Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование нового типа культуры эпохи Возрождения




Прежде всего, следует отметить значение самого термина «ренессанс» или «возрождение». Речь идет, прежде всего, о возрождении античных идеалов – в самом широком понимании – как нормативных, определяющих смысл, направление и формы развития культуры. Нужно иметь в виду, что в истории европейской культуры существовало «каролингское возрождение» (8-9 вв.) и «возрождение XII века», которые обращались к античному наследию с той или иной степенью включения античных идей в интеллектуальное пространство средневековой Европы.

Итак, в целом формирование культуры Возрождения происходила в рамках развивающейся и изменяющейся феодальной системы в Европе. Речь идет о радикальной перестройке общественно-идеологических и политических структур, которые должны были приспосабливаться к требованиям полностью развитого простого товарного производства. Среди социально-экономических факторов, повлиявших на формирование новых отношений, можно назвать следующие:

- появление мануфактурного производства, повлекшее за собой формирование зачатков капиталистических отношений, а, следовательно, благодаря этому стало возможным преодоление прежних феодальных отношений, основанных на лично-наследственных формах зависимости;

- развитие торгового и ростовщического капитала, которые стимулировали рост товарно-денежных отношений;

- появление в XIV веке денежной формы феодальной ренты, еще больше способствовавшей развитию товарно-денежных отношений, что, в свою очередь, привело к более динамичному развитию общества, дальнейшему разделению труда и секуляризации общества.

Рост и укрепление городов, формирование городской культуры и осознание необходимости новых форм регулирования социальных и экономических отношений как внутри городской общины, так и в отношениях с властью потребовало формирование новых правовых отношений.

Важнейшей предпосылкой в становлении ренессансных представлений явилось стремление к опытному познанию природы, идейное обоснование которому можно найти в доктрине двойной истины. В ней проводилось различение истины веры, источником которой может быть только религиозное откровение, сфера мистического, целью ее является забота о спасении человека, его души – и истины знания, которая опирается прежде всего на опыт и на логику (необходимо отметить, что эта идея послужила основанием и для разграничения власти церкви и власти государства). Опытное знание в этой культуре не представляет собой пока еще некоторой системы. Это скорее стремление человека, осознавшего свою особую роль, исследовать природу, которая должна служить человеку в его интересах, а интересы эти продиктованы потребностями развивающейся промышленности и сельского хозяйства, мореплавания и т.д. По своей сути мировоззрение эпохи Возрождения остается средневековым – с его представлением об иерархичности миров, о символических аналогиях между миром божественным и миром земным, о божественном происхождении мира. Однако можно говорить и о достаточно серьезных изменениях, произошедших в представлениях о мироустройстве. Так, например, Вселенная являет собой не просто иерархию, а иерархию, основанную на нравственном статусе всего сущего в мире, причем человек занимает промежуточное положение между миром земным и миром небесных сущностей. Важнейшая сила, которая пронизывает все мировое устройство – сила любви, симпатии и антипатии. В представлениях этой эпохи важнейшей является идея соответствия макрокосмоса (Вселенной) и микрокосмоса – человека, поэтому отличительной чертой языка эпохи Возрождения остается символизм, аллегорическое мышление, которое получает свое продолжение в развитии магических практик, алхимии, колдовства, нумерологии и т.д.

Однако Ренессанс вносит свой вклад и в развитие научно-рационалистического мировоззрения благодаря открытиям в астрономии (Н.Коперник, Г.Галилей. Д.Бруно). Идеи множественности миров, бесконечности Вселенной, отрицание утвердившейся в европейской мышлении геоцентрической модели Вселенной были, безусловно, принципиальным шагом вперед, поскольку вторгались в сферу мировоззренческих постулатов средневековой культуры и явились первым шагом в формировании принципиально новой космологии.

Литература итальянского возрождения

Мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран, который пришёлся в основном на XIV - XVI столетия, а в Италии начался ещё в XIII в., принято называть эпохой Возрождения. Термин «возрождение» (перевод французского термина «ренессанс») указывает на связь новой культуры с античностью.

Используя античную идеологию новая буржуазия не просто пассивно усваивала, но перерабатывала её по-своему, формулируя своё новое мировоззрение, резко противоположное господствовавшему до этого мировоззрению феодализма. Второе название новой итальянской культуры — гуманизм как раз и свидетельствует об этом. Гуманистическая культура в центр своего внимания ставила самого человека (humanus — человеческий), а не божественное, потустороннее, как это было в средневековой идеологии. В гуманистическом мировоззрении аскетизму уже не оставалось места. Человеческое тело, его страсти и потребности рассматривались не как нечто «греховное», что надо было подавлять или истязать, а как самоцель, как самое главное в жизни. Земное существование признавалось единственно реальным. Познание природы и человека объявлялось сущностью науки. В противоположность пессимистическим мотивам, господствовавшим в мировоззрении средневековых схоластов и мистиков, в мировоззрении и настроении людей Возрождения преобладали оптимистические мотивы; для них была характерна вера в человека, в будущее человечества, в торжество человеческого разума и просвещения.

Но у гуманизма были и недостатки. Новые писатели часто скорбят о том, что гуманизм и возрождение древности помешали развитию национальной итальянской образованности, заметно проявлявшейся во Флоренции около 1300-го года.

Тем не менее, культура XIV века в силу внутренней необходимости стремилась воспринять гуманизм, а величайшие итальянские гении, само по себе наиболее национальные, широко открыли двери гуманизму и очистили путь для его завоеваний в XV веке. Самыми яркими фигурами этого времени, несомненно, являются поэты Данте, Петрарка

 

Франческо Петрарка (1304 – 1374) - поэт, ученый-филолог, библиофил - может считаться первым человеком новой эпохи. Он писал на латыни, в совершенстве владел этим языком, умел оживить его; разрабатывал жанры античной лирики и оставил большое эпистолярное наследие. Главным трудом его жизни, помимо поэмы «Африка», стала «Книга песен» («Канцоньере») – поэтическая исповедь. В окончательном виде сборник включает 366 стихотворений и состоит из двух частей: «На жизнь мадонны Лауры» (263 стих.) и «На смерть мадонны Лауры» (103 стих.).

В апреле 1327 года 23-летний поэт в церкви Святой Клары в Авиньоне впервые встретил донну Лауру, замужнюю даму, о чем говорит слово «мадонна». И вплоть до 1356 года Петрарка будет отмечать эту дату – день рождения Любви - написанием сонета.

Третий сонет посвящен первому дню любовного плена, начавшегося на Пасху, в Страстную Пятницу 6 апреля 1327 г.

Исследователи предполагают, что возлюбленной Петрарки была авиньонская дворянка, носившая в замужестве фамилию де Сад (хотя есть и те, кто сомневается в реальности этого образа). Донна Лаура умерла в 1348 году во время эпидемии чумы в Европе. Ее имя наполнено для Петрарки многими смыслами. Оно созвучно слову «лавр» (дерево славы): Петрарка в 1341 году был коронован лавровым венком в знак признания его главой литературного мира Италии. L* aura – по-итальянски «ветерок», «воздух». В слове слышится и звук золота (лат. – aurum) и даже бег времени (итал. l* ora – час). Таким образом, в самом имени Лауры земная любовь соседствует с земной славой (лавр), земным представлением о высшей ценности (золото) и природной прелестью (ветерок). В своей лирике Петрарка выступил как первооткрыватель: он возвысил человеческую красоту, сравнив ее со всем прекрасным на земле и на небе.

Любовь у Петрарки – земное чувство, приносящее и радость, и муки, и счастье, и боль. И в этом ее отличие от любви небесной, приносящей только радость. Такая (земная) любовь прочнее. Любовь, даже не разделенная, обогащает душу, раскрывает красоту мира.

Сонеты на смерть мадонны Лауры канонизируют возлюбленную поэта, как канонизировал Данте свою Беатриче. Это была уже традиция. После смерти любимой женщины главное для Петрарки – земная память о ней. Лауры нет, но все земное хранит память о ней, природа словно отражает ее облик. Возлюбленная нередко является поэту в сновидениях, но не он поднимается к ней на небеса, а она нисходит к нему на землю, т.е. любовь остается частью земного бытия, его счастьем…

Многие национальные поэтические школы рождались из подражания Петрарке, а развивались – в попытке освободиться от этого подражания, обрести свой путь.

Данте

Личность и творчество Данте стоят на грани феодально-церковного мировоззрения и нового, гуманистического. Величайшим творением Данте является «Божественная комедия» («Divina commedia»). Над этим произведением поэт трудился многие годы и вложил в него весь свой жизненный опыт, отразил в нем свои философские и политические убеждения.

Жанровое своеобразие дантовской «Божественной комедии» определить нелегко; по этой проблеме, как и по творчеству Данте в целом, существует обширная литература. Первым комментатором творения Данте был Якопо, его сын. Позднее Боккаччо создал обширный комментарий к 17 песням «Ада» и написал первую биографию поэта. В XIX в. Данте воспринимался в Италии как «духовный отец нации», его комментировали Уго Фосколо, Габриэле Россетти, Николо Томмазео. Большой интерес вызвал Данте и в России. Его ценили А.С. Пушкин и А.И. Герцен, видевшие в «Божественной комедии» великий памятник литературы. Символисты (А.. Блок, В. Брюсов, Н. Гумилев) отмечали в творчестве Данте соединение веры и искусства, поэзии и религии

. Считается, что толчком к созданию «Божественной комедии» стал сон, увиденный Данте в 1300 г., т.е. в возрасте 35-ти лет (по средневековым представлениям, это половина жизни), что подтверждают первые строки произведения: Закончив свой труд в 1321 г., Данте назвал его «Комедия» («La Commedia»), подразумевая под этим ее средний стиль, что не противоречило средневековым жанровым дефинициям: комедией называлось всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке и не лишенное занимательности. Вот и произведение Данте, написанное на итальянском языке, рассказывает о том, как поэт на середине жизненного пути заблудился в темном лесу (аллегория земной жизни) и, полный страха и смятения, ищет утраченный «правый путь» (аллегория идеала), но дорогу ему преграждают три зверя (аллегория человеческих пороков).

После смерти Данте первый его биограф Джованни Боккаччо добавил к названию произведения эпитет «божественная» («divina»), что означало произведение в высшей степени прекрасное и совершенное.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...