Что надо знать о типах управления?
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Дальнейшая работа с понятием "тип управления" приводит нас к необходимости сформулировать некоторые аксиомы и постулаты, характеризующие типы управления безотносительно к различию их основных свойств. • Тип управления является реальностью особого рода: не будучи фикцией или чистой выдумкой изобретательного человеческого разума, разные типы управления вместе с тем наблюдаемы, распознаваемы с большим трудом, чем, скажем, разные типы представителей животного мира или типы технических устройств. В процессе их описания, сопоставления и особенно в ходе отнесения разных реальных систем к тем или иным типам, возникает довольно много субъективного, сложно доказуемого. • Любой тип управления характеризуется бесчисленным множеством свойств, среди которых целесообразно выделять основные ("заглавные", доминирующие, типообразующие) и дополнительные, сопутствующие, подчиненные свойства. • Типообразующие свойства управления могут быть предложены на основе обобщения эмпирических данных или выведены теоретически, но в любом случае важно обоснование полезности, необходимости и доминирования именно этих свойств управления. • Любой тип управления не сводится к какой-то единственной, пусть даже очень важной характеристике и не может быть исчерпывающе описан только с ее помощью. • К определенному типу управления может принадлежать некоторое множество реальных управляющих систем, для которых основные характеристики данного типа управления приобретают роль некоторого образца, типовой модели. • Могут быть выделены простые и сложные типы управления. Простые типы конструируются на основе какого-то одного свойства управления, сложные - на основе комбинации нескольких свойств (при условии, что они совместимы друг с другом). Так, на базе комбинации могут быть построены сложные типы управления, способные сочетать преимущества своих составляющих. Например, модель системно-целевого управления развитием, предложенная В.С. Лазаревым, сочетает преимущества управления по целям и интеграции действий всех участников совместной деятельности.
• Конкретные свойства и характеристики управления могут играть существенно различные роли, "попадая" в состав разных сложных типов управления, имеющих разные доминирующие свойства (что выступает как проявление известных закономерностей системного понимания действительности). • Одни и те же значимые свойства управления могут быть доминирующими в одних типах и моделях управления и сопутствующими, подчиненными — в других. • Выделение новых типов управления связано с осмыслением возросшей значимости определенных свойств управления, которые начинают рассматриваться как системо- и типообразующие. Как правило, становление определенных типов управления связано со стремлением управления противостоять неким негативным проявлениям практики управления, которые рассматриваются как антиподы утверждаемого позитивного свойства. Так, целевое управление противопоставляется нецелевому, ориентированному только на процесс без преследования конкретных определенных целей; интегрирующее управление - бессистемному; партисипативное (основанное на участии в принятии и реализации важных решений всех членов организации) и коллегиальное управление - административному и келейному; развивающее управление - только охранительному или разрушительному и т.п. • Моделирование типов управления может осуществляться разными путями, например: а) путем индуктивного обобщения свойств реально наблюдаемых единичных систем управления (от единичного к особенному); б) дедуктивным путем – через конкретизацию и спецификацию общих и инвариантных свойств, присущих любым системам управления (от всеобщего к особенному); в) "встречным путем", при котором тип управления моделируется на основе сочетания путей а) и б) (последний вариант с акцентом на построение типовых вариантов управления на базе общего инварианта взят за основу в данной работе).
• Реальные системы управления могут быть оценены с точки зрения принадлежности к тому или иному типу, наличия и интенсивности проявления свойственных ему качественных особенностей. В то же время важно учитывать, что обнаружение в практике управленческой деятельности абсолютно соответствующих характеристикам так называемых чистых типов управления представляется весьма проблематичным. В большинстве случаев реальные управляющие системы имеют черты, присущие разным типам управления (что не исключает возможности выявления доминирующих свойств). • Устойчивость и надежность проявления в управленческой деятельности ключевых характеристик определенного типа управления обеспечиваются за счет управляющей системы, в которой функции, организационные структуры и технологии управления сознательно настраиваются на обеспечение этих ключевых характеристик, выступают как носители и гаранты соответствующих функциональных возможностей. • Разные типы управления (и их концептуальные основы) могут отличаться друг от друга не только (а зачастую и не столько) некоторыми конкретными свойствами и проявлениями, но и своими базовыми основаниями, особым взглядом на объект управления, на природу и назначение самого управления. Такое новое управленческое видение (разрабатываемое в рамках и в интересах проектирования конкретных типов управления) может затем усваиваться другими типами управления и внести вклад в развитие и обогащение общей управленческой картины действительности. • Концепции, описывающие особые типы управления организациями, должны включать в себя основания и ключевые характеристики управленческой деятельности и осуществляющей ее управляющей системы.
• Авторы, предлагающие особые типы управления (в том числе - внутриорг-го), могут исходить из различных представлений о степени научной и практической новизны, радикальности и революционности своих предложений. В одних случаях имеются претензии на создание управления принципиально нового типа (по аналогии с известной в прежние годы из учебников истории "партией нового типа"). Такие претензии нередко оказываются следствием плохого знания истории и нынешнего состояния управленческой науки и практики, а также демонстрируют стремление к саморекламе, вполне объяснимое в условиях рыночных отношений). В других случаях речь идет о понимании особого типа управления как ОДНОГО ИЗ множества возможных вариантов, обогащающего общее многообразие управления, отличающегося от других вполне конкретными и определенными функциональными возможностями и преимуществами и реально способствующего совершенствованию познания и практики внутриорг-го управления, повышению его качества в интересах развития. Рассмотрим теперь некоторые важнейшие типообразующие свойства, актуальные для обновления систем управления в современный период. Адаптивность, релевантность управления. Управление не может быть развивающим, если оно не соответствует реальным потребностям и ожиданиям прежде всего членов сообщества, не стремится быть адаптивным и релевантным. Под адаптивностью системы управления мы в самом общем виде понимаем ее способность эффективно приспосабливаться к ситуации в организации и ее среде, к новым требованиям. Объективной предпосылкой этого качества является зависимость управления от организации. Система управления должна быть и по структуре, и по действиям адекватна своему объекту и ситуации, делать то, что нужно, уместно (отсюда и слово «релевантность», релевантный значит уместный, относящийся к делу). Адаптивный характер управления является также следствием и дальнейшей конкретизацией общей объекто-ориентированности внутриорг-го управления.
Поскольку объект внутриорг-го управления сложен и неоднороден, надо подчеркнуть особо, что главным фактором, к которому приспосабливается управление, являются люди, дети и взрослые, сообщество, а также процессы, которые они порождают в ходе своего взаимодействия. В понятии об адаптивном, релевантном управлении много разных важных оттенков, например: — с одной стороны, адаптивность, как мы уже сказали, предполагает приспособление к объекту, его потребностям вообще и требованиям к управлению — в частности; следование за объектом (что может свестись к нежелательной пассивности управления, его реактивности и отставанию от объекта); — с другой стороны, эффективное приспособление управления к объекту и среде вряд ли возможно без активности самой системы управления, без ее стремления хотя бы частично приспособить среду и объект управления к своим задачам; другими словами - в нашем понимании адаптивного управления обязательно присутствует и активное, адаптивно-адаптирующее поведение управления; — адаптивность и релевантность управления немыслимы без повышения сензитивности, чувствительности управления к объекту и повышения скорости реакции системы на изменение ситуации; — чувствительность управления к объекту в свою очередь немыслима без наличия у системы управления соответствующего реальности образа объекта и его среды, а поскольку они быстро изменяются, так же должен изменяться и образ объекта, его потребности, требования к управлению; отсюда вытекает вывод о том, что адаптивное управление должно быть понимающим и исследовательским управлением; — настоящее адаптивное управление носит всегда адресный характер, точно определяет адресаты воздействия, которые строятся с учетом индивидуального и дифференцированного подхода; — адаптивное управление носит резонансный характер, оно должно напоминать действия специалистов по акупунктуре (иглоукалыванию), которые за счет прекрасного знания биологически активных точек организма, не допуская лишних движений и боли, способны получить впечатляющие результаты лечения; — активно-адаптивный характер управления предусматривает, что система управления действует с учетом его обратной реакции на управление, адаптирует характер воздействий к восприятию их объектами управления; — адаптивный характер проявляется и при управлении развитием, что связано с обязательным учетом особенностей организации при выборе направлений развития, методов профилактики и преодоления возможного сопротивления нововведениям, методов осуществления инноваций;
— адаптивный характер делает возможной идею коэволюции, то есть совместного, сопряженного развития управляющей системы и управляемого объекта, когда развитие одной из них влечет за собой изменения в другой. Антиподом адаптивного является управление, глухое к потребностям объекта, со слабой объектной ориентацией, плохо понимающее природу объекта и людей, в нем работающих, управление неадекватное сложности, равно, как и пассивно- реактивно приспосабливающееся к потребностям организации и жизни и потому обреченное на отставание и неэффективность. Важно осознать, что значение требования адаптивности существенно возросло с развитием многообразия организаций и их требований к управлению и с повышением динамизма и непредсказуемости изменений внешней среды, что привело к сокращению возможностей делать, как делают все или как командует начальство. Условием реализации адаптивности управления является видение, образ объекта управления (вместе со средой, в которую он вписан). В нашей модели предполагается, что этот образ имеет сложную структуру, содержание и обладает рядом характеристик - это образ социальной организации как системы и, всех ее подсистем и связей между ними. Понятно, что субъекты управления не могут знать всего об объекте управления. Формирование и развитие образа управляемого объекта и окружающей его среды рассматривается в нашей модели как важная функция управления школой. Ценностный характер управления. Любые системы управления в организациях в силу их связи с потребностями и интересами социальных групп и людей всегда небезразличны по отношению к определенным ценностям. Однако это еще не свидетельствует о ценностном характере управления, как мы его понимаем. Созидательное управление предполагает осмысление ценностей и ценностное самоопределение сообщества в качестве важнейшей функции внутриорг-го управления. Ценностный характер управления проявляется в: • осознанной ориентации управляющей системы на определенные (прежде всего гуманистические) ценности; • приоритетности основных ценностей по отношению к миссии, целям и тем более средствам управленческой деятельности; • стремлении придать осмысленность и ценность всей повседневной жизнедеятельности сообщества и каждого его члена, ребенка или взрослого; • сознательном утверждении и культивировании ключевых ценностей; • признании права членов и групп сообщества на наличие и отстаивание своих интересов и ценностей; • специальной работе по согласованию ценностей и интересов; — постоянном соотнесении всего происходящего с ее главными, принятыми в сообществе ценностями. Антиподами той версии ценностного управления, которой придерживаются автор, является управление: — индифферентное по отношению к ценностям, технократическое, считающее ценности чем-то ненужным в управлении; — не осознающее те ценности, которые кладутся в основу жизнедеятельности организации и не берущее на себя ответственность за ценностное единство сообщества; — не различающее высокие смысловые, экзистенциальные ценности и ценности чисто технологические, инструментальные; — основанное на директивном навязывании ложных, идеологизированных, негуманных ценностей и т.д. Реализация ценностного подхода в управлении предполагает: — специальную разработку и формулирование философии организации общих ценностей сообщества, коллектива и системы управления; — выстраивание иерархии ценностей, в основании которой лежат общегуманистические ценности, отражающие взгляды на природу человека, его место в мире, смысл жизни, подчинении так называемых инструментальных ценностей (связанных с выбором предпочтительных средств достижения целей) базовым; — специальная работа по формированию, формулированию и согласованию ценностей в сообществе; — интенсивное обсуждение проблем ценностей, имеющих отношение к жизни данной организации в сообществе; создание условий для широкого и незаорганизованного участия в таком обсуждении всех членов сообщества; — создание образовательной среды как естественного носителя значимых ценностей и смыслов; — побуждение членов сообщества к осмыслению внутриорг-ных ценностей, стимулирование «патриотизма» в лучшем значении этого понятия; — углубленное познание существующей в организации неформальной организационной культуры; — постоянное обновление актуальных ценностей (с учетом динамики, смены поколений); — постоянную работу по сближению официальной философии организации и ее реальной системы ценностей, организационной культуры; — влияние субъектов управления и других значимых лиц как образцов правильного, приемлемого стиля поведения и т.д. Доминирующими в ценностном характере управления являются ценностно-нормативные основания управления, выдвигаемые цели, функции стратегического планирования, весь массив функций руководства сообществом, реальный стиль поведения руководителей. В реализации ценностного характера управления особую ответственность приобретает искренность и естественность поведения руководителей, их способность олицетворять главные ценности организации и быть их признанными носителями, тонкость и точность выбора методов взаимодействия с коллегами, другими людьми. Мы полагаем, что ценностный характер управления предопределяет другие возможности и свойства управления. Мы полагаем, что такое управление эффективно только при сознательной опоре целей и средств их достижения на ценности (тем более что сформулировать цели операционально для всех участков организации представляется трудной задачей). Из ценностного характера управления во многом вытекает и его адаптивность, а создание адаптивной системы управления (как, впрочем, и реализация других базовых свойств нового управления) выступает для нас как ценность. Целевой характер управления. Оптимальное использование и развитие общего потенциала организации немыслимо без точного установления ключевых целей совместной деятельности. Поэтому современное управление не может не быть целевым. Предпосылкой целевого характера является природная интенциональность, избирательная направленность поведения любой системы управления. Однако наличие каких-то целей еще отнюдь не делает ее системой целевого управления. В нашем понимании система внутриорг-го управления является целевой, если она: — воспринимает наличие у сообщества общих, согласованных, опирающихся на общепринятые ценности целей (и других необходимых форм выражения образов желаемого будущего) в качестве своей наиважнейшей заботы; видит в этом смысл управленческой деятельности; — ориентирует собственные, непосредственные цели управления на обеспечение эффективной реализации главных целей; — ответственно относится к формулированию целей, как правило, достаточно ясных, позволяющих определить меру их достижения/ недостижения, определенных по содержанию, по уровню и по срокам реализации (операциональных целей); — обеспечивает соотнесение таких оснований целеполагания, как потребности (требуемое) и возможности (возможное); — осуществляет декомпозицию наиболее важных и крупных целей до целей отдельных подразделений и сотрудников, выстраивание иерархии целей, связи между ними; — обеспечивает взаимосоответствие стратегических, тактических и оперативных задач (при этом для современной системы управления характерна ее ярко выраженная стратегическая доминанта, сознательное подчинение текущих, тактических, оперативных задач реализации стратегических целей и замыслов); — обеспечивает полноту отражения в целях организации имеющегося и предполагаемого в обозримом будущем социального заказа; — вырабатывает стандарты достижения целей, критериальной базы для всех функциональных подсистем; — информирует коллектив о целях и задачах организации, согласует общеколлективные цели с членами сообщества, обеспечивая баланс между общими, групповыми, индивидуальными целями; — способствует принятию общих целей функционирования и развития в качестве значимых целей индивидуальной и групповой деятельности членов коллектива; — обеспечивает постоянное слежение за уровнем достижения общих целей и именно на этой основе проводит оценку и коррекцию работы, оценку персонала; — в случае необходимости своевременно корректирует комплекс своих целей; — не допускает превращения любых средств, привлекаемых для достижения целей организации, даже самых эффективных — в самоцель, обеспечивает постоянный приоритет целей над средствами. Переход систем внутриорг-го управления на "целевые позиции" призван: — повысить целеустремленность совместной деятельности членов коллектива, придать ей общую направленность; — создать более благоприятную мотивационную обстановку ворганизации; — сделать совместную деятельность осмысленной; — преодолеть избыточную неопределенность организационного поведения; — обеспечить концентрацию усилий на главных задачах; — создать основу для координации действий вокруг общих стержневых целей и задач; — обеспечить экономию времени, усилий, ресурсов и т.д. Антиподами целевого и ценностно-целевого управления выступают такие распространенные в сегодняшней управленческой практике явления, как: — ориентация деятельности на процесс при отсутствии четкого определения результатов, к которым надо двигаться; мероприятийный подход; — фетишизация средств достижения целей. Без целевого характера управления трудно рассчитывать на успешность адаптивного управления: при отсутствии ясных моделей потребного будущего нельзя увидеть, к чему, зачем и как адаптироваться. Без целевого характера управления вряд ли возможно управление активное, опережающее, прогностичное. Целевой характер управления создает предпосылки для системного, ресурсосберегающего, инновационного, саморазвивающегося, мотивирующего, гибкого управления. Целевое управление в принципе может быть демократичным и авторитарным, партисипативным или келейным. В модели системы развивающего управления предполагается, что процедуры формирования и согласования целей носят коллегиальный демократический характер, цели, как правило, не навязываются сверху, а генерируются и утверждаются в ходе обсуждения, с участием заинтересованных лиц. Выбор целей подразделений и отдельных работников носит децентрализованный характер. Основными носителями целевого характера управления выступают порождаемые функции целеполагания (как элемента планирования) и планирования в целом, выработки миссии организации, функции контроля и коррекции (по отклонениям), функции согласования целей, побуждения к их принятию, функции организации и регламентации деятельности подразделений (с акцентом на целесообразный характер их структуры и деятельности). При этом речь идет не просто о развитии этих функций, но и соответствующем акцентировании их на достижении определенных, ясно представляемых результатов. Это обеспечивается уже на уровне функций метауправления или проектирования функциональной структуры управления школой, анализа эффективности управленческой деятельности. В технологическом плане осуществление целевого характера управления опирается на процедуры проблемно-ориентированного анализа состояния дел, группового обсуждения и формулирования целей, выработки и фиксации в документах основных целей подразделений и др. В структурном плане для целевого управления должны создаваться специальные целевые, проектные структуры, работающие на реализацию четко очерченного круга конкретных задач. Целевой характер управления обеспечивается также различением разных видов моделей желаемого будущего, определением объектов, по отношению к которым определяются эти модели, решением вопроса о субъектах постановки и реализации целей, проектированием механизмов целеполагания и целеосуществления. Моделируемая система внутриорг-го управления должна продуцировать цели функционирования организации, ее развития, а также функционирования и саморазвития системы управления. Активный, превентивный, опережающий, прогностичный характер управления. Наилучшая реализация назначения управления, мобилизация и полное использование всего имеющегося в наличии потенциала организации, выполнение ее миссии принципиально несовместимы с реактивным, хронически запаздывающим характером управления. Недаром часто говорят, что управлять - это значит предвидеть! Если реактивное управление реагирует на уже свершившиеся факты, то опережающее управление - на только еще появляющиеся первые опасные симптомы, предвестники «болезни», а в прогностическом варианте - даже не на реальные предвестники и уже проявившиеся тенденции, а на предполагаемые. Результатом опережающего управления должны стать: — своевременный учет и нейтрализация или компенсация негативного воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов; — своевременное использование неожиданных благоприятных возможностей (известный американский специалист в области управления Р. Уотермен назвал соответствующее поведение системы управления, нацеленное на поиск и использование благоприятных возможностей, «информированным оппортунизмом»; — сохранение стабильности работы организации и ее управляемости; — видение перспективных направлений обновления организации, практики ее работы и т.д. Активное управление тесно связано с его адаптивным и целевым характером, с гибкостью управления и его инновационной направленностью, выступая во многом в качестве условия реализации этих ценных свойств моделируемой системы управления. Учитывая крайнюю сложность ситуационного контекста, мы не можем надеяться на полное исключение из системы управления элементов реактивности, поэтому, говоря о превентивном, опережающем управлении, имеем в виду его не в чистом виде, а, скорее, преобладание активности и прогностичности над реактивностью, их доминирование. Реализация данного свойства управления предполагает развитие функций анализа и прогнозирования изменений внешней среды, социального заказа, требований к управлению, анализа состояния дел в организации и системе управления, «эшелонированного» подхода к планированию и контролю, предполагающего установление множества контрольных точек и промежуточных этапов контроля, включение в планы (особенно - планы развития) гипотез о возможных неблагоприятных поворотах событий и путях их нейтрализации или компенсации и т.д. Это в свою очередь требует использования метода анализа и прогнозирования, использования сценариев, экспертного прогнозирования будущего, слежения за негативными и благоприятными изменениями ситуации вне и внутри организации, постоянного выявления проблем и возможностей их решения. В организационной структуре управления реализация активного, опережающего начала потребует усилий органов, отвечающих за стратегическое планирование, создания специальных групп, которым поручается постоянное слежение (мониторинг) за состоянием внешней и внутренней среды. Интегрирующий, консолидирующий характер управления. Трудно рассчитывать на высокое качество управления организацией без развития в ней связей между людьми, процессами, подсистемами. Социальная организация может быть понята и как совокупность связей и отношений между людьми, видами деятельности, процессами, подсистемами, между самой организацией и окружающей ее средой. При этом отбор и использование этих связей и отношений, их регламентация и регулирование, отказ от одних типов и видов связей и создание других естественным образом ложатся на систему внутриорг-го управления для того, чтобы обеспечить организованность жизнедеятельности организации. Продуктом этого свойства управления являются связи и отношения в организации, достаточно полные, адекватные решаемым задачам, отвечающие потребностям как организации в целом, так и отдельных групп в коллективе. Реализация интегрирующего характера управления организации предусматривает специальную проектировочную деятельность по продумыванию рациональных связей и отношений в системе «внутриорганизационное управление – организация», внутри системы управления, а также связей и отношений с внешней средой, учет имеющихся неформальных отношений в коллективе и т.д. Чтобы сделать управление интегрирующим по отношению к организации, нужно сделать его системным, целостным, что требует рационализации организационной структуры управления, состава его субъектов и связей между ними, развития согласованности управленческих действий. Побуждающий, мотивирующий характер управления. Система управления не добьется повышения эффективности деятельности организации, если она не сможет побудить всех её членов максимально вкладывать в общее дело их индивидуальный потенциал и всемерно развивать его. Значение стимулирующего, мотивирующего, воодушевляющего управления особенно возрастает в сложные времена, когда многие традиционные мотивы и смыслы деятельности, прежние системы ценностей теряют свое былое значение и перестают побуждать к активной работе, учению, саморазвитию. Реализация этого свойства управления предполагает, что система управления и прежде всего руководство будет: — опираться на известные модели мотивации организационного поведения; — развивать функции диагностики мотивационной обстановки, социально-психологического климата в коллективе, диагностики профессиональных возможностей, реальных возможностей коллектива; — учитывать наиболее значимые потенциальные мотиваторы деятельности конкретного сообщества, его членов; — развивать функции стимулирования и расширять комплекс используемых материальных и моральных стимулов; корректировать тактику стимулирования с учетом реальной реакции коллектива на стимулирующие действия руководителей; — обеспечивать стимулирующий, мотивирующий характер целеполагания, согласования ценностей и целей, постановки задач и выдачи заданий, контроля и оценки деятельности членов коллектива (включая аттестационные процедуры); — демонстрировать образцы профессионального поведения и отношения к делу. Демократичный, партисипативный характер управления. Современное внутриорганизационное управление, как мы его понимаем, вряд ли совместимо с авторитарным (пусть даже патерналистским) и чисто административным характером управления. Как элемент направленности системы управления и как его важная ценность, демократическое управление, в частности, предполагает: — принятие в качестве важных ценностей свободу, уважение индивидуальности, терпимость к иному мнению; — коллегиальность в подготовке и принятии управленческих решений (в том числе - стратегических), что не исключает персональной, единоличной ответственности; — привлечение к решению важных задач широкого круга заинтересованных лиц; — рациональную меру централизации и децентрализации управления, делегирование части полномочий по принятию решений и ответственности за их реализацию на нижние уровни управления; — рациональность сочетания единоначалия и коллегиальности; — «командный» характер деятельности как в аппарате управления, так и на других уровнях деятельности; — ориентацию на расширение круга членов сообщества, принимающих на себя субъектные функции по отношению к организации и к управлению организацией; — культивирование и защиту демократических прав и свобод, уважение к принятым в организации демократическим процедурам; — гласность и необходимую открытость (прозрачность) деятельности системы управления; — доступность руководителей для общения, демократичность их поведения; — предпочтение демократического стиля руководства (по крайней мере в ситуациях, которые не диктуют явно иное поведение); — сотрудничество субъектов общеорганизационного управления с органами самоуправления. Антиподами рассматриваемого свойства, особенно неприемлемыми для развивающего управления, являются: — показной демократизм, когда симулируется внимание к общественному мнению, но никаких реальных возможностей для участия в принятии решений, рычагов влияния на ситуацию организационный «демос» не получает; — келейность принятия решения, решение принципиальных вопросов крайне узким кругом лиц или одним руководителем; — отсутствие гласности (как возможности высказывать разные мнения, получить информацию по интересующим вопросам) и слышимости (как возможности не просто что-то заявлять, но и быть услышанным, повлиять на ситуацию); — использование демократических институтов в качестве ширмы или громоотвода; — манипулирование органами самоуправления; — культивирование в организации психологии «маленького человека», за которого все решают другие; — крайние формы патернализма, когда проявление заботы системы управления о членах коллектива лишает их собственной свободы, самоопределения, инициативы. Гуманность, человечность, личностно ориентированный характер управления. Это свойство управления базируется на ценностном и адаптивном характере управления и проявляется прежде всего в: — сбалансированной ориентации системы управления на работу и на людей, при которой интересы развития личности не приносятся в жертву интересам дела; — ориентации на удовлетворение базовых потребностей человека (взрослого и ребенка), включая потребности в безопасности, компетентности, успешности, в самовыражении и самоактуализации, в позитивных отношениях с другими; — проявлении реальной заботы о создании в организации комфортной и развивающей профсреды, о социальной и психологической защищенности детей и взрослых членов сообщества; — оценке любых планируемых и проводимых в организации акций с точки зрения создания условий, благоприятствующих развитию личности; — переходе от мышления только категориями больших и безличных групп людей и их совместной деятельности к видению отдельных индивидуальностей; — всемерном стимулировании развития, обогащения возможностей выбора образовательных траекторий, соответствующих ивидуальным возможностям и потребностям, развитии вариативности, элективности, индивидуализации и дифференциации управленческих услуг; - рассмотрении ценностей и целей индивидуального профессионального и личностного развития членов организации в качестве главных ценностей и целей профессиональной управленческой деятельности; - культивировании личностного (а не безличного, функционерского) стиля управленческого поведения, его естественности, органичности, конгруэнтности, эмпатичности; - ориентации на понимание и безусловное принятие людей такими, каковы они есть и др. Антиподом рассматриваемого свойства управления являются различные проявления манипулятивного управления, все то, что в современной публицистике обобщенно называют «грязными методами руководства». Свойства метауправления. Названные нами выше свойства суть не что иное, как свойства управления «для организации (для объекта)». При всей их важности эти свойства в свою очередь во многом предопределяются обеспечивающими их свойствами метауправления или свойствами управления «для себя». Система управления не сможет обеспечить требуемое воздействие на управляемый объект и среду, если она не нацелена на: • творческий подход, креативность; • развитость рефлексии, самоанализа; • приоритетное развитие функций метауправления; • установку на самосозидание и опережающее самосовершенствование управления и др. Нам представляется, что перечисленные характеристики принципиально совместимы между собой и осуществимы в практике внутриорганизацинного управления. Таким образом, в современных условиях системы управления организациями могут ориентироваться не только на качество управления вообще, но и на определенные, конкретные типы качества управления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|