Правовая охрана защитно-озеленительной растительности в городах и других населенных пунктах
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Закон об ООС устанавливает требования в области ООС при установлении защитных и охранных зон (п.2 ст.52). Для обеспечения условий жизнедеятельности человека, среды обитания животных, организмов и растений вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на ОС, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории (зеленые зоны), которые включают в себя лесопарковые и другие зоны с ограниченным режимом природопользования. Зеленые насаждения в городах и других населенных пунктах приставляют собой самостоятельный объект правовой охраны. К ним относятся: деревья и группы деревьев, озеленительные насаждения, произрастающие на землях, не занятых городскими лесами; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках; цветы и иная растительность в городах и других населенных пунктах. Зеленая растительность выполняет важные санитарно-защитные, экологические, культурно-оздоровительные, озеленительные, эстетические функции, благоприятно влияет на окружающую среду, украшает облик населенного пункта. Организация зеленых зон городов регламентируется государственным стандартом (ГОСТ 17.5.3.01-78). Характерной чертой современной тенденции озеленения городов является переход от проектирования отдельных парков, скверов, садов, бульваров к созданию крупных и взаимосвязанных систем озеленения территорий и зеленых массивов. Предусматривается образование единой системы озелененных территорий с учетом величины и народнохозяйственного профиля города, его исторических и других индивидуальных особенностей, планировочной структуры, архитектурно-пространственной композиции застройки и местных природно-климатических условий. Для группы взаимосвязанных городов и иных населенных пунктах система их озеленения должна отвечать требованиям единства и территориальной непрерывности всех ее элементов, а также учитывать будущие изменения ОС в связи с перспективами градостроительства.
Санитарные и строительные нормы и правила строительства и реконструкции городов требуют при проектировании, строительстве и расширении городов предусматривать максимальное сохранение и использование существующих зеленых насаждений. Они устанавливают оптимальные размеры площади зеленых насаждений в расчете на одного жителя, предписывают обязательное устройство общегородских, районных общих и специализированных (детских, спортивных, ботанических и т.д.) парков, скверов, садов. На территориях, прилегающих к крупным городам, создаются зеленые зоны, предназначенные для отдыха населения, улучшения микроклимата и состояния воздушного бассейна, санитарно-гигиенических условий жизни города. По своему назначению они подразделяются на лесопарковые (леса, загородные парки, сады, питомники, эстетически ценные ландшафты) зоны и лесохозяйственные площади, занятые домами и базами отдыха, пансионатами, пляжами, спортивными сооружениями, лечебно-профилактическими учреждениями. В пределах зеленой зоны допускается разрешения зданий и сооружений, обслуживающих пригородное сельское и лесное хозяйство, железнодорожных и автомобильных путей, линий электропередач и связи. Запрещается размещение предприятий, загрязняющих окружающую среду, не связанных с обслуживанием города и его пригородных и зеленых зон. Населенные пункты зеленой зоны ограничиваются в дальнейшем территориальном развитии. Важную роль в обеспечении нормальной жизнедеятельности городов, особенно крупны, играют городские леса, представляющие собой совокупность древесно-кустарниковой растительности, произрастающей на землях, расположенных в пределах городской черты. Согласно Лесному кодексу РФ леса зеленых зон поселений относятся к категории особо охраняемых лесов первой группы, выполняют рекреационные и культурно-оздоровительные функции, находятся в ведении городской администрации, выступающей в качестве органа, выдающего лесным хозяйством. Городские леса используются населением для отдыха и в культурно-оздоровительных целях. В них запрещаются все виды лесопользования, которые противоречат основному назначению городских лесов.
Порядок охраны зеленых насаждений в городах регулируются федеральным природоохранным законодательством, нормативно-правовыми актами субъектов Федерации и решениями органов местного самоуправления. Зеленые насаждения городов и других населенных пунктов ввиду их исключительной важности для экологического благополучия населения являются объектом особой охраны. Рассмотрим вопросы правовой охраны зеленых насаждений на примере г. Москвы. Закон г. Москвы от 5 мая 1999г. № 17 "О защите зеленых насаждений" закрепляет соответствующие нормы экологического права и определяет категории объектов природы, еще не разработанные федеральным законодательством. К зеленым насаждениям относятся древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники). Озелененными территориями являются участи земли, на которых располагаются растительность естественного происхождения, искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, газоны, цветники, малозастроенные территория жилого, общественного, делового, коммунального, производственного назначения, в пределах которой не менее 70% поверхности занято растительным покровом. Зеленым массивом признается участок земли, занятый зелеными насаждениями, насчитывающих единый полог. Взрослым считается дерево старше 15 лет либо дерево, на подлежащее пересадке по заключению специально уполномоченного органа по защите зеленых насаждений.
Защитой зеленых насаждений является система правовых, организационных и экономических мер, направленных на создание, сохранение и воспроизводство зеленых насаждений, озелененных территорий и зеленых массивов. Кроме того, в названном Законе сформулированы понятия, мероприятия и требования по защите зеленых насаждений в г. Москве: вырубка деревьев и кустарников может быть разрешена в случаях: реализации предусмотренного градостроительной документацией проекта, имеющего положительное заключение государственной экспертизы………; проведения санитарных рубок и реконструкций зеленых насаждений; восстановления по заключению органов санитарно-эпидемиологического надзора нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых деревьями; ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций и капитальных инженерных сооружений, - производится лишь на основании специального разрешения - порубочного билета; компенсационное озеленение является обязательным во всех случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений (производится и блажащий сезон, подходящий для высадки деревьев, но не позднее года); организуется учет зеленых насаждений (создается реестр зеленых насаждений); в зеленых массивах запрещается: повреждать или уничтожать зеленые насаждения без специального разрешения; разводить костры, жечь опавшую листву и сухую траву, совершать иные действия, создающие пожароопасную обстановку; проезд и стоянка автотранспортных средств. Строительной и дорожной техники (кроме техники, связанной с эксплуатацией данной территорий и уходом за зелеными насаждениями); складирование различных грузов, в том числе строительным материалов; Ремонт, слив отходов, мойка автотранспортных средств, установка гаражей и тентов типа "ракушка"; производство других действий, способных нанести вред зеленым насаждениям; организуется защита зеленых насаждений при осуществлении предпринимательской деятельности. На озелененных территориях и в зеленых массивах запрещаются: торговля и иная предпринимательская деятельность, установка палаток и иных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности без разрешения специально уполномоченного органа по защите зеленых насаждений; использование взрывоопасных, огнеопасных и ядовитых веществ; загрязнение и захламление территории; иные действия, способные повлечь за собой повреждение или уничтожение зеленых насаждений;
возмещение вреда, нанесенного зеленым насаждениям, производится в денежной либо в натуральной (проведение компенсационного озеленения - воспроизводства зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных) формах; допускается льготное налогообложение граждан и юридических лиц, осуществляющих деятельность по защите зеленых насаждений, и стимулирование деятельности по защите зеленых насаждений (сохранение в неповрежденном состоянии зеленых насаждений, подлежащих уничтожению в ходе осуществления градостроительной и иной деятельности, поощряется посредством возвращения компенсационной стоимости лицам, осуществляющим данную деятельность); противоправное повреждение или уничтожение зеленых насаждений влечет наложения штрафа: на граждан - в размере 1 до 10 МРОТ; на должностных лиц - в размере от 3 до 20 МРОТ; на юридических лиц - в размере от 10 до 100 МРОТ. Виновных в нарушении иных требованиях по защите зеленых насаждений, установленных нормативными актами РФ и г. Москвы, несут административную ответственность в соответствии с главой 8 КоАП РФ. Рассмотрение дел о нарушениях требований по защите зеленых насаждений и иными уполномоченными органами в пределах их компетенции, а также мировыми судьями. Контроль в области защиты зеленых насаждений осуществляют специально уполномоченный орган по защите зеленых насаждений и Объединение административно-технических инспекций в пределах своей компетенции. Планирование работ по озеленению городов и других населенных пунктов, а также организация практического проведения этих работ возложены на соответствующие органы местного самоуправления. Они же осуществляют и контрольные функции за соблюдением правил пользования зелеными насаждениями и их охраной. Определенную помощь в этом им оказывают общественные экологические организации и движения. Близко к охране зеленых насаждений в городах и пригородных зеленых зонах стоит проблема охраны рекреационных городских зон (пляжей, парков, лесопарков). Рекреационные зоны - это зоны массового отдыха людей. Их основное назначение - восстановление физических и моральных сил человека. По степени посещаемости и по удаленности от жилых застроек различают три вида рекреационных зон: ближняя рекреационная зона (доступная для посещения каждый день или один раз в неделю); средняя рекреационная зона (частота посещаемость этой зоны - от одного раза в неделю до одного раза в два-три месяца); дальняя рекреационная зона (посещаемость горожанином, как правило не чаще одного раза в год).
Органы местного самоуправления, санитарно-эпидемиологические и природоохранные органы должны уделять повышенное внимание соблюдению экологических нормативов в ближних рекреационных зонах, поскольку именно здесь, особенно в летний сезон, высока степень загрязнения грунта бытовым мусором, что чаще всего связано с отсутствием служб сервиса, а также низкой культурной отдыхающих. Заключение
Охрана природы, создание комфортной среды обитания человека является глобальной проблемой. Важно то, что создать предпосылки и условия для решения этой проблемы пытаются юристы. Разработка эффективного законодательства о природопользовании представляется необходимой мерой для обеспечения будущего существования человека и общества. Нынешнее законодательство уже не отвечает требованиям времени. Оно в большей степени обусловлено интересами не сохранения природы, а интересами экономики и политики, которые живут за счет ресурсов. Бездушное использование природных ресурсов для решения каких бы то ни было экономических или политических задач уже не может быть оправдано целями только государственной потребности. Взаимосвязанность и взаимообусловленность природных процессов вызывает необходимость принципиально нового подхода в регулировании общественных отношений, где приоритет отдается сохранению естественной среды обитания человека, что, безусловно, требует адекватного правового обеспечения. В настоящее время экологическое право становится самостоятельной отраслью юриспруденции. Сам термин "экологическое право" еще нуждается в наполнении и осмыслении. Природоохранные правовые нормы разбросаны по многим отраслям права. Они содержатся в гражданском, административном, уголовном законодательстве. Но их общая сфера регулирования: отношения "общество - природа" ставят проблему кодификации и классификации экологического права. Изменение общественных представлений о праве и порядке, их направленность на строительство правового государства вводят в научный и практический обиход новые основополагающие понятия, такие как экологические права и обязанности человека и их гарантии, экологические обязанности государства, экологический правопорядок. Соответственно, деятельность по обеспечению гарантий, надзору за соблюдением прав и охране правопорядка становится самостоятельным комплексом функций государства. Работа природоохранных правоохранительных органов только начинается и должна стать основой для обобщения опыта правоприменительной практики и разработки нового законодательства. Процесс создания новых законов подразумевает определение применительно к данной отрасли права таких институтов и понятий, как долг, ответственность, разграничение отношения в узком и широком смысле (природоохранные и экологические), установление меры, как долга, так и ответственности. В завершение своей работы хотелось бы отметить, что все-таки, несмотря на все попытки государства и правительства оздоровить окружающую среду, экологические отношения продолжают развиваться в неблагоприятном для природы и общества направлении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|