Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка состояния дыхательной системы




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2016 г.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ПРИКЛАДНАЯ Физическая культура»

 

для студентов очной формы обучения

направления подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство

и народные промыслы

 

Екатеринбург

РГППУ


Учебно-методический комплекс дисциплины «Прикладная физическая культура». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 31 с.

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.

 

Автор: канд. пед. наук, доц. С.П. Миронова
     
     
     
     
     
Рецензент: канд. пед. наук, доц. Т.В. Андрюхина

 

Одобрен на заседании кафедры физического воспитания. Протокол от 17.02.2016 г. № 7.

  Заведующая кафедрой физического воспитания   С.П. Миронова

 

 

Рекомендован к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол от ____________ № ___.

 

  Председатель методической комиссии Института ППО   В.В. Пузырев
     
     
Зам. директора НБ   Е.Н. Билева
Директор Института ППО   И.И. Хасанова

 

 

© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016

© Миронова С.П., 2016

 

 

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины – формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

Оздоровительные задачи – укрепление здоровья, улучшение физического и психического состояния, повышение уровня функционального состояния организма.

Образовательные задачи – формирование двигательных умений и навыков, приобретение знаний практических основ физической культуры и здорового образа жизни, обеспечение необходимого уровня физической и психической подготовленности для оптимизации жизнедеятельности, овладение умениями по самоконтролю в процессе занятий физической культурой, формирование компетенций будущих специалистов.

Воспитательные задачи – формирование потребности в физическом самосовершенствовании и подготовке к профессиональной деятельности, формирование привычки к здоровому образу жизни, воспитание физических и морально-волевых качеств, содействие эстетическому воспитанию и нравственному поведению.

 

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Дисциплина (модуль) «Прикладная физическая культура» является элективной дисциплиной учебного плана ФГОС ВО направления подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Осуществляется в форме практических занятий с целью обеспечения физической подготовленности обучающихся, в том числе профессионально-прикладного характера.

Для изучения дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующей дисциплиной:

Из курса «Безопасность жизнедеятельности»

Знания: основных функциональных и сенсорных систем организма человека; функций нервной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной и др. систем организма; принципов здорового образа жизни человека.

Умения: измерять частоту сердечных сокращений, артериальное давление, оказывать первую медицинскую помощь.

Владения: навыками самоконтроля и регулирования физической нагрузки.

 

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.

Общекультурные компетенции (ОК)

· способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-9).

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

практические основы физической культуры и основные компоненты здорового образа жизни; методики самооценки функционального состояния организма;

принципы и закономерности воспитания и совершенствования физических качеств; способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности.

Уметь:

осуществлять самооценку физического развития, функционального состояния и физической подготовленности организма; осуществлять подбор необходимых прикладных физических упражнений для адаптации организма к различным условиям труда;

применять полученные знания при организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических качеств;

средствами и методами воспитания прикладных психофизических качеств, необходимых для успешного и эффективного выполнения профессиональной деятельности.

 

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Объем часов Семестры
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й
Общая трудоемкость дисциплины              
Аудиторные занятия              
практические занятия              
Самостоятельная работа - - - - - - -
Вид промежуточного контроля   зачет зачет зачет зачет зачет зачет

Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

Курс

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости. Форма промежуточной аттестации
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Входной контроль           Функциональное тестирование
2. Общая физическая подготовка: • Обучение и совершенствование двигательных действий, развитие основных физических качеств   -   - - Участие в практ. занятиях, тестирование
3. Легкая атлетика: • Обучение технике бега на короткие и длинные дистанции; эстафетный бег   -   - - Участие в практ. занятиях, тестирование
4. Спортивные игры: • Баскетбол   -   - - Участие в практ. занятиях
Итого за 1 семестр -   -   Зачет
 
5. Общая физическая подготовка: • Комплексы общеразвивающих и специальных упражнений   -   - - Участие в практ. занятиях, тестирование
6. Вариативная часть: • Коньки (лыжи); • Зимний футбол   -   - - Участие в практ. занятиях
7. Спортивные игры: • Волейбол   -   - - Участие в практ. занятиях
8. Оздоровительная гимнастика: • Комплексы физических упражнений, направленные на профилактику заболеваний   -   - - Участие в практ. занятиях
9. Легкая атлетика: • Совершенствование техники бега на короткие и длинные дистанции   -   - - Участие в практ. занятиях, тестирование
Итого за 2 семестр -   -   Зачет
 
Всего за 1 курс -   -    
   

Курс

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости. Форма промежуточной аттестации
Лекции Практические занятия СРС Консультации
10. Входной контроль           Функциональное тестирование
11. Общая физическая подготовка: • Совершенствование двигательных действий, развитие основных физических качеств   -   - - Участие в практ. занятиях, тестирование
12. Легкая атлетика: • Обучение технике бега на средние дистанции; • Обучение технике прыжка в длину с места   -   - - Участие в практ. занятиях, тестирование
13. Оздоровительная гимнастика: • Комплексы физических упражнений, направленные на оптимизацию психофизического здоровья студентов   -   - - Участие в практ. занятиях
14. Спортивные игры: • Баскетбол   -   - - Участие в практ. занятиях
Итого за 3 семестр -   -   Зачет
 
15. Общая физическая подготовка: • Комплексы специальных упражнений, направленные на развитие основных физических качеств   -   - - Участие в практ. занятиях, тестирование
16. Вариативная часть: • Коньки (лыжи); • Зимний футбол   -   - - Участие в практ. занятиях
17. Спортивные игры: • Волейбол   -   - - Участие в практ. занятиях
18. Оздоровительная гимнастика: • Комплексы физических упражнений, направленные на оптимизацию психофизического здоровья студентов   -   - - Участие в практ. занятиях
19. Легкая атлетика: • Совершенствование техники бега на короткие, средние и длинные дистанции; • Совершенствование техники прыжка в длину с места   -   - - Участие в практ. занятиях, тестирование
Итого за 4 семестр -   -   Зачет
 
Всего за 2 курс -   -    
   

Курс

Разделы учебной дисциплины Семестр Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости. Форма промежуточной аттестации
Лекции Практические занятия СРС Консультации
20. Входной контроль           Функциональное тестирование
21. Общая физическая подготовка: • Совершенствование двигательных действий, развитие прикладных психофизических качеств   -   - - Участие в практ. занятиях, тестирование
22. Легкая атлетика: • Совершенствование техники эстафетного бега и бега по пересеченной местности   -   - - Участие в практ. занятиях, тестирование
23. Оздоровительная гимнастика: • Комплексы физических упражнений, направленные на оптимизацию психофизического здоровья студентов   -   - - Участие в практ. занятиях
24. Спортивные игры: • Футбол; • Баскетбол   -   - - Участие в практ. занятиях
Итого за 5 семестр -   - - Зачет
 
25. Общая физическая подготовка: • Комплексы упражнений, направленные на развитие прикладных психофизических качеств   -   - - Участие в практ. занятиях, тестирование
26. Вариативная часть: • Коньки (лыжи); • Зимний футбол   -   - - Участие в практ. занятиях
27. Спортивные игры: • Волейбол   -   - - Участие в практ. занятиях
28. Оздоровительная гимнастика: • Комплексы физических упражнений, направленные на оптимизацию психофизического здоровья студентов   -   - - Участие в практ. занятиях
29. Легкая атлетика: • Совершенствование техники бега на короткие, средние и длинные дистанции   -   - - Участие в практ. занятиях, тестирование
Итого за 6 семестр     - - Зачет
 
Всего за 3 курс     - -  
   

 

Содержание разделов (тем) дисциплины

Учебный материал программы направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование физической культуры личности, овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, приобретение личного опыта направленного использования средств физической культуры и спорта. Дисциплина реализуется в виде учебно-тренировочных и методико-практических занятий, а также спортивно-массовых мероприятий.

Учебно-тренировочные занятия направлены на повышение уровня функционального состояния и физической подготовленности организма занимающихся; овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических качеств, необходимых для успешного и эффективного выполнения будущей профессиональной деятельности.

Методико-практические занятия предусматривают приобретение студентами знаний практических основ физической культуры и здорового образа жизни, овладение умениями самоконтроля в процессе занятий физической культурой и спортом.

При проведении методико-практических занятий преподавателю рекомендуется придерживаться следующей примерной схемы:

• в соответствии с планируемой темой учебного занятия преподаватель заблаговременно дает студентам указания по ознакомлению с рекомендуемой литературой;

• преподаватель кратко объясняет методы обучения и при необходимости показывает соответствующие приемы, способы выполнения физических упражнений, двигательных действий для достижения необходимых результатов по изучаемой методике;

• студенты на практике воспроизводят тематические задания под контролем преподавателя;

• студентам даются индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию тематических действий, приемов, способов; под руководством преподавателя студентами обсуждаются и анализируются итоги выполнения задания.

Спортивно-массовые мероприятия представляют собой внеурочную форму занятий по физическому воспитанию, направлены на обеспечение возможности самовыражения личности и приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультурно-спортивной деятельности.

Организация учебных занятий.

Для проведения практических занятий студенты распределяются по учебным отделениям:

• основное – для студентов основной и подготовительной медицинских групп;

• специальное медицинское – для студентов специальной медицинской группы и временно освобожденных от практических занятий по состоянию здоровья;

• адаптивной физической культуры – для студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Распределение по учебным отделениям проводится в процессе врачебного контроля в начале учебного года на 1 курсе обучения, с учетом пола, состояния здоровья, физического развития. По окончании любого семестра студент имеет право перейти в отделение другого вида.

Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к учебным занятиям по дисциплине «Прикладная физическая культура» не допускаются.

Учебные занятия в группах основного отделения направлены на всестороннее физическое развитие; приобретение необходимых знаний и умений для выполнения двигательных действий, воспитание основных физических качеств; формирование общекультурных и профессиональных компетенций, приобщение к здоровому образу жизни.

Учебный процесс в группах специального медицинского отделения направлен на укрепление здоровья студентов, оптимизацию психофизического развития, приобретение знаний и умений использования средств физической культуры в профилактике заболеваний.

Студенты, временно освобожденные от практических занятий, выполняют реферат, тема которого определяется преподавателем, в соответствии с направлением научно-исследовательской работы кафедры. Темы рефератов и требования к его оформлению представлены в Приложении 1.

Освоение дисциплины «Прикладная физическая культура» инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья направлено на

– коррекцию отклонений в развитии и здоровье, восстановление нарушенных функций, нормализацию двигательной активности и обмена веществ, предупреждение развития атрофии мышц, профилактику контрактур и нарушений опорно-двигательного аппарата, выработку способности самостоятельного передвижения и навыков бытового самообслуживания;

– общее укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни, улучшение физического развития и совершенствование двигательных способностей, увеличение степени приспособляемости и сопротивляемости организма к факторам внешней среды.

Содержание разделов дисциплины «Прикладная физическая культура» представлены в табл. 3.

Таблица 3

 

№ п/п Разделы дисциплины и их содержание
1. Входной контроль Обучение методике самооценки функционального состояния организма. Уровень функционального состояния организма определяется с помощью функциональных проб и тестов: • модифицированная проба Ромберга; • проба с задержкой дыхания на вдохе (Штанге); • тест Руфье.
2. Общая физическая подготовка (ОФП) Основы техники безопасности на занятиях ОФП. Общая физическая подготовка (обучение и совершенствование двигательных действий; развитие физических качеств; развитие прикладных психофизических качеств). Средства: строевые упражнения, общеразвивающие и специальные упражнения с предметами и без предметов. Развитие силы. Использование упражнений с отягощением, соответствующим собственному весу, весу партнера и его противодействию, с сопротивлением упругих предметов (эспандеры и резиновые амортизаторы), с отягощением (гантели, набивные мячи). Развитие быстроты. Развитие двигательной реакции повторным реагированием на различные (зрительные, звуковые, тактильные) сигналы. Развитие выносливости. Увеличение числа повторений упражнений или их элементов в единицу времени за счет увеличения моторной плотности занятий. Непрерывное чередование интенсивности выполнения упражнений. Повторение выполнения занятий с повышенной скоростью и различными интервалами времени для отдыха. Последовательное выполнение упражнений в различных сочетаниях. Развитие гибкости. Выполнение движений с оптимальной амплитудой. Пружинящие, маховые движения, упражнения с самозахватами или с помощью партнера. Развитие ловкости. Непрерывное освоение новых упражнений; специальные упражнения, совершенствующие координационные способности. Упражнения на точность и согласованность движений. Подвижные игры, акробатические и гимнастические упражнения. Упражнения психофизического воздействия на организм. Снятие умственного и физического утомления, повышение работоспособности; восстановление; мышечная релаксация; массаж и самомассаж.
3. Легкая атлетика Основы техники безопасности на занятиях легкой атлетикой. Обучение и совершенствование техники бега на короткие (60 м, 100 м), средние (400 м, 1000 м) и длинные дистанции (2000 м, 3000 м). Эстафетный бег. Прыжок в длину с места. Бег по пересеченной местности. Средства: комплексы специальных упражнений, бег по прямой и по повороту, низкий старт и стартовый разбег, переход от стартового разбега к бегу, передача эстафетной палочки.
4. Спортивные игры Основы техники безопасности на занятиях спортивными играми. Баскетбол. Обучение и совершенствование техники игры в баскетбол. Правила игры и основы судейства. Средства: комплексы специальных упражнений; учебные и контрольные игры. Воспитание скоростно-силовых качеств и специальной выносливости в баскетболе. Техника перемещений: стойки, ходьба, бег, прыжки, остановки, повороты. Техника овладения мячом: ловля, передача мяча, броски, ведение. Техника игры в защите и нападении. Тактическая подготовка. Тактика нападения: индивидуальная, групповая, командная. Тактика защиты: индивидуальная, групповая и командная. Психологическая подготовка: выработка «чувства мяча», «чувства времени», лидерства, предвидения ситуации, оперативного мышления. Роль баскетбола в формировании организаторских способностей, настойчивости, решительности, честности, уверенности, чувства коллективизма. Волейбол. Обучение и совершенствование техники игры в волейбол. Правила игры и основы судейства. Средства: комплексы специальных упражнений; учебные и контрольные игры. Развитие специальных физических и двигательных качеств: прыжковой выносливости, ловкости, быстроты реакции и др. Техника перемещений: стойки и перемещения. Техника овладения мячом: передачи мяча двумя руками сверху и снизу, подача мяча, нападающий удар, блокирование. Техника игры в защите и нападении, при подачах и приеме мяча. Тактическая подготовка. Организация игры с помощью определенных индивидуальных, групповых и командных действий. Упражнения, направленные на преимущественное развитие быстроты реакции и ответных действий, ориентировки, наблюдательности, сообразительности, готовность к выполнению игровых приемов, мгновенная реакция на быстро меняющуюся ситуацию, выполнение игрового приема наиболее рациональным способом строго по заданию в соответствии с тактическим планом игры. Психологическая подготовка. Воспитание сознательной дисциплины, выдержки, чувства коллективизма, творческой активности, воли, настойчивости. Футбол. Обучение и совершенствование техники игры в футбол. Правила игры и основы судейства. Средства: комплексы специальных упражнений; учебные и контрольные игры. Развитие физических качеств: выносливости, силы, ловкости, быстроты. Техническая подготовка. Перемещение, удары по мячу ногами, удары по мячу головой, приемы мяча, отбор мяча, финты. Техника игры вратаря. Тактическая подготовка. Индивидуальные действия, групповые и командные действия игроков. Тактика игры при атакующих и оборонительных действиях. Психологическая подготовка. Воспитание воли, мужества, развитие оперативного мышления, предвидения ситуации, интенсивности внимания, целеустремленности, чувства коллективизма.
5. Оздоровительная гимнастика Основы техники безопасности на занятиях оздоровительной гимнастики. Обучение и совершенствование техники выполнения специальных упражнений для профилактики различных заболеваний. Формирование навыков правильного дыхания во время выполнения упражнений. Закаливание и его значение для организма человека (занятия на улице). Обучение методам снятия психофизического и мышечного напряжения (расслабление под музыку, релаксация). Развитие подвижности позвоночника и суставов, чувства ритма и мышечной чувствительности. Формирование психофизических свойств личности студента, развитие коммуникативности, эмоционально-волевых качеств, устойчивости внимания.
6. Вариативная часть Содержание вариативной части программы определяется решением кафедры физического воспитания с учетом интереса и индивидуальных особенностей студентов, региональных особенностей работы университета, материально-технической базы, а также спортивной специализации преподавателя. Конькобежный спорт Основы техники безопасности на занятиях по конькобежному спорту. Обучение технике бега на коньках. Бег по прямой. Старт и торможение. Правила соревнований, основы судейства. Лыжный спорт Основы техники безопасности на занятиях по лыжному спорту. Освоение техники лыжных ходов. Повороты. Подъемы и спуски с гор. Прохождение дистанции. Правила соревнований, основы судейства. Зимний футбол Основы техники безопасности на занятиях по зимнему футболу. Освоение техники игры. Правила соревнований, основы судейства.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Рекомендуемые образовательные технологии при освоении дисциплины «Прикладная физическая культура»:

• учебно-тренировочные и методико-практические занятия;

• экспресс-диагностика функционального состояния и тестирование уровня двигательной подготовленности студентов;

• самостоятельная работа студентов (выполнение творческих заданий, написание рефератов, тезисов и статей, разработка электронных презентаций участие в работе научно-исследовательского студенческого общества, участие в конференциях, олимпиадах);

• рейтинговая технология контроля учебной деятельности студентов для обеспечения их ритмичной работы в течение семестра(табл. 7);

• консультирование студентов по вопросам здоровьесберегающих технологий.

Методические рекомендации для преподавателей: при проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (мозгового штурма, работы в малых группах, разбора конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, коммуникативного тренинга, деловых и ролевых игр и др.) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20 % аудиторных занятий.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Формы контроля усвоения студентами содержания дисциплины «Прикладная физическая культура»:

• функциональное тестирование;

• текущий и итоговый контроль успеваемости;

• рейтинговая система оценки.

Функциональное тестирование

В качестве требований к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающихся, необходимым при освоении дисциплины «Прикладная физическая культура» предполагаются функциональные пробы, включающие в себя:

• модифицированную пробу Ромберга;

• пробу с задержкой дыхания на вдохе (Штанге);

• тест Руфье.

Модифицированная проба Ромберга. Исследование функционального состояния ЦНС (центральной нервной системы). Проба Ромберга выявляет нарушение равновесия в положении стоя (статическая координация), что является информативным показателем для оценки функционального состояния ЦНС (табл. 4).

Исходное положение: стойка на одной ноге, вторая нога подошвенной поверхностью касается коленного сустава опорной ноги, руки вытянуты вперед, пальцы раздвинуты, глаза закрыты. Засекается время, в течение которого испытуемый сохраняет равновесие, при отсутствии пошатывания тела, тремора рук или век.

Оценка состояния ЦНС

Таблица 4

Время удержания равновесия (сек.) Функциональное состояние ЦНС системы Баллы
Больше 16 отличное  
11 – 15 хорошее  
6 – 10 удовлетворительное  
3 – 5 неудовлетворительное  
  слабое  

Проба с задержкой дыхания на вдохе (Штанге). Исследование функционального состояния дыхательной системы (табл. 5). Определяется время задержки дыхания на вдохе: исследуемые, находясь в положении сидя, делают глубокий вдох (не максимальный) и задерживают дыхание. По секундомеру регистрируется время задержки дыхания у каждого студента.

Оценка состояния дыхательной системы

Таблица 5

Время задержки дыхания (сек.) Функциональное состояние дыхательной системы Баллы
  отличное  
  хорошее  
  удовлетворительное  
  неудовлетворительное  
  слабое  

 

Тест Руфье. Исследование функционального состояния сердечнососудистой системы (табл. 6). После 5-ти минутного спокойного состояния в положении сидя подсчитывается пульс испытуемого за 15 секунд (Р1), затем в течение 45 секунд им выполняются 30 приседаний: присед на максимально согнутых ногах с опорой на носки, туловище вертикально, руки вперед. Сразу после приседаний в положении сидя у испытуемого подсчитывается пульс за первые 15 секунд (Р2) и последние 15 секунд (Р3) первой минуты периода восстановления. Результаты оцениваются по индексу, который определяется по формуле:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...