности — к интеграции; от дефицитарности — к полноте; от зависимости — к самодостаточности. Основные же задачи психотерапевта на этом этапе работы заключаются в следующем; в поддержании атмосферы терпимости, защищенности и безопасности и четких пространственно-временных границ арт-терапевтической работы, необходимых для дальнейшего выражения клиентом различных чувств, потребностей и мыслей и освоения им новых возможностей и опыта;
в структурировании и организации в случае необходимости деятельности клиента и привлечении его внимания к новым материалам, средствам и формам творческой работы; в фасилитации эмоциональной экспрессии клиента; в активизации «диалога» с клиентом посредством использования разных видов интерпретации и вербальной обратной связи; в дальнейшем обмене с ним чувствами, ассоциациями, образами, идеями; в предоставлении ему новой информации и «деконструировании» прежних форм репрезентации им своего опыта, а также в создании совместно с ним новых форм репрезентаций; в укреплении его личных границ и фокусировке его внимания на различных аспектах его системы отношений, включая отношение к самому себе. Используя системные определения, можно заключить, что наданном этапе арт-терапевтического процесса происходит следующее: • развитие каналов энергоинформационной связи как между элементами системы психотерапевтических отношений, так и системой — и внешним миром (что связано с поддержанием высокого эмоционального резонанса и взаимного обмена клиента и психотерапевта своими чувствами, мыслями и фантазиями; использованием интерпретаций и вербальной обратной связи; предоставлением клиенту новой информации; «деконструированием» прежних форм репрезентации его опыта и создания новых, а также с его взаимодействием с созданной им художественной продукцией и осознанием ее смысл sV Глава 4. Арт-терапевтический процесс и его системное описание 85 прогрессивная дифференциация системы психотерапевтических отношений (что связано с постепенным расширением диапазона экспрессивного, в том числе связанного с художественной деятельностью, поведения клиента и форм его интеракции с психотерапевтом; с укреплением личных границ клиента, совершенствованием механизмов его психологической защиты и относительным дистанцированием от психотерапевта; развитием новых потребностей клиента и освоении им новых форм поведения);
поддержание системой динамического равновесия, обеспечивающего ее адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям (что связано с сохранением высокого эмоционального резонанса между клиентом и психотерапевтом; высокой степенью их взаимной открытости для исследования разных аспектов психической феноменологии и поведения клиента; освоением клиентом новых форм поведения и развитием у него новых потребностей); достижение системой ее целей (что связано с получением определенного психотерапевтического эффекта, выражающегося в качественном изменении состояния, поведения, потребностей и социального функционирования клиента). В качестве иллюстрации данного этапа арт-терапевтического процесса хотелось бы привести еще один короткий, но весьма показательный эпизод из статьи Б. Болл (2000), отражающий поворотный момент в работе арт-терапевта (Энн) с той же самой семилетней девочкой по имени Шейла. Данный эпизод относится к десятой сессии. Шейла. Я хочу сегодня шить. Я хочу делать стежки. Она достает из ящика ножницы и нитки. Энн достает фланель разных цветов. Шейла выбирает розовый цвет. Она поудобнее устраивается на большом белом стуле, так что колени достают до ее подбородка. Шейла. Ты можешь мне помочь? Э н н. Тебе нужно делать так — вверх и вниз, вверх и вниз... Она показывает Шейле, как нужно делать стежки. Шейла. Я как бабушка. Энн. Как бабушка? Шейла. Обычно у меня не получалось шить, но сейчас получается, потому что ты мне сказала, как это делать — вверх и вниз. Шейлэ улыбается и поет, игла движется в одном ритме с музыкой. Шейла (поет). Я — бабушка, бабушка. Вверх и вниз. Вверх и вниз. Вверх и вниз. Я делаю одеяло. Вверх и вниз. Вверх и вниз. Для кого это одеяло? Шейла. Я делаю одеяло для куколки. Энн (одобрительно), Гм-М-м. Энн улыбается. Шейла делает большие стежки. Шейла. Одеяло для куколки. Энн. Как куколка себя чувствует? часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии Шей л а. Ей холодно. ЕЯ нужно одеяло. Она плачет и плачет. Я должна побыстрее сшит], ей одеяло.
Длинная нитка зацепилась за угол одеяла. ЭнВ встает для того, чтобы посмотреть, что случилось. Она движется без излишней спешки. Энн. Ничего страшного. Просто сними нитку с угла. Ее голос звучит очень спокойно и одобрительно. Шейла закапчивает свою работу, превращая в последующем одеяло в подушку. Вскоре после этого Шейла впервые нарисовала себя и психотерапевта о полный рост; она также смотрелась в зеркало, вступила в диалог со своей работой и стала чаще рассказывать арт-терапевту о различных эпизодах своей жизни. Из описанного видно, что в поведении девочки и ее отношениях с психотерапевтом на данном этапе арт-терапевтического процесса произошли глубокие изменения. Между девочкой и психотерапевтом установлен эмоциональный резонанс, и он проявляется как на вербальном, так и невербальном уровнях. Психотерапевт чутко прислушивается к потребностям девочки и в случае необходимости предоставляет ей те материалы, которые требуются. Она также оказывает девочке поддержку, демонстрируя ей, как нужно шить. Шейла с готовностью принимает эту помощь: она не только воспроизводит те движения, которые ей покачала Энн, но и трансформирует ритм этих движений в ритм песни. Таким образом, отношение девочки к психотерапевту на данном этапе характеризуется открытостью и высокой степенью доверия, что принципиально отличается от ее отношения к психотерапевту входе третьей сессии, когда девочка воспринимала Энн как«начальницу*, которая не хочет ее слышать. Обращает на себя внимание изменение характера деятельности девочки: она уже не отреагирует чувства обиды и злости в деструктивном поведении, но, воспользовавшись советом Энн, погружается в работу. Ее действия при этом носят структурированный характер, она работает самостоятельно, если не считать того момента, когда нитка зацепилась за край одеяла, что указывает на ее возросшую самостоятельность. По всей видимости, активно воспроизводимый ею в движениях и пекии ритм является для нее одним из механизмов психологической защиты. Чрезвычайно важными и указывающими на формирование у Шейлы нового представления о себе и своих возможностях являются ее слова: «Обычно у меня не получается шить, но сейчас получается... » Столь же значимым является и то, что теперь она способна получать удовольствие от своей деятельности — улыбается и поет. В ходе работы Шейла использует спонтанную ролевую импровизацию: представляя себя бабушкой, она говорит психотерапевту, что шьет одеяло для куколки, а когда психотерапевт спрашивает ее, как куколка себя чувствует, Шейла говорит, что куколке холодно. Таким образом, в своей ролевой импровизации девочка моделирует отношения любви и заботы и, идентифицируя себя с бабушкой, вер-бализирует отрицательные переживания («ей холодно»), что указывает на то, что она уже способна с ними самостоятельно справиться.
Образ одеяла в данном случае можно рассматривать как довольно емкий символический образ, с которым Щейла вступает во взаимодействие, создавая в своем воображении целую сцену. Глава 4, Арт-терапептический процесс и е/а системное, описание 87 На значимость этой сессии, знаменующей собой поворотный момент в арт-те-рапевтическом процессе, указывают дальнейшие действия и художественные работы Шейлы, на которых она впервые изобразила себя и психотерапевта в полный рост, смотрелась в зеркало и рассказывала психотерапевту о различных событиях своей жизни. Все это указывает на ее возросшую способность к саморефлексии и осмыслению своих чувств и отношений. Завершающий этап (терминация)
Завершающий этап арт-терапии является логическим продолжением тех процессов, которые были запущены на предыдущих этапах работы и в конечном итоге приводят к достижению определенных психотерапевтических эффектов. Данный этап можно также рассматривать как период подведения итогов и оценки результатов психотерапии. Терминация может быть как запланированной, так и вынужденной. Ее срок может специально оговариваться в психотерапевтическом контракте и определяться продолжительностью курса арт-терапии. В некоторых случаях, в особенности если речь идет о долговременной работе с неопределенными временными границами, срок терминации не оговаривается, но определяется по мере того, как специалист и клиент в процессе своей работы решают те или иные задачи. Вынужденная терминация может быть связана с различными факторами, такими как переход психотерапевта на новое место работы или его переезд в другой город; его болезнь или смерть; болезнь самого клиента, возникновение у него финансовых затруднений или иных экстремальных ситуаций в его жизни и т. д. В некоторых случаях клиенты преждевременно завершают психотерапию в связи с тем, что проводимая с ними работа или поведение психотерапевта не соответствуют их ожиданиям или из-за возникновения у них сильных эмоциональных реакций на психотерапевта, которые не могут быть удержаны в границах психотерапевтических отношений. Существует, таким образом, множество самых разных внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на сроки наступления терминации. Как отмечают Заро и соавторы (Zaro et el., 1977), «начинающие психотерапевты предполагают, что психотерапевтический процесс завершится довольно гладко в некое идеально подходящее для этого время, когда клиент решит все свои проблемы и научится самостоятельно справляться с новыми возникающими в его жизни трудностями. К сожалению, это происходит довольно редко. Завершение психотерапии представляет собой компромисс между ожиданиями клиента и психотерапевта и теми ограничениями, которые связаны с недостаточной мотивацией к работе, переживанием психического дискомфорта, стоимостью психотерапевтических услуг и множеством других факторов* (р. 142). Так или иначе, психотерапевт и клиент должны стремиться к тому, чтобы момент терминации был ими согласован и чтобы арт-терапевтический процесс не прекращался в одностороннем порядке. Очевидно, что преждевременный выход клиента из арт-терапевтического процесса в одностороннем порядке может нанести ему вред. Терминация может сопровождаться оживлением сильных чувств, включая чувства утраты, горя, страха, гнева и др., нередко отражающих пережитый клиентом опыт «расставаний», что требует их специальной «проработки». Необходимо также учесть, что сопровождающие терминацию сильные переживания характерны не только для клиента, но и для психотерапевта, что диктует необходимость в адекватном выражении и анализе им своих переживаний. Основными задачами психотерапевта на завершающем этапе арт-терапевтиче-ского процесса являются: создание условий для выражения клиентом своих чувств и потребностей, а также структурирование и организация при этом его поведения и деятельности; продолжение «диалога» с клиентом, необходимого для его дистанцирования от прошлого опыта, осознания им своих переживаний и оценки результатов арт-терапии; фокусировка внимания клиента на себе и своих внутренних ресурсах, необходимая для укрепления его личных границ, увеличения межличностной дистанции и укрепления веры в свои силы; • привлечение внимания клиента к системе его социальных отношений, с тем чтобы подготовить его к встрече с новым» трудностями и использованию новых моделей поведения. Терминационный этап арт-терапевтического процесса в целом имеет много общего с соответствующим этапом любой психотерапевтической работы. Вместе с тем ему присущи некоторые особенности, связанные с тем, что характерные для терминации переживания клиента выражаются им в значительной мере посредством изобразительной деятельности. Поскольку эти переживания достаточно сильны, взаимодействие клиента с изобразительными материалами и ранее созданной художественной продукцией может приобретать драматический оттенок. Нередки случаи деструктивных проявлений с попытками клиента уничтожить ранее созданные работы. На терминационном этапе подобные проявления могут играть как положительную, так и отрицательную роль. Положительная роль деструктивных проявлений связана с тем, что они могут отражать интернализацию пережитого клиентом в арт-терапевтическом процессе опыта и преодоление им зависимости от внешних (связанных с этим опытом) объектов. Это может также отражать его решительное и окончательное дистанцирование от психотерапевта и психотерапевтического пространства. Как отмечают Пэтрик и Уиншип (Patrick & Winship, 1994), «деструкция изобразительной продукции, в отличие от ее сохранения, может отражать интернализацию: клиент способен сохранить свой опыт арт-терапевтической работы и созданные им образы в своих воспоминаниях, и ему нет необходимости " цепляться" за изобразительную продукцию» (р. 22). Щаверьен (Schaverien, 1992) также рассматривает разрушение клиентом созданных им образов как положительное явление, указывающее на то, что клиент смог дистанцироваться от травматичного опыта, благодаря чему образ утрачивает способность оказывать на клиента какое-либо влияние. Глава 4. Арт-терапевтический процесс и его системное описание 89 Осознание клиентом психологического содержания созданных им образов ведет к их «депотенцированию*, благодаря чему у него возникает к ним новое отношение: иногда — холодно-равнодушное, иногда — агрессивное. Так или иначе, теперь клиент является «хозяином* своих чувств и способен контролировать их проявление. Деструктивные проявления на завершающем этапе арт-тсрапевтического процесса принципиально отличаются от тех деструктивных реакций, которые характерны для начала арт-терапии и связаны с «выплескиванием» чувств. В последнем случае попытки клиента уничтожить созданную им работу свидетельствуют о его неспособности удерживать аффекты и принять их в себе. В связи с этим Шавсрь-ен (Schaverien, 1992) пишет: «Когда образ теряет аффективную " заряженность", клиент может решить, что с ним делать. Изображение может быть взято клиентом с собой или оставлено в арт-терапевтическом кабинете. Клиент также может принять сознательное решение уничтожить свои работы. Когда он приходит к этому сознательно, согласуя свои действия с психотерапевтом, это может быть важным показателем его готовности завершить психотерапию» (р. 115). Как бы то ни было, уничтожение клиентом своих работ может вызвать у психотерапевта сильные переживания, включая чувства гнева, беспомощности, опустошенности, сожаления, отчаяния и т. д. Все эти чувства могут многое сказать психотерапевту о состоянии клиента, но требуют дополнительного прояснения мотивов его деструктивных действий и того, какой смысл клиент в них вкладывает. Давая клиенту возможность выразить связанные с терминацией сильные чувства и определенным образом структурируя их проявление за счет придания деструкции ритуального, символического характера, психотерапевт в то же время сохраняет с клиентом обратную связь. Психотерапевт не должен ни препятствовать от-реагированию клиентом своих чувств подобным образом, ни оставлять его действия без внимания и обсуждения. Столь же непродуктивным следует признать директивные попытки некоторых психотерапевтов «навязать» клиенту уничтожение некоторых его работ в надежде, что это само по себе поможет ему освободиться от травматичного опыта. Деструктивные проявления на завершающем этапе арт-тераиии отмечаются, конечно же, не всегда. Чаще всего клиенты просто оставляют свои работы психотерапевту, теряя к ним интерес. Иногда при этом клиент может осознанно или неосознанно делать это в надежде на новую встречу с психотерапевтом или продолжение арт-терапевтической работы. Большинство клиентов, однако, делают это в связи с произошедшей интериориэацией опыта арт-терапевтической работы и появлением у них спокойного отношения К своей изобразительной продукции. В некоторых случаях клиенту, может быть, попросту негде бывает ее хранить. Определенная категория клиентов выражает желание взять некоторые или все работы с собой, что может свидетельствовать о высокой значимости для них того, что произошло с ними в арт-терапевтическом процессе. Когда клиент забирает с собой какое-либо из созданных им произведений, оно может выступать для него в качестве «транзитного объекта* (Winnicolt, 1980), и подобно тому как «транзитный объект» помогает ребенку дистанцироваться от матери, так и дан- Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии ное произведение помогает ему дистанцироваться от психотерапевта и достичь самодостаточности. Кроме того, забирая свои работы с собой, клиент может вновь и вновь возвращаться к ним с целью анализа, что помогает ему лучше осмыслить опыт арт-тера-певтического процесса и собственные переживания. Одним из несомненных достоинств арт-терапии является то, что опыт участия клиента в арт-терапевтической работе облекается в создаваемую им изобразительную продукцию, что позволяет проводить ее ретроспективный обзор на завершающем этапе арт-терапевтического процесса и помогает ему интегрировать свои чувства и мысли. Весьма полезным может быть использование особых «терминационных ритуа-ловй, которые в арт-тераневтической работе могут совершаться посредством изобразительной деятельности, драматизации, игр и других форм творческой деятельности. Как пишет Т. Глаттхори (2000), «терминационные ритуалы имеют индивидуальный характер и, метафорически выражая основные " уроки" психотерапии, утверждают ее положительную роль в жизни клиента* (с. 39). Кроме того, поскольку при создании и использовании терминационных ритуалов, как правило, применяются визуальные метафоры, они позволяют создать более «безопасные* условия для отреагирования сложных, связанных с завершающим этапом, чувств, затронуть неосознаваемые переживания клиента и дольше сохранить в памяти клиента опыт его участия в психотерапии, обеспечивая более продолжительное сохранение достигнутых эффектов. Совместное же планирование терминацион-ного этапа клиентом и психотерапевтом, создание ими ритуалов терминации дают клиенту ощущение большего контроля над своими переживаниями и собственных возможностей и способствует осознанию дальнейших перспектив (Kramer, 1990). В глазах некоторых клиентов их работы могут иметь определенную эстетическую привлекательность. Другие же берут работы с собой, опасаясь, что их могут уничтожить, выбросить или использовать против них. В большинстве случаев подобные опасения можно предупредить или снять, подчеркивая полную конфиденциальность арт-терапевтической работы при заключении психотерапевтического контракта и сообщая клиенту, как его изобразительная продукция будет использоваться в дальнейшем. Во избежание нежелательных последствий для клиента, связанных с ненадлежащим хранением и использованием его изобразительной продукции или ее уничтожением, правила обращения с ней специально оговариваются в этических кодексах арт-терапевтов. Так, пункт 2. 4 Этического кодекса Британской ассоциации арт-терапевтов (ВААТ, 1994) гласит: «На всей создаваемой клиентом в ходе арт-терапевтических сессий избразителыгой продукции должны указываться его фамилия, имя и дата. В ходе арт-терапии эта продукция должна храниться в надлежащем месте. В тех случаях, когда срок лечения продолжителен и в связи с хранением изобразительной продукции возникают определенные проблемы, их необходимо решать вместе с клиентом. В большинстве случаев, однако, изобразительная продукция и описания хода сессий должны сохраняться арт-терапевт ом в течение трех лет после завершения арт-терапевтического процесса». Кроме того, если по истечении трех лет после завершения арт-терапевтиче- Глава 4. Арт-терапевтический процесс и е/о системное описание 91 ской работы у психотерапевта появляется потребность использовать изобразительную продукцию клиента для экспонирования, публикаций или научных исследований, он должен сохранять анонимность работ и не ущемлять при этом интересов клиентам (пункт 1. 9). Используя системные понятия, можно заключить, что на завершающем этапе арт-терапевтического процесса происходит следующее: дальнейшее развитие каналов энергоинформационной связи как между элементами системы психотерапевтических отношений, так и системой и внешним миром, с последующим разрушением (или значительным ослаблением) каналов энергоинформационной связи, связывающих клиента и психотерапевта (что обусловлено поддержанием высокого эмоционального резонанса и взаимным обменом клиента и психотерапевта чувствами, мыслями, потребностями и фантазиями; использованием интерпретаций и вербальной обратной связи; получением клиентом всей новой информации; «деконструированием* прежних форм репрезентации его опыта и созданием новых; его взаимодействием с созданной им изобразительной продукцией и осознанием ее смысла и, наконец, с прекращением клиентом внешних отношений с психотерапевтом и их интериоризацией, благодаря чему психотерапевт превращается в один из элементов «внутрипсихического пространствам клиента — инструмент его психологического дискурса с самим собой); прогрессивная дифференциация системы психотерапевтических отношений, продолжающаяся до момента разрушения ее внешних границ, выхода ее элементов в окружающее культурное и социальное пространство и утраты системой ее прежних структурно-функциональных свойств (что связано с укреплением личных границ клиента, совершенствованием механизмов его психологической защиты и растущим дистанцированием от психотерапевта; развитием у него новых потребностей и форм поведения, а также интериоризацией им опыта арт-терапевтической работы); поддержание системой динамического равновесия, обеспечивающего ее адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям и последующим переживанием состояния «кризиса» и утратой равновесия (что связано с сохранением высокого эмоционального резонанса между клиентом и психотерапевтом, высокой степенью их взаимной открытости для исследования различных аспектов психической феноменологии и поведения клиента, освоением им новых форм поведения и развитием новых потребностей с последующей утратой клиентом и психотерапевтом цели и смысла дальнейшей арт-терапевтической работы); достижение системой ее целей (что связано с получением определенного психотерапевтического эффекта, выражающегося в качественном изменении состояния, поведения, потребностей и социального функционирования клиента). 92 Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии Заключение Арт-терапевтический процесс представляет собой ряд закономерно сменяющих друг друга стадий, каждая из которых отражает динамику художественной экспрессии и психотерапевтических отношений. Описание и изучение арт-терапевтического процесса требуют использования различных теоретических моделей, позволяющих отразить самые различные его аспекты, а также сохранение высокой степени открытости исследователя для того, чтобы учесть не только то, что происходит в самом «психотерапевтическом пространстве*-, но и за его пределами, и так или иначе влияет на динамику арт-терапевтического процесса. Использование эклектического и системного подходов к описанию арт-терапевтического процесса, дополняемых стратегией постмодернистского «деконструирования», открывает новые возможности для изучения комплекса самых разнообразных феноменов, проявляющихся на разных его этапах. Обязанности священников в день искупления И возьмет дцух козлов, и поставит пред лицем Господним... и бросит Аарон о обоих козлах Жребий: один жребий для Господа, я другой жребий для отпущения. И приведет Аарон коала, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живым пред Господом, чтобы совершить над ним очи-цение if отослать его в пустыню дли отпущения... (Лечит 16: 7-10) Описанные в предыдущих главах факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии и стадии арт-терапевтического процесса относились главным образом к индивидуальной арт-терапии. В этой части книги нам предстоит рассмотреть различные формы групповой арт-терапии и связанные с ней факторы психотерапевтического воздействия. Кроме того, особое внимание будет уделено динамике групповой арт-тераневтической работы. Разнообразие форм групповой арт-терапии и их продолжающееся развитие требуют, с одной стороны, их методологического обоснования и, с другой стороны, всестороннего исследования процесса групповой арт-терапии и различных связанных с ним внутриличностных, межличностных и обшегрупповых феноменов. Эволюция методов групповой арт-терапии связана с их проникновением в различные области их практического применения и созданием таких ее форм, которые в наибольшей степени отвечали бы особенностям тех или иных групп клиентов, условиям и задачам работы и являлись бы наиболее эффективными. Все это тесно связано с продолжающимся интенсивным развитием теории и практики групповой вербальной психотерапии и стремлением арт-терапевтов активнее использовать ее достижения. Несмотря на появившиеся в последние годы многочисленные публикации, посвященные описанию различных форм групповой арт-терапии (Adamson, 1984; Case &. Dalley, 1992; McNeilly, 1987; Skaife, 1990; Waller, 1991, 1993; MacNiff, 1995; Malciriodi, 1995), эти работы в целом достаточно противоречивы: одни авторы, такие, например, как Адамсон (Adamson, 1984), Лидьят (Lydiatt, 1971), Мак-лаган (MacLagan, 1985), ставят во главу угла создание образов и интимный характер творчества, почти полностью игнорируя нри этом групповую динамику. Другие, напротив, подчеркивают важность группового взаимодействия и феноменов переноса (McNeilly, 1987; Skaife, 1990; Waller, 1991, 1993) и нивелируют значение художественной продукции (Liebmann, 1987; Silverstone, 1997). Имеется весьма ограниченное количество работ, посвященных подробному феноменологическому описанию процесса групповой арт-терапии, и, даже когда авторы все же описывают этот процесс, они обращают преимущественное внимание лишь на те феноме-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|