Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цикл контакта и функции self




Классическое описание цикла контакта индивидуума, приводящее к формированию фигуры потребности, поиску ресурсов в среде, контакту с этими ресурсами и удовлетворению потребности с последующей ассимиляцией (модель Гудмена) можно рассмотреть с точки зрения функционирования self. На каждой п фаз self функционирует в разных режимах (разными способами),

1. Преконтакт. Итак, в преконтакте поле не дифференцировано по отношению к «фигуре» и «фону». Рассмотрим это по отношению к пищевой потребности. Какое-то время после предыдущего приема пищи происходит ее ассимиляция, которая является процессом неосознаваемым. Self работает в режиме Ид — мы можем испытывать диффузные ощущения сонливости, расслабленности, приятное ощущение сытости и т. п. Тело является «фоном», в котором имеется потенциальная возможность формирования следующей «фигуры» потребности в пище, и наступает время, когда ощущение голода вновь становится «фигурой» для нас. Появляется ощущение голода, которое становится «фигурой», в то время как все остальное тело — «фоном». Этот процесс сопровождается телесным возбуждением. Произошла первичная поляризация — мы хотим есть, а наши занятия, интерес к делу, которым мы занимаемся, внешние стимулы уходят в «фон».

2. Контакт (контактирование). Вторая фаза цикла опыта характеризуется активной ролью Эго-функции, главной ее функцией становится дифференциация среды. Мы начинаем взаимодействовать с окружающей средой, ориентируясь по отношению к ее ресурсам. «Фигурой» становится объект в среде, с помощью которого мы предположительно можем удовлетворить свою потребность, а наше телесное возбуждение остается в «фоне». Одни «фигуры» в среде (например, холодильник, буфет, сумочка с едой) выбираются, другие (магазин, ресторан, рынок) отвергаются. В этой фазе (феноменологически) мы чувствуем себя «делателями», активными по отношению к «фигуре», ориентируясь и определяя необходимое нам время, расстояние до еды, желательных партнеров по трапезе, доступность ресурсов и т. п. Здесь мы подходим к среде агрессивно, влияя и используя элементы поля больше, чем просто существуя вместе с ними, и делаем, наконец, окончательный выбор по поводу того, где, с кем и что мы будем есть. Я приглашаю на обед подругу, ставлю чайник и достаю желанные продукты из холодильника. Увеличивается ощущение сепаратности, разделительная роль контактной границы в поле «организм — окружающая среда» становится большей, чем связующая.

Невротической подменой Эго-функции в этой фазе может быть включение функции личности, как если бы мы сказали себе, что «еще не время», что «мы люди с сильной волей и можем потерпеть» или еще что-то в этом роде.

3. Финальный (полный) контакт. Это момент здорового слияния, стирания границ между индивидуумом и окружающей средой. Мы кусаем, ощущаем вкус пищи, пережевываем ее, глотаем, и это действие происходит в настоящий момент. Контактная граница исчезает, восприятие, чувства и движения интегрированы. Эго-функция действует в среднем режиме — одновременно активно и пассивно. «Фигурой» являемся мы сами, выступающие в этот момент и как субъекты и как объекты своего действия. При финальном контакте, устанавливаемом с объектом, в какой-то момент неразличимы человек и избранный объект. На короткое время нет больше ни фигуры, ни фона, ни границы между субъектом и объектом. Д. Хломов (2000) описывает это следующим образом: «В какой-то момент в межличностных отношениях на смену, четко идентифицируемому «я» и «ты» может прийти «мы». «Мы» любви, оргазма, конфликта, ужаса или любой другой ситуации взаимодействия». Интенсивность self падает.

4. Постконтакт. Это фаза ассимиляции, в прямом смысле переваривания. И не только еды, а и любого полученного опыта. Self работает в режиме функции личности, интегрируя случившееся в опыт человека. «Не буду больше покупать такое-то мороженое, а буду такое-то...», «Мне приятно обедать с этим человеком» и т. п. «Фигурой» является человек в контексте его истории, происшедшее добавляет еще один аспект в эту историю. Цикл завершается, для того чтобы через несколько часов начаться снова.

 

Качественные характеристики диалогических отношений: присутствие, включенность, подлинное и откровенное общение, признание-подтверждение.

По Линн Джакобс (1989), базальный контакт и процесс осознавания являются условиями для диалога, тогда как сам диалог представляет собой специфическую форму процесса контактирования, относящегося к отношениям между людьми. Диалогические отношения рассматриваются как межличностная модель феноменологического подхода к осознаванию.

ЛИТЕРАТУРА

Джондлин Ю. Фокусирование. – М: Независимая фирма «Класс», 2000.

Зннкер Дж. Телесные процессы в психотерапии. Вступление. – http:// www.gestalt.lv/rus/international/teksti/index.htm&id=51.

Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000.

Немиринский О.В. Фасилитация контакта в гештальт-терапии // Московский психотерапевтический журнал. – 1994. – № 3. – С. 93– 106.

Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмен П. Опыты психологии самопознания. – М.: Гиль-Эстель, 1993.

Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. – М.: Либрис, 1996.

Перлз Ф.(1997) Гештальт семинары (Гештальт-терапия дословно) // Гештальт 96: Сб. мат-лов Московского гештальт-института. – М., 1997. – С. 6- 17.

Перлз Ф., Гудман П. Теория гештальт-терапии. – М.: Институт общегуманитарных исследований. – 2001.

Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997.

Рыбин В.И. Инсайт и гештальт // Московский психотерапевтичог кий журнал. – 1997. – № 3. – С. 85-104.

Хломов Д. (2000) Гештальт-терапия // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр, 2000. – С. 343 – 371.

Curran K.M., Seashore C.N.,Welp M.S. (1995) Use of Self as an Instrumen of Change. – http://www.eqalvoice.com/use_of_self.pdf.

Jacobs L. (2002) Its Not Easy to Be a Field Theorist: Commentary on «Cartesian and Post-Cartesian Trends in Relational Psychoanalysis)), Gestalt!, 6 (2). – http://www.g-g.org/gei/6-2/jacobsreview.html.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...