Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ИНТЕРЛЮДИЯ Музыка для массаЖа




 

Музыка помогает делать массаж.

В этом упражнении вам нужно поставить три разных музыкальных отрывка для друзей, членов семьи или клиентов, которым делают массаж.

Во-первых, для того чтобы ввести человека в расслабленное состояние, нужно поставить медленную, фоновую музыку, которая создает безопасную среду, способствует глубокому дыханию и высвобождает мысли и чувства. Как пример можно назвать «Гимнопедии для фортепиано» Эрика Сати и музыку «Нового века», исполняемую на флейте (например, работы Карлоса Накай и Джона Ранье).

Во время массажа обычно происходит глубокая проработка мышц и органов организма, а мозг при этом впадает в расслабленное полусонное состояние. Здесь пригодится музыка с медленным пульсом или такая, которая позволяет организму «выпустить» напряжение. Это «Глубокое слушание» Полин Оливерос, «Вечером в четверг» Брайана Эно или «Музыка для аббатства святого Клемента» Стюарта Пемпстера.

На заключительном этапе поставьте такую музыку, которая приятна, мелодична и имеет несколько более быстрый ритм (между 50 и 60 ударами в минуту). Это медленные и плавные пьесы Моцарта из концертов для фортепиано или арфы, которые помогают построить мост между теми ощущениями, которые вызывает массаж, и миром, в который мы вынуждены вернуться.

Если расслабить челюсти и издавать звуки («мычать», бормотать или напевать), пока массажист над вашим телом, можно добиться еще большего эффекта. Можете попросить, чтобы тот, кто делает вам массаж, тоже что-нибудь напевал или произносил полустонущий звук «а-а-а» в течение первых десяти минут. Это добавит массажу внутренний резонанс.

Если слушать музыку в расслабленном состоянии, она становится чем-то вроде катализатора, дающего волю состоянию, похожему на сон наяву. Во время сеансов УОМ, которые обычно длятся от тридцати до сорока пяти минут, сознательное и подсознательное состояния начинают общаться друг с другом посредством музыки, речи, символов и эмоций. УОМ создает то, что Бонни называет «почвой для встречи подличностных основ или различных частей человеческой сущности». Посредством символов музыка служит «полем дружественной битвы, а также удобным вместилищем, где противоречия человеческой личности мирно сосуществуют».

Специалисты-практики, применяющие УОМ, составили для себя комплекты записей классической музыки, основанные на принципах вовлечения (согласования физического и эмоционального ритмов) и «изо» (плавное изменение скорости). При этом медицинские исследования документально подтверждают положительные физические и психологические результаты. В госпитале Джефферсона в городе Порт-Таунсенд (штат Вашингтон) врачи и сестры фиксировали снижение ритма сердечных сокращений и кровяного давления у пациентов, которые слушали записи, составленные Бонни. При этом наблюдались положительные изменения по шкале эмоционального рейтинга. Эта шкала широко используется как мера степени взволнованности и общего состояния пациентов. При испытаниях с пациентами из отделения хирургии боль и напряжение снижались, и таким больным нужно было меньше болеутоляющих медикаментов.

После многих лет упорных тренировок профессионалы научились анализировать любой образ, который возникает в сознании пациента во время сеансов. Такие специалисты проходят специальную сертификацию в Ассоциации музыки и образов (АМО). Некоторые высшие школы также предлагают курс подготовки по УОМ, но большинство студентов получают необходимую подготовку в институтах. Этот метод помог тысячам людей.

Метод УОМ повлиял и на мою теорию обучения. Йоханнес, студент выпускного курса, который изучал поэзию и живопись, учился в одном из моих классов. То, что он писал как поэт, было мечтательным и расплывчатым. Преподаватели называли его романтиком без структуры. Как и многие молодые люди, кто перегрузил себя музыкой «Нового века», он нуждался в том, чтобы воплотить свою чувствительную натуру в реальность. Во время третьего занятия произошло озарение. «Богоявление» началось тогда, когда Йоханнес закрыл глаза, расслабился, стал глубоко дышать в течение десяти минут, в то время как я рассказывал ему о том, как разные виды творчества влияют на самочувствие. Затем я стал играть первые музыкальные фразы Второй симфонии Сибелиуса, после чего продолжил исполнить «Парящего жаворонка» Воэн-Уильямса, «Санктус» Фавра, «Прелюдию си-минор для фортепиано» Баха и наконец «Аллилуйя» Моцарта.

Во время первого произведения Йоханнес «увидел» образы, которые были связаны с увечьем, которое он получил во время автомобильной аварии, когда ему было восемь лет. Он рассказывал о кошмарах и страхах, которые переживал в начальной школе, боясь, что кто-то неожиданно ударит его сбоку. Когда он слушал «Парящего жаворонка», то представлял себя птицей, летающей высоко в облаках, чувствуя, что там его никто не ударит. В этом полете он чувствовал себя в полной безопасности. Во время пьесы Фавра он рассказывал о плавании, когда ты погружаешься в морскую пучину и не можешь достать ногами дна.

Во время исполнения Баха началось превращение. Йоханнес увидел себя твердо стоящим на суше. Он увидел себя в выпускном классе школы, над головой облака и чистый воздух, невдалеке небольшой пруд, а перед ним старая деревянная парта. Он видел, как садится за парту и начинает писать стихи обеими руками, «забирая» мысли и слова прямо из воздуха и воды, ощущая силу организма. Во время исполнения Моцарта Йоханнес видел себя соединяющим воедино все отчаяние и неприятности своей жизни. Все его страхи исчезли, он почувствовал, что может двигаться вперед.

После проведения этих занятий стихи, которые писал Йоханнес, очень изменились. Он начал писать эпическую поэму, у которой была четкая структура. Йоханнес стал журналистом, пишет великолепные статьи и всегда укладывается в жесткие сроки работы.

Как показывают истории Джерри, Патриции Уорминг и Йоханнеса, энергия музыки может многое изменить в нашей жизни, не только здоровье и благосостояние.

ГЛАВА 7

 

 

Интеллект звука

 

Повышение качества обучения и развитие творчества с помощью музыки

 

Бобби был сверх активным ребенком в моем классе. Он не юг усидеть на месте. Почти все время кричал, мешая другим де-ям. Когда он писал что-то, можно было буквально ощутить напряжение и злость, которые накопились в нем. Закрученная пру-;иной сила его личности выливалась в слова. Дома Бобби был толь же неуправляемым, и его родители не могли контролировать его действия.

Спустя несколько месяцев занятий с ним по образности, ко-орая была связана с потребляемой пищей или с_его активной деятельностью, мне наконец удалось заставить Бобби закрыть паза и несколько секунд «промурлыкать»: «м-м-м, м-м-м». Он роделал это в течение нескольких минут, и вдруг произошло то-то поразительное: напряжение ушло из его плеч, а голос стал мягче. Учителя также заметили, что когда Бобби начинал бормотать или напевать, его нервное напряжение снижалось. На следующий год, когда он стал заниматься музыкой, атмосфера в школе изменилась.

«Учитель музыки в нашей школе добивался большего успеха с помощью песенки “Раз картошка, два картошка, три картошка, четыре”, чем все психологи, детские психиатры и консультанты вместе взятые с их таблеточной индустрией», — рассказал бывший директор начальной школы в городе Вашингтон.

Дело здесь не только в эмоциональной нагрузке. Исследование, проведенное в Техасе, показало, что у студентов, которые участвуют в оркестрах, показатель SAT всегда выше среднего.

К сожалению, из-за недопонимания важности музыки для развития нервной системы подростка финансирование музыкальных кружков неуклонно сокращается. История, которая рассказана в фильме «Опус мистера Холланда», звучит поздним сигналом. Фильм повествует о путешествии композитора-исполнитеяя (Ричард Дрейфусе), которому нужны деньги. Он решил год преподавать в школе до тех нор, пока не наступят лучшие времена. Тридцать лет спустя всеми любимого учителя выгоняют из школы накануне его полной победы, поскольку ученики и коллеги стали ненавидеть его за исполнение его великого произведения.

Мистер Холланд представляет тот тип учителей, которые лишились работы из-за того, что у них не хватало знаний по психологии, чтобы отстоять и защитить свое дело. Тем не менее звук и музыка являются условием обеспечения хорошего здоровья и выработки искусства общения. В этой главе мы попробуем исследовать то, как «эффект Моцарта» может улучшить память, качество учебы и повысить творческие способности человека. Мы покажем, как музыка используется в процессе образования и бизнесе.

Более гармоничная учеба

 

В произведении «Диалоги» Платон описывает банкет, на котором обсуждаются великие идеи. На фоне легкой музыки и непринужденного разговора появляется пьяница Альцибиад, который нарушает всю атмосферу, создав хаос громкими грубыми звуками.

Платон описывает, как Сократ пытается образумить Альцибиада. У него ничего не получается, тем не менее банкет удался. Сократ хорошо знает о собственных ритмах и ритмах других людей и не дает беседе угаснуть. Если мы восстановим знания Сократа, то сможем достаточно успешно «дирижировать» ритмами сегодняшнего дня и создать оптимальную обстановку для учебы.

Для начала можно использовать ритм в качестве инструмента для развития памяти и интеллекта. Краткосрочные воспоминания могут находиться в нашем сознании в качестве образов, но они часто представляют собой коллекции звуков, особенно тогда, когда мы запоминаем слова. Краткосрочная память имеет свойство сохранять около семи бит информации (примерно длина этой фразы). Однако связанные группы информации запоминаются как один бит. Таким образом, объем материала, который можно запомнить, возрастает по экспоненциальному закону. Если выдавать информацию в ритмической последовательности, ее легко запомнить как единое целое.

Наряду с тем, чтобы понять, как ритмика помогает памяти, исследователи пришли к выводу, что память имеет свой суточный ритм. Краткосрочная память имеет пик утром, в то время как долгосрочная память лучше всего работает после полудня.

Как уже отмечалось, игра на музыкальном инструменте или участие в музыкальных программах в школе (использование музыки на таких уроках, как история и наука) оказывают положительный эффект на процесс учебы и поведение. Вот некоторые факты из последних исследований.

• Комиссия по вступительным экзаменам в колледжи сообщила

в 1996 году, что студенты, у которых был опыт музыкального исполнительства, показали результаты в словесной части теста SAT на пятьдесят один пункт выше, а по математике — на тридцать девять пунктов выше, чем средний показатель по стране. «Изучение музыки и других искусств обычно оказывает кумулятивный (накопительный) эффект и повышает показатели студентов по стандартизированному тесту», — делает вывод Эдвард Дж. Квет, директор музыкальной школы Центрального университета штата Мичиган в городе Маунт-Плезант.

• Примерно 7500 студентов университетов в 1983—1988 годах, которые имели музыкальное образование, показали лучшие результаты по английскому языку, биологии, химии и математике.

• Фильмы Уолта Диснея и музыка «Нового века» оказали наибольшее положительное влияние на настроение 255 студентов первого и второго курсов, а классическую музыку они поставили на третье место. Студентов попросили сделать рисунки, прослушав эту музыку, и дать оценку услышанному, нарисовав улыбающуюся или грустную рожицу.

• Это исследование обнаружило еще кое-что удивительное для исследователей. Рисунки выявили гораздо более высокую степень неблагополучия, чем о том говорили студенты перед прослушиванием музыки. Одна исследовательница, у которой был опыт работы с подростками из группы риска, сказала, что она была поражена той злобой и депрессией, которые проявились в рисунках. Исследователе сделали вывод, что сочетание музыки и искусства дает возможность разрядиться и выразить свои эмоции.

• Исследователи сообщают, что легкая музыка, в основном песни «Битлз», снижает степень неадекватного или неправильного поведения детей в школе.

 

Музыкальный интеллект

 

В начале 1980-х годов Ховард Гарднер из Гарвардского университета написал книгу «Кадры мозга» — одну из наиболее эффективных книг по образованию современного поколения. В ней он утверждает, что мы обладаем множественным интеллектом. В дополнение к лингвистическому, логикоматематическому, пространственному и органокинестетическиму интеллекту у нас есть еще межличностный, внутриличностный и музыкальный интеллект. Он цитирует результаты исследований, которые показывают, что младенцы способны подстраиваться под громкость и мелодичный контур песен матери, а э четыре месяца они могут угадывать уже ритмическую структуру. Ученые обнаружили, что дети предрасположены к восприятию этих аспектов музыки гораздо сильнее, чем к базовым элементам речи. Их легче втянуть в игру звука, чтобы раскрыть их творческие возможности.

Анализируя традиционное музыкальное образование в Африке, Гарднер рассматривает общину из Нигерии. Когда детям исполняется неделя от роду, их уже вводят в круг музыки и танцев, отцы начинают изготавливать для них маленькие барабанчики. Достигнув двух лет, дети объединяются в группы, где изучают пение, танец и игру на музыкальных инструментах. К пяти годам дети знают уже сотни песен, играют на нескольких ударных инструментах и исполняют десятки сложных танцевальных движений. В некоторых культурах делается акцент на различиях личностей. В племенах из Ганы, например. менее талантливых детей заставляют ложиться на землю. Учитель музыки, наклоняясь над ними, буквально вбивает ритмы в их тело (и, как они полагают, в душу).

С тех пор как книга «Кадры мозга» помогла ввести музыкальный интеллект в образовательную систему, сотни книг продолжают развивать эту тему. В своей книге «Введение в музыкальный мозг» я стараюсь доказать то, что чем больше стимулирования получает ребенок через музыку, движение и искусство, тем более интеллигентным человеком он станет. Стимулирование должно сопровождаться тишиной, в противном случае все окажется тщетным. «Музыкальная диета» не делает детей более талантливыми и способными, если она не подкреплена другими занятиями.

Музыка вносит положительную расслабляющую атмосферу во многие классы, дает возможность провести чувственную «интеграцию», которая необходима для развития устойчивой, долгосрочной памяти. Она служит основой для того, чтобы заглушить промышленные или транспортные шумы, поэтому может с успехом использоваться для снижения возбуждения, расслабления перед экзаменами, а также повышения уровня знаний. В углубленном обследовании сотен трудов, написанных в 1972—1992 годах, три преподавателя обнаружили, что музыкальные занятия способствуют чтению, развитию языков, включая иностранные, и общей успеваемости. Исследователи отметили, что музыка стимулирует творческие способности, повышает самооценку у студентов, чувственные моторные навыки и улучшает психомоторное развитие.

В 1997 году во время дискуссий по поводу художественного образования в средних школах Гарднер расширил свои взгляды и говорил о том, что музыкальный интеллект воздействует на эмоциональную и духовную сферу развития. Он говорил о том, что музыка помогает структурировать мышление человека и его производственную деятельность, облегчая изучение математики, языков и освоение навыков ориентирования в пространстве. Законодатели и члены школьных советов, которые «вырубают» музыку из начального образования, просто невежды в том, как развивались человеческий мозг и сознание. Я согласен с Гарднером и считаю, что детей нужно как можно раньше знакомить с искусством и культурой.

 

Языковые навыки и музыка

 

Начиная с песни Джимини Крикета «Энциклопедия» до более сложных ритмов, звуки и музыка в Америке используются в качестве фона при обучении языкам, спеллингу и даже базовым общественным знаниям в начальной школе. Это не музыкальное образование, а просто обучение при помощи ритмических и звуковых компонентов.

В течение пяти лет, когда я участвовал в образовательном проекте Гуггенхайма в Чикаго, я понял, что многие студенты не могут грамотно писать из-за того, что звуковая стимуляция и их способность следить за информацией были слаборазвиты. Я обнаружил, тем не менее, что ритмические средства в сочетании с движениями способствуют улучшению памяти.

Эта идея появилась у меня однажды утром, когда симпатичная учительница делала перекличку и произносила фамилии и имена детей по-своему, используя необыкновенные трифтонги. Девочка, которую звали Алора Смит, у нее превращалась в «Я-л-о-р-а-а С-м-и-т», а Майра Сью Роббинс становилась «М-а-й-с-у-р-о-б-н». Эти дети были из хороших семей, но в разговоре не уделяли внимания согласным. Мы стали заниматься с ними, определяя букву «л» как изгиб локтя, произнося звук «с», подняв пальцы вверх, а звук «т» — указывая на кончики ног и на землю. Мы начали соединять вместе имена всех детей в классе, называя их по буквам, делая движения то подбородком, то носом. Вообразив список класса, который парит где-то в облаках, мы изображали буквы сначала левой частью тела, затем правой, головой и пятками. В течение двух дней весь список фамилий и имен дети по буквам произносили в темпе рэпа. При этом каждый ребенок показывал эти буквы и звуки, придумывая самые невероятные жесты. И то, что казалось вначале игрой, вскоре стало мощным инструментом дальнейшей учебы и развития. Нет смысла говорить о том, насколько улучшилось правописание у детей.

Исследования подтвердили существенную роль музыки в развитии детей. Исследование 1993 года показало, что афроамериканские студенты называли своих учителей музыки в качестве основных ролевых моделей (36%), за ними следовали учителя английского языка (28%), истории и социальных наук (14%) и, наконец, тренеры и инструкторы по физкультуре (7%). Другие исследования показали, что студенты первых курсов, которые ежедневно занимались музыкой, реже отсутствовали на занятиях, чем другие, а курсы музыки, как искусства и драмы, положительно влияли на решение школьников старших классов продолжать учебу в школе или колледже.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...