Общедидактические принципы формирования содержания образования учащихся в области информатики
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Общие требования к содержанию образования, согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», сводятся к следующему: «1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано: Ø на обеспечение самоопределения личности, Ø создание условий для ее самореализации; Ø на развитие гражданского общества; Ø на укрепление и совершенствование правового государства. 2. Содержание образования должно обеспечивать: Ø формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; Ø адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; Ø интеграцию личности в системы мировой и национальных культур; Ø формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
По мнению известного дидакта В. С. Леднева «содержание образования — это содержание триединого целостного процесса, характеризующегося: ü во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений, ü во-вторых, воспитанием типологических качеств личности, ü в-третьих, умственным и физическим развитием человека.
Ведущим видом деятельности является при этом обучение, ибо усвоение опыта — ближайшая и непосредственная цель образования. Воспитание и развитие... осуществляется опосредованно; эта как бы зона отдаленного действия. Тем не менее процесс образования триедин». Отсюда следуют три компоненты образования, среди которых «обучение» занимает центральное положение:
Общедидактические характеристики содержания общего школьного образования описаны во многих работах. При этом встречающиеся расхождения во взглядах чаще всего относятся не к существу вопроса, а исключительно к способу трактовки одних и тех же понятий. Важно отметить сформулированный B.C. Ледневым принцип отражения образовательных областей в содержании общего образования, названный его автором принципом «бинарного вхождения базовых компонентов в структуру образования» и заключающийся в том, что каждая образовательная область включается в содержание образования двояко. Во-первых, как отдельный учебный предмет и, во-вторых, имплицитно — в качестве «сквозных линий» в содержании школьного образования в целом. Для информатики и информационных технологий этот принцип имеет важное значение, поскольку реализуются они как через отдельный учебный предмет, так и через информатизацию всего школьного образования.
Применяя указанные выше принципы к отбору содержания школьного курса информатики, обратим внимание на две группы основных факторов, традиционно находящихся в диалектическом противоречии. 1. Научность и практичность. Содержание учебного предмета информатики должно идти от науки информатики; изучение предмета должно давать такой уровень фундаментальных познаний учащихся, который действительно мог бы обеспечивать подготовку учащихся к будущей профессиональной деятельности в различных сферах (практическая цель).
2. Доступность и общеобразователъностъ. Включаемый в учебный предмет материал должен быть посилен основной массе учащихся, отвечать уровню их умственного развития и имеющемуся
Говоря упрощенно, можно сказать, что школьный курс информатики, с одной стороны, должен быть современным, отвечать все усложняющимся требованиям науки и практики, а с другой — быть элементарным и доступным для изучения. Совмещение этих двух требований как раз и является наиболее сложной методической задачей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|