Театральная публика
Каждый московский театр имел свою публику. Самая требовательная и строгая публика была в Малом театре. На первых представлениях всегда бывали одни и те же строгие, истинные любители искусства. Люди, повидавшие все лучшее за границей, они в состоянии были заплатить огромные деньги барышникам или при помощи связей и знакомств получить билеты из кассы. И рецензенты тогда были строгие и важные. Они занимали места от второго до четвертого ряда: у каждой газеты свое кресло. Важно и торжественно входили они в зрительный зал, когда уже вся публика сидела на своих местах. Как сейчас вижу: с биноклем, опершись на барьер, осматривает театр Н. П. Кичеев, стройный, вылощенный сотрудник «Новостей» Нотовича; рядом с ним, всегда неразлучно, А. Д. Курепин, фельетонист «Нового времени». Вот идет на свое место небольшой, с палочкой, человечек. Это – С. Ф. Флеров, самый серьезный из рецензентов, писавший в «Московских ведомостях» под псевдонимом «С. Васильев»; к его статьям, всегда руководящим, очень прислушивались актеры. Быстро, почти ощупью, как‑ то боком пробегал, в сопровождении капельдинера, седовласый С. А. Юрьев и садился рядом с таким же седовласым М. Н. Ремезовым – оба из «Русской мысли». Тут же сидел и А. П. Лукин из «Русских ведомостей», Вл. И. Немирович‑ Данченко из «Русского курьера» и Н. О. Ракшанин из «Московского листка». Это были присяжные рецензенты – гроза артистов, всегда одинаковые и неизменные на премьерах всех театров. На первых представлениях Малого театра, кроме настоящих театралов, бывало и именитое московское купечество; их семьи блистали бриллиантами в ложах бельэтажа и бенуара. Публика с оглядкой, купечески осторожная: как бы не зааплодировать невпопад. Публика невыгодная для актеров и авторов.
В Большом театре на премьерах партер был занят барами, еще помнившими крепостное право, жалевшими прежнюю пору, брюзжащими на все настоящее и всем недовольными. Зато верхи были шумливы и веселы. Истинные любители оперы, неудавшиеся певцы, студенты, ученики равных музыкально‑ вокальных школ, только что начавших появляться тогда в Москве, попадающие обыкновенно в театр по контрамаркам и по протекции капельдинеров.
…И шумит, и гудит, и не троньте его, Яко наг, яко благ, яко нет ничего…
В верхних ложах публика «наплывная» Верхняя ложа стоила пять рублей, и десяток приказчиков и конторщиков набивали ее «по полтине с носа» битком, стоя плотной стеной сзади сидящих дам, жующих яблоки и сосущих леденцы. – И чего актеры поют, а не говорят, слов не разберешь! – жаловались посетители таких лож. – Одна песня, а слов нет! Ложи бенуара и бельэтажа сплошь занимались купечеством: публика Островского. Иногда в арьерложе раздавался заглушенный выстрел; но публика не беспокоилась: все знали, что в верхней ложе жених из ножевой линии угощал невесту лимонадом. Премьеры театра Корша переполнялись обыкновенно передовыми людьми; писатели, актеры и поклонники писателей и актеров, спортсмены, приезжие из провинции на бега, среднее купечество и их дамы – все люди, любящие вволю посмеяться или пустить слезу в «забирательной драме», лучшая публика для актера и автора. Аплодисменты вплоть до топания ногами и крики при вызовах «бис, бис» то и дело. «Отколупнет ли крендель» Градов‑ Соколов, закатит ли глаза томная Рыбчинская, рявкнет ли Соловцов или, как в барабан, лупит себя по груди Рощин‑ Инсаров, улыбнется ли, рублем подарит наивная Мартынова – на все отзыв от всей души, с шумом и грохотом. В антрактах купеческие сынки перед зеркалом в уборной репетируют жесты изящного Петипа.
Сам Федор Адамович Корш ныряет среди публики, улыбается и радуется полному сбору. Как‑ то священник соседней с театром церкви пожаловался Коршу, что народ мало ходит в церковь. А Корш ему: – Репертуарчик старенький у вас! У меня вот каждая пятница – новинка, и всегда полно… Весел Корш, весела публика, веселы актеры, дебютантам – благодать: как ни играй, успех обязательно. В театре Родона – оперетка… Своя там публика. Пожившая, износившаяся – старые развратники, наблюдающие обнаженные торсы и рассматривающие в бинокли, не лопнуло ли где‑ нибудь трико у артистки. Публика, воспитанная в «Салошках», кафе‑ шантанах и в театральных маскарадах. Были еще два театра – «Немчиновка» и «Секретаревка». Там играли кружки любителей. Много из этих кружков вышло хороших актеров, театры эти сдавались внаймы на спектакль. И каждый кружок имел свою публику. Один из моих друзей – репортер – прямо по нюху, закрыв глаза, при входе в зал угадывал, какой кружок играет: рыбники ли. мясники ли, овощники ли из Охотного ряда. Какой торговец устраивает, такая у него и публика: свой дух, запах, как у гоголевского Петрушки. Особенно рыбники. Помню курьез. В числе любителей был в Москве известный гробовщик Котов. Недурно играл. Поставил он «Свадьбу Кречинского» и сам играл Кречинского. Зал бушевал, аплодируя после первого акта, ведь после каждого спектакля Котов угощал публику ужином – люди все были свои. Наконец, второй акт. Вдруг неожиданно, запыхавшись, в шубе вбегает на сцену его приказчик и шепчет что‑ то Котову на ухо. – Ну? Сейчас. Ступай отсюда! – Да торопитесь, а то перехватят! Кречинский сорвал сначала одну бакенбарду, потом другую и бросился, ни слова не говоря, бежать со сцены. Оказалось, что умер один из богачей Хлудовых, и он побежал получить заказ. Публика не обиделась: дело прежде всего! И стали танцевать. Но совершенно особенные картины можно было наблюдать в незадачливом детище М. В. Лентовского, в театре «Скоморох». Театр этот назывался «народным», был основан на деньги московского купечества. Конечно, народным в настоящем смысле этого слова он не был. Чересчур высокая плата, хотя там были места от пяти копеек, а во‑ вторых, обилие барышников делали его малодоступным не только для народа, но и для средней публики.
Не было и подходящего репертуара, но труппа была прекрасная, и посетители валили валом. Публика ходила в «Скоморох» самая разнообразная: чуйки, кафтаны, тулупы, ротонды, платья декольте шелковые, шерстяные, ситцевые и сарафаны. В фойе, в буфете дым стоял от разного табаку, до махорки включительно. В зрительном зале запах полушубка и смазных сапог. В «купонах» на верхотуре сидят две хорошенькие модистки. – Ах, какой душка Лентовский! – восклицает одна. – Да надоела ты мне с ним! Целое утро Лентовский да Лентовский, давай лучше плешивых считать! – Давай. Один, два, три!.. – Позвольте, Софья Терентьевна, от всего моего сердца предложить вам сей апельсин, – говорит военный писарек, вынимая из заднего кармана пару апельсинов. – Ах, какой вы, Тихон Сидорович! Вечно собьет… – Вы чем это изволите заниматься? – Оставьте! Двадцать два, двадцать три… – ткнула пальцем Соня чуть не в самую плешивую голову сидевшего впереди их купца. – Эфти вы насмешки лучше оставьте‑ с, постарше себя не тычьте, заведите свою плешь, да и тешьтесь. А насчет чужой рассуждение не разводите‑ c! – Позвольте‑ с, – авторитетно заявляет писарь, поправляя «капуль», – это‑ с, собственно, не касательно вашей плеши, а одна профанация насчет приятного препровождения времени. – А тебя не спрашивают, не к тебе речь. Погоди, и твой капуль‑ то вылезет. Вот у меня Филька – приказчик есть. Тоже капулем чесался. Придет к паликмахтеру, да и говорит: остриги меня, чтобы при хозяине по‑ русски, а без хозяина а ля капуль выходило… – Семьдесят два, семьдесят три, семьдесят четыре, семьдесят пять… – А вы знаете, Софья Терентьевна, песенку про плешивых‑ с? – Семьдесят девять… восемьдесят… – Мы плешивых песенок не знаем. Впрочем, спойте. – Извольте‑ с. Плешь к плеши приходила, Плешь плеши говорила: Ты плешь, я плешь, На плешь капнешь, Плешь обваришь, Что заговоришь… – Не ожидала от вас таких глупостев, Тихон Сидорович, не ожидала‑ с… – Что с дурака взять? – замечает плешивый купец. – Сам дурак. – Ну ты, сам дурак и выходишь! – То есть, какое вы имеете полное право ругаться? – Еще бьют дураков‑ то, да и плакать не велят. – Восемьдесят один, восемьдесят два… восемьдесят три… – Сиволапый мужик… – Барин с Хитрова! Жулье! – Кто? Я жулье? – Известно, ты. – Кто, я? Жулье? – Жулье… – Жулье? Господин околоточный, господин околоточный… Пожалте‑ с! Околоточный грозит от входа пальцем. Поднимается занавес. В театре крики: – Тише! Тише! Слышится тихий шепот: – Восемьдесят девять, девяносто, девяносто один…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|