Разделы учебной дисциплины «история и теория религии» и виды занятий
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ Направление подготовки Пожарная безопасность»
квалификация (степень) Специалист
Санкт-Петербург Цели освоения дисциплины «История и теория религии»: · формирование целостного мировоззрения и развитие системного стиля мышления; · ознакомление с общетеоретическими религиоведческими представлениями; · изучение проблематики истории и теории религии как научной дисциплины.
В процессе освоения дисциплины «История и теория религии» обучающийся формирует и демонстрирует общекультурные компетенции: · способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных, экономических и социальных дисциплин (ОК-2); · способность работать самостоятельно, принимать решения (ОК-6). Задачи дисциплины «История и теория религии»: · изучение основных подходов в трактовке феномена религии; · усвоение особенностей возникновения и развития основных религиозных традиций мира; · изучение структуры религии; · определение значения религиозного фактора в современной культурной и общественно-политической жизни. Место дисциплины «История и теория религии» в структуре ООП Дисциплина «История и теория религии» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу ООП по направлению 280705.65 «Пожарная безопасность» (квалификация (степень) специалист).
Изучение учебной дисциплины «История и теория религии» опирается на учебные курсы дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1) и связана с содержанием и проблематикой таких дисциплин как история, социология, культурология, политология, философия, образуя тем самым целостный мировоззренческий и методологический комплекс.
Изучение учебной дисциплины «История и теория религии» становится фундаментальной основой изучения: · учебной дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1): история, социология, культурология. Требования к результатам освоения дисциплины «История и теория религии» В результате освоения дисциплины «История и теория религии» обучающийся должен Демонстрировать способность и готовность в учебно-практической деятельности: · знать этапы становления и систему культа основных религиозных учений; · уметь анализировать исторические тенденции в развитии религиозного мировоззрения; · знать современное состояние и перспективы взаимодействия государства и религии; · выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к религии; · применять полученные знания в организации практической деятельности, в росте профессионального мастерства; в социально-личностных отношениях: · следовать этическим и правовым нормам, принципам толерантности, социальной адаптации, работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться руководящим указаниям; в научно-исследовательской деятельности: · использовать альтернативные концепции, воззрения научных школ; · самостоятельно работать с первоисточниками и учебной литературой; · определять мировоззренческую направленность тех или иных взглядов;
· вести дискуссию по мировоззренческим вопросам, аргументировать свою позицию;
в научно-инновационной деятельности (в соответствии с профилем подготовки): · проявлять активность, умение и способность к применению новых фундаментальных результатов в области религиоведения.
4. Структура и содержание учебной дисциплины «История и теория религии» Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ» И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (для очной формы обучения)
(для заочной формы обучения – 6 лет)
Аудиторные занятия учебного курса «История и теория религии» для заочной формы обучения (5 лет) составляют 8 часов, из них лекции – 4 часа (50%), семинарские занятия – 4 часа (50%). Большая часть учебной нагрузки отводится на самостоятельную работу – 64 часа (89%). В ходе изучения учебной дисциплины «История и теория религии» обучающийся по заочной форме обучения (6 лет) выполняет одну контрольную работу на первом курсе. Контрольная работа выполняется в соответствии с требованиями методических рекомендаций по выполнению контрольных работ, разработанных кафедрой.
РАЗДЕЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ» И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (очная форма обучения)
(заочная форма обучения – 5 лет)
Примечание.* Материально-техническое обеспечение (МТО):
МП - мультимедийный проектор. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ»
Тема 1. Введение в религиоведение Предмет религиоведения. Основные подходы в трактовке феномена религии. Теологическая и объективно-идеалистическая концепции происхождения религии. Постулирование сверхъестественного источника религии. Субъективно-идеалистическая трактовка религии как внутреннего переживания отдельного индивида. Антропологический подход к религии: человек создаёт Бога «по образу и подобию своему». Учения Л.Фейербаха и Э.Тейлора. Социологическая теория религии как феномена общественного сознания: М.Вебер и Э.Дюркгейм. Понимание религии как коллективного невроза в учении З.Фрейда. Э.Фромм: религия как попытка преодоления конфликта между душой и телом. Марксистская трактовка религии: социальные, гносеологические и психологические корни религии. Самостоятельная работа. Изучить: 1. Предмет религиоведения и основные теории возникновения религии. 2. Феномен религиозной веры. Основные особенности материалистического и идеалистического подходов в понимании религии. 3. Развитие религиозных взглядов в эпоху Античности. Рекомендуемая литература: основная: [1,2,5]; дополнительная: [1,3-4].
Тема 2. Ранние религии Причины появления ранней религиозности и её особенности. Отсутствие строгого деления на материальное и идеальное. Панпсихизм, гилозоизм, антропоморфизм. Рассмотрение природы по аналогии с человеком. Логика мифологического мышления. Синкретизм первобытной культуры и религиозной практики: тотемизм, анимизм, фетишизм. Культ предков. Практика древних захоронений, её эволюция. Наскальная живопись. Первобытные скульптурные изображения. Идолопоклонство. Религия и магия. Современная интерпретация первобытной религиозности. Семинарское занятие: Ранние религии Самостоятельная работа. Изучить: 1.Особенности культа предков как одной из форм ранних религий. 2.Учение Дж. Фрэзера о первобытной магии. 3.Анимистическое учение Э.Тейлора. 4.Тотемистические и фетишистские представления, их проявление в современных религиях. Рекомендуемая литература: основная: [2-4]; дополнительная: [1,3-5].
Тема 3. Национальные религии Особенности национальных религий. Формирование религии в древних обществах: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, и др. Иудаизм как национальная религия евреев. Яхве – главный Бог иудеев. Идея богоизбранности еврейского народа. Библейский и талмудический периоды иудаизма. Ветхий Завет как священная книга иудеев. Современный иудаизм. Возникновение индуизма. Брахманизм и индуизм. Главные боги индуизма: Брахма, Вишну, Шива. Древние эпические источники индуизма: «Веды», «Упанишады», «Махабхарата» и др. Понятия кармы, сансары, дхармы, нирваны и т.д. Конфуцианство как национальная религия Китая. Конфуцианство и даосизм. Особенности конфуцианского культа. Синтоизм – национальная религия Японии. Самостоятельная работа. Изучить: 1.Основные признаки национальных религий. 2.Принципы иудейского вероисповедания. 3.Специфику китайской и индийской религиозности. 4.Национальные религии Древней Греции и Древнего Рима. Рекомендуемая литература: основная: [2-4]; дополнительная: [1-4].
Тема 4. Мировые религии. Буддизм Причины возникновения мировых религий. Особенности мировых религий. Становление монотеизма, церковной организации, развитие и систематизация культа. Идея всеобщего равенства людей перед Богом. Происхождение и распространение буддизма. Легенда о Будде. Специфика буддийского вероучения. Четыре истины буддизма. Страдание как основа жизни. Формы преодоления страдания. Восьмеричный путь спасения. Представления о нирване. Основные направления буддизма: хинаяна и махаяна. Институт бодхисатв. Буддийский культ. «Типитака» как священный источник буддизма. Буддизм, брахманизм и индуизм. Ламаизм как одно из направлений буддизма. Культ лам. Дзэн-буддизм. Самостоятельная работа. Изучить: 1.Буддийскую догматику, культ и пантеон. 2.Основные направления и регионы распространения буддизма. 3.Ламаизм как одну из форм современного буддизма. 4.Специфику чань-буддизма. Рекомендуемая литература: основная: [2-5]; дополнительная: [1,2-4].
Тема 5. Возникновение и формирование христианства Социальные и духовные предпосылки формирования христианства. Регионы распространения христианства. Основные течения христианства – православие, католицизм и протестантизм. Первоначальное христианство. Ранние христианские общины. Античная философия как теоретический источник христианской теологии. Влияние иудаизма на христианство. Христианство как государственная религия Римской империи. Борьба с язычеством. Становление христианского канона. Вселенские Соборы. Тринитарный и христологический догматы, споры вокруг них. Никео-Константинопольский Символ Веры. Семинарское занятие: Возникновение и формирование христианства Самостоятельная работа. Изучить: 1. Причины возникновения и распространения христианства. 2.Значение Вселенских Соборов для формирования христианской догматики. 3.Взаимосвязь христианского и иудейского вероучений. 4.Влияние древнегреческой и древнеримской философии на становление христианства. Рекомендуемая литература: основная: [1-5]; дополнительная: [1,3-4].
Тема 6. Библия как священная книга христианства Понятие Библии. Структура библейских книг Ветхого и Нового Заветов. Книги канонические, душеспасительные и апокрифические. Становление библейского канона. Пятикнижие Моисеево. Противоречивость библейского текста. Религиозная и научная точки зрения на авторство и последовательность написания библейских книг. Традиции восточных культур (ассиро-вавилонской, египетской, месопотамской и др.) в библейском тексте. Легенды о Моисее, о всемирном потопе, об Адаме и Еве, и др. Спиноза как один из основателей научной библеистики. Изучение и критический анализ библейского текста протестантскими богословами (Г.Виттер, Ю.Вельгаузен). Традиции Яхвиста и Элохиста. Самостоятельная работа. Изучить: 1.Структуру и историю формирования библейских книг. 2.Взгляды Спинозы как исследователя библейского текста. 3.Взаимосвязь Библии с древневосточной мифологией. 4.Основные этапы сравнительно-исторического изучения библейского текста. Рекомендуемая литература: основная: [1, 5, 6]; дополнительная: [1,3-4].
Тема 7. Православие Значение термина «православие». Формирование православных церквей. Западная и Восточная церкви. Принятие христианства на Руси. Русская и Константинопольская церкви. Становление патриаршества. Основные этапы развития Русской православной церкви. Спор между иосифлянами и нестяжателями о соотношении государства и церкви. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Церковный раскол XVII в. Реформы Никона. Старообрядчество. Церковные реформы Петра I, Екатерины II и Павла I. Подчинение церкви государству. Восстановление патриаршества в 1917 г. Особенности православного вероучения и культа. Православные праздники. Взаимоотношения Русской православной церкви и светского государства. Семинарское занятие: Православие Самостоятельная работа. Изучить: 1.Формирование православной догматики и культа. 2.Православные таинства. 3.Православные праздники. 4.Историю Русской православной церкви. Рекомендуемая литература: основная: [1-4]; дополнительная: [1,3-4].
Тема 8. Католицизм Значение термина «католицизм». Формирование католической церкви. Теология А.Августина и Ф.Аквинского как основа католицизма. Особенности католического вероучения: верховенство Папы, догмат о чистилище, целибате, культ Девы Марии и др. Священное Писание и Священное Предание как источники католической веры. Вселенские католические соборы. Структура Римской католической церкви: приходы, деканаты, епархии, митрополии. Ступени католической иерархии: епископство, пресвитерство, диаконство. Католические праздники и таинства. Католические ордены. Организация крестовых походов. Феномен инквизиции. Католицизм и православие: общее и отличия. Современный католицизм. Семинарское занятие: Католицизм Самостоятельная работа. Изучить: 1.Историю Римской католической церкви. 2.Особенности католического вероучения и культа. 3.Отличия католического и православного вероисповеданий. 4.Причины кризиса католицизма в XVI в. 5.Изменения в догматике в Римской католической церкви в ХХ веке. Рекомендуемая литература: основная: [1-4]; дополнительная: [1,3-4].
Тема 9. Протестантизм Значение термина «протестантизм». Причины возникновения протестантизма. Учения Дж. Виклифа и Я. Гуса. Реформация в Европе в XVI в: причины возникновения и основные представители. Деятельность М.Лютера. Борьба с католической церковью против всевластия Папы и практики индульгенций. Принципы вероисповедания протестантизма: спасение одной только верой, всеобщее священство, подчинение церкви государству и др. Основные течения раннего протестантизма: лютеранство, кальвинизм, англиканство. Поздний протестантизм. Протестантская культовая практика. Мессионерская деятельность. Экуменическое движение. Православие, католицизм, протестантизм: общее и отличия. Семинарское занятие: Протестантизм Самостоятельная работа. Изучить: 1.Историю становления протестантизма. 2.Основную догматику протестантского вероучения. 3.Основные идеи Лютера как одного из основателей протестантизма. 4.Англиканство и кальвинизм как течения протестантизма. Рекомендуемая литература: основная: [1-5]; дополнительная: [1,3-4].
Тема 10. Ислам Происхождение и регионы распространения ислама. Аллах как главный бог племени курейшитов. Жизнь пророка Мухаммеда. Формирование ислама в Аравии, Персии, Византии, Средней Азии и др. Основные принципы вероисповедания ислама: вера в единого бога Аллаха, в пророков, в божественное предопределение и др. Пять «столпов веры» ислама: произнесение вслух махады, намаз, ураза, закят, хадж. Культ Каабы и культ мазаров. Исламские религиозные праздники: Ураза-байрам, Курбан-байрам, Мирадж, Мавлюд. Основные течения в исламе: суннизм и шиизм. Споры по поводу наследования светской и духовной власти. Коран как священная книга мусульман, его структура. Коран и Сунна. Шариат. Ислам и политика. Семинарское занятие: Ислам Самостоятельная работа. Изучить: 1.Основные принципы исламского вероисповедания. 2.Главные течения ислама. 3.Структуру и основные идеи Корана. 4.Историческую взаимосвязь и общность догматики ислама и христианства. Рекомендуемая литература: основная: [2-4]; дополнительная: [1,3-4].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|