Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы




Задание №1.

Познакомьтесь с определениями способностей, выработанными в отечественной психологии. Определите, в чем все психологи сходятся, а в чем их позиции различаются. Обобщите приведенные определения, сформулируйте наиболее полное понятие способности.

1. Б. М. Теплов: «Под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

2. Н. В. Кузьмина: «Способности — индивидуально устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению (т.е. созданию) наиболее продуктивных способов получения искомых результатов в ней».

3. Л. А. Венгер: «Способности — ориентировочные действия».

4. А. Н. Леонтьев: «Природные способности — это не задатки, а то, что формируется на их основе».

5. С. Л. Рубинштейн: «Способность — это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности. Более или менее специфические качества, которые требуются для определенной деятельности и через посредство ее могут сформироваться на базе тех или иных задатков. Все специальные способности человека — это в конце концов различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению».

6. В. Д. Шадриков: «Способности — свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности».

7. Н. С. Лейтес: «Способности — особенности психики, отличающие людей друг от друга по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности».

8. Ю. Б. Гиппенрейтер: «Способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности являются наиболее ярким, определяющим выражением человеческой индивидуальности, именно они характеризуют его как активного субъекта деятельности».

 

Задание №2.

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. Способности — это те качества личности, которые нужны для осуществления деятельности, которые обеспечивают... ее выполнения.

2. Способности формируются и проявляются только в..., причем только в такой, которая не может без них осуществляться.

3.... могут в большей или меньшей мере способствовать развитию... так же, как суглинок или чернозем в разной степени благоприятны для развития растений. Но что именно вырастет из семени — яблоня или слива — зависит не от почвы, а от того, какое... было брошено.

4. О способностях говорят как об....... особенностях, т.е. выделяют такие способности, которые имеют... природу и... варьируют.

5. Устанавливая связь способностей с... выполнением..., мы ограничиваем круг....... особенностей теми, которые обеспечивают эффективный результат....

6. Способности — это....... особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами... и их... осуществлению.

7. По мнению С. Л. Рубинштейна, способности... и... в процессе...; в неразвитой форме они существуют как... и служат... ее освоения.

8. Известно мнение Б. М. Теплова, что способности не существуют до....

 

Задание №3.

Продолжите следующие высказывания.

1. Даже если в детском возрасте и проявилась какая-то способность, это совсем не является гарантией...

2. Чтобы способности реализовались, необходимо...

3. Нельзя говорить о наличии способностей к рисунку, если человека...

4. «Неспособность» к чему-либо обнаруживается, когда при прочих равных условиях человек...

5. При выраженных способностях родителей с большой вероятностью создаются...

6. Способность — это всегда способность к чему-то, к конкретной деятельности; задатки же сами по себе...

7. Задатки многозначны: один и тот же задаток может...

 

Задание №4.

Переведите на язык современной научной психологии следующие афоризмы.

1. Делать легко то, что для других трудно, — это талант; делать то, что для таланта невозможно, — это гений. (Амьелъ)

2. Гений есть не что иное, как дар огромного терпения. (Бюффон)

3. Гений — это способность видеть невидимое, двигать неосязаемое, рисовать то, что не имеет формы. (Жубер)

4. Гений — один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота. (Эдисон)

5. Во всяком творении гения мы узнаем собственные отвергнутые мысли. (Эмерсон)

6. Талант на одну треть состоит из инстинкта, на одну треть — из памяти и на одну треть — из воли. (Досси)

7. Талант — дар, над которым властвует человек; гений — дар, властвующий над самим человеком. (Лоуэлл)

8. Талант работает, гений творит. (Шуман)

9. Широта ума, сила воображения и активность души — вот что такое гений. (Дидро)

10. Гений — это неспособность ничего не делать. (Дюбо)

11. Не может быть гения без исключительной энергии и исключительной работоспособности. (В. Либкнехт)

12. Без страсти нет гениальности. (Моммзен)

13. Талант без гения не намного возвышается над уровнем голой виртуозности. (Гегель)

14. Чтобы иметь талант, нужно быть уверенным, что обладаешь им. (Флобер)

Практическое занятие № 4. Тема: «Психология общения»

План

1. Понятие и определение общения.

2. Функции и структура общения.

3. Общение как обмен информацией.

4. Общение как межличностное взаимодействие.

5. Межличностное восприятие и понимание.

 

Литература:

1. Психология. Учебник. / Под. ред. А.А. Крылова. -2‑е изд. - М.: «Проспект», - 2011. - С. 421-438.

2. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Академия, 1995 – С. 280-309.

3. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — С. 269-276.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. = изд. 3-е, перераб. и доп. - Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. - С. 412-462.

 

Темы для докладов:

1. Язык жестов как средство невербальной коммуникации.

2. Коммуникативные барьеры.

3. Способы оказания психологического влияния в процессе общения.

4. Виды и техники слушания.

5. Трансактный анализ общения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...