Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системный анализ: основные понятие, цели, функции




Курсовая работа

на тему:

"Неформальные методы системного анализа и область их применения"

 

Выполнил студент 633 группы

Трунов Николай

 

г. Ростов-на-Дону

г.


Содержание

 

Введение

Глава 1. Место и роль системного анализа в современной науке

§ 1. Системный анализ: основные понятие, цели, функции

§ 2. Понятие и содержание методик системного анализа

Глава II. Неформальные методы системного анализа

§ 1. Эвристические методы исследования и область их применения

§ 2. Экспертные методы исследования и область их применения

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Современная наука имеет обширный и богатый арсенал методов исследования. Но успехи исследования в значительной мере зависят от того, каким образом, по каким критериям выбираются методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации эти методы используются.

Классификация методов позволяет упорядочить представление об их составе, связях и особенностях. Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных из них при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования. Неформальные методы исследования - являются методами, основанными на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации. Это методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов. Несмотря на достаточную разработанность методов и их практическое использование, исследования в данном направлении актуальны и сегодня, так как именно неформальные методы предполагают творческую деятельность, которая, как показывает практика, часто субъективна. Значимость исследования данной проблемы обусловлена тем, что обзор и интеграция широко известных методов с менее известными, позволит уже непосредственно на практике быстрее прийти к решению вопросов.

Разработкой методов системного анализа занимались многие известные учёные: В.И. Мухин, В.М. Одрин, В.А. Долятовский, Е.В. Фрейдина, Л.П. Владимирова и многие др. Наиболее детальный анализ системы с точки зрения системного подхода представлен в трудах таких авторов, как В.М. Попов, В.М. Топилин, Г.П. Солодков.

неформальный метод системный анализ

Цель курсовой работы: на основе теоретических данных изучить неформальные методы системного анализа и выявить область их применения.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

)   дать краткую характеристику системному анализу, выявив его цели, задачи, функции.

2) выявить основные методы системного анализа, дать им краткую характеристику;

)   проанализировать эвристические методы исследования, выявить область их применения;

)   исследовать экспертные методы анализа, определить область их применения, выявить значение в системном анализе.

Предметом исследования - неформальные методы системного анализа. Объектом исследования является системный анализ.

В качестве методологической основы были использованы методы системного анализа, индукции, дедукции, анализа и синтеза.


Глава 1. Место и роль системного анализа в современной науке

 

Системный анализ: основные понятие, цели, функции

 

Системный анализ - понятие, состоящий из двух слов. "Системный" используется потому, что исследование такого рода в своей основе строится на использовании категории системы. Необходимо определиться, что же такое система. Существуют множество определений данного понятия. Термин "система" используется в различных смыслах и значениях, поэтому опасность упустить существенное содержание этого понятия достаточно велика. А. Холл, Р. Фейджин определяли систему как множество элементов с отношениями между ними и между их атрибутами, М. Месарович - как отображение входов и состояний объекта в выходах объекта.

Система - это взаимосвязанная совокупность элементов. Такое представление широко распространено, но оно пригодно лишь для тех специалистов, которые сами не создают системы, а участвуют в качестве исполнителей, действуют в кем-то созданных системах и организациях.

Однако в системном анализе исследования строятся на использовании категории системы, под которой понимается единство взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов, расположенных в определенной закономерности в пространстве и во времени, совместно действующих для достижения общей цели.

Термин "анализ" используется для характеристики самой процедуры проведения исследования, которая состоит в том, чтобы разбить проблему на ее составляющие части, более простые для решения, использовать наиболее подходящие специальные методы для решения отдельных проблем и, наконец, объединить частные решения так, чтобы было построено общее решение проблемы. Достаточно легко дать характеристику, разделяя понятие "системный анализ" на два отдельных термина. Но, несмотря на достаточную разработанность методологии системного анализа, специалисты в этой области до сих пор не пришли к общему мнению по поводу определения этого понятия в целом, а также категорий, характеризующих его. По нашему мнению, наиболее полно данное понятие трактуется так: системный анализ - это методология исследования трудно наблюдаемых и понимаемых свойств и отношений в объектах путем представления этих объектов в качестве целенаправленных систем и изучения этих систем, взаимоотношений между целями и средствами их реализации. Системный анализ, по существу, является средством установления рамок для систематизированного и более эффективного использования знаний, суждений и интуиции специалистов; он обязывает к определенной дисциплине мышления. Цель системного анализа определяется пониманием его сути, содержания и заключаются в том, чтобы выявить и изучить основные элементы исследуемого явления или процесса как определенной системы. Определив цель системного анализа, необходимо в соответствии с ней выдели его функции. Главная функция системного анализа - обеспечение исследовательской и практической деятельности универсальной методологией решения проблем. Именно в рамках системного анализа впервые была разработана универсальная методология решения проблем во всех областях науки и практики, основанная на концепции систем.

Для описания внутренней структуры системы используются такие понятия, как подсистема, компонент и элемент.

Подсистема обладает свойствами системы. Деление на подсистемы вызвано необходимостью вычленения совокупности компонентов или элементов, которые могут выполнять относительно независимые функции, достигать частные цели, направленные на достижение общей цели системы.

Элемент - это простейшая неделимая часть системы, предел целесообразного членения системы в процессе его исследования.

Для любой системы необходимы обязательные ее компоненты:

наличие объекта исследования, который представляет собой определённую совокупность объектов. Объекты могут быть представлены в любом виде (материальные, знаковые и т.п.);

наличие субъекта исследования или наблюдателя. Субъектом может быть и отдельный человек, и отдельный коллектив людей. Важно отношение субъекта к объекту.

наличие задачи, которая наблюдает отношения;

наличие языка, позволяющего исследователю отразить все свойства объекта, которые необходимо принять во внимание при решении задачи.

Говоря о задачах системного анализа, можно выделить следующие варианты их постановки:

1) прежде всего, необходимо четко сформулировать саму проблему и перевести ее в разряд слабо структурированных.

2) собрать необходимую информацию о сути проблемы, выявить назначение системы, решающей проблему.

3) учитывая внешние условия, разработать варианты дальнейшего развития системы, затем выбрать один курс развития.

4) сформулировать цели создания автоматизированной системы, выявить критерии эффективности функционирования системы

5) проверить эффективность работы предприятия, упорядочив руководство разработкой сложного проекта.

Объектом системного анализа является проблема. Этим объясняется то, что применение системного анализа на практике оказывается целесообразным в двух основных случаях:

) при появлении новой проблемы и 2) при появлении новой возможности, найденной вне непосредственной связи с уже существующими проблемами. Если в первом случае цель исследования - разрешения возникшей проблемы, то во втором - необходимость нахождения именно нестандартных путей решения проблемы. Проблемы, возникающие в человеческой деятельности, можно разделить на три класса: хорошо структурированные и количественно сформулированные; слабо структурированные или смешанные проблемы; неструктурированные проблемы. Основная область применения методов системного анализа - это слабо структурированные со смешанными количественными и качественными оценками проблемы. Области применения системного анализа:

Ø определение целей и направлений развития отдельных социально-экономических систем;

Ø стратегическое управление социально-экономическими системами;

Ø разработка планов экономического и социального развития субъектов Федерации и отдельных ее территорий;

Ø разработка отраслевых планов развития науки и техники;

Ø разработка целевых комплексных и научно-технических программ;

Ø разработка государственной кадровой политики;

Ø планирование развития территориально - производственных комплексов;

Ø управление предприятие в условиях рыночной экономики;

Ø оценка эффективности функционирования сложных многофункциональных комплексов;

Ø разработка бизнес-планов долгосрочных инвестиционных проектов;

Ø управления инновациями в условиях рынка;

Ø проектирование систем управления сложными объектами;

Ø создание новых сложных науко- и фондоемких видов продукции.

Из указанной в работе цели, выделенных задач и, прежде всего, обозначенных областей применения системного анализа видно, что он занимает значительное место в современной науке, а также играть большую роль в управлении социально-экономическими и политическими процессами.

§ 2. Понятие и содержание методик системного анализа

 

Методика системного анализа - это программа планомерно направленных действий, совокупность определенным образом выделенных и упорядоченных этапов и подэтапов с рекомендованными методами и приемами их выполнения. Особенность всех методик системного анализа заключается в том, что в них сочетаются формальный метод и неформализованные экспертные знания.

Эффективность процесса исследования существенно зависит от методики, выбранной субъектом исследования. Например, сравнительный анализ известных методик системных исследований показывает, что одни авторы (С. Янг, Н.П. Федоренко, А.В. Шеверев) уделяют основное внимание процессу поиска решения проблем, в то время как другие (С.Л. Оптнер, С.П. Никоноров, Е.П. Голубков, И.К. Утинский) выделяют этапы реализации решения проблемы. А широко известная методика профессора Ю.И. Черняка содержит эффективные механизмы реализации программ развития. Универсальность данной методики объясняется не только тем, что автор критически проанализировал содержание методик других авторов, но и определил причины ограниченности области их применения и самостоятельно уже предложил новый вариант совокупности этапов системного анализа. Краткая характеристика этапов исследования согласно методике Ю.И. Черняка:

)   Анализ проблемы. Выясняется, существует ли проблема, анализируются логическая структура проблемы, ее развитие, решаемость.

2) Определение системы. Определяются объекты исследования, специфическая задача, критерии решения проблемы.

)   Анализ структуры системы. Данный этап в зависимости от состояния самой системы может предполагать определение уровней иерархии, определение аспектов и языков, определение процессов и функций.

)   Формирование общей цели и критерия системы. Этап основывается на определении общей цели и основного критерия.

)   Декомпозиция цели, выявление потребности в ресурсах и процессах. Здесь цели уже необходимо увязать с конкретными мероприятиями по их достижению.

)   Выявление ресурсов и процессов, композиция целей. Данный этап, имеющий место не во всех случаях, предполагает, прежде всего, оценку существующих технологий реализуемых и запланированных проектов.

)   Прогноз и анализ будущих условий. Предполагается анализ устойчивых тенденций развития системы, предсказание появления новых факторов, комплексный анализ взаимодействия факторов будущего развития и возможных сдвигов целей и критериев.

)   Оценка целей и средств. Содержание этого этапа: экспертные оценки взаимозависимости и относительной важности целей, влияние факторов внешней среды, эффективности и реальности мероприятий, дефицитности и стоимости ресурсов.

)   Отбор вариантов. Анализ целей на совместимость, проверка их на полноту, отсечение избыточных целей.

)   Диагноз существующей системы. Усовершенствование имеющейся системы.

)   Построение комплексной программы развития. Здесь на основе результатов решения задач системного анализа создаются комплексные программы развития.

)   Проектирование организации для достижения целей. Создание постоянного или временного органа управления, который осуществляет организационное проектирование.

Помимо различных методик в системном анализе существуют различные методы. Для того чтобы облегчить выбор методов всю их совокупность целесообразно разбить на три большие группы:

.   Неформальные методы исследования - методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов (творческой деятельности).

2. Формальные методы - методы формального представления систем.

.   Комплексные методы - используют элементы и формальных, и неформальных методов.

Первая группа - методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают:

метод "Мозговой атаки";

морфологический анализ;

метод типа "сценариев";

метод экспертных оценок (включая SWOT-анализ);

метод типа "Дельфи"

метод сценариев;

метод анкетирования;

метод "Круглого стола" и т.п.

Вторая группа - методы формализованного представления систем, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем. Среди них можно выделить следующие классы:

аналитические (включают методы классической математики - интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр);

статистические (включают теоретические разделы математики - математическую статистику, теорию вероятностей - и направления прикладной математики, использующие стохастические представления - теорию массового обслуживания, методы статистических испытаний, методы выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);

теоретико-множественные, логические, лингвистические, семиотические представления (разделы дискретной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, информационно-поисковых языков);

графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.).

Наибольшее распространение в экономике в настоящее время получили математическое программирование и статистические методы. Но, для представления статистических данных, для тенденций тех или иных экономических процессов всегда использовались графические представления (графики, диаграммы и т.п.) и элементы теории функций (например, теория производственных функций). Однако целенаправленное применение математики для постановки и анализа задач управления, принятия экономических решений разного рода (распределения работ и ресурсов, загрузки оборудования, организации перевозок и т.п.) началось с внедрения в экономику методов линейного и других видов математического программирования. Привлекательность этих методов для решения формализованных задач, какими обычно являются названные выше и другие экономические задачи на начальном этапе их постановки, объясняется рядом особенностей, отличающих методы математического программирования от методов классической математики.

При стремлении более адекватно отобразить проблемную ситуацию в ряде случаев целесообразно применять статистические методы, с помощью которых на основе выборочного исследования получают статистические закономерности и распространяют их на поведение системы в целом. Такой подход полезен при отображении таких ситуаций, как организация ремонта оборудования, определение степени его износа, настройка и испытание сложных приборов и устройств и т.д. Все более широкое применение находит статистическое имитационное моделирование экономических процессов и ситуаций принятия решений.

К третьей группе относятся комплексированные методы:

комбинаторика,

ситуационное моделирование,

топология,

графосемиотика.

Они сформировались путем интеграции экспертных и формализованных методов.

Специалист по системному анализу должен понимать, что любая классификация условна. Она лишь средство, помогающее ориентироваться в огромном числе разнообразных методов и моделей. Поэтому разрабатывать классификацию нужно обязательно, но делать это следует с учетом конкретных условий, особенностей моделируемых систем (процессов принятия решений) и предпочтений, которым можно предложить выбрать классификацию.

Основные закономерности, которые необходимо учитывать при выборе методов:

целенаправленность;

коммуникативность;

принцип разнообразия - это предмет и содержание современной теории управления (уменьшение разнообразия, неопределенности - процесс управления).

Опираясь на вышеуказанные закономерности, мы считаем, что для более глубокого изучения системы эффективно применять неформальные методы, так как они позволяют подойти к изучению системы с творческой стороны, дать более обширную информацию для исследования систем управления.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...