Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие жизненного цикла (ЖЦ) программного обеспечения ИС. Регламентация процессов проектирования на основе стандартов. Стадии создания информационных систем.




Жизненный цикл проекта

(PLM – Project Lifecycle Management)

Одним из ключевых понятий управл-я проектами, в т.ч. приложений к индустрии ПО яв-ся ЖЦ проекта.

Методология проектирования ИС описывает процесс создания и сопровождения системы в виде ЖЦ ИС представляя его как некоторую послед-ть стадий и выполненных на них процессах, имеющих начальные и конечные точки выполнения и четкие линии раздела. Для каждого этапа определяется состав и последовательность выполненных работ. Получаемые результаты, методы и средства необходимы для выполнения работ роли и ответами участников. Такое формальное описание ЖЦ ИС позволяет спланир-ть и организовать процесс коллективной разработки и управл-я этим процессом. В общем случае ЖЦ опред-ся моделью и описания в форме методологии (метода).

Модель ЖЦ – структура, состоящая из процессов, работ и задач, включающих в себя разработку, эксплуатацию, сопровождение программ-го продукта, охватывающая жизнь системы от установления требований к ней до прекращения ее использ-я.

ЖЦ АС – совокупность взаимосвязанных процессов создания и последующего изменения состояния АС, от формирования исходных требований к ней и до окончания эксплуатации и утилизации комплекса средств автоматизации АС.

Модель ЖЦ отражает различные состояния системы, начиная с момента возникновения данной ИС и заканчивая моментом ее полного вывода из употребления.

Регламентация

Существует ряд стандартов, регламентирующих ЖЦ ПО, ИС, а в некотор-х случаях и процесс разработки. Среди наиболее известных стандартов и проектах можно выделить:

Отечественные стандарты:

· ГОСТ 34.601-90 стадии создания АС распростр-ся на АС и устанавливает стадии и этапы создания. В ГОСТе содерж-ся описание содержания работ, стадии и этапы содержания работ соотв-ие каскадной модели и включая в себя: формирование требований к АС, разработку концепции АС, ТЗ, жизненный проект, технический проект, рабочую документацию, ввод в действие, сопровождение АС.

· ГОСТ 34.602-89 ТЗ на создание АС включает в себя 9 разделов:

1) Общие сведения

2) Назначения и сведения создания системы

3) Характеристику

4) Требования к системе

5) Состав и содержание работ

6) Порядок контроля и приемки системы

7) Требования к составу и содержанию работ по подготовке к автоматизации, вводу системы в действие

8) Требования к действию

9) Источник разработки

· ГОСТ 34.602-89 Виды испытаний АС включает опытное эксплуатирование и приемочные работы.

· ГОСТ 34.201-89 Виды, комплексность и обозначение документов при создании. Включает специф-ю, текст и описание программы, программ-ые методики испытания, ТЗ, пояснит-ю записку.

· ГОСТ 19.101-77 Виды программ и программных документов

Международные стандарты

· IEEE Std 830-1993. Спецификация требований. Определены ключевые требования хорошей спецификации. Протоколирование определено как метод разработки требований к системе. В данной спецификации нет понятия use case или UML-языка, применяемых в UML, используется близкое к нему описание.

· IEEE Std 1074.1:1991, 1995. «процессы ЖЦ для развития ПО». Описывает этапы ЖЦ ПО и соответ-ие входы/выходы (отчетные документы) для каждого этапа. В ЖЦ описывается 6 базовых процессов, кот. детализируются по 16 частным процессам, кот. в свою очередь детализируются по 65 процессам. В стандарте внимание сосредотачивается на процессах предварительного проектирования.

· ISO 12207:1995 «Стандарт на процесс и организацию ЖЦ». Распростр-ся на все виды заказного ПО. Предполагает использ-е конкретной модели ЖЦ. Под ней понимается структура, определенная последовательность выполнения и взаимосвязи проц. действий и задач, выполненных на протяжении ЖЦ. Определяет общий порядок создания ПО.

4 стадии создания информационной системы.

1. Эскиз проекта
Подробное описание целей и задач проекта, ожидаемой прибыли, временных ресурсов, любых ограничений, доступных ресурсов и т.д. Стоит также определить "менеджера проекта", который отвечает за его осуществление, и ответственного за проект в высшем руководстве, который будет главной персоной в бизнесе и будет поддерживать менеджера проекта, когда это необходимо и в самом конце выполнения проекта.

2. Оценка проекта

Это самая главная часть проекта. В ней принимаются все важные решения - что будут делать системы, как они будут работать, какая аппаратура и прикладные программы будут использоваться и как они будут обслуживаться. Важнее всего, что здесь анализируются возможные затраты и прибыли от различных действий и производится конечный выбор. В качестве основного правила следует использовать принцип, согласно которому система должна быть настолько простой, насколько возможно. Грандиозные проекты системы могут вылиться в невероятные затраты. Изменения, которые вносятся позже, являются более дорогими.
Сначала готовят список требований к системе - детальный перечень того, что система будет делать для бизнеса и как ею управлять. Изучаются потребности постоянных пользователей (и других заинтересованных лиц), так как только они действительно знают, что им нужно и как это вписать в существующую деятельность.
Список включает в себя данные которые предназначены для ввода, основные результаты и отчеты, количество пользователей, размеры информации, связи с другими существующими системами и т.д. и должен быть достаточно подробным для того, чтобы можно было послать запрос поставщикам аппаратуры и программного обеспечения.
На этой стадии мы не должны,. просто компьютеризировать существующие способы работы. Проект информационных технологий - это хорошая возможность еще раз подумать, как лучше сделать информационную систему.
Следующая стадия состоит в том, чтобы посмотреть на требования к аппаратуре и программному обеспечению. Проконсультироваться с потенциальными поставщиками, просмотреть другие деловые решения и посоветоваться со знающими консультантами. Некоторые трудные решения должны подвергнуться тщательной оценке. Следует ответить, например, на такие вопросы: использовать ли уже готовый пакет прикладных программ либо заказать новое программное обеспечение. Ответы будут зависеть от степени риска, к которой Вы готовы, и от отличий Вашего бизнеса от других типичных фирм.
Анализ затрат и прибыли - это финальный шаг перед окончательным решением. Затраты на прикладные программы и аппаратуру относительно невелики, особенно если Вы используете стандартный пакет. Большими затратами являются время, на установку системы и время на поддержку ее работы

3. Построение и тестирование
Одним из самых недооцененных шагов в установке любой системы является ввод всех данных в систему до ее запуска.
Персонал должен убедиться, что с системой легко работать. Ничто не убивает энтузиазм по отношению к новой системе быстрее, чем серия технических проблем.

4. Управление проектом и оценка риска
Если только проект не совсем тривиален, то необходимо существование менеджера проекта, у которого есть достаточно времени, чтобы работать с проектом и иметь дело.c,массой проблем, которые могут возникнуть. Проект не завершен до тех пор, пока менеджер проекта не сможет продемонстрировать, что система работает надежно и приносит прибыль.
Важная часть его роли состоит в том, чтобы постоянно осознавать риск проекта. Риски должны обсуждаться открыто, несмотря на соблазн спрятать голову в песок и надеяться, что все обойдется. Риск можно спланировать: приняв альтернативные решения, приготовившись к крайним действиям и т.д. Примером послужит выбор программного обеспечения, при котором различные решения могут быть рискованны в различной степени. Более нет места для подробного обсуждения, но использование следующего перечня вопросов может помочь выделить некоторые пункты.

 

5_ Каноническое проектирование ИС. Стадии и этапы процесса канонического проектирования ИС.

Каноническое проектирование опирается на совокупность российских стандартов, позволяет упорядочить состав документации, разрабатываемой при проектировании ИС, определяет состав этапов разработки.

Каноническое проектирование основано на следующих стандартах
1 - ГОСТ 34.003 – термины и определения используемые при разработке ИС.
2 - ГОСТ 34.201 – требования к составу выпускаемых документов.
3 - ГОСТ 34.601 – перечень и последовательность стадий и этапов выполняемых работ, требования к результатам стадий и этапов.
4 - ГОСТ 34.602 – требования к техническому заданию на АС.
5 - ГОСТ 34.603 – требования к видам испытаний.
6 - РД50 34.698 – требования к составу и содержанию.
7 - ГОСТ 7.32 – отчет о НИР, структура и правила оформления.
8 - ГОСТ 2.105 – требования к оформлению текстовых документов.

В зависимости от сложности объекта автоматизации и набора задач, требующих решения при создании конкретной ИС, стадии и этапы работ могут иметь различную трудоемкость. Допускается объединять последовательные этапы и даже исключать некоторые из них на любой стадии проекта. Допускается также начинать выполнение работ следующей стадии до окончания предыдущей.

Стадии и этапы создания ИС, выполняемые организациями-участниками, прописываются в договорах и технических заданиях на выполнение работ:

Стадия 1. Формирование требований к ИС.

На начальной стадии проектирования выделяют следующие этапы работ:

  • обследование объекта и обоснование необходимости создания ИС;
  • формирование требований пользователей к ИС;
  • оформление отчета о выполненной работе и тактико- технического задания на разработку.

Стадия 2. Разработка концепции ИС.

  • изучение объекта автоматизации;
  • проведение необходимых научно-исследовательских работ;
  • разработка вариантов концепции ИС, удовлетворяющих требованиям пользователей;
  • оформление отчета и утверждение концепции.

Стадия 3. Техническое задание.

  • разработка и утверждение технического задания на создание ИС.

Стадия 4. Эскизный проект.

  • разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям;
  • разработка эскизной документации на ИС и ее части.

Стадия 5. Технический проект.

  • разработка проектных решений по системе и ее частям;
  • разработка документации на ИС и ее части;
  • разработка и оформление документации на поставку комплектующих изделий;
  • разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта.

Стадия 6. Рабочая документация.

  • разработка рабочей документации на ИС и ее части;
  • разработка и адаптация программ.

Стадия 7. Ввод в действие.

  • подготовка объекта автоматизации;
  • подготовка персонала;
  • комплектация ИС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями);
  • строительно-монтажные работы;
  • пусконаладочные работы;
  • проведение предварительных испытаний;
  • проведение опытной эксплуатации;
  • проведение приемочных испытаний.

Стадия 8. Сопровождение ИС.

  • выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами;
  • послегарантийное обслуживание.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...