Постановка целей на новый учебный год
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В содержании целей имеет смысл указать, как соотносится воспитательная работа с социальным заказом, потребностями общества, интересами и потребностями обучающихся и их родителей. Направления деятельности классного руководителя В содержании деятельности классного руководителя по каждому из направлений необходимо отразить: — работу с учителями, преподающими в классе; — работу с родителями; — индивидуальную работу с учениками; — массовые дела класса, классные часы, собрания; — традиции класса; — участие в делах школы. Планируемые итоги воспитательной работы
Для того чтобы эффективно работать, получать удовлетворение от своего труда и признание за его качество, учителя, педагогические коллективы и руководство школ стремятся привести деятельность классного руководителя в систему, найти оптимальное сочетание желаемого и возможного. Первым шагом на этом пути является выделение специфических функций классного руководителя. При этом наряду с общими выводами формулируются специфические требования к работе классного руководителя, которые зависят от особенностей конкретной школы, ее социального окружения, контингента учащихся. Результаты этого анализа оформляются, как правило, в должностной инструкции классного руководителя, которая после утверждения ее директором школы становится официальным документом. Примерные нормы учета рабочего времени классного руководителя Принципы расчета: — каждый вид работы, включенный в обязанности, должен быть обеспечен временем на его выполнение; — суммарное время на работу классного руководителя предусматривается из расчета 6 час. воспитательной работы
— различные виды деятельности могут выполняться в одно и то же время. Определив формальные рамки в деятельности классного руководителя, были определены основные направления деятельности классного руководителя. Основные направления деятельности классного руководителя Здоровье § Совместная деятельность с руководителями физической культуры и медицинскими работниками лицея по проведению физкультурно-оздоровительных и санитарно-просветительских мероприятий;
§ загородные экскурсии и походы; § консультации специалистов по итогам ежегодной диспансеризации, контроль за выполнением их рекомендаций; § индивидуальная работа с каждым учащимся по режиму дня на основе медицинских данных, наследственной предрасположенности. Учение § Обеспечение руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся: их самообразованием; § совместная работа с учителями-предметниками, завучем по соблюдению учебной дисциплины; § посещение уроков с целью выявления способностей, возможностей учащихся; § организация консультативной помощи по предметам; § включение учащихся в исследовательскую работу. Общение § Организация систематической работы по нравственному воспитанию; § овладение правилами функционирования в урбанизованной среде; § обсуждение вопросов по культуре поведения и общения. Досуг § Обеспечение педагогического руководства и влияние на досуговую сферу школьников; § создание условий для культурного досуга, использования клубных форм общения по интересам и т. д.; § отработка методики внешних взаимосвязей. Семья § Изучение условий воспитания детей в семье; § организация комплексного подхода к воспитанию детей в семье; § оказание помощи семье и тактическое корректирование процесса семейного воспитания, а не информирование родителей главным образом о неуспеваемости или недисциплинированности их ребенка. Это означает: соответствие предъявляемых требований возможностям и стремлениям ребенка, а также осуществление родителями психотерапевтической функции в отношении детей, т.е. осознание того, что они являются психологической опорой для ребенка.
Педагогическому планированию присущи следующие функции:
Простейшей формой планирования воспитательной работы является расположение содержания перспективных дел в классе в календарном порядке. Схема календарного плана выглядит следующим образом:
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Недостаток такой формы планирования состоит в том, что все воспитательные мероприятия сводятся к календарю и план похож на перечень видов деятельности классного руководителя, расположенных в хронологическом порядке. При этом затруднительно проанализировать систему и технологию воздействия на учащихся, слабо прослеживается роль классного коллектива. ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Оперативная форма планирования является разновидностью календарного плана. Эта форма позволяет определить виды деятельности учащихся и технологические функции классного руководителя на каждую неделю. В структуру плана вводится колонка для оценки результатов проведенной работы. ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В старших классах центр тяжести работы по оперативному планированию переносится на ученический коллектив. Роль классного руководителя зависит в этом случае от уровня сплоченности коллектива.
ЛИНЕЙНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Линейно-хронологический план содержит перечень мероприятий, расположенных понедельно. Например, понедельник как первый день учебной недели контрастирует с воскресным отдыхом, и в этот день лучше планировать собрания, встречи, линейки и мероприятия просветительского характера. В понедельник преподаватели истории, литературы могут оказать помощь информаторам, чтецам, организаторам коллективных дел. Во вторник, когда редакционный актив занят выпуском стенной печати (газет, бюллетеней, альбомов, журналов, альманахов и пр.), преподаватели языка и литературы, рисования и труда имеют возможность оказать помощь школьникам в оформительской работе. В этот же день можно провести родительское собрание и подготовить выставку творческих работ учащихся. В день трудовых дел - прибавляется забот у преподавателя труда и заведующего хозяйственной частью. Субботу как преддверие дня отдыха лучше посвятить занятиям по интересам в творческих группах, кружках и факультативах, смотрам талантов, КВН, турнирам, соревнованиям по физкультуре и спорту. В этот день будут заняты преподаватели физкультуры и спорта, руководители художественной самодеятельности и других объединений учащихся. В воскресенье, если таковой день используется для организации свободного времени учащихся, - планируется экскурсионная и туристическая работа и в дело включаются заинтересованные лица из числа преподавателей, родителей и внешкольных учреждений. Структуре плановых мероприятий предпосылается краткая характеристика уровня воспитанности ученического коллектив и очередные задачи. По форме линейно-хронологический план выглядит следующим образом: ЛИНЕЙНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Перечень приведенных мероприятий и профили дней недели показаны условно. К тому же все их провести в течение одной недели затруднительно. Поэтому в течение недели могут быть дни, свободные от внеклассных предметных и воспитательных дел.
Кроме всего прочего, хочу предложить Вашему вниманию форму плана воспитательной работы который использовался мной ранее.
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Календарно-тематические планы.
Традиционными для многих классных руководителей стали календарно-тематические планы. В них также предусматривается характеристика ученического коллектива и воспитательные задачи. Содержание воспитательной работы на полугодие или весь учебный год представлено в виде разделов, система которых отражает основные направления воспитательной работы в классе: Организационно-педагогические мероприятия. Воспитание положительного отношения школьников к учению. Политический кругозор учащихся. Воспитание нравственных ценностей у школьников. Подготовка учащихся к труду и выбору профессии. Дисциплина и культура поведения учащихся. Физическая культура и здоровье учащихся. Экологическое воспитание. Свободное время учащихся. Работа с родителями и общественностью.
По каждому из названных разделов подбираются разнообразные формы и методы работы ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ Программно – целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения. Т. е. программно-целевое планирование построено по логической схеме "цели - пути – способы - средства". Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, разрабатывается программа действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является составление конкретной программы достижения желаемых результатов.Как уже было сказано, первым этапом программно-целевого планирования является постановка целей; на последующих этапах разрабатываются пути и конкретные способы их достижения. Рассмотрим эту процедуру подробнее.Тема, над которой работает школа «Личностно-ориентированное воспитание и образование школьников». Основная цель школы – формирование личности, способной к самовоспитанию и самообразованию, гуманной и духовно свободной, уважающих себя и других». Постановка целей при программно-целевом методе планирования представляет собой формирование "древа целей ". Затем в соответствии с ним определяется система мероприятий по реализации целей, называемая целевой комплексной программой развития школы. (см. схему 1 и приложения). Воспитательная работа школы – составная часть планирования учебно-воспитательного процесса. Опираясь на комплексную программу развития школы, каждый классный руководитель составляет план воспитательной работы с классом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|