Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины возникновения ригидности




Важнейшим условием для ослабления ригидности является выявление причин ее возникновения. Оснований для появ­ления ригидности немало. Очень часто возникает порочный круг, когда много не­больших затруднений тянут за собой сле­дующие, в результате чего возникает одна огромная проблема, часто неразрешимая без посторонней помощи. Перечислен­ные здесь причины ригидности демонст­рируют многогранность этого феномена.

А. Суставы

Положение суставов

Когда сустав раздражается в процессе движения, при его завершении он не мо-


жет пружинить и адекватно реагировать на него. Как описано в разделе о физио­логии, в завершающей фазе движения на сустав передается напряжение всего капсульно-связочного аппарата.

Функциональным срединным положением сустава, обязательным для всех суставов при верховой езде, является его положе­ние с наименьшим внутренним давлени­ем. Понятно, что при этом движение в лю­бых направлениях можно осуществлять с минимальными силовыми затратами.

Функциональные нарушения/блокировки

Подобно выдвижному ящику стола, сус­тав иногда может «заклинить». В этом случае он не имеет своей нормальной амплитуды движений и кажущееся сре­динное положение может оказаться крайним. Причину такого состояния дол­жен установить специалист (врач, специ­алист по лечебной гимнастике). Я хоте­ла бы объяснить это явление на приме­ре тазобедренного сустава.

Итак, вы сидите на лошади и должны от­клонить бедро дальше. Вам это либо не удастся совсем, либо удастся сделать это лишь в том случае, если вы прибег­нете к более сильному прогибанию по­ясничного отдела позвоночника. Воз­можность растяжения (разгибания) тазо­бедренного сустава ограничена. Послед­ствия: прямая учебная посадка с ограни­ченной подвижностью тазобедренного сустава невозможна. Но причина этого не ясна; она может скрываться в сокращен­ных мышцах, укороченных сухожилиях, в капсульно-связочном аппарате, а также может быть вызвана большим или недо­статочным количеством синовиальной жидкости или повреждениями хряща (артрозом). Все это не должно служить оправданием для недостаточно прямой



выездковой посадки, а наоборот, долж­но заставить принять меры для устране­ния причин, ограничивающих подвиж­ность тазобедренного сустава.

Б. Мускулатура

Нарушение гармоничного взаимодействия мышц

В разделе о мышечной физиологии я опи­сала принцип работы мускулатуры. Нельзя рассматривать каждый мускул в отдельно­сти, он включен в цепочку других и рабо­тает вместе с мышцами-партнерами в чет­ком взаимодействии. Уже сама осанка влияет на тонус мышц. Поэтому необходи­мо рассмотреть особенности связи муску­латуры с положениями суставов. Особен­но большое значение имеет здесь тулови­ще: правильно выпрямленный корпус яв­ляется предпосылкой для любого направ­ленного движения конечностей.

Слабость

Если мышца несет чрезмерную нагруз­ку, то она часто реагирует на это длитель­ным сокращением, что в большинстве случаев вызывает болезненные ощуще­ния. Типичным примером этого служит перекошенный затылок. В таком случае грудная клетка не нагружена весом пле­чевого пояса, и общий вес рук перено­сится на затылок, чьи пучки мускулов ста­новятся жестким и могут вызвать ощути­мую боль.

Слишком хорошо

При излишнем старании, например, на рыси, мускулатура нагружается чересчур сильно и к тому же односторонне, что может привести к ригидности ног и дру­гих частей тела. Шенкель всадника так плотно прижат к боку лошади, а тазобед­ренный сустав так жестко зафиксирован, что ограничивает его подвижность. В большинстве случаев причина этого кро-

ется в несоразмерном применении средств управления; в приведенном при­мере имеет место излишняя работа шен­келей, тогда как нужно, чтобы все тело всадника — от головы до ног — прини­мало участие в управлении.

Плохая осанка,неправильное положение суставов, различная степень развития и эластичности — вот возможные причи­ны, вызывающие нарушение гармонич­ного взаимодействия мышц. Для точно­го выяснения причин необходимо обра­титься к специалисту. Конечно, не каждая проблема требует немедленной помощи врача или специалиста по лечебной гим­настике; наше тело само является луч­шим терапевтом. Попробуйте применить различные средства управления и почув­ствуйте, как на них реагирует ваше тело. Это верная гарантия успеха!

В. Дыхание

Влияние дыхания на двигательное пове­дение нельзя недооценивать. В общем, можно точно констатировать, что выдох оказывает расслабляющее воздействие. Быстрое лихорадочное вдыхание рефлек-торно повышает тонус мускулатуры тела. Дыхание не связано с сознанием. Конеч­но, прекрасно, что голова не должна ду­мать о каждом вдохе и остается свобод­ной для других тем. Но возникают пробле­мы бессознательного характера, напри­мер задержка дыхания, спазм или нере­гулярный вдох-выдох при возникновении сложной ситуации. Понаблюдайте за ва­шим дыханием. Считается благоприят­ным, когда продолжительность выдоха больше продолжительности вдоха, а зат­раты сил при вдохе минимальны. Контро­лируемый выдох может иногда творить чудеса. Но процесс дыхания в целом не должен управляться сознательно, он дол­жен происходить так, как будто вы двига­етесь не на лошади, а сами по себе.



Г. Страх

Страх вызывает жесткий двигательный стереотип и является врагом любого движения. Защитный рефлекс постоян­но приводит к стереотипу сгибания, в эк­стремальных случаях человек съежива­ется и принимает положение эмбриона. Работать над преодолением страха нуж­но очень терпеливо, ведь это чуство нельзя объяснить и устранить рацио­нальным путем. Важнейшим ключевым понятием в борьбе со страхом является пара противоположностей «привычка— отвлечение». С одной стороны, привыка­ние к постановке новых задач в потоке рутины устанавливает некую безопасную для всадника область и ограничивает новые, «наполненные страхом» задания. Отвлечь взрослого всадника от чувства страха при помощи игр, концентрирова­ния на групподинамических элементах (кадриль и т.д.) не так легко, как ребенка, но в такой же степени необходимо.

Д. Стресс

Стресс всегда вызывает автоматическую реакцию. В зависимости от характера всадника это также может быть причиной ригидности. В процессе верховой езды стресс может возникнуть в результате завышенных требований к всаднику или погони за результатом. Но можно прий­ти на урок уже в стрессовом состоянии, в такие дни, как правило, ничего не по­лучается и все валится из рук. Голова должна быть не занята ничем, кроме уро­ка, что позволит полностью сконцентри­роваться на езде — вот это было бы иде­альным вариантом!

Е. Холод

Холодная мышца не может работать ре­зультативно. Синовиальная жидкость в холодном суставе имеет ненормальную консистенцию и не может обеспечить


 

оптимального скольжения поверхностей сустава. Мерзнущий человек находится в напряжении, он судорожно поднимает плечи, ежится. Тело в качестве оболочки защищает жизненно важные внутренние органы. Поэтому на холоде температура тела концентрируется в верхней части корпуса, а кровоснабжение конечностей сокращается до минимума. Меры, лишь кратковременно улучшающие это поло­жение, когда, например, потирают руки, дышат на них, похлопывают одной о дру­гую или пытаются спрятать их в гриве лошади, не приносят долговременного улучшения циркуляции крови.

Хотя в процессе урока всаднику стано­вится жарко, зачастую он садится на ло­шадь неразогретым, что не приносит пользы ни ему, ни лошади. По-настояще­му тепло (я имею в виду теплоту кончи­ков пальцев на руках и ногах) всаднику станет только тогда, когда внутренняя часть тела согреется до такой степени, что начнет отдавать тепло обратно. По­скольку мне частенько приходилось сто­ять в ледяном манеже или ехать несколь­ко километров по открытой местности, я испробовала много так называемых раз-миночных программ. По моему мнению, единственный эффективный способ раз­минки — это бег. Нужно слезть с лошади и пробежать с ней в поводу несколько кругов по манежу — вот лучший способ согреться быстро и надолго. Лошади го­раздо легче работать, когда всадник са­дится ей на спину уже в разогретом со­стоянии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...