Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. И. Копытин 11 страница




Динамическая группа подходит главным образом для работы с клиентами с по­граничными психическими расстройствами. В то же время, как было указано при описании студийной группы, элементы динамического подхода могут применять­ся и с другими категориями клиентов, в том числе с психиатрическими пациента­ми, лицами с аддиктивными расстройствами, в семейной психотерапии и т. д.

Тематическая группа

Тематическая группа предполагает большую степень структурированности хода сессий по сравнению как со студийной, так и с динамической группой. Это дости­гается главным образом за счет фокусировки внимания членов группы на какой-либо значимой для них теме или на определенных техниках изобразительного ха­рактера. В большинстве случаев тематические группы являются полуоткрытыми.


106 Часть II. Групповая арт-терапия

Отдельные участники группы могут прекращать работу на том или ином ее этапе, в то же время в группу могут включаться новые члены. Это возможно в силу того, что работа тематической группы не имеет той динамики, которая свойственна ди­намической группе. В то же время работа этой группы более динамична, чем рабо­та студийной группы. Ее большая структурированность (по сравнению с динами­ческой группой) оказывает тормозяшее влияние на групповую динамику. Как пра­вило, тематическая группа работает непродолжительное время, ориентируясь на решение тех или иных конкретных проблем ее участников.

Для обоснования деятельности тематической группы используется широкий набор различных теорий психологии и психотерапии. Большое влияние на появ­ление этой формы групповой арт-терапии оказал, в частности, гуманистический подход. Это просматривается, например, в том, что сессии в ходе работы темати­ческой группы имеют характерную для «групп встреч» трехчастную структуру, а внимание ее участников в основном ориентируется на контекст «здесь-и-сейчас*. Кроме того, на теорию и практику тематических арт-терапентических групп ока­зали влияние семейная, игровая, кризисная психотерапия и другие подходы. В то же время все эти влияния интегрируются в специфическом контексте групповой арт-терапевтической работы, что позволяет гибко сочетать связанную с индиви­дуальным художественным творчеством интраспективную ориентацию членов группы с их активным вербальным и игровым взаимодействием.

Тематический подход к групповой арт-терапии может применяться в работе с весьма широким кругом клиентов, а это связано с тем, что в зависимости от соста­ва группы и задач работы могут применяться те или иные темы и виды деятель­ности, ориентированные на развитие сенсомоторных навыков, невербального мышления, памяти и внимания, либо исследование тех или иных аспектов опыта членов группы и системы их отношений. Тем не менее для работы в такой группе клиенты должны по меньшей мере понимать и соблюдать некие основные правила и обладать способностью к вербальному взаимодействию и фокусировке на опре­деленных темах и заданиях.

Тематический подход к групповой арт-терапии может сочетаться с динамиче­ским или студийным, а также с различными видами вербальной групповой и се­мейной психотерапии. Либманн (Liebmann, 1987) перечисляет следующие ситуа­ции, когда использование тематического подхода наиболее оправдано:

когда члены группы испытывают нерешительность, особенно в начале работы;

когда они никогда раньше не занимались в арт-терапевтических группах и ориентируются главным образом на свои впечатления от школьных уроков рисования;

когда они чувствуют себя в группе слишком напряженно;

когда имеются временные ограничения для арт-терапевтической работы (например, связанные с недолгим пребыванием больного в стационаре), заставляющие сфокусировать внимание на определенных темах и проблемах;

когда необходимо сплотить группу;


Глина 5. Формы групповой арт-терапии 107

когда нужно предоставить членам группы выбор и дать возможность определить наиболее значимые для них вопросы;

когда требуется активизировать взаимодействие между членами группы;

когда необходимо вывести членов группы из их погружения в свой внутренний мир и побудить к более активным совместным действиям.

В ходе работы тематической группы могут использоваться не только изобразительная деятельность и обсуждение рисунков, по и различные телесно-ориентированные упражнения, игры и иные виды творческой экспрессии, причем как ио отдельности, так и в сочетании. В целом значение фактора художественной экспрессии при использовании данного подхода несколько менее значимо, чем, например, при использовании студийного подхода. Все это делает данную форму групповой арт-терапии весьма доступной для использования разными специалиста­ми — не только теми, кто имеет глубокую подготовку по арт-терапии, но и теми, кто применяет в основном вербальную или семейную психотерапию.

Длительность существования тематических групп гораздо меньше, чем дина­мических или студийных. Иногда они даже организуются как группы однократных встреч, в частности «группы выходного дня*. Тематические группы, так же как динамические, имеют определенную периодичность сессий (от одной в две недели до нескольких раз в неделю). Продолжительность сессий обычно составляет 1, 5-2, 5 часа, хотя иногда сессии могут длиться дольше. Оборудование помещения примерно такое же, как и при работе динамической группы.

Цели и содержание сессий тематической группы определяются составом ее участников, в частности их возрастом, интересами, культурным и социальным опытом, наиболее актуальными для них проблемами, типом психических расстройств, степенью физических, интеллектуальных и коммуникативных ограничений и дру­гими факторами.

При использовании тематического подхода сессии имеют трехчастную структуру и включают: вводную часть, связанную с подготовкой членов группы к изобразительной работе или более активному взаимодействию посредством художественной экспрессии, игр или телесных упражнений; основную часть, связанную с выбором темы и выражением участниками группы связанных с ней чувств, мыслей и образов в визуальной форме; и завершающую часть, предполагающую обсуж­дение рисунков либо дискуссию на ту или иную тему и краткое подведение итогов сессии.

С учетом условий и целей работы тематической группы, а также используемых в ходе ее психотерапевтических интервенций и форм взаимодействия участников она может предполагать проявление различных факторов психотерапевтического воздействия. В то же время в силу более значительной структурированности сессий, по сравнению с динамической или студийной группами, а также с индивидуальной арт-терапией, действия членов группы имеют менее спонтанный характер, а их изобразительная деятельность и обсуждения ориентированы главным образом на исследование вполне определенных аспектов их личного опыта и системы отношений. Поэтому действие фактора художественной экспрессии и разнообраз­ные связанные с групповой динамикой феномены при этой форме групповой арт-


108 Части Н. Групповая арт-терапия


терапии менее проявлены, чем при использовании динамического подхода. Менее значимым в деятельности тематических групп оказывается и фактор психотера­певтических отношений. Взаимоотношения членов группы друг с другом и с пси­хотерапевтом более жестко регламентированы, чем при использовании динамиче­ского подхода, что не дает достаточной возможности для отреагирования членами группы неосознаваемых, латентных потребностей и переживаний. Все это дает ос­нование представителям динамического подхода к групповой арт-терапии (Moloy, 1997; McNeilly, 1987) критиковать тематический подход, называя его, в частности, «слишком инвазивным и связанным с директивным вторжением во внутренний мир членов группы» (Moloy, 1997).

Позиция психотерапевта при использовании тематического подхода действи­тельно отличается большей директивтгостью по сравнению с динамическим и сту­дийным подходами. On выступает в качестве безусловного лидера, организуя дея­тельность членов группы, нередко выступая инициатором в выдвижении тех или иных тем и развертывании дискуссий, активно использует собственные коммен­тарии, коррегирует ложные умозаключения членов группы, дает советы, предо­ставляет им определенную информацию, а в случае необходимости оказывает так­же прямую эмоциональную поддержку, убеждение, внушение и другие формы пси­хотерапевтического воздействия.

Заключение

 

Существующее на сегодняшний день многообразие форм и методов групповой арт-терапии указывает на их продолжающееся развитие и дифференциацию, направленные на повышение их эффективности, расширение спектра арт-терапевтических услуг и увеличение числа их потребителей.

Разные формы групповой арт-терапии имеют определенные показания и области практического применения; они также связаны с решением различных задач и разным сочетанием факторов психотерапевтического воздействия.

Обоснование использования различных форм групповой арт-терапии должно предполагать учет многообразия действующих в них факторов психотерапевтического воздействия, комплексного характера проявляющихся в ходе групповой арт-терапевтической работы феноменов, а также институциональных и иных контекстуальных особенностей.

 

 

Глава 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...