Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 37. Боги и герои древнегреческой мифологии.




Первое поколение богов
Сначала существовал Хаос. Боги, появившиеся из Хаоса:
Гея (Земля), Никта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь); боги, появившиеся от Геи — Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море).
Боги имели облик тех природных стихий, которые они воплощали.
Второе поколение богов:
Дети Геи (отцы — Уран, Понт и Тартар) — Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды. Дети Никты и Эреба — Гемера (День), Гипнос (Сон), керы (несчастья), мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Танатос (Смерть), Эрида (Раздор), эринии (Мщение), Эфир (Воздух); Апата (Обман).
Титаны:
Титаны: Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос, Океан.
Титаниды: Мнемозина, Рея, Тейя, Тефида, Феба, Фемида.
Дети титанов (второе поколение титанов): Астерия, Атлас, Гелиос, Лето, Менетий, Прометей, Селена, Эос, Эпиметей.
Олимпийцы:
Аид — бог подземного мира
Аполлон — бог солнца
Арес — бог войны
Артемида — богиня охоты
Афина — богиня мудрости
Афродита — богиня любви и красоты
Гера — богиня неба
Гермес — бог торговли
Гестия — богиня домашнего очага
Гефест — бог кузнечного дела
Деметра — богиня плодородия
Зевс — бог неба и грома
Посейдон — бог морей
Дионис — бог вина
Боги и божества водной стихии:
Амфитрита — богиня моря, супруга Посейдона
Лимнады — нимфы озёр и болот
Наяды — нимфы родников, источников и рек
Нереиды — морские нимфы
Океан — персонификация мифологической мировой реки, омывающей Ойкумену
Океаниды — дочери Океана
Понт
Посейдон — бог морей
Речные боги — боги рек сыновья, Океана и Тефиды
Тефида — титанида, жена Океана, мать океанид
Тритоны
Тритон
Боги смерти и подземного мира:
Аид — бог подземного царства мёртвых
Геката — богиня мрака, ночных видений и чародейств
Керы — демоны смерти
Персефона — супруга Аида
Танатос — бог смерти
Эринии — богини мести
Киклопы:
Арг — «молния» Бронт — «гром» Стероп — «блеск»
Гекатонхейры:
Бриарей — сила
Гиес — пашня
Котт — гнев
Гиганты:
Агрий Алкионей Гратион Ипполит
Клитий
Мимант
Паллант
Полибут
Порфирион
Боги-«множества»:Сатиры Нимфы
Чудовища:
Гарпии, Кентавр, Медуза,Пегас
Герои:
Геракл Одиссей Персей Тесей

Вопрос 38. Скульптура древней Греции. Творчество Мирона, Фидия, Поликлета.

Наибольшего успеха древние греки достигли в таком виде искусства, как скульптура.

Самые древние статуи греки делали из дерева. Потом их стали изготавливать из глины и камня. Чаще всего скульпторы использовали мрамор, так как его бело-розовый цвет очень походил на цвет кожи, и поэтому статуи казались живыми. Но больше всего греки ценили статуи из бронзы. Первые скульптуры изображали лишь богов. Затем они начали делать и статуи выдающихся граждан. Первые статуи были очень простыми и даже примитивными. Это прямостоящие, как бы оцепеневшие фигуры с тесно прижатыми к телу руками. Со временем греческие мастера научились более реалистично, т.е. точно и правдиво передать фигуру изображаемого бога или человека.

В 5 веке до н. э. в Греции творили три прославленных скульптора: Фидий, Мирон и Поликлет.

“Никто не сомневается, что Фидий наиболее знаменитый художник всех народов”, — писал древнеримский историк почти через 500 лет после смерти великого скульптора Древней Греции. И, тем не менее, об этом замечательном человеке почти ничего неизвестно. Даже даты его жизни весьма приблизительны: родился в начале 5 в. до н.э., умер около 432—431 г. до н. э. Большинство его многочисленных творений погибло, во всяком случае, те, что восхищали его современников.

Самым известным произведением Фидия считается статуя Зевса в Олимпии. Огромный четырнадцатиметровый бог восседал на золотом троне, и казалось, встань он, распрями широкие плечи — тесно станет ему в обширном зале храма и низок окажется потолок. Голову Зевса украшал венок из ветвей маслины — знак миролюбия грозного бога. Лицо, плечи, руки, грудь были из слоновой кости, а плащ, перекинутый через левое плечо, венец, борода Зевса были из сверкающего золота.

Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его благообразное лицо, обрамленное курчавой бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым, поза торжественна, величава и спокойна. За троном Зевса стоял щит бога – эгида, который был символом покровительства богов. Статуя производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании творения Фидия. Молва объявила статую Зевса одним из “семи чудес света”.

“Зевс Олимпийский” простоял почти 900 лет и погиб в 5 в. н. э. во время пожара. Все это время потомки Фидия хранили и оберегали великое произведение своего предка. Дом Фидия в Олимпии тоже бережно сохранялся в течение веков, ибо и он считался священным. Не менее выдающимся скульптором Древней Греции был Мирон. Его особенно занимала задача изобразить в камне движение. Среди произведений Мирона наиболее известна статуя дискобола. Юноша как бы замер, чтобы в следующий момент распрямиться и метнуть диск.

Одна из самых известных статуй третьего выдающегося ваятеля Греции Поликлета - копьеносец (по-гречески - дорифор). Поликлет выразил в скульптуре идеал своего времени - разносторонне развитую личность. Копьеносец не только совершенен физически как атлет-победитель, он доблестный гражданин и воин, храбрый и добрый.

Все эти статуи не были портретами. Скульпторы стремились создать идеальный образ гражданина греческого полиса.

 

Античный театр.

Все, что достигнуто мировым театральным искусством стоит на фундаменте античной культуры и обязано поэтическому наследию Древней Эллады. Не случайно, вся наша театральная терминология - (театр, сцена, драма, трагедия, комедия, хор, оркестр, монолог, диалог, мимика и др.) - греческого происхождения.

Театр развивался вместе с поэтическим, музыкальным, изобразительным искусством. Главной его основой была драматургия – трагедия и комедия, - выросшие из культовой мифологии.

Театр был любимым местом развлечения, политических, нравственных противоборств, способствовал воспитанию гражданской зрелости всего населения.

Знакомство с искусством Античности, изучение его дают пищу для творческого развития человечества на протяжении тысячелетий.

Если эпоха архаики наиболее плотно выразила себя в лирике, то классическая Греция проявила себя в аттической трагедии – жанре, в наибольшей степени отвечающем духу античной культуры. В греческой трагедии нашла выражение такая эстетическая категория как катарсис, то есть очищение, облагораживание людей.

Театр занимал особое место в жизни древних греков, он был трибуной для широкого распространения новых мыслей, освещения наиболее волновавших умы современников проблем. Велика была его общественная и воспитательная роль. Хотя, как правило, сюжеты греческих трагедий происходили из всем знакомых с детства мифов, это не означало, что спектакли были незлободневными и не затрагивали животрепещущих вопросов. Ведь в уста мифологических героев драматурги всегда вкладывали слова, касающиеся самых острых проблем современности. Поэтому драматическая поэзия (все без исключения трагедии и комедии в Греции писались стихами), смогла отодвинуть на второй план другие литературные жанры и на целый век стать жанром господствующим.

Трагедия (в буквальном переводе – “песнь козлов”) возникла из хоровой песни, из дифирамба, распевавшегося сатирами, одетыми в козлиные шкуры и изображавшими веселых спутников греческого бога виноделия Диониса. В Афинах существовал ежегодный общегосударственный праздник – Великие Дионисии, во время которого разыгрывались сцены из мифов в сопровождении хора сатиров. В V веке до нашей эры к хору были добавлены 3 актера, ведущие с ним диалог, - так возникла драма, театральное действо.

Греческий театр во многом отличался от современного. Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления (литургии) были одной из обязанностей (хорегия) наиболее богатых граждан. Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало, скорее, современный стадион. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке – орхестре. Скамьи для зрителей были вырублены прямо в каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра. Этот простейший зрительный зал назывался у греков театроном. В таком огромном открытом театре нельзя было рассмотреть ни мимику актеров, ни детали их костюмов, поэтому актеры выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа, либо душевное состояние или характер. Приходилось также увеличивать и фигуру актера, который для этого одевал обувь на высокой платформе (котурны). В греческом театре почти не было декораций. Весь этот ограниченный набор изобразительных средств (маски, костюмы, отсутствие декораций и т.д.) был связан с ориентацией всей античной культуры, в том числе и греческого театра, на слуховое, акустическое восприятие. Античная культура была культурой устного, а не письменного слова.

Как и в других областях греческой культуры в театре непременно присутствовал агон (состязательность). Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актера, лучшего хорега (организатора представления). В заключительный день праздника победители получали награды.

Всемирную славу аттической трагедии принесли три величайших афинских драматурга – “отец трагедии” Эсхил и два его современника – Софокл и Еврипид. Эсхил (трагедии “Персы”, “Прикованный Прометей”, “Орестея” и другие) побеждал в состязаниях драматургов 13 раз. Главная тема трагедий Эсхила – проблема моральной ответственности за причиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, и возмездия. Софокл признавался лучшим трагиком 24 раза (!). Созданные им художественные образы – царь Эдип, Антигона, Электра – глубоко человечны. Конфликт трагедий Софокла – в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы. Творчество младшего из трех знаменитых драматургов - Еврипида – отличалось пристальным интересом к человеческой личности, ее индивидуальности, ее влечениям и порывам, радостям и страданиям. Созданные им образы, особенно женские (Медея, Федра), отличаются глубиной психологических характеристик.

Расцвет аттической комедии связан с творчеством Аристофана (“Всадники”, “Осы”, “Облака”, “Лягушки”, “Мир”, “Лисистрата” и другие комедии). Сюжеты комедий Аристофана взяты из тогдашней политической жизни Афин. Аттическая комедия в отличие от классической трагедии, построенной на легендарном мифологическом материале, несла заряд язвительной сатиры и актуальной политической заостренности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...