Комиссия и комитеты по правам человека
Комиссия ООН по правам человека учреждена Экономическим и Социальным Советом в 1946 г. Первоначально в составе 18 членов. Комиссия ныне избирается Советом на три года и состоит из 43 членов. Комиссия разрабатывает предложения и рекомендации и представляет Совету доклады относительно международно-правовой регламентации гражданских и политических прав человека, правах женщин и детей, защиты меньшинств, предупреждения дискриминации по признакам пола, расы, языка и религии, других вопросов прав человека. Комиссия создала несколько вспомогательных органов, в том числе Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Рабочую группу по вопросу о насильственных или недобровольных исчезновения людей и др. Правительства и неправительственные организации представляют Комиссии по ее требованию информацию о нарушения прав человека, нередко представители критикуемых правительств выступают в Комиссии или ее органах с целью дать объяснения и ответы. Если ситуация является достаточно серьезной, Комиссия может принять решение поручит расследование независимым экспертам и призвать соответствующее правительство осуществить требуемое изменение. В таком порядке, например был рассмотрен ряд конкретных ситуаций в Южной Африке и Намибии (1967), на оккупированных арабских территориях, включая Палестину (1986), в Чили (1975–1978), в Афганистане, Сальводоре, Иране и др. Заседания Комиссии проходят в Женеве [27. с. 147]. Комитет по правам человека есть орган контроля за соблюдением Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 г. резолюцией 2200 (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН. Комитет основывает свою деятельность на ст. 28 Пакта. Комитет состоит из 18 экспертов, избираемых в персональном качестве на четырехлетний срок в соответствии с принципом справедливого географического представительства. Ежегодно он проводит три сессии (две в Женеве и одну в Нью-Йорке). Неправительственные организации и прочие наблюдатели не имеют права участвовать в работе Комитета в ходе сессии. Комитет по правам человека представляет собой закрепленный Пактом механизм контроля за тем, как государства соблюдают вытекающие из Пакта обязательства. Он также является тем органом, куда поступают от государств и от отдельных лиц жалобы на нарушения зафиксированных в Пакте прав. ст. 40 Пакта обязывает участвующие в нем государства представлять доклады о принимаемых ими мерах по соблюдению своих обязательств. Изучение этих докладов и принятие замечаний по ним образует собой первый уровень контрольной деятельности Комитета. Второй уровень этой деятельности обеспечивается ст. 41, в соответствии с которой участвующие в Пакте государства могут подавать друг на друга жалобы в связи с нарушениями зафиксированных в Пакте прав человека. Третий уровень состоит в принятии и рассмотрении жалоб от отдельных лиц, как это предусмотрено Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах. Этот Протокол, принятый одновременно с Пактом, дает отдельным лицам возможность представлять Комитету сообщения о нарушениях предоставленных им Пактом прав [28. с. 365].
Пока что Комитет реально осуществляет свою контрольную деятельность лишь на первом и на третьем уровнях. До настоящего времени еще ни одно государство не подавало на другое жалоб, предусмотренных в ст. 41. Обращаться в Комитет с такими жалобами могут только те участвующие в Пакте государства, которые признали компетенцию Комитета рассматривать подобные жалобы и в отношении самих себя. Из трех названных процедур та, что закреплена в Факультативном протоколе, обеспечивает самый четкий и непосредственный механизм защиты прав человека, причем этим механизмом могут пользоваться отдельные лица. В Факультативном протоколе оговорены условия представления жалоб, которые с тех пор неоднократно разъяснялись Комитетом. Следует отметить, что обращаться в Комитет с жалобами могут лица, которые утверждают, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты. Комитет рассматривает такие жалобы на закрытых заседаниях и с соблюдением требований конфиденциальности [28. с. 366].
Комитет против пыток (КПП) был создан 26 ноября 1987 г. на первой конференции государств-участников Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в соответствии со ст. 17 этой Конвенции, которая была принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1984 г. КПП состоит из 10 членов, избираемых сроком на четыре года. Его очередные сессии проводятся два раза в год. По инициативе большинства государств-участников Конвенции, могут проводиться и специальные сессии. В отличие от Комитета по правам человека, КПП приветствует получение информации, документов и письменных заявлений по вопросам своей деятельности от специализированных учреждений и других органов ООН, а также от неправительственных организаций, имеющих совещательный статус при ЭКОСОС [28. с. 367]. Задачи КПП в целом сводятся к контролю за соблюдением Конвенции государствами-участниками. Подобно Комитету по правам человека, КПП осуществляет свою контрольную деятельность на трех уровнях. В соответствии со ст. 19 Конвенции, Комитет получает от государств-участников доклады о принятых ими мерах по осуществлению их обязательств. Ст.ст. 21 и 22 позволяют Комитету принимать жалобы от одного государства на другое, а также от отдельных лиц. В ст. 21 Конвенции против пыток мы видим тот же принцип взаимности, что и в ст. 41 Пакта о гражданских и политических правах: государство, не заявившее о признании компетенции КПП в отношении самого себя, не может подать жалобу на государство, сделавшее такое заявление. Ст. 20 Конвенции наделяет КПП правом предпринимать расследование на территории государства-участника Конвенции, если Комитет получает достоверную информацию, указывающую на систематическое применение в этом государстве пыток. Как и Комитет по правам человека, КПП рассматривает жалобы отдельных лиц, поступающие в порядке ст. 22 Конвенции, в закрытых заседаниях, и вся работа по таким жалобам носит конфиденциальный характер [29. с. 291
Центр по правам человека представляет собой подразделение Секретариата ООН, предназначенное для обслуживания политических и консультативных органов ООН в сфере прав человека. Центр должен не заниматься всеми проблемами прав человека, а лишь выполнять функции подразделения Секретариата, которое специализируется на этих проблемах. Впрочем, на практике Центру приходится иметь дело почти со всем кругом этих проблем. Если первоначально Центр входил на правах отдела в Департамент социальных проблем Секретариата, то теперь он подчиняется непосредственно аппарату Генерального секретаря ООН и возглавляется помощником Генерального секретаря. Центр состоит из трех отделов (законодательства, применения законов и консультативной и технической помощи) и семи секций. Секция специальных процедур занимается всеми вопросами, связанными с публичной процедурой, основанной на резолюции ЭКОСОС 1235 (региональный и тематический механизмы) [29. с. 293]. Секция сообщений занимается процедурой, основанной на резолюции 1503, и всеми договорными механизмами представления и рассмотрения сообщений (жалоб) от отдельных лиц. Сообщения о нарушениях прав человека не обязательно должны быть точно адресованы в соответствующие подразделения Центра. Хотя основная их масса приходит в секцию сообщений, первый получивший сообщение служащий немедленно передает его в нужную секцию должностному лицу, которое занимается теми механизмами рассмотрения, которые кажутся наиболее подходящими для данного случая (если в сообщении содержатся утверждения, затрагивающие различные механизмы), или же тому, кто занимается тем единственным механизмом, который имеется в виду в сообщении. Центр по правам человека располагается в штаб-квартире ООН в Женеве (Швейцария) [29. с. 294].
Сотрудничество ООН с РК
С первого дня независимости Казахстан принимает самое активное участие в работе ООН и ее специализированных учреждений. Это сотрудничество является одним из приоритетных направлений внешней политики нашего государства. Главными задачами в этой деятельности является проведение работы по обеспечению стратегических интересов РК на международной арене в области глобальной и региональной безопасности, становления справедливого мирового порядка в политике и экономике, создания рамок для устойчивого развития, гармонизации отношений между членами мирового сообщества. Вступление Казахстана в ООН 2 марта 1992 г. явилось исторической по своему значению акцией, которая символизировала вхождение Казахстана в мировое сообщество в качестве подлинно независимого государства. Первым форумом, в котором казахстанская делегация приняла участие в качестве представителя независимого государства, стала 47-ая сессия Генеральной Ассамблеи ООН, проходившая осенью 1992 г. В летопись нашей страны эта сессия Генеральной Ассамблеи войдет и потому, что на ней с развернутой речью о международной политике Казахстана выступил Президент Н.А. Назарбаев. Рассматривая изменения в мировом сообществе и новую роль Организации Объединенных Наций в мире, Н.А. Назарбаев заявил: «На проходящей сессии Генеральной Ассамблеи уже обозначилось понимание новых реалий, требующих определения новой повестки дня для целостного мира. Не случайно именно так называется известный доклад Генерального Секретаря Организации Объединенных наций г-на Бутроса Бутроса Гали. Концепцию г-на Бутроса Гали по превентивной дипломатии мы считаем крайне своевременной, политически рациональной инициативой, к реализации которой должны подключиться все члены мирового сообщества. Остановившись на принципе нерушимости государственной территории, казахстанский лидер подчеркнул, что права национальных меньшинств сегодня нередко отождествляются с правом наций на самоопределение, вплоть до создания самостоятельных государств. Н.А. Назарбаев выразил убежденность в том, что мировое сообщество, справедливо уделяющее сегодня столько внимания правам национальных меньшинств, должно четко обозначить их критерии во имя торжества прав человека и прав нации, демократии и мира. В противном случае, под прикрытием права нации на самоопределение будет ставиться под сомнение государственная целостность любой национальной страны, и разъединяющему сепаратизму не будет конца [30. с. 589 – 591].
Президент Н.А. Назарбаев вновь посетил штаб-квартиру ООН в феврале 1994 г. в рамках своего визита в США. Состоялась его встреча с Бутрусом Бутрусом Гали, во время которой Н.А. Назарбаев подписал конвенцию о правах ребенка. Своеобразным признанием заслуг нашего президента в сфере мировой политики стало решение, принятое в острой конкурентной борьбе, об избрании казахстанского дипломата – Постоянного Представителя при ООН А.Х. Арыстанбековой – заместителем председателя 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. На 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было принято 295 резолюций. Казахстан выступил в качестве соавтора 20 резолюций. На заседаниях сессии и в Главных комитетах ООН члены казахстанской делегации выступили 13 официальными докладами. Учитывая важный характер рассматривавшихся на сессии проблем, деятельность Казахстана была положительно воспринята в ООН и оценена руководством всемирной организации как серьезный вклад в обеспечение строительства нового миропорядка [30. с. 595 – 596]. За прошедшее с 1992 г. время Казахстан сумел не только успешно интегрироваться в международное сообщество государств, но и занять в нем заметное место. Республика Казахстан является субъектом международного права и, соответственно, обладает международной правосубъектностью. Основанием приема Республики Казахстан в ООН было достижение нашим государством независимости в результате распада СССР. Кроме того, Казахстан отвечал тем требованиям, которые предъявляются государствам, претендующим на членство в ООН. Статья 4 Устава ООН гласит: «Прием в члены Организации открыт для всех других миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в настоящем Уставе обязательства и, которые, по суждению Организации могут и желают эти обязательства выполнять». Надо особо подчеркнуть: Казахстан за всю свою историю не совершал агрессивных действий против других государств; стремился внести свой вклад в дело укрепления мира; мирных отношений между народами. Казахстан добился закрытия Семипалатинского полигона по испытанию ядерного оружия; им предложено поэтапное создание евроазиатской структуры коллективной безопасности; до сведения представителей государств-членов ООН было доведено, что Казахстан подписал договор о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерного государства. Свою национальную безопасность, как подчеркнул президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, республика намерена обеспечивать не военными, а политическими средствами. Войдя в ООН, Республика Казахстан стала членом Генеральной Ассамблеи. Казахстан имеет Постоянное Представительство при ООН в Нью-Йорке. Кроме того, Посол Казахстана в Германии назначен Постоянным Представителем нашей республики при Европейском отделении ООН в Женеве [35. с. 4]. Казахстан всецело поддерживает миротворческую деятельность и усилия ООН по укреплению своего миротворческого потенциала и положительно оценивает принимаемые меры по дальнейшему расширению мандата системы резервных соглашений ООН. Свидетельством активного участия Казахстана в этой деятельности является создание Казахстанского миротворческого батальона (Казбат), подразделения которого в настоящее время несут службу в составе стабилизационных сил в Ираке. Подписав в 2003 году Меморандум о взаимопонимании с ООН относительно вкладов в систему подготовительных мероприятий ООН, Казахстан, на данном этапе, готов предоставить для миротворческих операций персонал, бронетехнику и транспорт миротворческого батальона «Казбат» и заинтересован в более активном участии в системе закупок ООН для операций по поддержанию мира. Мы выступаем за расширение взаимодействия между ООН и региональными организациями и укрепление партнерских связей между самими региональными организациями в борьбе с организованной преступностью, наркоугрозой, незаконной миграцией, религиозным экстремизмом, бедностью и распространением ВИЧ/СПИДа [34.]. Прямым подтверждением тому является написанная в 2003 году книга Н.А. Назарбаева «Критическое десятилетие», в которой он обращает внимание на главные глобальные проблемы такие как наркотрафик, религиозный экстремизм, сепаратизм и терроризм. «Терроризм, сепаратизм, экстремизм – это война. И как во всякой войне мы, члены антитеррористической коалиции и страны доброй воли, не можем не применять оружие. Но терроризм невозможно уничтожить и катастрофическую пропасть между богатыми и бедными мирами, декларации о мире и одновременные поставки оружия, наркотическую зависимость миллионов людей планеты и возможность делать на этом огромные деньги, геополитические амбиции и эгоистические интересы в ущерб народам и государствам… Только поняв, что «международный терроризм» – это не самостоятельное явление, а только видимая, надводная часть айсберга, мы сможем не просто срезать грибы терроризма, произрастающие на благодатной почве социальных и экономических пороков, но и устранить саму возможность для их возникновения и роста… Десять лет назад на Ассамблеи ООН я сделал простое по своей сути и духу предложение государствам-членам ООН: Давайте объединим усилия, сделаем шаг доброй воли и отдадим один процент военного бюджета всех стран на решение проблем кризисных регионов и развивающихся стран» [36. с. 12 – 14]. Казахстан намерен целенаправленно использовать возможности ООН и организаций ее системы по принятию конкретных мер, направленных на смягчение негативных экономических и гуманитарных последствий таких техногенных и экологических катастроф, как высыхание Арала, радиоактивное заражение Семипалатинского полигона, загрязнение источников питьевой воды и общее их сокращение. В этой связи особое внимание необходимо уделять активному участию Казахстана в деятельности, связанной с реализацией Целей развития тысячелетия и принципов устойчивого развития. Приверженность Казахстана своим обязательствам по реализации данных целей и принципов должна оставаться краеугольным камнем в основе дальнейшего расширения сотрудничества Республики с ООН и организациями ее системы. Начиная с февраля 1992 года, в Казахстане открыты и активно работают представительства ряда спецучреждений, фондов и программ системы ООН. Их деятельность направлена на оказание широкой технической, консультативной и финансовой помощи Казахстану [30. с. 598]. В настоящее время система Организации Объединенных Наций в Казахстане представлена 15 организациями: ПРООН (Программа развития ООН), ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), ЮНФПА (Фонд ООН по народонаселению), УНП (Управление ООН по наркотикам и преступности), УВКБ ООН (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев), ДООН (Добровольцы ООН), ЮНИФЕМ (Фонд развития женщин ООН), МОТ (Международная организация труда), ЮНЕСКО (Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ЮНИДО (Организация промышленного развития ООН), ВБ (Всемирный банк), МВФ (Международный валютный фонд), ООН/СПИД (Совместная Программа ООН по ВИЧ/СПИДу) и ДОИ (Представительство Департамента общественной информации) [34.]. Закрепление гарантий осуществления прав человека в международных договорах прошло длительный путь, который характеризуется двумя основными константами. Во-первых, от регулирования отдельных категорий прав человека в основном в отношениях между теми или иными государствами международное сообщество двигалось в направлении гарантирования всех категорий прав человека и основных свобод на универсальном уровне. Во-вторых, со времени создания ООН практическое осуществление прав человека рассматривалось в течение длительного времени в качестве сферы внутренней компетенции государств. На конференции в Сан-Франциско по разработке Устава ООН такую позицию отстаивали, в частности, американцы. Однако еще на конференции в Сан-Франциско указывалось, что если «права и свободы вопиюще нарушаются таким образом, что создают ситуацию, которая угрожает миру или препятствует осуществлению постановлений Устава, то они перестают быть исключительным делом каждого государства», что является правовой основой для возможности преследования виновных лиц на универсальной основе, независимо от государственных границ. Координационным центром сотрудничества государств по защите прав и свобод человека после второй мировой войны стала ООН. Она содействует повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития; разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и других проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования; всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка, религии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|