Начнем с момента введения курса ОИВТ в среднюю школу.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В основу разработки первой программы школьного курса «Основы информатики и вычислительной техники» (1985) были положены три базовых понятия: информация алгоритм ЭВМ Эти понятия и составили концептуальную основу первой версии содержания школьного предмета информатики, именно этой системой понятий определялся обязательный для усвоения учащимися объем теоретической подготовки. Содержание обучения складывалось на основе фундаментальных компонентов алгоритмической культуры и далее компьютерной грамотности учащихся и определялось через задачи нового школьного курса следующим образом: Ø систематизация и завершение алгоритмической линии курса алгебры восьмилетней школы; Ø овладение основными умениями алгоритмизации; Ø формирование представлений о возможности автоматизации выполнения алгоритма; Ø усиление прикладной и политехнической направленности алгоритмической линии, заключающееся в конкретной реализации алгоритмов решения задач с помощью ЭВМ; Ø ознакомление с основами современной вычислительной техники на примере рассмотрения общих принципов работы микрокомпьютера; Ø формирование представления об этапах решения задачи на ЭВМ; Ø ознакомление с основными сферами применения вычислительной техники, ее ролью в развитии общества.
Курс ОИВТ ставился в двух старших классах средней школы (по действующему в то время учебному плану — IX и X кл.). В IX кл. на изучение курса отводилось 34 часа (1 час в неделю). В X кл. в зависимости от возможности организации практической работы школьников на ЭВМ объем и содержание курса дифференцировались на два варианта — полный и краткий:
— полный курс (68 часов) — для школ, располагающих вычислительными машинами или имеющих возможность организовать систематические занятия школьников на ВЦ других организаций; — краткий курс (34 часа) — для школ, не имеющих такой возможности.
Теоретическая часть курса для X кл. — единая для обоих вариантов, отличие только в объеме и содержании практической части. Для школ, имеющих доступ к ЭВМ, дополнительные 34 часа рекомендовалось использовать для решения на ЭВМ различных задач, отработки навыков применения компьютера и его программного обеспечения. При определении содержания курса остается важным вопрос о последовательности изучения его тем. Две эти задачи (определения содержания обучения и построение оптимальной последовательности изучения, соответствующей логике науки и уровню развития учащихся тесно взаимосвязаны). Основное содержание школьного курса ОИВТ в соответствии с программой [Основы информатики и ВТ, прог. для сред.уч.заведений,1985 год] складывалось из следующих тем: IX класс (1 ч в неделю, всего 34 ч) 1. Введение — 2 ч. 2. Алгоритмы. Алгоритмический язык — 6 ч. 3. Алгоритмы работы с величинами — 10 ч. 4. Построение алгоритмов для решения задач — 16 ч. X класс (1 ч в неделю, всего 34 ч) 5. Принципы устройства и работы ЭВМ — 12 ч. 6. Знакомство с программированием —16 ч. 7. Роль ЭВМ в современном обществе. Перспективы развития вычислительной техники — 2 ч. 8. Экскурсии на вычислительный центр — 4 ч. В результате изучения первой части курса учащийся должен был получить представления об информатике как науке о методах и средствах решения задач на ЭВМ, взаимосвязи информатики и вычислительной техники. Важнейшее понятие первой части курса - понятие алгоритма, важнейшее умение — представить решение задачи в виде алгоритма и записать его на алгоритмическом языке. В связи с этим учащийся должен был понимать сущность алгоритма, знать его свойства, правила записи основных конструкций алгоритмического языка, типы величин, уметь проследить безмашинный процесс исполнения алгоритмов, используя так называемую таблицу значений, как способ наглядного фиксирования шагов алгоритма. В результате изучения последней темы первой части курса (построение алгоритмов для решения задач) учащиеся знакомились с этапами решения задач на ЭВМ, что позволяло дать первое представление о компьютерном подходе к решению практических задач.
Содержание второй части курса развивает и обогащает понятия, введенные на первом году обучения информатике, закладывает научные основы для формирования всех основных компонентов компьютерной грамотности учащихся. Получают дальнейшее развитие приобретенные в первой части курса первоначальные сведения об устройстве ЭВМ, раскрывается принцип программного управления работой ЭВМ, организации автоматического исполнения программы. Вместе с тем центральное место во второй части курса занимал раздел программирования, при изучении которого завершалось формирование знаний учащихся об основных алгоритмических структурах, умений применять эти знания для построения алгоритмов решения задач. С этой целью вводятся новые (по сравнению с первой частью курса) конструкции алгоритмического языка: команда выбора, цикл с параметром, алгоритм вычисления значений функций и операции работы с текстами. Кроме того, дается краткое изложение начальных сведений о языке программирования, что в условиях хотя бы эпизодического доступа учащихся к ЭВМ позволяло бы практически показывать процесс исполнения программы. Завершающий раздел курса — знакомство учащихся с основными областями применения ЭВМ, формирование хотя бы начальных представлений о компьютерах, как о средстве повышения эффективности деятельности человека. При отсутствии в школе кабинета вычислительной техники главная роль при изучении этой темы принадлежала экскурсии на предприятия или учреждения, использующие ЭВМ. Основным средством описания алгоритмов, заложенным в самой программе курса ОИВТ и последовательно используемом в обеих частях пробного учебного пособия для учащихся является специально разработанный под руководством А. П. Ершова учебный алгоритмический язык.
Обладая определенной свободой записей, учебный алгоритмический язык позволяет, тем не менее, познакомиться со всеми основными понятиями и методами алгоритмизации. 1. Русская (или национальная) лексика. Служебные слова языка пишутся на русском (или родном) языке и понятны школьнику. 2. Структурность. Учебный алгоритмический язык (в отличие, скажем от того же Бейсика, использующего построчную алгоритмическую нотацию) построен на куда более современных идеях структурного программирования. Внутренняя структурная единица алгоритмического языка — составная команда — обеспечивает единство структуры алгоритма и его записи, что наилучшим образом соответствует операционному мышлению человека. 3. Независимость от ЭВМ. В алгоритмическом языке нет деталей, связанных с устройством машины, что позволяет сосредоточить внимание на алгоритмической сути решаемых задач. При введении курса ОИВТ в школу программа этого предмета, на основе которой писались пробные учебные пособия, сами эти пособия, как и выбранная для размещения в школьном учебном плане позиция для курса ОИВТ (два завершающих года обучения в школе) — все это подвергалось резкой, иногда просто уничижительной критике. Одна из главных мишеней для критики — это относительная избыточность алгоритмизации и программирования Этим объяснялось многое: и то, что вопреки желанию самих разработчиков первой программы она умышленно ориентировалась на «безмашинный» вариант обучения, и то, что вместо широкой подготовки к жизни и деятельности в современном информационном обществе она едва ли не подавляющую часть учебного времени отводила на алгоритмизацию и программирование, через которые в первой программе преимущественно и рассматривалась общеобразовательная функция предмета информатики. Машинный вариант курса ОИВТ Первая учебная программа «машинного варианта» школьного курса информатики была опубликована в 1986 г. в связи с объявлением конкурса на создание учебника по курсу «Основы информатики и вычислительной техники». Программа курса рассчитана на обучение основам информатики в двух старших классах средней обшеобразовательной школы в объеме 102 часов. Ниже приводится перечень тем этой программы с ориентировочным распределением часов по темам.
1. Введение — 2 ч. 2. Первоначальное знакомство с ЭВМ — 8 ч. 3. Основы алгоритмизации — 26 ч. 4. Основы вычислительной техники — 12 ч. 5. Основы программирования — 20 ч. 6. Решение задач на ЭВМ — 28 ч. 7. ЭВМ в обществе — 6 ч. Сопоставляя названия разделов этой программы с программой «безмашинного курса», можно заметить, что между ними нет существенных различий. Однако в отличие от первой (продолжавшей, кстати, еще долго действовать в школах, не имеющих возможности обеспечивать учащимся доступ к ЭВМ) официальной программы, содержание программы «машинного варианта» было ориентировано на обучение информатике в условиях активной работы школьников с ЭВМ в кабинете вычислительной техники (КВТ). По этой причине в новой программе значительное время отводилось на практическую работу. Важным элементом этой программы является впервые объявленный в составе официального документа, регламентирующего обучение школьной информатике, примерный перечень программного обеспечения в поддержку курса ОИВТ: 1. Базовое программное обеспечение школьной ЭВМ (операционная система, файловая система, текстовый редактор). 2. Языковая система программирования с библиотекой стандартных программ и системой отладки. 3. Клавиатурный тренажер. 4. Простой редактор текстов. 5. Простой графический редактор. 6. Учебный интерпретатор алгоритмического языка. 7. Учебная база данных. 8. Учебная система обработки электронных таблиц. 9. Демонстрационный пакет для предварительного знакомства с ЭВМ. 10. Семейство исполнителей с заданной системой команд и фиксированной обстановкой. 11. Библиотека вспомогательных алгоритмов. 12. Пакет программ, моделирующих работу ЭВМ и ее устройств. 13. Пакет моделирующих программ по темам из школьных курсов математики и физики. 14. Программная модель типовых структур данных. 15. Учебный пакет автоматического решения задач. 16. Пакет программ управления учебным роботом. 17. Демонстрационный пакет по применению ЭВМ. Пакет программных средств по обеспечению курса ОИВТ создал важный для образовательной практики прецедент (как образец неотъемлемого компонента методической системы преподавания любого учебного курса) и стал фактически первым прототипом более общего понятия «пакет программных средств по учебной дисциплине».
Как уже отмечалось выше, важнейшая особенность нового курса основ информатики, методики и организации учебного процесса при его изучении — постоянная работа школьников с ЭВМ на каждом уроке информатики. Были впервые внесены три вида организованного использования кабинета вычислительной техники — демонстрация, лабораторная работа (фронтальная) и практикум. Концепция содержания, заложенная в программе «машинного варианта», была практически реализована в нескольких подготовленных на ее основе учебных пособиях, пополнивших вслед за первыми изданиями пробных учебных пособий ряд учебных книг по информатике для средней школы, в том числе авто-ров А.Г.Кушниренко и др., В.А.Кайминаидр., А.Г.Гейна и др.получившие широкое распространение в школах. «Общим недостатком имеющихся учебников является то, что ни один из них не сделал принципиально нового шага по сравнению с первым вариантом, который был в предельно сжатые сроки подготовлен авторским коллективом под руководством академика А. П. Ершова. Впрочем, насколько мы продвинемся по пути формирования школьного курса истинно информатики, зависит уже не от авторов учебников, а от общего уровня информатизации нашего общества. Школьный учебник не может бесконечно долго выдавать желаемое за действительное, в противном случае вера в реальное предназначение знаний из области информатики будет подорвана окончательно».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|