Актуальные проблемы внутриорганизационного управления и улучшение его качества
Доказательство правомерности и актуальности разработки идей улучшения, совершенствования управления связано с показом его ориентации на решение актуальных проблем управления. Эти проблемы мы понимаем как несоответствие между требованиями к результатам управления и их реальными характеристиками. Знание обобщенных, широко распространенных проблем внутриорг-го управления призвано помочь увидеть потенциал совершенствования управления в их решении. В области управления функционирования социальных учреждений современной России можно выделить ряд общих проблем: – несформированность и несформулированность системы ценностей организации и организационной философии; – несформулированность миссии конкретной организации; – слабая ориентация системы управления на качество (и на качество вообще), отсутствие интеграции всех видов и процессов деятельности сообщества вокруг задач обеспечения и повышения качества; – отсутствие конкретных, операционально заданных целей функционирования, несоответствие имеющихся целей реальным потребностям и возможностям организации; – неинформированность субъектов совместной деятельности об общих целях, требуемых результатах функционирования, недостаточное принятие этих целей, незаинтересованность в их выполнении; – отсутствие общих и согласованных "рамок" функционирования и деятельности персонала, отсутствие разделяемых критериев оценки этой деятельности; – неполнота состава видов деятельности, структуры ролевых позиций в управляемых объектах; их несоответствие реальным потребностям; – невыстроенность необходимых процедур, механизмов совместной деятельности, отсутствие ее разумной регламентации и стандартизации;
– недостаточность условий, стимулирующих участников совместной деятельности к достижению максимально возможных результатов; – недостаточность, слабость системы связей (прежде всего — горизонтальных, неформальных) между различными участниками совместной деятельности; – отсутствие разделяемых и согласованных участниками совместной деятельности общих ценностей, норм, правил, регулирующих профессиональную деятельность и поведение; – слабость обратной связи, неинформированность участников совместной деятельности о результатах работы и оценке ее руководителями; – недостаточность актуализации и концентрации возможностей имеющихся ресурсов для достижения приоритетных целей и т.д. Осуществляемые в учреждениях инновационные процессы говорят о том, что: – инновационные усилия носят нецелевой, несистемный характер; – преобладают нововведения вынужденного характера, осуществляемые с запаздыванием, в реактивной форме; Такое положение дел служит фоном для проблемного анализа процессов управления развитием организаций, осуществляемых системами управления. Широкая распространенность отмеченных выше проблем свидетельствует о наличии ряда дефектов систем управления, отсутствии у них необходимых для обеспечения успешного функционирования системных качеств. К числу важнейших из них можно отнести: – недостаточную целеустремленность управления, его нецелевой характер; это проявляется не только в отмеченных выше недостатках в определении конечных целей; – реактивный, запаздывающий характер управления, отсутствие механизмов превентивного, опережающего реагирования на возникающие проблемы и благоприятные возможности; – недостаточное развитие обратной связи в управлении, слабость контроля за исполнением принятых управленческих решений;
– недостаточная системность управления, проявляющаяся в слабых связях между элементами коллективного субъекта управления (прежде всего горизонтальных), снижающих общий КПД систем управления; – недостроенность подсистем управления, ответственных за развитие управляемого объекта, отставание реальных возможностей управления развитием от провозглашаемых инновационных намерений; – недостаточная адаптивность и конкретность управления, неготовность систем управления строить управленческие воздействия наилучшим образом для данных конкретных обстоятельств, неосвоенность ситуационного подхода в управлении; – несбалансированность действий подсистем управления, специализирующихся на обеспечении функционирования управляемого объекта; – низкая наукоемкость управления, слабая ориентация на научные подходы в управлении, использование апробированных методов и процедур управленческой деятельности; – несбалансированность между рутинными, допускающими стандартные решения и творческими составляющими управленческой деятельности и т.д. Эти и другие, обобщенно сформулированные недостатки систем управления являются в свою очередь следствием отсутствия, невыполнения или некачественного и несвоевременного выполнения конкретных управленческих функций. В настоящее время в таком положении оказываются многие функции управления, в частности: — анализ и прогноз изменений внешней среды и социального заказа; — проблемный анализ состояния дел в управляемых объектах; — стандартизация и регламентация внутренней деятельности учреждений, оценка их кадров; — диагностика потребностей и возможностей субъектов; — выработка и формулирование общих ценностей и целей, вытекающих из потребностей объектов управления; — планирование и организация информационного обеспечения; — проверка исполнения принятых решений; — координация отдельных инновационных процессов в управляемых объектах; — стимулирование инновационной деятельности; — внутренняя экспертиза результатов деятельности; — экспертиза исследовательских, экспериментальных, инновационных проектов и их реализации;
— организация программно-методического и материально-технического обеспечения и т.д. В более широком плане можно сказать, что в общем составе функций управления и строении управляющих систем имеют место: — слабое развитие объективно необходимых функциональных подсистем, ориентированных на управление обучением и воспитанием, персоналом и материально-техническим обеспечением и др.; — низкий уровень интеграции между существующими подсистемами управления; — отсутствие оптимального баланса между функциями, нацеленными соответственно на обеспечение функционирования и развития; — отсутствие целевых подсистем управления, ориентированных на главные общие цели и подчиняющих себе функциональные подсистемы. Некачественная реализация управленческих функций предопределена недостатками организационных структур и организационных механизмов внутриорг-го управления. Организационным структурам действующих систем управления присущи следующие наиболее распространенные недостатки: — эти структуры являются недостаточно гибкими, подвижными; — в оргструктурах недостаточно развиты горизонтальные связи между субъектами и подразделениями, что приводит к дублированию, несогласованности в действиях, перегрузке верхнего уровня управления; — в общей структуре внутриорг-го управления ощущается недостаток субъектов, специально занимающихся развитием организации; — существует нестыковка между заявленными целями и функциями различных субъектов управления и конкретными формулировками их функциональных обязанностей; — имеет место создание подразделений и должностных постов в системах управления без необходимого обоснования, увязки с реальными потребностями организации и необходимыми функциями; новые объекты зачастую "не встроены" в общую организационную структуру управления; — некоторые структурные подразделения абсолютно не соответствуют своим наименованиям и идеям; — наблюдается недостаточная специализация управленческих функций и кооперация управленческого труда в системах управления;
— в системах управления имеют место ситуации внутренней конкуренции и конфликты между отдельными субъектами и подразделениями, что свидетельствует о несогласованности между частными и общими интересами; — структуры управления не имеют целевого характера,они не ориентированы на конкретные конечные результаты; — наблюдается несоответствие между полномочиями и ответственностью различных субъектов управления, особенно в ходе делегирования задач и работ с верхних уровней на нижние. Недостаточное качество и зрелость частных организационных механизмов управления дает о себе знать тем, что для многих конкретных управленческих функций не выстроены целостные, полные логические структуры действий, в них имеются разрывы, недостающие звенья. Многие функции не имеют надежных методов реализации, управленческих технологий. Речь идет, в частности, об анализе и прогнозе изменений внешней среды и социального заказа, самоанализе потребностей и возможностей объектов управления (что связано с недостатками их научного осмысления и описания), диагностике потребностей и возможностей субъектов, экспертизе инновационных проектов, разработке целевых программ развития (нынешние программы носят зачастую нецелевой и несистемный характер), мотивации персонала на оптимальное функционирование и развитие, личностный рост. В рамках организационных механизмов управления развитием управляемых объектов имеется несбалансированность между элементами, касающимися разработки новшеств, и элементами, касающимися их освоения. В целом для действующих организационных механизмов управления характерны такие недостатки, как: — несоответствие общей технологии управления реальным ситуациям (из-за ее медленной перестройки); — неадекватность организационных форм задачам и технологиям управления (например, когда целевые программы развития составляются 1 -2 специалистами или отсутствует координация между разными группами разработчиков документа); — неполное использование возможностей и преимуществ, потенциально заложенных в управленческих технологиях; — несоответствие между подготовленностью, квалификацией руководителей и требованиями применяемых методов и средств управления, что приводит к профанации и дискредитации новых методов управления; — слабость традиций командной работы в аппаратах управления. Недостатки организационных структур и механизмов управления в известной мере могут быть объяснены недостатками условий управленческой деятельности, необходимых для ее осуществления ресурсов.
Здесь следует отметить в первую очередь недостаточную квалификацию управленческих кадров; недостаток финансирования (многие управленцы склонны объяснить этим обстоятельством все проблемы и видят в его преодолении главное условие их решения), информационного обеспечения, научно-методического, концептуального обеспечения, нормативно-правового и документационного обеспечения управленческой деятельности. Фиксируемое состояние систем управления учреждениями и их проблемы являются в значительной мере результатом низкого уровня или отсутствия деятельности по самосовершенствованию систем управления или метауправления. Необходимость существования особых функций до сих пор недостаточно осознана и понята в практике внутриорг-го управления. В силу этого не выполняются или выполняются некачественно функции проектирования управляющих систем и их элементов, связей между ними, создания (организации) новых органов и подразделений, неформальных структур управления, руководства инновациями в управлении, критического самоанализа управленческой деятельности системы как целого и т.д. Такая ситуация в свою очередь связана с перегрузкой тех, кто занимается управлением, рутинными операциями, текущей работой, недооценкой интеллектуализации управленческого труда, непониманием необходимости специализации отдельных руководителей. Поскольку концептуальные модели новых систем внутриорг-го управления в обязательном порядке должны создаваться с опережением ситуации, необходимо построить прогноз значимости функций внутриорг-го управления в обозримом будущем. В результате прогноза было показано, что острота существующих сегодня проблем управления в среднесрочной перспективе не снизится, а по ряду функций, таких, как анализ ситуации, оценка и выбор направлений развития, планирование развития, составление проектов и программ развития, координация межуровневого взаимодействия, даже возрастет. Мы предполагаем, что в условиях динамичных изменений во внешней среде на эффективности управления все более заметно будут сказываться такие недостатки действующих систем внутриорг-го управления, как: — низкая оиентированность на качество вообще и конкретные результаты в частности; — неразвитость механизмов горизонтальной координации связей; — недостаточная гибкость организационных структур; — неэффективность механизмов и методов планирования инновационной деятельности; — нерациональность сочетания централизации и децентрализации; — низкий уровень профессиональной подготовки руководителей. Данные проблемы управления являются важным вызовом улучшению качества управления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|