Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое обеспечение делимитации морской добычи углеводородов

 

В целях делимитации акватории РФ и установления внешнего предела подводной окраины Северо-восточной Евразии применятся пакет документов, в который входят: (а) нормативно-правовые акты ООН[1], (b) законодательные акты РФ[2], (с) подзаконные нормативно-правовые акты РФ[3].

В генезисе делимитацию континентальных шельфов формировали две тенденции: во-первых, необходимость предоставления приморским государствам суверенных прав в целях разведки и разработки природных ресурсов вдольбереговой акватории; во-вторых, необходимость предоставления приморским государствам пропорциональных прав в целях разведки и разработки природных ресурсов Открытого моря. Во II половине XIX века вдольбереговые государства стали устанавливать границу территориального моря на расстоянии 3-12 морских миль от берега (начиная с 1909 года, Российская Империя - 12 морских миль). В 1916 году океанограф О. де Буэн выступил с инициативой о подчинении дна и недр континентального шельфа правовому режиму территориального моря. Во II половине XX века приморские государства Третьего мира стали предлагать устанавливать границу континентального шельфа на расстоянии 40 - 200 морских миль от берега. В 1953 году юристы Д. Коломбос и Ф. Хиггинс выступили с инициативой о подчинении дна континентального шельфа правовому режиму Открытого моря.[4]

Необходимо отметить, что установление внешних пределов подводных окраин материков делимитирует Мировой океан на соизмеримые части: I часть - внутренние морские воды, территориальные моря, исключительные экономические зоны и континентальные шельфы приморских государств; II часть - Открытое море и Район. Картографические материалы относительно внешних пределов подводных окраин материков передаются через представителей приморских государств в ООН и хранятся у Генерального секретаря ООН. В структуре ООН существует Комиссия ООН по границам континентального шельфа и Комитет ООН по мирному использованию дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции (Правовой подкомитет и Экономико-технический подкомитет)[5].

Разработка и принятие Прокламации Президента США «О политике Соединённых Штатов Америки в отношении природных ресурсов недр и морского дна континентального шельфа» от 28 сентября 1945 года № 2667 имело пять причин: во-первых, обеспечение безопасности приморского государства в процессе хозяйственной деятельности на континентальном шельфе; во-вторых, естественная принадлежность континентального шельфа приморскому государству; в-третьих, естественная принадлежность нефтегазоконденсатных залежей на континентальном шельфе месторождениям на территории приморского государства; в-четвёртых, прогресс науки и техники (эксплуатация природных ресурсов континентального шельфа становится рентабельной); в-пятых, способность суверенных прав в целях разведки и разработки обеспечить рациональное использование и эффективную охрану природных ресурсов континентального шельфа. Впервые в 1951 году специалисты Комиссии ООН по международному праву разработали определение континентального шельфа, основанное на критерии технической доступности добычи и транспортировки углеводородов. Известно, что применение термина «континентальный шельф», а не «подводный район» определено специфической юридической природой этого вида акватории Земли[6].

Установление внешнего предела подводной окраины Северо-восточной Евразии в Северном Ледовитом океане отвечает интересам национальной безопасности РФ: территория русской Арктики составляет 9.46 млн. км2, акватория РФ в Арктике - 6.8 млн. км2 (45 % Северного Ледовитого океана), континентальный шельф РФ в Арктике - 6.19 млн. км2 (41 % Северного Ледовитого океана), береговая линия РФ в Арктике без островов - 28 тыс. км, с островами - 62 тыс. км (50 % и 67 % морской государственной границы РФ). Вне исключительной экономической зоны РФ располагаются хребты ЛомоНосова и Менделеева. В результате экспедиций на дрейфующих ледовых базах исследователи подразделений Министерства природных ресурсов РФ открыли континентальную природу хребта Ломоносова. Практическим результатом геолого-геофизических исследований проекта «Транс-Арктика-2000» научно-экспедиционного судна «Академик Фёдоров» стало открытие континентальной природы хребта Менделеева. Следовательно, в Северном Ледовитом океане континентальный шельф РФ простирается до Северного Полюса. В апреле 2002 года на X сессии Комиссия ООН по границам континентального шельфа приняла к рассмотрению заявку РФ о расширении границ и увеличении площади континентального шельфа РФ на сектор 1-42 тыс. км2, сектор II - 872 тыс. км2 и сектор III - 290 тыс. км2. Очевидно, что претензии РФ на дополнительную оккупацию 1.2 млн. км2 континентального шельфа в Северном Ледовитом океане (извлекаемые запасы — 4.9 млрд. тонн условного топлива) являются законными и обоснованными[7].

В целях добычи и транспортировки углеводородов акватории РФ необходимо: (а) конкретизировать принципы делимитации Каспийского моря (береговая линия СССР в Каспийском море составляла 1600 морских миль, РСФСР — 450 морских миль, АзССР - 250 морских миль, но если проводить делимитацию континентальных шельфов на основе применения метода срединной линии, то России отходит 16 %, Азербайджану - 20 % акватории Каспийского моря); (Ь) заключить соглашение между Россией и Норвегией о делимитации акватории архипелага Шпицберген[8]. На Охотском море «исключительная экономическая зона РФ» составляет 1.56 млн. км2, а «Открытое море» - 43.3 тыс. км2. Советскими учёными доказано, что Охотское море и Татарский пролив являются историческими акваториями русского народа, то есть такие, которые следует подчинить государственному суверенитету и правовому режиму внутренних морских вод РФ[9]. Нам представляется, что это не только высоко патриотичная, но и научно-обоснованная позиция.

Необходимо отметить, что акватория РФ граничит с акваториями значительного количества приморских государств. Бесспорными являются морские границы России с КНДР, Польшей, Турцией и Финляндией. Делимитация трансграничных морских пространств России и Азербайджана, Грузии, Казахстана, Литвы, Украины и Эстонии не проводилась в связи с тем, что ранее все эти государства были республиками в составе СССР. Россия и Норвегия заявляют права на спорную акваторию в Баренцевом море. Россия и США имеют весьма сомнительную «современную» линию делимитации исключительных экономических зон в Беринговом море.

Япония выдвигает в отношении России необоснованные и провокационные территориальные претензии на архипелаги Дёмина, Лисьи и Шишки, остров Айвазовского, Анучина, Грига, Дальний, Девятый Вал, Зелёный, Итуруп, Кунашир, Полонского, Рифовый, Сигнальный, Сторожевой, Танфильева, Шикотан и Юрий, скалу Кира, Парус, Пещерную, Свечу, Удивительную и Чайку, акватория которых чрезвычайно богата и минеральными, и живыми ресурсами. Мы считаем, что Россия выдвигает обоснованные с точки зрения международного права, морской геологии, геофизики, истории, океанографии и океанологии территориальные претензии в отношении трёх секторов континентального шельфа в пределах Северного Ледовитого океана вне пределов исключительной экономической зоны РФ.

В одних случаях в отношении континентальных шельфов РФ и сопредельных государств имеют место международные договоры о делимитации, и величина приграничных пространств являются бесспорной. В других случаях в отношении континентальных шельфов РФ и сопредельных государств необходимо заключить международные договоры о делимитации, а величина приграничных пространств является бесспорной или оспариваемой. Для установления внешнего предела подводной окраины материка вне пределов исключительной экономической зоны РФ, необходимо удовлетворительное решение Комиссии ООН по границам континентального шельфа.

Поэтому является целесообразной большая активность РФ в области морских научных исследований, и международного сотрудничества в области делимитации континентальных шельфов РФ и сопредельных государств, и установления внешнего предела подводной окраины Евразии.

При делимитации континентальных шельфов приморских государств с противолежащими побережьями устанавливается внешние пределы подводных окраин материков (объектом делимитации здесь выступает спорный «внешний» район), при делимитации континентальных шельфов приморских государств со смежными побережьями - обычно нет (объектом делимитации здесь выступает спорный «боковой» район). В целях разфаничения континентальных шельфов приморских государств и установлении внешних пределов подводных окраин материков принимаются во внимание различные сведения морской геологии и океанографии[10].

При делимитации континентальных шельфов приморских государств последовательно применяется триада принципов, а именно: соглашения, особых обстоятельств и линии равного отстояния/срединной линии. Принцип соглашения предполагает всестороннюю оценку субъективных обстоятельств (например, политических и хозяйственных), принцип особых обстоятельств — объективных обстоятельств (например, исторических и океанографических). При делимитации континентальных шельфов применяются математические / топографические методы (например, визуального конструирования линий [по топографическим ориентирам], геометрического конструирования линий [на топографической карте], проведения меридианов, проведение перпендикуляров, использования координат, линий и ориентиров навигационных карт, использование координат, линий и ориентиров карт территории). Поэтому необходимо отметить, что принцип равного отстояния / срединной линии является результатом исторического развития методов делимитации[11].

По мнению А.Н. Вылегжанина, значение особых обстоятельств в делимитации приморских пространств определяется наличием специфических условий, при наличии которых применение «общего правила» имеет следствием несправедливое решение (например, геологические и океанографические особенности, исторические основания, особенности миграции живых ресурсов, специфические оборонные и хозяйственные интересы, и экологические характеристики). Особые обстоятельства, в соответствии с нормами и принципами международного морского права, подлежат учёту в процессе правового регулирования конкретных международных морских отношений[12]. «Механическое» применение принципа равного отстояния / срединной линии при наличии специфических условий делимитации имеет следствием несправедливое решение. Поэтому принцип особых обстоятельств находятся в основе справедливого применения норм международного морского права и урегулирования территориальных споров, хотя и не является синонимом принципа справедливости / справедливого урегулирования споров[13].

Необходимо отметить, что, во-первых, принцип применения линии равного отстояния / срединной линии имеет приоритет при делимитации территориальных морей сопредельных государств, во-вторых, основой для применения принципа равного отстояния / срединной линии при делимитации континентальных шельфов сопредельных государств является международный договор, в-третьих, линия равного отстояния и срединная линия не образуют тождество (первая является биссектрисой / перпендикуляром берегов, вторая примерно следует середине спорного района)[14].

С технической точки зрения, делимитация морских пространств Канады и Дании с островками и скалами является неоднозначной. Неизвестно, в какой мере и степени допустимо применения вместо «нормальных» прямых исходных линий при делимитации морских пространств на основе принципа линии равного отстояния / срединной линии? С океанографической точки зрения, координаты долготы и широты объектов в навигационных картах не всегда совпадают, потому что приморские государства иногда признают неодинаковые сведения геодезии. Система координат долготы и широты является математической моделью земного эллипсоида. Известно, что экваториальный диаметр равен примерно 100.34 % полярного диаметра. Центр сферы находится в плоскости, которая образует на поверхности сферы «большой круг» (меридианы и экватор). Расстояние курсом «прямо» - это самое короткое расстояние на поверхности сферы, но Земля - эллипсоид, и самое короткое расстояние на Земле - геодезическое. Здесь нельзя построить две параллельные линии, потому что геодезическая линия не имеет параллельной линии, меридианы пересекаются в полюсах, а параллельной линии большого круга является линия меньшего круга[15].

Метод строгого следования равному отстоянию применяется для делимитации континентальных шельфов приморских государств с противолежащими побережьями при отсутствии особых обстоятельств и ровном рельефе местности, метод следования модифицированному равному отстоянию - при высокой концентрации островков и поворотных моментов. Бразилия и Уругвай, Гвинеи-Бисау и Сенегал имеют выровненное смежное побережье, что образует условия для применения метода срединной линии. Аргентина и Чили, Кения и Танзания, Колумбия и Панама имеют выровненное смежное побережье, что образует условия для применения метода меридианов и параллелей. «Закрытая зона» и смежное побережье образуют условия для применения метода «коридора». Нередко побережья островков и скал образуют анклавы и полуанклавы, однако, иногда игнорируется. Австралия и Франция, Великобритания и Ирландия, Дания и Исландия взаимно заявляют о претензиях на установление внешних пределов подводных окраин материков вне пределов исключительных экономических зон, а государства-архипелаги - на суверенитет в исторических акваториях[16].

По мнению Г.Г. Шинкарецкой, делимитация морских пространств — это определение в соответствии с нормами и принципами международного права границ акваторий, на которые приморские государства распространяют суверенитет или суверенные права в целях разведки и разработки природных ресурсов. Основным методом и принципом делимитации морских пространств является соглашение. Принципом делимитации является справедливость, а целью делимитации - справедливое решение[17]. Согласно Э.П. Свиридову, делимитация континентальных шельфов — это определение (установление) в соответствии с принципами международного морского права направления (прохождения) границ районов континентальных шельфов («боковых» и «внешних»), которые имманентно принадлежат заинтересованным приморским государствам и являются акваториями распространения суверенных прав в целях разведки и разработки природных ресурсов[18].

Необходимо отметить, что анализ § 18 — § 20, § 44 акта применения норм международного права «United Nations International Court of Justice Judgement of 20 February 1969 (Case Concerning North Sea Continental Shelf, Federal Republic of Germany v. Denmark & Federal Republic of Germany v. Netherlands)»[19], § 44, § 50, § 109, § ПО акта применения норм международного права «United Nations International Court of Justice Judgement of 24 February 1982 (Case Concerning Continental Shelf, Tunisia v. Libyan Arab Jamahiriya)»[20], § 26, § 45, § 46 акта применения норм международного права «United Nations International Court of Justice Judgement of 03 June 1985 (Case Concerning Continental Shelf, Libyan Arab Jamahiriya v. Malta)»[21], и § 78, § 79 акта применения норм международного права «Decision of Arbitration of 30 June 1977, 14 March 1978 (Case Concerning North Sea Continental Shelf, United Kingdom v. France)»[22], позволяет сделать вывод о том, что в решениях Арбитража и Международного Суда ООН по делам о делимитации континентальных шельфов сведения морской геологии имеют приоритет над сведениями океанографии. В основе решений находится концепция «естественного продолжения», и в актах применения норм международного права отмечается, что применение «концепции справедливой доли» имеет следствием несправедливое решение, а именно: присуждение одним приморским государствам части естественных продолжений других приморских государств. Поэтому принцип равного отстояния / срединной линии не является ни обязательным, ни привилегированным для делимитации континентальных шельфов.

Согласно выводам специалистов Комиссии ООН по международному праву, в качестве доказательств в обычном праве следует рассматривать дипломатическую корреспонденцию, международные договоры, мнения национальных юридических советников, национальное законодательство, практику международных организаций, решения международных судов и решения национальных судов. Необходимо согласиться с мнением о том, что решения Арбитража и Международного суда ООН по делам о делимитации континентальных шельфов следует рассматривать в качестве источников международного права, способных влиять на развитие международного морского права, норм и принципов делимитации акватории Земли[23].

Концепт исключительной экономической зоны и концепт континентального шельфа имеют и аналогичный генезис (благоприятные условия для развития концепта континентального шельфа являются причиной возникновения концепта исключительной экономической зоны), и аналогичное назначение (функциональное назначение, то есть обеспечение хозяйственных интересов приморских государств). Водный столб исключительной экономической зоны и водный столб над континентальным шельфом имеют статус Открытого моря. Морские научные и ресурсные исследования, охрана окружающей среды, обустройство эксплуатация МНГС на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне имеют аналогичные правовые режимы. Исключительная экономическая зона и континентальный шельф имеют различный территориальный предел, состав частей, и правовой режим прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Наличие рыболовных зон приморских государств отсутствие исключительных экономических зон восполняет, но отсутствие континентальных шельфов — нет[24].

По мнению специалистов по международному морскому праву, ликвидация концепта континентального шельфа трансформирует Открытое море в пределах исключительных экономических зон в территориальные моря, шириной в 200 морских миль; «исключительность» заключается здесь в исключительности права хозяйствовать и допустить хозяйствовать, а «экономичность» - в функциональности прав приморских государств[25].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...