Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Каноническое проектирование ИС. Состав проектной документации.




 

Каноническое проектирование ИС

 

Организация канонического проектирования ИС ориентирована на использование главным образом каскадной модели жизненного цикла ИС. Стадии и этапы работы описаны в стандарте ГОСТ 34.601-90.

 

В зависимости от сложности объекта автоматизации и набора задач, требующих решения при создании конкретной ИС, стадии и этапы работ могут иметь различную трудоемкость. Допускается объединять последовательные этапы и даже исключать некоторые из них на любой стадии проекта. Допускается также начинать выполнение работ следующей стадии до окончания предыдущей.

 

Стадии и этапы создания ИС, выполняемые организациями-участниками, прописываются в договорах и технических заданиях на выполнение работ:

 

Стадия 1. Формирование требований к ИС.

 

На начальной стадии проектирования выделяют следующие этапы работ:

обследование объекта и обоснование необходимости создания ИС;

формирование требований пользователей к ИС;

оформление отчета о выполненной работе и тактико- технического задания на разработку.

 

Стадия 2. Разработка концепции ИС.

изучение объекта автоматизации;

проведение необходимых научно-исследовательских работ;

разработка вариантов концепции ИС, удовлетворяющих требованиям пользователей;

оформление отчета и утверждение концепции.

 

Стадия 3. Техническое задание.

разработка и утверждение технического задания на создание ИС.

 

Стадия 4. Эскизный проект.

разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям;

разработка эскизной документации на ИС и ее части.

 

Стадия 5. Технический проект.

разработка проектных решений по системе и ее частям;

разработка документации на ИС и ее части;

разработка и оформление документации на поставку комплектующих изделий;

разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта.

 

Стадия 6. Рабочая документация.

разработка рабочей документации на ИС и ее части;

разработка и адаптация программ.

 

Стадия 7. Ввод в действие.

подготовка объекта автоматизации;

подготовка персонала;

комплектация ИС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями);

строительно-монтажные работы;

пусконаладочные работы;

проведение предварительных испытаний;

проведение опытной эксплуатации;

проведение приемочных испытаний.

 

Стадия 8. Сопровождение ИС.

выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами;

послегарантийное обслуживание.

 

Oбследование - это изучение и диагностический анализ организационной структуры предприятия, его деятельности и существующей системы обработки информации. Материалы, полученные в результате обследования, используются для:

обоснования разработки и поэтапного внедрения систем;

составления технического задания на разработку систем;

разработки технического и рабочего проектов систем.

 

На этапе обследования целесообразно выделить две составляющие: определение стратегии внедрения ИС и детальный анализ деятельности организации.

 

Основная задача первого этапа обследования - оценка реального объема проекта, его целей и задач на основе выявленных функций и информационных элементов автоматизируемого объекта высокого уровня [8]. Эти задачи могут быть реализованы или заказчиком ИС самостоятельно, или с привлечением консалтинговых организаций. Этап предполагает тесное взаимодействие с основными потенциальными пользователями системы и бизнес-экспертами. Основная задача взаимодействия - получить полное и однозначное понимание требований заказчика. Как правило, нужная информация может быть получена в результате интервью, бесед или семинаров с руководством, экспертами и пользователями.

 

По завершении этой стадии обследования появляется возможность определить вероятные технические подходы к созданию системы и оценить затраты на ее реализацию (затраты на аппаратное обеспечение, закупаемое программное обеспечение и разработку нового программного обеспечения).

 

Результатом этапа определения стратегии является документ (технико-экономическое обоснование проекта), где четко сформулировано, что получит заказчик, если согласится финансировать проект, когда он получит готовый продукт (график выполнения работ) и сколько это будет стоить (для крупных проектов должен быть составлен график финансирования на разных этапах работ). В документе желательно отразить не только затраты, но и выгоду проекта, например время окупаемости проекта, ожидаемый экономический эффект (если его удается оценить).

 

Ориентировочное содержание этого документа:

ограничения, риски, критические факторы, которые могут повлиять на успешность проекта;

совокупность условий, при которых предполагается эксплуатировать будущую систему: архитектура системы, аппаратные и программные ресурсы, условия функционирования, обслуживающий персонал и пользователи системы;

сроки завершения отдельных этапов, форма приемки/сдачи работ, привлекаемые ресурсы, меры по защите информации;

описание выполняемых системой функций;

возможности развития системы;

информационные объекты системы;

интерфейсы и распределение функций между человеком и системой;

требования к программным и информационным компонентам ПО, требования к СУБД;

что не будет реализовано в рамках проекта.

 

На этапе детального анализа деятельности организации изучаются задачи, обеспечивающие реализацию функций управления, организационная структура, штаты и содержание работ по управлению предприятием, а также характер подчиненности вышестоящим органам управления. На этом этапе должны быть выявлены:

инструктивно-методические и директивные материалы, на основании которых определяются состав подсистем и перечень задач;

возможности применения новых методов решения задач.

 

Аналитики собирают и фиксируют информацию в двух взаимосвязанных формах:

функции - информация о событиях и процессах, которые происходят в бизнесе;

сущности - информация о вещах, имеющих значение для организации и о которых что-то известно.

 

При изучении каждой функциональной задачи управления определяются:

наименование задачи; сроки и периодичность ее решения;

степень формализуемости задачи;

источники информации, необходимые для решения задачи;

показатели и их количественные характеристики;

порядок корректировки информации;

действующие алгоритмы расчета показателей и возможные методы контроля;

действующие средства сбора, передачи и обработки информации;

действующие средства связи;

принятая точность решения задачи;

трудоемкость решения задачи;

действующие формы представления исходных данных и результатов их обработки в виде документов;

потребители результатной информации по задаче.

 

10_Состав и содержание Технико-экономическое обоснование проектируемой ИС.

Технико-экономическое обоснование проекта – результат этапа определения стратегии. Технико-экономическое обоснование проекта – документ, где четко сформулировано, что получит заказчик, если согласится финансировать проект, когда он полу­чит готовый продукт (график выполнения работ) и сколько это будет сто­ить (для крупных проектов должен быть составлен график финансирова­ния на разных этапах работ). В документе желательно отразить не только затраты, но и выгоду проекта, например время окупаемости проекта, ожидаемый экономический эффект (если его удается оценить). Ориентировочное содержание этого документа:

• ограничения, риски, критические факторы, которые могут повлиять на успешность проекта;

• совокупность условий, при которых предполагается эксплуатиро­вать будущую систему: архитектура системы, аппаратные и про­граммные ресурсы, условия функционирования, обслуживающий персонал и пользователи системы;

• сроки завершения отдельных этапов, форма приемки/сдачи работ, привлекаемые ресурсы, меры по защите информации;

• описание выполняемых системой функций;

• возможности развития системы;

• информационные объекты системы;

• интерфейсы и распределение функций между человеком и системой;

• требования к программным и информационным компонентам ПО, требования к СУБД;

• что не будет реализовано в рамках проекта.

11_Состав и содержание технического задания (ГОСТ 34.602- 89)

 

1. Общие сведения

  • полное наименование системы и ее условное обозначение
  • шифр темы или шифр (номер) договора;
  • наименование предприятий разработчика и заказчика системы, их реквизиты
  • перечень документов, на основании которых создается ИС
  • плановые сроки начала и окончания работ
  • сведения об источниках и порядке финансирования работ
  • порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по созданию системы, ее частей и отдельных средств

2. Назначение и цели создания (развития) системы

  • вид автоматизируемой деятельности
  • перечень объектов, на которых предполагается использование системы
  • наименования и требуемые значения технических, технологических, производственно-экономических и др. показателей объекта, которые должны быть достигнуты при внедрении ИС

3. Характеристика объектов автоматизации

  • краткие сведения об объекте автоматизации
  • сведения об условиях эксплуатации и характеристиках окружающей среды

4. Требования к системе

4.1. Требования к системе в целом:

  • требования к структуре и функционированию системы (перечень подсистем, уровни иерархии, степень централизации, способы информационного обмена, режимы функционирования, взаимодействие со смежными системами, перспективы развития системы)
  • требования к персоналу (численность пользователей, квалификация, режим работы, порядок подготовки)
  • показатели назначения (степень приспособляемости системы к изменениям процессов управления и значений параметров)
  • требования к надежности, безопасности, эргономике, транспортабельности, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, защите и сохранности информации, защите от внешних воздействий, к патентной чистоте, по стандартизации и унификации

4.2. Требования к функциям (по подсистемам):

  • перечень подлежащих автоматизации задач
  • временной регламент реализации каждой функции
  • требования к качеству реализации каждой функции, к форме представления выходной информации, характеристики точности, достоверности выдачи результатов
  • перечень и критерии отказов

4.3. Требования к видам обеспечения:

  • математическому (состав и область применения мат. моделей и методов, типовых и разрабатываемых алгоритмов)
  • информационному (состав, структура и организация данных, обмен данными между компонентами системы, информационная совместимость со смежными системами, используемые классификаторы, СУБД, контроль данных и ведение информационных массивов, процедуры придания юридической силы выходным документам)
  • лингвистическому (языки программирования, языки взаимодействия пользователей с системой, системы кодирования, языки ввода- вывода)
  • программному (независимость программных средств от платформы, качество программных средств и способы его контроля, использование фондов алгоритмов и программ)
  • техническому
  • метрологическому
  • организационному (структура и функции эксплуатирующих подразделений, защита от ошибочных действий персонала)
  • методическому (состав нормативно-технической документации)

5. Состав и содержание работ по созданию системы

  • перечень стадий и этапов работ
  • сроки исполнения
  • состав организаций — исполнителей работ
  • вид и порядок экспертизы технической документации
  • программа обеспечения надежности
  • программа метрологического обеспечения

6. Порядок контроля и приемки системы

  • виды, состав, объем и методы испытаний системы
  • общие требования к приемке работ по стадиям
  • статус приемной комиссии

7. Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие

  • преобразование входной информации к машиночитаемому виду
  • изменения в объекте автоматизации
  • сроки и порядок комплектования и обучения персонала

8. Требования к документированию

  • перечень подлежащих разработке документов
  • перечень документов на машинных носителях

9. Источники разработки

документы и информационные материалы, на основании которых разрабатывается ТЗ и система

12_Состав и содержание технического проекта.

 
№ п\п Раздел Содержание
  Пояснительная записка
  • основания для разработки системы
  • перечень организаций разработчиков
  • краткая характеристика объекта с указанием основных технико-экономических показателей его функционирования и связей с другими объектами
  • краткие сведения об основных проектных решениях по функциональной и обеспечивающим частям системы
  Функциональная и организационная структура системы
  • обоснование выделяемых подсистем, их перечень и назначение
  • перечень задач, решаемых в каждой подсистеме, с краткой характеристикой их содержания
  • схема информационных связей между подсистемами и между задачами в рамках каждой подсистемы
  Постановка задач и алгоритмы решения
  • организационно-экономическая сущность задачи (наименование, цель решения, краткое содержание, метод, периодичность и время решения задачи, способы сбора и передачи данных, связь задачи с другими задачами, характер использования результатов решения, в которых они используются)
  • экономико-математическая модель задачи (структурная и развернутая форма представления)
  • входная оперативная информация (характеристика показателей, диапазон изменения, формы представления)
  • нормативно-справочная информация (НСИ) (содержание и формы представления)
  • информация, хранимая для связи с другими задачами
  • информация, накапливаемая для последующих решений данной задачи
  • информация по внесению изменений (система внесения изменений и перечень информации, подвергающейся изменениям)
  • алгоритм решения задачи (последовательность этапов расчета, схема, расчетные формулы)
  • контрольный пример (набор заполненных данными форм входных документов, условные документы с накапливаемой и хранимой информацией, формы выходных документов, заполненные по результатам решения экономико-технической задачи и в соответствии с разработанным алгоритмом расчета)
  Организация информационной базы
  • источники поступления информации и способы ее передачи
  • совокупность показателей, используемых в системе
  • состав документов, сроки и периодичность их поступления
  • основные проектные решения по организации фонда НСИ
  • состав НСИ, включая перечень реквизитов, их определение, диапазон изменения и перечень документов НСИ
  • перечень массивов НСИ, их объем, порядок и частота корректировки информации
  • структура фонда НСИ с описанием связи между его элементами; требования к технологии создания и ведения фонда
  • методы хранения, поиска, внесения изменений и контроля
  • определение объемов и потоков информации НСИ
  • контрольный пример по внесению изменений в НСИ
  • предложения по унификации документации
  Альбом форм документов  
  Система математического обеспечения
  • обоснование структуры математического обеспечения
  • обоснование выбора системы программирования
  • перечень стандартных программ
  Принцип построения комплекса технических средств
  • описание и обоснование схемы технологического процесса обработки данных
  • обоснование и выбор структуры комплекса технических средств и его функциональных групп
  • обоснование требований к разработке нестандартного оборудования
  • комплекс мероприятий по обеспечению надежности функционирования технических средств
  Расчет экономической эффективности системы
  • сводная смета затрат, связанных с эксплуатацией систем
  • расчет годовой экономической эффективности, источниками которой являются оптимизация производственной структуры хозяйства (объединения), снижение себестоимости продукции за счет рационального использования производственных ресурсов и уменьшения потерь, улучшения принимаемых управленческих решений
  Мероприятия по подготовке объекта к внедрению системы
  • перечень организационных мероприятий по совершенствованию бизнес-процессов
  • перечень работ по внедрению системы, которые необходимо выполнить на стадии рабочего проектирования, с указанием сроков и ответственных лиц
  Ведомость документов  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...