Павловский темпераментальный опросник (pts)
Стр 1 из 5Следующая ⇒ КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по предмету «Психология и педагогика (Часть I. Психология)» для студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в информационной сфере)», квалификации «Информатик-аналитик»; специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификаций «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»; «Референт-аналитик информационных ресурсов»
Кемерово 2011
Утверждена на заседании кафедры педагогики и психологии 03.03.2011 г., протокол № 7. Психология и педагогика (Часть I. Психология): Рабочая тетрадь [Текст]: учебное пособие для студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в информационной сфере)», квалификации «Информатик-аналитик»; специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификаций «Библиотекарь-библиограф, преподаватель»; «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»; «Референт-аналитик информационных ресурсов» / сост. З.М. Ахметгалеева. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2011. – 26 с.
Оглавление
Введение 4 Практическое занятие № 1. Тема: «Темперамент» 6 Практическое занятие № 2. Тема: «Характер» 12 Практическое занятие № 3. Тема: «Психология способностей» 19 Практическое занятие № 4. Тема: «Психология общения» 24 Практическое занятие № 5. Тема: «Психология конфликта» 31 Практическое занятие № 6. Тема: «Личность и группа» 38 Вопросы к экзамену 40 Методические рекомендации по написанию самостоятельной работы «Психологическая характеристика» 43
Введение
Психологические знания занимают важное место в структуре профессиональной подготовки студентов любых направлений обучения. Студенты технических специальностей как никто другой нуждаются в психолого-педагогических знаниях как средстве самопознания и построения отношений с окружающими. Знание и четкое представление о социально-психологических явлениях и их закономерностях помогут будущему специалисту скорее адаптироваться в новых для него условиях деятельности, в том числе связанных со взаимодействием с другими людьми. Вот почему психолого-педагогические дисциплины, преподаваемые в рамках государственного стандарта, должны быть максимально насыщенными и интенсивными. Этому может способствовать тщательно спланированная самостоятельная работа как форма подготовки к практически занятиям.
Кроме того, в современном профессиональном образовании наблюдается тенденция увеличения доли самостоятельной работы студентов. Подготовка к практическим занятиям студентов дневной формы обучения и выполнение контрольных работ студентов заочной формы обучения занимает значительное место в учебном процессе любого вуза. Данное учебное пособие по дисциплине «Педагогика и психология. Часть 1: Психология: Рабочая тетрадь» предназначено для глубокого изучения студентами специальности 080801 «Прикладная информатика (в информационной сфере)», квалификации «Информатик-аналитик»; специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификаций «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»; «Референт-аналитик информационных ресурсов» вопросов, вынесенных на практические занятия по психологии, овладения методами анализа психологических данных, творческого обсуждения психологических феноменов и закономерностей, а также может быть использовано преподавателями психологических дисциплин при построении учебных курсов, занятий, при организации самостоятельной работы студентов.
Рабочая тетрадь предназначена для проведения шести практических занятий, охватывающих некоторые темы дисциплины «Педагогика и психология. Часть 1: Психология», не вошедшие в лекционный курс: темперамент; характер; психология способностей; психология общения; психология конфликта; личность и группа. Рабочая тетрадь включает планы практических занятий, списки рекомендуемой литературы, вопросы для подготовки к экзамену и самые разнообразные задания: подготовка докладов, анализ и интерпретация результатов психологической диагностики, заполнение таблицы, тематика которых учитывает все требования государственного стандарта по этой дисциплине.
Практическое занятие № 1. Тема: «Темперамент» План 1. Понятие и определение темперамента. 2. История учений о темпераменте (Гиппократ, Э.Кречмер, У.Шелдон). 3. Современные представления о природе темперамента (И.П.Павлов, Б.М.Теплов, В.М.Русалов). 4. Физиологические основы темперамента. 5. Темперамент как основа для формирования стиля деятельности.
Литература: 1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. - СПб.: Речь, 2003. С. 405-428. 2. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – С. 553-566. 3. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Академия, 1995 – С. 451 – 489. 4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с. (§§ 4.1., 15.8.). 5. Русалов В.П. О природе темперамента и его месте в структуре индивидных свойств человека// Вопросы психологии. – 1985.- №1. – С. 19-32.
Задание для самостоятельной работы Ответьте на Павловский темпераментальный опросник. Определите, к какому типу темперамента Вы относитесь, используя классификацию темпераментов, данную И. П. Павловым. ПАВЛОВСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТАЛЬНЫЙ ОПРОСНИК (PTS)
Назначение теста: исследование свойств нервной системы: силы процессов возбуждения, торможения и подвижности нервной системы. Шкалы: сила процессов возбуждения, сила процессов торможения, подвижность нервной системы
Инструкция к тесту: Этот опросник содержит утверждения, касающиеся разных свойств нервной системы. Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что у каждого свойства есть свои достоинства
Просим Вас определить свое отношение к высказываниям по порядку, не заглядывая в свои предыдущие ответы. Старайтесь оценивать себя искренне, описывайте себя таким (такой), каким (какой) Вы были на протяжении последнего года (нескольких лет), а не таким (такой), каким (какой) Вы хотели бы быть. Вам будет легче дать ответ, если Вы будете сравнивать себя со знакомыми Вам людьми того же пола и приблизительно того же возраста. Совершенно очевидно, что поведение и взгляды изменяются в зависимости от ситуации, тем не менее просим Вас дать общую оценку самого (самой) себя и описывать себя таким (такой), каким (какой) Вы бываете обычно.
На каждое утверждение можно дать один из четырех ответов.
1 – Решительно не согласен 2 – Скорее не согласен 3 – Скорее согласен 4 – Полностью согласен ТЕСТ 1. Если меня кто-нибудь обижает, я стараюсь ответить тем же. 2. Я отказываюсь от задуманного, если внезапно выясняется, что это сопряжено с опасностью 3. Я быстро настраиваюсь на неожиданный визит. 4. Если по ходу реализации плана возникают опасности, для меня это вполне достаточная причина, чтобы от него отказаться. 5. Мне трудно отказаться от чего-то, что доставляет мне удовольствие, даже если окружающие меня об этом просят. 6. Внезапная угроза не лишает меня мужества. 7. Я с трудом привыкаю к новой среде. 8. Я не люблю работать под громкую музыку. 9. Даже в незнакомом месте я быстро начинаю себя чувствовать как дома. 10. Должно пройти много времени, прежде чем я привыкну к новым знакомым. 11. При чтении я избегаю шума. 12. Я легко привыкаю к новому месту. 13. Я охотно работаю, когда вокруг большое движение. 14. Я легко перехожу от одной работы к другой. 15. Я охотно принимаю вызов, таящийся в рискованном начинании. 16. Я могу выполнять поочередно, один за другим, совершенно разные виды работы. 17. Иногда мне трудно оторваться от разговора, хотя – в принципе – я собирался заняться чем-то совершенно другим.
18. Я опасаюсь сколько-нибудь значительного риска. 19. Я в состоянии попеременно выполнять совершенно разные действия. 20. Я неохотно включаюсь в рискованные игры. 21. Быстрый переход от одного действия к другому не представляет для меня трудности. 22. Если возникает необходимость заняться делом, то я легко отрываюсь от разговора. 23. Мне нелегко дается смена настроений. 24. Когда у меня плохое настроение, то даже то, чему я обычно радуюсь, не в состоянии его рассеять. 25. Даже перед лицом опасности я сохраняю спокойствие. 26. Я делаю перерыв раньше, чем планировал, потому что слишком поглощен мыслями о том, что собираюсь делать во время перерыва. 27. Шум во время работы выводит меня из себя. 28. Я сохраняю спокойствие в автомашине, даже если возникает опасность. 29. Я отношусь к той породе людей, которые без труда меняют свое настроение. 30. Иной раз я лишь с трудом сдерживаюсь, дожидаясь своей очереди выступить. 31. Для перехода от печали к радости мне необходимо много времени. 32. Я бы замучился, если бы мне пришлось одновременно разговаривать по двум телефонам. 33. Когда вокруг меня все время что-то происходит, моя производительность снижается. 34. Мне нравятся ситуации, в которых я могу одновременно заниматься разными вещами. 35. Моя производительность падает, если вокруг много отвлекающих меня от работы факторов. 36. Я с трудом даю своему собеседнику кончить фразу. 37. Если я считаю это необходимым, то легко сдерживаю желание сразу же высказать свое мнение. 38. На заданный мне вопрос я, как правило, отвечаю мгновенно, хотя иной раз разумнее было бы подождать. 39. Я быстро справляюсь с изменениями хода моей работы. 40. Мне все равно, что кому-то мешает мое хобби (увлечение) 41. Я не в состоянии работать, если вокруг меня все время что-то происходит. 42. Я с легкостью приспосабливаюсь к внезапным изменениям моих планов работы (распорядок дня). 43. Меня выводит из себя то, что встреча с моим начальником откладывается. 44. Я быстро привыкаю к новому месту 45. Я не устаю даже от длительной и тяжелой работы 46. Когда это требуется, я без труда сдерживаюсь, прежде чем поделиться с другими переданной мне по секрету информацией 47. Меня не изматывает даже очень напряженная работа. 48. На работе окружающие по одному моему виду, как правило, угадывают, радуюсь ли я, нервничаю или в плохом настроении. 49. Я быстро устаю, когда приходится работать дольше обычного. 50. Я люблю разговаривать одновременно с несколькими людьми. 51. Чувство раздражения не мешает мне реализовать мои планы. 52. Даже читая газету, я не теряю нить разговора.
53. Когда так и хочется сказать что-то злое, я все же могу сдержаться. 54. Даже когда я стараюсь это скрыть, по мне сразу видно, что я разочарован. 55. Мое лицо – «открытая книга», которую каждый может читать. 56. Меня настолько выводят из себя неприятные известия, что я уже не способен сосредоточиться на своих делах. 57. Объясняя что-то, я легко раздражаюсь. 58. Когда следует, я без труда могу сдержаться от проявления своих чувств. 59. Неожиданные перемены в моем распорядке дня выводят меня из себя. 60. Когда я поручаю кому-то работу, то с трудом дожидаюсь момента ее завершения. 61. Волнующие переживания мешают мне осуществить мои намерения. 62. Когда я нервничаю, это сразу видно. 63. Когда представляется возможность бросить взгляд на чужие вещи или записи, я с трудом сдерживаю любопытство.
Ключ к тесту • Ответы на эти вопросы следует инвертировать (1 = 4; 2 = 3; 3 = 2; 4 = 1): 2, 4, 8, 11, 18, 20, 27, 33, 35, 41, 49, 56, 61, 1, 5, 17, 26, 30, 36, 38, 40, 43, 48, 54, 55, 57, 60, 62, 63, 7, 10, 12, 23, 24, 31, 32, 59. • Сила процессов возбуждения (SE): 2, 4, 6, 8, 11, 13, 15, 18, 20, 25, 27, 28, 33, 35, 41, 45, 47, 49, 51, 56, 61. • Сила процессов торможения (SI): 1, 5, 17, 22, 26, 30, 36, 37, 38, 40, 43, 46, 48, 53, 54, 55, 57, 58, 60, 62, 63. • Подвижность нервной системы (МО): 3, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 19, 21, 23, 24, 29, 31, 32, 34, 39, 42, 44, 50, 52, 59.
На основе подсчета суммарного балла определяют силу возбуждения (SE), силу торможения (SI), подвижность нервной системы (МО) у испытуемого.
Интерпретация результатов
Значительная разница между силой возбуждения (SE) и силой торможения (SI) свидетельствует о неуравновешенности нервной системы. Практическое занятие № 2. Тема: «Характер» План 1. Понятие и определение характера. 2. Закономерности формирования характера. Соотношение биологического и социального в формировании характера. 3. Описание и классификации характера (К. Леонгард и Е.А. Личко, Э. Фромм, К. Юнг, Р. Кеттелл). 4. Понятие и определение акцентуаций характера. 5. Профессионально важные черты характера у представителей Вашей профессии.
Литература: 1. Гиппенрейтер Ю.В. Введение в общую психологию. - М.: Че Ро, 2000. - С. 244-267, 267-292. 2. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М., 1983. - С. 39-94. 3. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – С. 567–581. 4. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, Астрель, 2008. - С. 135-196, 268, 294-353, 494-696. 5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 3-е изд., перераб. и доп. - Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. - С. 311-378.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|