Опера, оратория и классика. Дыхание. Когда вам нужно больше воздуха. «Зависшее» дыхание и мягкая атака звука
Опера, оратория и классика
Термин «классическое пение» часто используется в широком значении для определения различных музыкальных стилей, которые на самом деле подходят под определение «западное лирическое пение». Этот стиль возник из письменной музыкальной традиции, восходящей к X веку и включающей в себя оперу, ораторию и классическое пение. В рамках довольно широкого определения существуют свои различия на практике – либо в зависимости от эпохи и географического положения, либо от контекста исполнения. Например, опера Вагнера, исполненная под аккомпанемент большого оркестра, очень отличается от оратории Генделя, звучащей в церкви, или песен Шуберта в камерном концерте. Тем не менее существуют определенные узнаваемые и применяемые на практике черты. Сильный, вибрирующий и звонкий тон не характерен для классических певцов. Звук чист, без следов придыхания и обычно воспроизводится в нижнем дыхательном регистре, что придает звуку полноту и глубину. В то же время звучание настраивается так, чтобы придать тону яркость и выразительность, а противопоставление двух звуков осуществляется методом, известным как «эффект контраста». Певцы, принадлежащие к этому музыкальному стилю, должны хорошо контролировать динамику, иметь диапазон как минимум в две октавы и умело подстраивать качество тона под высоту. Следующие упражнения помогут вам в создании устойчивого тона, в варьировании громкости и придании мягкой выразительности звуку, а это все, в свою очередь, является характерным признаком классического пения.
Дыхание
Далее в книге вы увидите, как звук подкрепляется дыханием. В классическом пении музыкальные фразы, как правило, длиннее, чем в других стилях, а это значит, что певцу требуется огромное количество воздуха и он должен постоянно контролировать воздушный поток. Из‑ за того, что музыкальные фразы часто располагаются впритык друг к другу, очень важно научиться быстро дышать. Поддержка дыхания – одно из составляющих громкости, а классическим певцам часто приходится петь очень громко. Следующие три упражнения помогут овладеть этими техниками.
Когда вам нужно больше воздуха
Задняя часть диафрагмы расположена немного ниже, чем ее передняя часть, что позволяет легким больше расширяться назад. Следующее упражнение нацелено на расширение объема задней части грудной клетки и разведение в стороны нижних ребер в момент вдоха. 1 Сядьте на стул так, чтобы ступни полностью стояли на полу. Затем наклонитесь вперед, обопритесь локтями на бедра. 2 Удерживая позвоночник в растянутом положении, а голову и шею на одной линии с ним, опускайтесь вперед, пока живот не коснется бедер. В этом положении любое движение живота вперед будет ограничено. 3 Вдохните глубоко через нос и почувствуйте расширение со стороны нижней части спины и по бокам. 4 Выдохните и повторите, продолжая дышать через нос. 5 Теперь опустите слегка нижнюю челюсть и вдохните через рот, стараясь удерживать тот же объем расширения, что и ранее. 6 Медленно выпустите воздух со звуком «фффф», ощущая, как подключается брюшная часть. Почувствуйте, как мышцы в этой области немного сокращаются к концу выдоха. 7 Снова вдохните и пропойте пять нот на звонкой щелевой, например «в» или «з». Используйте удобную для вас высоту. 8 Вдохните и пропойте на уровне громкости вашего голоса. 9 Повторите, затем пропойте более длинный отрывок из любой песни или арии.
«Зависшее» дыхание и мягкая атака звука
Когда мы вдыхаем, голосовые связки открыты. В данном упражнении вы научитесь удерживать вдох, в то же время оставляя связки открытыми, – это прекрасная подготовка к мягкой атаке звука – вступлению, характерному для классического пения. 1 Начните с относительно неглубокого вдоха через рот, затем неторопливо бесшумно выдохните. В горле не должно быть вибрации или какого‑ то другого шипящего звука. 2 Теперь вдохните поглубже и снова бесшумно выдохните. Стоит заметить, что голосовые связки будут открыты как при вдохе, так и при выдохе. 3 Повторите шаг 2, но, вдохнув, задержите дыхание на несколько секунд, прежде чем выдыхать. Обратите внимание на то, что происходит, пока вы вдыхаете и выдыхаете. Голосовые складки будут все еще разомкнуты. 4 Проделайте это еще раз, только пропойте ноту на выдохе. Так как голосовые складки блокируют воздушный поток, звучание ноты может длиться дольше, чем бесшумный выдох. 5 Пропойте несколько коротких повторяющихся нот, используя один гласный звук. Обратите внимание, что вы можете задерживать дыхание между нотами: голосовые складки разомкнуты, но вы не вдыхаете. Этот метод поможет голосу и дыханию взаимодействовать с контролируемым потоком, а это ключ к мягкой звуковой атаке, характерной для классического пения.
Слева: положение голосовых складок при «зависшем» дыхании (В) в рамках под готовки к «плавному вступлению». Справа: соединительные точки мышц тела, формирующие «бриллиант опоры», и центральная область (перекрестье), которую следует освобождать при вдохе (SPLAT).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|