Оценка состояния дыхательной системы
Стр 1 из 2Следующая ⇒ УТВЕРЖДАЮ Проректор по образованию ____________В.Я. Шевченко «___»______________2016 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ПРИКЛАДНАЯ Физическая культура»
для студентов очной формы обучения направления подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Екатеринбург РГППУ Учебно-методический комплекс дисциплины «Прикладная физическая культура». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 31 с.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.
Одобрен на заседании кафедры физического воспитания. Протокол от 17.02.2016 г. № 7.
Рекомендован к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол от ____________ № ___.
© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины – формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины: Оздоровительные задачи – укрепление здоровья, улучшение физического и психического состояния, повышение уровня функционального состояния организма. Образовательные задачи – формирование двигательных умений и навыков, приобретение знаний практических основ физической культуры и здорового образа жизни, обеспечение необходимого уровня физической и психической подготовленности для оптимизации жизнедеятельности, овладение умениями по самоконтролю в процессе занятий физической культурой, формирование компетенций будущих специалистов. Воспитательные задачи – формирование потребности в физическом самосовершенствовании и подготовке к профессиональной деятельности, формирование привычки к здоровому образу жизни, воспитание физических и морально-волевых качеств, содействие эстетическому воспитанию и нравственному поведению.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО Дисциплина (модуль) «Прикладная физическая культура» является элективной дисциплиной учебного плана ФГОС ВО направления подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Осуществляется в форме практических занятий с целью обеспечения физической подготовленности обучающихся, в том числе профессионально-прикладного характера. Для изучения дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующей дисциплиной: Из курса «Безопасность жизнедеятельности» Знания: основных функциональных и сенсорных систем организма человека; функций нервной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной и др. систем организма; принципов здорового образа жизни человека. Умения: измерять частоту сердечных сокращений, артериальное давление, оказывать первую медицинскую помощь.
Владения: навыками самоконтроля и регулирования физической нагрузки.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций. Общекультурные компетенции (ОК) · способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-9). По окончании изучения курса студент должен: Знать: практические основы физической культуры и основные компоненты здорового образа жизни; методики самооценки функционального состояния организма; принципы и закономерности воспитания и совершенствования физических качеств; способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности. Уметь: осуществлять самооценку физического развития, функционального состояния и физической подготовленности организма; осуществлять подбор необходимых прикладных физических упражнений для адаптации организма к различным условиям труда; применять полученные знания при организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом. Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических качеств; средствами и методами воспитания прикладных психофизических качеств, необходимых для успешного и эффективного выполнения профессиональной деятельности.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся. Объем дисциплины и виды учебной работы Таблица 1
Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2 Курс
Курс
Курс
Содержание разделов (тем) дисциплины Учебный материал программы направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование физической культуры личности, овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, приобретение личного опыта направленного использования средств физической культуры и спорта. Дисциплина реализуется в виде учебно-тренировочных и методико-практических занятий, а также спортивно-массовых мероприятий. Учебно-тренировочные занятия направлены на повышение уровня функционального состояния и физической подготовленности организма занимающихся; овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических качеств, необходимых для успешного и эффективного выполнения будущей профессиональной деятельности. Методико-практические занятия предусматривают приобретение студентами знаний практических основ физической культуры и здорового образа жизни, овладение умениями самоконтроля в процессе занятий физической культурой и спортом. При проведении методико-практических занятий преподавателю рекомендуется придерживаться следующей примерной схемы: • в соответствии с планируемой темой учебного занятия преподаватель заблаговременно дает студентам указания по ознакомлению с рекомендуемой литературой; • преподаватель кратко объясняет методы обучения и при необходимости показывает соответствующие приемы, способы выполнения физических упражнений, двигательных действий для достижения необходимых результатов по изучаемой методике; • студенты на практике воспроизводят тематические задания под контролем преподавателя; • студентам даются индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию тематических действий, приемов, способов; под руководством преподавателя студентами обсуждаются и анализируются итоги выполнения задания. Спортивно-массовые мероприятия представляют собой внеурочную форму занятий по физическому воспитанию, направлены на обеспечение возможности самовыражения личности и приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультурно-спортивной деятельности. Организация учебных занятий. Для проведения практических занятий студенты распределяются по учебным отделениям: • основное – для студентов основной и подготовительной медицинских групп; • специальное медицинское – для студентов специальной медицинской группы и временно освобожденных от практических занятий по состоянию здоровья; • адаптивной физической культуры – для студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Распределение по учебным отделениям проводится в процессе врачебного контроля в начале учебного года на 1 курсе обучения, с учетом пола, состояния здоровья, физического развития. По окончании любого семестра студент имеет право перейти в отделение другого вида. Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к учебным занятиям по дисциплине «Прикладная физическая культура» не допускаются. Учебные занятия в группах основного отделения направлены на всестороннее физическое развитие; приобретение необходимых знаний и умений для выполнения двигательных действий, воспитание основных физических качеств; формирование общекультурных и профессиональных компетенций, приобщение к здоровому образу жизни. Учебный процесс в группах специального медицинского отделения направлен на укрепление здоровья студентов, оптимизацию психофизического развития, приобретение знаний и умений использования средств физической культуры в профилактике заболеваний. Студенты, временно освобожденные от практических занятий, выполняют реферат, тема которого определяется преподавателем, в соответствии с направлением научно-исследовательской работы кафедры. Темы рефератов и требования к его оформлению представлены в Приложении 1. Освоение дисциплины «Прикладная физическая культура» инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья направлено на – коррекцию отклонений в развитии и здоровье, восстановление нарушенных функций, нормализацию двигательной активности и обмена веществ, предупреждение развития атрофии мышц, профилактику контрактур и нарушений опорно-двигательного аппарата, выработку способности самостоятельного передвижения и навыков бытового самообслуживания; – общее укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни, улучшение физического развития и совершенствование двигательных способностей, увеличение степени приспособляемости и сопротивляемости организма к факторам внешней среды. Содержание разделов дисциплины «Прикладная физическая культура» представлены в табл. 3. Таблица 3
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Рекомендуемые образовательные технологии при освоении дисциплины «Прикладная физическая культура»: • учебно-тренировочные и методико-практические занятия; • экспресс-диагностика функционального состояния и тестирование уровня двигательной подготовленности студентов; • самостоятельная работа студентов (выполнение творческих заданий, написание рефератов, тезисов и статей, разработка электронных презентаций участие в работе научно-исследовательского студенческого общества, участие в конференциях, олимпиадах); • рейтинговая технология контроля учебной деятельности студентов для обеспечения их ритмичной работы в течение семестра(табл. 7); • консультирование студентов по вопросам здоровьесберегающих технологий. Методические рекомендации для преподавателей: при проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (мозгового штурма, работы в малых группах, разбора конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, коммуникативного тренинга, деловых и ролевых игр и др.) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20 % аудиторных занятий. 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Формы контроля усвоения студентами содержания дисциплины «Прикладная физическая культура»: • функциональное тестирование; • текущий и итоговый контроль успеваемости; • рейтинговая система оценки. Функциональное тестирование В качестве требований к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающихся, необходимым при освоении дисциплины «Прикладная физическая культура» предполагаются функциональные пробы, включающие в себя: • модифицированную пробу Ромберга; • пробу с задержкой дыхания на вдохе (Штанге); • тест Руфье. Модифицированная проба Ромберга. Исследование функционального состояния ЦНС (центральной нервной системы). Проба Ромберга выявляет нарушение равновесия в положении стоя (статическая координация), что является информативным показателем для оценки функционального состояния ЦНС (табл. 4). Исходное положение: стойка на одной ноге, вторая нога подошвенной поверхностью касается коленного сустава опорной ноги, руки вытянуты вперед, пальцы раздвинуты, глаза закрыты. Засекается время, в течение которого испытуемый сохраняет равновесие, при отсутствии пошатывания тела, тремора рук или век. Оценка состояния ЦНС Таблица 4
Проба с задержкой дыхания на вдохе (Штанге). Исследование функционального состояния дыхательной системы (табл. 5). Определяется время задержки дыхания на вдохе: исследуемые, находясь в положении сидя, делают глубокий вдох (не максимальный) и задерживают дыхание. По секундомеру регистрируется время задержки дыхания у каждого студента. Оценка состояния дыхательной системы Таблица 5
Тест Руфье. Исследование функционального состояния сердечнососудистой системы (табл. 6). После 5-ти минутного спокойного состояния в положении сидя подсчитывается пульс испытуемого за 15 секунд (Р1), затем в течение 45 секунд им выполняются 30 приседаний: присед на максимально согнутых ногах с опорой на носки, туловище вертикально, руки вперед. Сразу после приседаний в положении сидя у испытуемого подсчитывается пульс за первые 15 секунд (Р2) и последние 15 секунд (Р3) первой минуты периода восстановления. Результаты оцениваются по индексу, который определяется по формуле:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|