Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разделы учебной дисциплины «история и теория религии» и виды занятий




Санкт-Петербургский университет

Государственной противопожарной службы МЧС России

 

УТВЕРЖДАЮ Начальник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России генерал-лейтенант внутренней службы О.М.Латышев «____»________________20___ г.  
   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ

Направление подготовки

Пожарная безопасность»

 

квалификация (степень)

Специалист

 

Санкт-Петербург
1. Цели и задачи дисциплины «История и теория религии»

Цели освоения дисциплины «История и теория религии»:

· формирование целостного мировоззрения и развитие системного стиля мышления;

· ознакомление с общетеоретическими религиоведческими представлениями;

· изучение проблематики истории и теории религии как научной дисциплины.

 

В процессе освоения дисциплины «История и теория религии» обучающийся формирует и демонстрирует

общекультурные компетенции:

· способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных, экономических и социальных дисциплин (ОК-2);

· способность работать самостоятельно, принимать решения (ОК-6).

Задачи дисциплины «История и теория религии»:

· изучение основных подходов в трактовке феномена религии;

· усвоение особенностей возникновения и развития основных религиозных традиций мира;

· изучение структуры религии;

· определение значения религиозного фактора в современной культурной и общественно-политической жизни.

Место дисциплины «История и теория религии» в структуре ООП

Дисциплина «История и теория религии» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу ООП по направлению 280705.65 «Пожарная безопасность» (квалификация (степень) специалист).

Изучение учебной дисциплины «История и теория религии» опирается на учебные курсы дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1) и связана с содержанием и проблематикой таких дисциплин как история, социология, культурология, политология, философия, образуя тем самым целостный мировоззренческий и методологический комплекс.

 

Изучение учебной дисциплины «История и теория религии» становится фундаментальной основой изучения:

· учебной дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1): история, социология, культурология.

Требования к результатам освоения дисциплины «История и теория религии»

В результате освоения дисциплины «История и теория религии» обучающийся должен

Демонстрировать способность и готовность

в учебно-практической деятельности:

· знать этапы становления и систему культа основных религиозных учений;

· уметь анализировать исторические тенденции в развитии религиозного мировоззрения;

· знать современное состояние и перспективы взаимодействия государства и религии;

· выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к религии;

· применять полученные знания в организации практической деятельности, в росте профессионального мастерства;

в социально-личностных отношениях:

· следовать этическим и правовым нормам, принципам толерантности, социальной адаптации, работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться руководящим указаниям;

в научно-исследовательской деятельности:

· использовать альтернативные концепции, воззрения научных школ;

· самостоятельно работать с первоисточниками и учебной литературой;

· определять мировоззренческую направленность тех или иных взглядов;

· вести дискуссию по мировоззренческим вопросам, аргументировать свою позицию;

 

в научно-инновационной деятельности (в соответствии с профилем подготовки):

· проявлять активность, умение и способность к применению новых фундаментальных результатов в области религиоведения.

 

4. Структура и содержание учебной дисциплины «История и теория религии»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.

 

ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ»

И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(для очной формы обучения)

Вид учебной работы Всего часов Семестры
 
Общая трудоемкость дисциплины в часах    
Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах    
Аудиторные занятия (всего)    
В том числе:    
Лекции    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С)    
Другие виды ауд. занятий (Деловая игра)    
Самостоятельная работа (всего)    
В том числе:    
Курсовой проект (интерактивный) (1)    
Другие виды самостоятельной работы    
Вид промежуточной аттестации (зачет) Зачет - 4 Зачет - 4

(для заочной формы обучения – 6 лет)

Вид учебной работы Всего часов Курсы
 
Общая трудоемкость дисциплины в часах    
Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах    
Аудиторные занятия (всего)    
В том числе:    
Лекции    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С)    
Другие виды ауд. занятий (Деловая игра)    
Самостоятельная работа (всего)    
В том числе:    
Курсовой проект (интерактивный) (1)    
Другие виды самостоятельной работы    
Вид промежуточной аттестации (зачет) Зачет зачет

Аудиторные занятия учебного курса «История и теория религии» для заочной формы обучения (5 лет) составляют 8 часов, из них лекции – 4 часа (50%), семинарские занятия – 4 часа (50%). Большая часть учебной нагрузки отводится на самостоятельную работу – 64 часа (89%).

В ходе изучения учебной дисциплины «История и теория религии» обучающийся по заочной форме обучения (6 лет) выполняет одну контрольную работу на первом курсе. Контрольная работа выполняется в соответствии с требованиями методических рекомендаций по выполнению контрольных работ, разработанных кафедрой.


РАЗДЕЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ» И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

(очная форма обучения)

№ п.п. Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов по видам занятий Самостоятельная Работа Материально-техническое обеспечение* Наименование дисциплины и номера тем, которые должны быть изучены до данной Примечание
Лекции Семинарские занятия Интерактив. занятия Контрольные работы  
                     
                              Введение в религиоведение   Ранние религии   Национальные религии   Мировые религии. Буддизм   Возникновение и формирование христианства   Библия как священная книга христианства   Православие   Католицизм   Протестантизм   Ислам                             -                       -     -         -                                             МП   МП     МП   МП   МП     МП   МП   МП   МП   МП       Философия, Т.1   Культурология,Т.2   Философия, Т.2   Философия,Т.2   Культурология,Т.3     Культурология,Т.3     Философия,Т.3   Философия,Т.3,6   Философия,Т.4,6   Философия,Т.3  
  Зачёт                  
  Всего по дисциплине                  

(заочная форма обучения – 5 лет)

№ п.п. Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов по видам занятий Самостоятельная Работа Материально-техническое обеспечение* Наименование дисциплины и номера тем, которые должны быть изучены до данной Примечание
Лекции Семинарские занятия Интерактив. занятия Контрольные работы  
                     
                              Введение в религиоведение   Ранние религии   Национальные религии   Мировые религии. Буддизм   Возникновение и формирование христианства   Библия как священная книга христианства   Православие   Католицизм   Протестантизм   Ислам                             -   -   -   -     -       -   -   -       -   -   -   -   -     -     -   -   -   -                                   МП   МП     МП   МП   МП   МП     МП   МП   МП   МП       Философия, Т.1   Культурология,Т.2   Философия, Т.2   Философия,Т.2   Культурология,Т.3     Культурология,Т.3     Философия,Т.3   Философия,Т.3,6   Философия,Т.4,6   Философия,Т.3  
  Зачёт                  
  Всего по дисциплине                  

Примечание.* Материально-техническое обеспечение (МТО):

МП - мультимедийный проектор.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ»

 

Тема 1. Введение в религиоведение

Предмет религиоведения. Основные подходы в трактовке феномена религии. Теологическая и объективно-идеалистическая концепции происхождения религии. Постулирование сверхъестественного источника религии. Субъективно-идеалистическая трактовка религии как внутреннего переживания отдельного индивида. Антропологический подход к религии: человек создаёт Бога «по образу и подобию своему». Учения Л.Фейербаха и Э.Тейлора. Социологическая теория религии как феномена общественного сознания: М.Вебер и Э.Дюркгейм. Понимание религии как коллективного невроза в учении З.Фрейда. Э.Фромм: религия как попытка преодоления конфликта между душой и телом. Марксистская трактовка религии: социальные, гносеологические и психологические корни религии.

Самостоятельная работа. Изучить:

1. Предмет религиоведения и основные теории возникновения религии.

2. Феномен религиозной веры. Основные особенности материалистического и идеалистического подходов в понимании религии.

3. Развитие религиозных взглядов в эпоху Античности.

Рекомендуемая литература:

основная: [1,2,5];

дополнительная: [1,3-4].

 

Тема 2. Ранние религии

Причины появления ранней религиозности и её особенности. Отсутствие строгого деления на материальное и идеальное. Панпсихизм, гилозоизм, антропоморфизм. Рассмотрение природы по аналогии с человеком. Логика мифологического мышления. Синкретизм первобытной культуры и религиозной практики: тотемизм, анимизм, фетишизм. Культ предков. Практика древних захоронений, её эволюция. Наскальная живопись. Первобытные скульптурные изображения. Идолопоклонство. Религия и магия. Современная интерпретация первобытной религиозности.

Семинарское занятие: Ранние религии

Самостоятельная работа. Изучить:

1.Особенности культа предков как одной из форм ранних религий.

2.Учение Дж. Фрэзера о первобытной магии.

3.Анимистическое учение Э.Тейлора.

4.Тотемистические и фетишистские представления, их проявление в современных религиях.

Рекомендуемая литература:

основная: [2-4];

дополнительная: [1,3-5].

 

Тема 3. Национальные религии

Особенности национальных религий. Формирование религии в древних обществах: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, и др. Иудаизм как национальная религия евреев. Яхве – главный Бог иудеев. Идея богоизбранности еврейского народа. Библейский и талмудический периоды иудаизма. Ветхий Завет как священная книга иудеев. Современный иудаизм. Возникновение индуизма. Брахманизм и индуизм. Главные боги индуизма: Брахма, Вишну, Шива. Древние эпические источники индуизма: «Веды», «Упанишады», «Махабхарата» и др. Понятия кармы, сансары, дхармы, нирваны и т.д. Конфуцианство как национальная религия Китая. Конфуцианство и даосизм. Особенности конфуцианского культа. Синтоизм – национальная религия Японии.

Самостоятельная работа. Изучить:

1.Основные признаки национальных религий.

2.Принципы иудейского вероисповедания.

3.Специфику китайской и индийской религиозности.

4.Национальные религии Древней Греции и Древнего Рима.

Рекомендуемая литература:

основная: [2-4];

дополнительная: [1-4].

 

Тема 4. Мировые религии. Буддизм

Причины возникновения мировых религий. Особенности мировых религий. Становление монотеизма, церковной организации, развитие и систематизация культа. Идея всеобщего равенства людей перед Богом. Происхождение и распространение буддизма. Легенда о Будде. Специфика буддийского вероучения. Четыре истины буддизма. Страдание как основа жизни. Формы преодоления страдания. Восьмеричный путь спасения. Представления о нирване. Основные направления буддизма: хинаяна и махаяна. Институт бодхисатв. Буддийский культ. «Типитака» как священный источник буддизма. Буддизм, брахманизм и индуизм. Ламаизм как одно из направлений буддизма. Культ лам. Дзэн-буддизм.

Самостоятельная работа. Изучить:

1.Буддийскую догматику, культ и пантеон.

2.Основные направления и регионы распространения буддизма.

3.Ламаизм как одну из форм современного буддизма.

4.Специфику чань-буддизма.

Рекомендуемая литература:

основная: [2-5];

дополнительная: [1,2-4].

 

Тема 5. Возникновение и формирование христианства

Социальные и духовные предпосылки формирования христианства. Регионы распространения христианства. Основные течения христианства – православие, католицизм и протестантизм. Первоначальное христианство. Ранние христианские общины. Античная философия как теоретический источник христианской теологии. Влияние иудаизма на христианство. Христианство как государственная религия Римской империи. Борьба с язычеством. Становление христианского канона. Вселенские Соборы. Тринитарный и христологический догматы, споры вокруг них. Никео-Константинопольский Символ Веры.

Семинарское занятие: Возникновение и формирование христианства

Самостоятельная работа. Изучить:

1. Причины возникновения и распространения христианства.

2.Значение Вселенских Соборов для формирования христианской догматики.

3.Взаимосвязь христианского и иудейского вероучений.

4.Влияние древнегреческой и древнеримской философии на становление христианства.

Рекомендуемая литература:

основная: [1-5];

дополнительная: [1,3-4].

 

Тема 6. Библия как священная книга христианства

Понятие Библии. Структура библейских книг Ветхого и Нового Заветов. Книги канонические, душеспасительные и апокрифические. Становление библейского канона. Пятикнижие Моисеево. Противоречивость библейского текста. Религиозная и научная точки зрения на авторство и последовательность написания библейских книг. Традиции восточных культур (ассиро-вавилонской, египетской, месопотамской и др.) в библейском тексте. Легенды о Моисее, о всемирном потопе, об Адаме и Еве, и др. Спиноза как один из основателей научной библеистики. Изучение и критический анализ библейского текста протестантскими богословами (Г.Виттер, Ю.Вельгаузен). Традиции Яхвиста и Элохиста.

Самостоятельная работа. Изучить:

1.Структуру и историю формирования библейских книг.

2.Взгляды Спинозы как исследователя библейского текста.

3.Взаимосвязь Библии с древневосточной мифологией.

4.Основные этапы сравнительно-исторического изучения библейского текста.

Рекомендуемая литература:

основная: [1, 5, 6];

дополнительная: [1,3-4].

 

Тема 7. Православие

Значение термина «православие». Формирование православных церквей. Западная и Восточная церкви. Принятие христианства на Руси. Русская и Константинопольская церкви. Становление патриаршества. Основные этапы развития Русской православной церкви. Спор между иосифлянами и нестяжателями о соотношении государства и церкви. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Церковный раскол XVII в. Реформы Никона. Старообрядчество. Церковные реформы Петра I, Екатерины II и Павла I. Подчинение церкви государству. Восстановление патриаршества в 1917 г. Особенности православного вероучения и культа. Православные праздники. Взаимоотношения Русской православной церкви и светского государства.

Семинарское занятие: Православие

Самостоятельная работа. Изучить:

1.Формирование православной догматики и культа.

2.Православные таинства.

3.Православные праздники.

4.Историю Русской православной церкви.

Рекомендуемая литература:

основная: [1-4];

дополнительная: [1,3-4].

 

Тема 8. Католицизм

Значение термина «католицизм». Формирование католической церкви. Теология А.Августина и Ф.Аквинского как основа католицизма. Особенности католического вероучения: верховенство Папы, догмат о чистилище, целибате, культ Девы Марии и др. Священное Писание и Священное Предание как источники католической веры. Вселенские католические соборы. Структура Римской католической церкви: приходы, деканаты, епархии, митрополии. Ступени католической иерархии: епископство, пресвитерство, диаконство. Католические праздники и таинства. Католические ордены. Организация крестовых походов. Феномен инквизиции. Католицизм и православие: общее и отличия. Современный католицизм.

Семинарское занятие: Католицизм

Самостоятельная работа. Изучить:

1.Историю Римской католической церкви.

2.Особенности католического вероучения и культа.

3.Отличия католического и православного вероисповеданий.

4.Причины кризиса католицизма в XVI в.

5.Изменения в догматике в Римской католической церкви в ХХ веке.

Рекомендуемая литература:

основная: [1-4];

дополнительная: [1,3-4].

 

Тема 9. Протестантизм

Значение термина «протестантизм». Причины возникновения протестантизма. Учения Дж. Виклифа и Я. Гуса. Реформация в Европе в XVI в: причины возникновения и основные представители. Деятельность М.Лютера. Борьба с католической церковью против всевластия Папы и практики индульгенций. Принципы вероисповедания протестантизма: спасение одной только верой, всеобщее священство, подчинение церкви государству и др. Основные течения раннего протестантизма: лютеранство, кальвинизм, англиканство. Поздний протестантизм. Протестантская культовая практика. Мессионерская деятельность. Экуменическое движение. Православие, католицизм, протестантизм: общее и отличия.

Семинарское занятие: Протестантизм

Самостоятельная работа. Изучить:

1.Историю становления протестантизма.

2.Основную догматику протестантского вероучения.

3.Основные идеи Лютера как одного из основателей протестантизма.

4.Англиканство и кальвинизм как течения протестантизма.

Рекомендуемая литература:

основная: [1-5];

дополнительная: [1,3-4].

 

Тема 10. Ислам

Происхождение и регионы распространения ислама. Аллах как главный бог племени курейшитов. Жизнь пророка Мухаммеда. Формирование ислама в Аравии, Персии, Византии, Средней Азии и др. Основные принципы вероисповедания ислама: вера в единого бога Аллаха, в пророков, в божественное предопределение и др. Пять «столпов веры» ислама: произнесение вслух махады, намаз, ураза, закят, хадж. Культ Каабы и культ мазаров. Исламские религиозные праздники: Ураза-байрам, Курбан-байрам, Мирадж, Мавлюд. Основные течения в исламе: суннизм и шиизм. Споры по поводу наследования светской и духовной власти. Коран как священная книга мусульман, его структура. Коран и Сунна. Шариат. Ислам и политика.

Семинарское занятие: Ислам

Самостоятельная работа. Изучить:

1.Основные принципы исламского вероисповедания.

2.Главные течения ислама.

3.Структуру и основные идеи Корана.

4.Историческую взаимосвязь и общность догматики ислама и христианства.

Рекомендуемая литература:

основная: [2-4];

дополнительная: [1,3-4].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...