Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общедидактические принципы формирования содержания образования учащихся в области информатики




Общие требования к содержанию образования, согласно Зако­ну Российской Федерации «Об образовании», сводятся к следую­щему:

«1. Содержание образования является одним из факторов эконо­мического и социального прогресса общества и должно быть ори­ентировано:

Ø на обеспечение самоопределения личности,

Ø создание условий для ее самореализации;

Ø на развитие гражданского обще­ства;

Ø на укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

Ø формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обуче­ния) картины мира;

Ø адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

Ø интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;

Ø формирование человека-гражданина, интегрированного в со­временное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциа­ла общества.

  1. Содержание образования должно содействовать взаимопони­манию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и со­циальными группами; учитывать разнообразие мировоззренчес­ких подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений».

 

По мнению известного дидакта В. С. Леднева «содержание обра­зования — это содержание триединого целостного процесса, ха­рактеризующегося:

ü во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений,

ü во-вторых, воспитанием типологических качеств лич­ности,

ü в-третьих, умственным и физическим развитием человека.

 

Ведущим видом деятельности является при этом обучение, ибо усвоение опыта — ближайшая и непосредственная цель образования.

Воспитание и развитие... осуществляется опосредованно; эта как бы зона отдаленного действия. Тем не менее процесс образования триедин». Отсюда следуют три компоненты образова­ния, среди которых «обучение» занимает центральное положение:

Общедидактические характеристики содержания общего школь­ного образования описаны во многих работах. При этом встречающиеся расхождения во взглядах чаще всего относятся не к существу вопроса, а исключительно к спосо­бу трактовки одних и тех же понятий.

Важно отметить сформулированный B.C. Ледневым прин­цип отражения образовательных областей в содержании общего образования, названный его автором принципом «бинарного вхож­дения базовых компонентов в структуру образования» и заключа­ющийся в том, что каждая образовательная область включается в содержание образования двояко. Во-первых, как отдельный учеб­ный предмет и, во-вторых, имплицитно — в качестве «сквозных линий» в содержании школьного образования в целом. Для ин­форматики и информационных технологий этот принцип имеет важное значение, поскольку реализуются они как через отдель­ный учебный предмет, так и через информатизацию всего школь­ного образования.

 

Применяя указанные выше принципы к отбору содержания школьного курса информатики, обратим внимание на две группы основных факторов, традиционно находящихся в диалектическом противоречии.

1. Научность и практичность. Содержание учебного предмета информатики должно идти от науки информатики; изучение предмета должно да­вать такой уровень фундаментальных познаний учащихся, кото­рый действительно мог бы обеспечивать подготовку учащихся к будущей профессиональной деятельности в различных сферах (практическая цель).

 

2. Доступность и общеобразователъностъ. Включаемый в учеб­ный предмет материал должен быть посилен основной массе учащихся, отвечать уровню их умственного развития и имеющемуся
запасу знаний, умений и навыков. Курс информатики должен, кроме того, содержать все наиболее общезначимые, общекультурные, общеобразовательные сведения из соответствующих разделов науки информатики.

 

Говоря упрощенно, можно сказать, что школьный курс ин­форматики, с одной стороны, должен быть современным, отве­чать все усложняющимся требованиям науки и практики, а с дру­гой — быть элементарным и доступным для изучения. Совмеще­ние этих двух требований как раз и является наиболее сложной методической задачей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...