Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эвристические методы исследования и область их применения




 

Эвристические методы - это методы, в которых отсутствует какая-либо упорядоченная логическая процедура отыскивания решения, а сами методы целиком зависят от личности решающего проблему.

Эвристические методы увеличивают вероятность получения работоспособного - но не всегда оптимального - решения творческой задачи, возникшей, например, из-за неразработанности конкретной теории, неполноты или недостоверности исходных данных. Эвристические методы способны находить решения даже в очень сложных, непредвиденных ситуациях, однако здесь по эффективности они уступают точным алгоритмическим.

Эвристические методы обеспечивают выявление, обработку и упорядочение системы закономерностей, механизмов и методологических средств конструирования нового задания и целеустремленных способов деятельности на основе обобщения прежнего опыта и опережающего отражения моделей будущего с целью решения поставленной задачи наиболее эффективно.

Система эвристических методов решения задач, как и знаний, вообще, является системой открытого типа, т.е. с развитием науки и техники будут появляться все новые и новые эвристические методы.

Процесс решения задач с помощью метода эвристических приемов состоит из 5 последовательных этапов:

. Постановка задачи технического творчества.

. Выбор подходящих приемов на основе анализа недостатков и дефектов прототипа.

. Преобразование прототипа с помощью выбранных приемов и формирование нескольких новых технических решений.

. Анализ новых относительно осуществимости и степени эффективности использования.

. Работу этапов 2 - 4 выполняют, выбирая другие прототипы.

Все эвристические методы подразделяются на индивидуальные и коллективные методы исследования.

Индивидуальные эвристические методы - это методы, которые помогают решать проблемы индивидуально, определяя мнение каждого участника.

Одним из индивидуальных методов исследования систем является метод аналогии.

Аналогии - наиболее универсальные эвристические приемы, мобилизующие интеллектуальные ресурсы человека на поиск новых идей и решений. Аналогии могут применяться для поиска изобретательских решений в различных областях человеческой деятельности. Областью систематического применения аналогий является теория подобия, широко используемая в моделировании. Аналогии не дают ответа на вопрос о правильности предположения, но наводят на мысль о том или ином положении.

Поиск новых идей может осуществляться на основе выявления аналогий с техническими объектами из других областей, нахождения аналогий с биологическими объектами, а также объектами и явлениями неживой природы. Использование аналогий приводит к тому, что отдельные понятия или слова могут вызвать в сознании новые мысли, и "включить" богатую информацию накопленного опыта, которая самым неожиданным образом может оказаться полезной для решения поставленной задачи.

Метод аналогии предполагает перевод проблемы в аналогию, а затем и развитие аналогии. Содержательно параметры аналогии как бы замещают параметры исходной ситуации и, когда устанавливается результат развития аналогии, происходит замена параметров уже развитой аналогии на первоначальные параметры исходной ситуации. Результативное замещение возможно только при содержательном внутреннем единстве исходной проблемы и аналогии.

Использования метода аналогии помогает:

перейти от исходной проблемы исследования системы к проблеме-аналогу и поиску области, общей для обеих проблем анализа систем;

изучить и развить проблемы-аналога системного анализа, поиск области решения общей для обеих проблем, а так же решение сходной проблемы в исследовании систем, путём перехода от решенной проблемы-аналога;

максимально развить мышление персонала;

уменьшить влияние психологической инерции;

найти оригинальную идею решения творческой задачи.

Так же одним из индивидуальных методов является метод стимулирования случайностью, который направлен на получение большого количества идей, вариантов решения за непродолжительное время.

С помощью случайного стимула создается ассоциация - определённый образ исходной проблемы со связями между элементами.

Ассоциация менее закрепощена, она может быть содержательно не связана с исходной проблемой и обеспечивает более широкий взгляд на нее.

Достоинство метода в том, что полученные ассоциации вследствие случайности и независимости стимулов также независимы между собой, а значит, более информативны.

Случайный стимул обладает ограниченным набором свойств, их можно быстро проанализировать, выбрать наиболее интересные, и сравнить их со свойствами исходной проблемы.

Метод стимулирования случайностью является эффективным средством выработки полезной привычки генерировать идеи.

Результативность этого метода в значительной степени зависит от опыта и знаний исследователя.

Случайный стимул, как методика, очень прост и индивидуален в применении. Понимание и освоение принципов его работы необходимо для дальнейшей работы с более сложными техниками креативности, в которые он входит как вспомогательный инструмент. К тому же случайный стимул это уже креативная методика, то есть он помогает решать конкретные задачи, а не развивать личное творческое мышление.

Метод морфологического ящика - наиболее популярный из морфологических методов, предложенных швейцарским астрономом Фрицем Цвики. Данный метод наиболее приспособлен для решения инженерных и экономических задач, что и снискало ему заслуженную популярность.

Алгоритм решения проблемы посредством метода морфологического ящика следующий:

предельно точно сформулировать проблему;

выявить и охарактеризовать все параметры возможных решений (определить классификационные признаки и их значения);

сконструировать морфологический ящик, который будет содержать все решения проблемы, оформив его в виде морфологической таблицы или каким-либо иным образом;

проанализировать решения, содержащиеся в морфологическом ящике с точки зрения поставленных целей (целевой функции);

выбрать и реализовать наилучшее решение (наилучшие решения).

Метод дробления и восстановления на новой основеопирается на известный метод диалектики восхождения от абстрактного к конкретному, при котором абстрактные понятия выступают как способы достижения знания внутрь проблемы.

Проблемная ситуация переводиться в абстрактную схему, которая в дальнейшем восстанавливается до конкретного знания конкретных свойств объекта, предмета, субъекта и связей между ними. При этом каждый шаг может рассматриваться как ключ к решению проблемы.

Метод является одним из основных для выработки альтернатив, для агрегации и дезагрегации проблем. Его цель - разложить проблемную ситуацию на составляющие, войти в ее начало, перестраивая эти составляющие новыми способами.

Одним из широко использованных эвристических методов является метод сценариев. Сценарий - это описание будущего, составленное с учётом правдоподобных предположений.

Метод сценариев - это подготовка и согласование представлений о проблеме анализируемого объекта в письменном виде. Сценарием называется любой документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы и предложения по ее решению или развитию системы, независимо от того, в какой форме он представлен.

Метод сценариев предполагает создание технологии разработки сценариев, обеспечивающих наиболее высокую вероятность выработки эффективного решения в тех ситуациях, которых это возможно. И более высокую вероятность сведения ожидаемых потерь к минимуму - в тех ситуациях, когда потери неизбежны.

Первоначально сценарии пишутся экспертами индивидуально, а затем формируется согласованный текст. На современном этапе разработке сценариев отводится значительная роль, особенно при составлении макроэкономических процессов.

Метод сценариев предполагает создание технологий разработки сценариев, обеспечивающих более высокую вероятность выработки эффективного решения в тех ситуациях, когда это возможно, и более высокую вероятность сведения ожидаемых потерь к минимуму в тех ситуациях, когда потери неизбежны.

К негативным моментам этого метода можно отнести недостаточное внимание, уделяемое взаимозависимости и взаимодействию различных факторов, влияющих на развитие событий, а также динамике развития ситуации.

Метод повторяющегося объединения независимых сценариев состоит в составлении независимых сценариев по каждому из аспектов, оказывающих существенное влияние на развитие ситуации, и повторяющемся интегративном процессе согласования сценариев.

Достоинством этого метода является более углубленный анализ взаимодействия различных аспектов развития ситуации; недостатком - слабая разработанность и методическая обеспеченность процедур согласования сценариев.

Коллективные эвристические методы - это методы, которые помогают решать проблемы в общении и совместной работе с коллегами.

Наилучшим способом коллективного получения альтернатив является так называемая "мозговая атака" или "мозговой штурм".

Метод мозгового штурма - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать различные варианты решения проблемы, в том числе самых фантастических, здесь большое значение имеет количество вариантов. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Для успеха главное - ощущение коллективного творчества. Оно не должно покидать участников в течение всей "мозговой атаки".

Недостатки метода "мозговой атаки":

.   поиск ведётся практически простым перебором вариантов;

2. отсутствие чётких правил работы - бестолковость поисков возведения к принципу;

.   отсутствие критериев, позволяющих оценить уровень выдвигаемых идей, что приводит к "проскакиванию", уходу от сильного направления.

Целью мозгового штурма и является поиск как можно более широкого спектра направлений решения задачи, поиск новых направлений решения. К сожалению, этот аспект часто затушевывается, метод пытаются сравнить с иными методами без учета особенностей получаемого продукта.

В чем достоинства метода коллективного поиска оригинальных идей? К несомненным достоинствам этого метода следует отнести то, что он уравнивает всех членов группы, так как авторитарность руководства в процессе его применения недопустима. Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального "огонька" в условиях применения этого метода как бы автоматически снимаются. Доброжелательный психологический микроклимат создает условия для раскованности, активизирует интуицию и воображение.

Недостатки и ограничения метода заключаются в том, что его применение позволяет выдвинуть, найти творческую идею в самом общем виде. Метод не гарантирует тщательную разработку идеи. Он также неприменим или имеет ограничения в применении, когда творческая задача требует больших предварительных расчетов, вычислений. Применение метода коллективного поиска оригинальных идей требует сравнительно высокого мастерства руководителя, способностей к импровизации, чувства юмора. В процессе его применения также не всегда удается преодолеть инерцию мышления, так как иногда создается иллюзия некоторого наиболее вероятного средства, приема, подхода решения творческой задачи. Логика мышления группы устремляется чаще всего именно в этом направлении, но этот наиболее очевидный для решающих задачу подход и является чаще всего ложным.

Метод "Мозговой атаки" целесообразно использовать для решения нетривиальных проблем, не поддающихся привычным решениям, например для разработки инноваций, стратегии, тактики управления маркетингом и т. д.

Синектический методпредполагает создание постоянно действующих групп, которые совместно решают творческие задачи на протяжении длительного времени.

Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. При использовании синектики формируются постоянные группы людей (5-7 человек) различных специальностей, которых обучают творческим приёмам.

Синектика позволяет выйти за рамки какого-то конкретного образа мыслей и значительно расширяет диапазон поиска новых идей за счет представления привычного непривычным и, наоборот, непривычного - привычным.

К достоинствам метода синектики относятся практически все, присущие эвристическим методам, на базе которых он разработан. К его недостаткам и ограничениям можно отнести следующее:

метод синектики не позволяет решать слишком специальные творческие задачи, а дает возможность отыскать преимущественно наиболее оригинальные идеи решения;

после применения метода более 30-40 минут продуктивность генерирования новых идей постепенно падает;

применение метода синектики требует высокого мастерства руководителя творческой группы.

Так же к одним из коллективных эвристических методов относится метод Дельфи - многоэтапный метод, предусматривающий первоначальное изолированное вынесение экспертами своих суждений и дальнейшую многократную их корректировку на базе ознакомления каждого эксперта с суждениями других экспертов до тех пор, пока величина разброса оценок не будет находиться в рамках заранее устанавливаемого желаемого интервала варьирования оценок.

Получаемые посредством данных методик оценки носят статичный и одноразовый характер, в результате чего возникает необходимость повторного обращения к экспертам при составлении прогноза доли рынка на последующие периоды. Кроме того, метод внутреннего и внешнего экспертного прогнозирования характеризуется определенной степенью субъективности.

Надежность метода "Дельфи" считается высокой при прогнозировании на период как от 1 до 3 лет, так и на более отдаленный период времени. В зависимости от цели прогноза для получения экспертных оценок может привлекаться от 10 до 150 экспертов.

Метод Дельфи является наиболее формальным из всех методов экспертного прогнозирования и наиболее часто используется в технологическом прогнозировании, данные которого используются затем в планировании производства и сбыта продукции. Это групповой метод, при котором проводится индивидуальный опрос группы экспертов относительно их предположений о будущих событиях в различных областях, где ожидаются новые открытия или усовершенствования.

Метод Дельфи применим практически в любой ситуации, требующей прогнозирования, в том числе, если для принятия решения недостаточно информации.

Существует несколько модификаций метода Дельфи, в которых основные принципы организации экспертизы имеют много общего. Различия связаны с попытками усовершенствовать метод за счёт более обоснованного отбора экспертов, введения схем оценки их компетентности, улучшенных механизмов обратных связей и т.п. Для удобства обработки информации все модификации, как правило, предполагают возможность выражения ответа в виде числа, количественной оценки.

Но у него есть недостатки - например, субъективность мнений специалистов, участвующих в опросе, он не позволяет сталкивать в споре мнения экспертов и на него затрачивается много времени.

Метод Дельфи имеет несомненные преимущества по сравнению с методами, основанными на обычной статистической обработке результатов индивидуальных опросов. Он позволяет уменьшить колебания по всей совокупности индивидуальных ответов, ограничивает колебания внутри групп. При этом, как показывают проводимые эксперименты, наличие малоквалифицированных экспертов оказывает менее сильное влияние на групповую оценку, чем простое усреднение результатов ответов, поскольку ситуация помогает им исправить ответы за счет получения новой информации от своей группы.

Все представленные методы коллективного творчества довольно эффективны как сами по себе, так и в различных комбинациях. Коллективные методы решения лучше индивидуальных, в том случае если его участники не имеют опыта подобных индивидуальных решений, а так же при решении трудно формализуемых задач. С помощью коллективных эвристических методов можно найти новые направления решения задач в системном анализе, используются решения нетривиальных проблем, не поддающихся привычным решениям, выйти за рамки какого-то конкретного образа мыслей и значительно расширяет диапазон поиска новых идей, используется при планировании разработок в условиях неопределенности и недостатке информации.

Область применения эвристических методов. Могут быть широко применены в практике современного руководителя любого ранга, в деятельности современного менеджера. Проведение совещаний, деловых игр с использованием эвристических методов ("мозгового штурма", синектики и др.) дает, как правило, много идей, принципиально новых подходов к решению различного типа управленческих проблем в коммерческой деятельности.

Эвристические методы находят сегодня широкое применение в различных курсах бизнеса и управления, так как стимулируют развитие интуитивного мышления, способности к воображению и творчеству.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...