Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансовый контроль выполнения муниципального бюджета и его роль в бюджетном процессе

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности го­сударства и муниципальных образований является финансовый контроль.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому исполь­зование государством и муниципальными образованиями для ре­шения своих задач финансов обязательно предполагает проведе­ние с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Фи­нансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными кон­трольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятия­ми, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляе­мых действий, соответствие их задачам государства и муници­пальных образований[21]. Таким образом, он служит важным спосо­бом обеспечения законности и целесообразности проводимой фи­нансовой деятельности.

Требование соблюдения законности в деятельности по образо­ванию, распределению и использованию денежных фондов госу­дарства и субъектов местного самоуправления имеет конституци­онную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Итак, финансовый контроль – это контроль за целесообразностью и законностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муници­пальных образований в целях эффективного социально-экономи­ческого развития страны и ее регионов.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым ин­ститутам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, ре­гулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его спе­цифику в отдельных финансово-правовых институтах и закреп­ленные соответствующим законодательством (например, в Нало­говом или Бюджетном кодексах РФ).

Основными направлениями финансового контроля в отношени­ях, регулируемых финансовым правом, являются:

ü проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределе­нию и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

ü проверка выполнения финансовых обязательств перед госу­дарством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

ü проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организация­ми находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

ü проверка соблюдения правил совершения финансовых опера­ций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, ор­ганизациями, учреждениями;

ü выявление внутренних резервов производства – возможнос­тей повышения рентабельности хозяйства, роста производитель­ности труда, более экономного и эффективного использования ма­териальных и денежных средств;

ü устранение и предупреждение нарушений финансовой дис­циплины. В случае их выявления в установленном порядке приме­няются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба го­сударству, организациям, гражданам.

В результате реализации задач финансового контроля укрепля­ется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон закон­ности.Финансовая дисциплина – это четкое соблюдение уста­новленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местно­го самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Тре­бования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должност­ных лиц. Тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы государства, муниципальных образований, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдением законодательст­ва о предоставлении льгот по платежам в бюджет, за правильнос­тью взимания налогов, за своевременностью выделения бюджет­ных ассигнований и т.д.).

Однако объект финансового контроля не ограничивается про­веркой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природ­ных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями.

Эффективность финансового контроля предполагает необходи­мость глубокого экономического анализа финансово-хозяйствен­ной деятельности, разработки контролирующими органами пред­ложений по улучшению качества работы проверяемых органи­заций.

Одной из форм финансового контроля выступает контроль руб­лем, свойственный сфере коммерческих отношений. Это контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, объеди­нений, организаций посредством таких экономических категорий, как цена, себестоимость, прибыль и др., при использовании систе­мы финансирования, кредитования, расчетов. Контроль рублем позволяет определить качество работы предприятий и экономичес­ки воздействовать на него. Например, анализ прибыли предпри­ятия, ее объема, источников получения (или причин неполучения) выявляет результаты работы предприятия. Несвоевременность возвращения ссуды, полученной в банке, сигнализирует о неблаго­получном финансовом положении предприятия.

На современном этапе произошли изменения в организации фи­нансового контроля, в его содержании.

В условиях перехода к рыночным отношениям, хозяйственной самостоятельности предприятий, организаций, учреждений уси­ливается значение повседневного внутрихозяйственного самокон­троля, контроля собственников.

Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за финансовой деятельностью исполнительной власти, опирающийся на создаваемые ими специальные контроль­ные органы.

Изменилась система контрольных органов: упразднены органы народного контроля, в связи с изменением системы политической власти и установлением власти Президента РФ организован президентский контроль, осуществляемый Кон­трольным управлением Президента РФ.

На основании Конституции РФ 1993г. (статьи 101-103) палаты Федерального Собрания РФ образуют Счетную палату РФ. Подоб­ные органы действуют и на уровне субъектов Федерации.

Сформированы также новые органы финансового контроля: ор­ганы государственной налоговой службы, государственного стра­хового надзора; функции финансового контроля осуществляют и созданные в 1990-х годах органы федерального казначейства. Широ­кое развитие получил контроль в новой форме – аудиторской де­ятельности, проводимой независимыми организациями на платной основе в качестве предпринимательской деятельности.

Преобразования в системе банков и их деятельности примени­тельно к особенностям рыночных отношений обусловили измене­ния в контрольных функциях банков, а также выделение из них на особый уровень Центрального банка РФ с функциями государ­ственного контроля и надзора.

Впоследствии меры по совершенствованию системы органов, осуществляющих финансовый контроль, продолжались: Государ­ственная налоговая служба РФ преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам (МНС), изменена система органов, осуществляющих государственный страховой надзор. Особое внимание обращено на необходимость укрепления государственного финансового кон­троля, чему призван способствовать намеченный к принятию Фе­деральный закон “О государственном финансовом контроле в Рос­сийской Федерации”.

Проблемы, связанные с собиранием и расходованием государ­ственных финансовых ресурсов обусловили создание Межведом­ственного совета по государственному финансовому контролю, обеспечению своевременности и полноты сбора налогов и других платежей в федеральный бюджет. Целями деятельности Совета определены координация и усиление контроля за поступлением и расходованием средств федерального бюджета, федеральных вне­бюджетных фондов и других государственных средств. В состав Совета включены руководители финансово-контрольных и экономических органов, в том числе министр финансов, Председатель Банка России, руководитель федерального казначейства и др. Председатель Совета — министр финансов. В работе Совета могут принимать участие представители Генеральной Прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России и др. заинтересованных органов.

К задачам Совета отнесены: формирование тактики и методоло­гии государственного финансового контроля; определение его ос­новных направлений и механизма; согласование практических ме­роприятий по осуществлению государственного финансового кон­троля; утверждение программы совместных ревизий и проверок; подготовка предложений по расширению источников средств фе­дерального бюджета и внебюджетных государственных фондов, по эффективности государственного финансового контроля; обобще­ние и распространение опыта государственного финансового кон­троля.

Совету предоставлены права: запрашивать от министерств и других органов исполнительной власти необходимые материалы и информацию; обсуждать результаты ревизий и проверок, проводи­мых федеральными органами исполнительной власти, заслуши­вать объяснения их руководителей; вносить предложения в Пра­вительство РФ.

Законодательство определяет формы взаимодействия органов, осуществляющих финансовый контроль, с правоохранительными органами в целях усиления его эффективности, что имеет особо важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль проводится до совер­шения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предуп­реждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению докумен­ты, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, — проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

Текущий финансовый контроль – это контроль в процессе со­вершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования де­нежных средств для административно-хозяйственных расходов, кап. строительства и т.д.).

Последующий финансовый контроль – это контроль, осущест­вляемый после совершения финансовых операций (после исполне­ния доходной и расходной частей бюджета; использования пред­приятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисцип­лины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится: а) в силу требований законо­дательства, например контроль со стороны представительных (за­конодательных) органов власти за исполнением бюджета по ито­гам за год; б) по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по во­просам налогообложения со стороны налоговых органов, кон­троль, проводимый на основе решений правоохранительных орга­нов). Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осу­ществляющих его. В этом случае выделяется финансовый кон­троль: а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления; б) аппарата Президента РФ; в) исполни­тельных органов власти общей компетенции; г) финансово-кредит­ных органов; д) ведомственный и внутрихозяйственный; е) общественный; ж) аудиторский.

Принцип разделения властей придает финансовому контролю за деятельностью органов исполнительной власти со стороны орга­нов представительной власти исключительно важную роль, оп­ределяет его новое содержание. Основы этого контроля закрепле­ны конституционно: в Конституции РФ, в конституциях респуб­лик в составе Федерации, а также в уставах краев, областей, дру­гих субъектов Федерации. Финансовый контроль в них выделен особо.

Так, Государственная Дума рассматривает и утверждает отчет об исполнении федерального бюджета, представляемый ей Прави­тельством РФ (пункт “а” части 1 статьи 114 Конституции РФ), а также отчеты о внебюджетных государственных социальных фондах. Контроль­ные функции в области финансов выполняют также комитеты и комиссии, образуемые Советом Федерации и Государственной Думой в рамках своих предметов ведения (часть 3 статьи 101 Конститу­ции РФ). Особая роль среди них принадлежит Комитету Государ­ственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и Коми­тету Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, осуществляющих контроль в этой об­ласти в целом. Финансовый контроль Совета Федерации и Государственной Думы проводится также в процессе слушаний соответствующих вопросов на их заседаниях. Так, Государственная Дума проводит слушания по вопросам формирования и исполнения фе­дерального бюджета. Согласно части 5 статьи 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную па­лату РФ. Состав и порядок деятельности Счетной палаты опреде­ляются федеральным законом. К ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Совет Федерации назначает и освобождает от должности замести­теля Председателя счетной палаты и также половину состава ее аудиторов (пункт “и” части 1 статьи 102 и пункт “г” части 1 статьи 103 Конституции РФ).

Счетная палата Российской Федерации наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Согласно Закону это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью (статья 1 За­кона).

Деятельность Счетной палаты направлена на проведение кон­трольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. К ее задачам относятся[22]:

ü организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использова­ния федеральной собственности;

ü оценка обоснованности доходных и расходных статей проек­тов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов;

ü финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов органов государствен­ной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

ü анализ выявленных отклонений от установленных показате­лей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов и подготовка предложений, направленных на их уст­ранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

ü контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджет­ных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполно­моченных банках, иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

ü регулярное представление Совету Федерации и Государст­венной Думе информации о ходе исполнения федерального бюдже­та и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Таким образом, объектом контроля со стороны Счетной пала­ты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность.

Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Рос­сийской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, а именно за управлением и обслуживанием государственного долга; законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций; эффектив­ностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе; предоставлением государствен­ных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организа­циям.

В рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за: деятельностью Центрального банка Российской Феде­рации, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федераль­ного бюджета; деятельностью Центрального банка РФ по обслужи­ванию государственного долга РФ (статьи 16, 19 Закона).

В отношении государственной собственности Счетная палата контролирует поступление в федеральный бюджет средств, полу­ченных от распоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации, продажи; от управления объектами феде­ральной собственности).

Закон определяет круг субъектов, на которых распространяют­ся контрольные полномочия Счетной палаты. В него входят:

ü все государственные органы (в том числе их аппараты) и уч­реждения, федеральные внебюджетные фонды;

ü органы местного самоуправления, предприятия, организа­ции, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независи­мо от видов и форм собственности, если они получают, перечисля­ют, используют средства из федерального бюджета или использу­ют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федераль­ными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

ü общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на дея­тельность которых контрольные полномочия Счетной палаты рас­пространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, исполь­зованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или фе­деральными органами государственной власти налоговых, тамо­женных и иных льгот и преимуществ (статья 12 Закона).

Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с феде­ральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и собственностью.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собствен­ности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Осуществляя контрольную деятельность, Счетная палата впра­ве проводить ревизии и тематические проверки, о результатах ко­торых она информирует Совет Федерации и Государственную Думу; при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уго­ловную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в опе­ративную деятельность проверяемых организаций, а также преда­вать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, воз­мещению причиненного государству ущерба и привлечению к от­ветственности должностных лиц, виновных в бесхозяйственности и нарушении законодательства РФ, Счетная палата направляет представление органам государственной влас­ти РФ, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Это представление должно быть рассмотрено в ука­занный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со дня получения предписания.

Счетная палата имеет право давать администрации проверяе­мых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в хо­зяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, на­носящих государству прямой непосредственный ущерб и требую­щих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умыш­ленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятст­вий для проведения ее контрольных мероприятий.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем испол­нении предписаний коллегия Счетной палаты может по согласова­нию с Государственной Думой принять решение о приостановле­нии всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Инспекторы Счетной палаты при проведении проверок и реви­зий наделены необходимыми правами: беспрепятственно посе­щать государственные органы, предприятия, учреждения, органи­зации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помеще­ния, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хи­щений, злоупотреблений — изымать необходимые документы, ос­тавляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.

В своей контрольной деятельности Счетная палата взаимодей­ствует с другими контрольными органами РФ (статья 22 Закона). Контрольные органы Президента и Правительства РФ, контрольные органы субъектов Федерации, правоохранитель­ные органы. Центральный банк, а также органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной па­латы. Счетная палата должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъ­ектов РФ, что закреплено в их законодатель­стве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления. В отношении последних правовой основой их контрольной деятельности являются: законодательство субъектов Федерации; принятые в соответствии с Конституцией РФ законы (в том числе законы субъектов РФ о местном самоуправлении), а также нормативные акты представительных органов, местного самоуправления – уставы муниципальных образований, положе­ния и др.

На уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палатыи т.п. органы) как органы постоянно действующего государствен­ного финансового контроля за поступлением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создава­емых органами власти соответствующих субъектов. Названные счетные палаты подотчетны представительным органам власти субъектов РФ.

Представительные органы местного самоуправления также об­разуют на своем уровне контрольные органы.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган – Глав­ное контрольное управление Президента РФ(преобразованное из Контрольного управления Администрации Президента РФ, впоследствии – Контрольно­го управления Президента РФ).

При осуществлении контрольных функций этот орган взаимо­действует с другими структурными подразделениями Админи­страции Президента РФ, соответствующими комитетами и комис­сиями при нем, аппаратами Правительства РФ, палат Федерально­го Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с различ­ными федеральными службами, органами налоговой полиции и другими федеральными органами исполнительной власти.

К основным функциям Главного контрольного управления от­несены[23]:

ü контроль и проверка исполнения федеральных законов, ука­зов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями;

ü контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и руководителя его Администрации;

ü подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенст­вовании деятельности федеральных органов исполнительной влас­ти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом, это орган широкой сферы контрольной деятель­ности, в состав которой входит и финансовый контроль.

Для реализации своих контрольных функций Главное кон­трольное управление наделено правами: требовать от руководите­лей государственных органов, предприятий, учреждений и орга­низаций документы, материалы, письменные объяснения, другую информацию, необходимую для проведения проверок в соответст­вии с задачами Управления; привлекать к проверкам представите­лей правоохранительных и специальных органов контроля, специ­алистов; вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.

Управление не наделено правом применения каких-либо сан­кций, однако оно вправе направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов ис­полнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены безотла­гательно. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений.

Управление вправе также вносить предложения Президенту РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к ответственности и приостановлении деятельности соответствую­щих должностных лиц до принятия решения по результатам про­верки; ставить перед руководителями соответствующих государ­ственных органов вопрос о наложении дисциплинарных взыска­ний на государственных служащих и о временном отстранении их от исполнения должностных обязанностей.

Финансовый контроль осуществляют (наряду с другими свои­ми функциями) полномочные представители Президента РФ в регионах, включающих один или несколько субъектов РФ: на них возложен контроль за использованием средств федерального бюд­жета в соответствующем регионе.

При необходимости усиления определенных направлений фи­нансового контроля на конкретных этапах Президент РФ образует временные органы. Так, Указом Президента РФ от 11 октября 1996 г. № 1428 создана Временная чрезвычайная комиссия при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисципли­ны, к основным задачам которой отнесены контроль за своевре­менностью и полнотой уплаты налогов, таможенных и других обязательных платежей, за своевременным и целевым использовани­ем средств федерального бюджета и государственных внебюджет­ных фондов.

Правительство РФ, правительст­ва администрации субъектов Федерации направляют контроль­ную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

В пределах своих полномочий Правительство РФ на основа­нии Конституции РФ (статья 114) и Федерального конституцион­ного закона “О Правительстве Российской Федерации” контроли­рует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осущест­вляет валютный контроль.

Одновременно в полномочия Правительства РФ входит руко­водство и контроль за деятельностью в области финансов федераль­ных министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы, которые подот­четны ему.

Помимо этого Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ и полномочиям совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному зако­нодательству и международным обязательствам РФ Правительст­во РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия этих актов.

Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство РФ принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности. Это относится как к отраслевым орга­нам государственного управления, так и действующим в сфере фи­нансов. Так, Правительством РФ утверждены Положение о Ми­нистерстве финансов РФ (постановление от б марта 1998 г.), Поло­жение о федеральном казначействе РФ (постановление от 27 авгус­та 1993 г.), о других службах, где закреплены функции по финан­совому контролю.

Правительство вправе образовывать свои комиссии, другие ор­ганы при нем с контрольными функциями, включая финансовые (например, Комиссия по контролю за предоставлением налоговых и таможенных льгот; Федеральная комиссия по обеспечению фор­мирования доходов федерального бюджета за счет средств от при­ватизации; Комиссия по совершенствованию налоговой системы и обеспечению доходов федерального бюджета).

Создание комиссий может быть предписано Правительству РФ законодательным актом. Так, Федеральным законом “О федераль­ном бюджете на 1999 год” (статья 129) Правительству РФ предписано создать специальную комиссию в составе представителей Прави­тельства РФ и Государственной Думы, уполномоченную контроли­ровать погашение задолженностей по возвратным бюджетным ин­вестиционным ассигнованиям.

Важное значение в силу своей повседневности, регулярности и систематичности имеет финансовый контроль, осуществляемый государственными органами, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относятся Министерство финансов РФ с входящими в его систему структурными подразде­лениями и органами, а также Министерство РФ по налогам и сбо­рам, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

На уровне субъектов РФ такой контроль проводят министерст­ва финансов или финансовые управления администраций, в муни­ципальных образованиях — финансовые отделы или управления администраций, формируются соответствующие казначейства и налоговые службы.

На Министерство финансов РФ возложено проведение в рам­ках его компетенции государственного финансового контроля. Его направлениями являются: контроль за целевым использованием федерального бюджета и средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов; за расходами, связанными с госу­дарственным внутренним и внешним долгом; за формированием и сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; контроль за использованием и хранени­ем драгоценных металлов и драгоценных камней организациями и совершением сделок с ними, а также страховой надзор и кон­троль за обеспечением платежеспособности страховщиков; кон­троль за качеством аудиторских проверок; за доходами от проведе­ния лотерей, зарегистрированных в РФ.

В связи с этим Минфин России вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других федеральных средств, проводит документальные ревизии и про­верки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям право­охранительных органов. По обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления Минфин России организует ревизии и финансовые проверки соответствую­щих организаций.

Для выполнения контрольных полномочий Минфин России имеет право запрашивать необходимые материалы по бюджетным и внебюджетным фондам и применять меры воздействия по ре­зультатам контроля — при установлении фактов нецелевого ис­пользования взыскивать их с наложением штрафа; ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование организаций в случае нарушения финансовой дисциплины. Вместе с тем, Мин­фин России уполномочен предоставлять отсрочки и рассрочки по налоговым платежам в федеральный бюджет.

Следует обратить внимание на то, что закрепленные ныне кон­трольные полномочия Министерства финансов РФ направлены на бюджет и государственные внебюджетные фонды только феде­рального уровня. И в тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его кон­трольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой под­ход обусловлен принципом самостоятельности в бюджетном устройстве РФ, самостоятельности финансовой деятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправ­ления в установленных законодательством пределах, их ответст­венностью за формирование и использование своих финансовых ресурсов.

Подобно Минфину России в РФ функции контроля осуществляют финансовые органы субъектов Федерациив отношении соответствующих бюджетов и внебюджетных фон­дов, а также финансовые органы в системе местного самоуправле­ния относительно местных бюджетов и внебюджетных фондов.

Важной стороной в деятельности в данной области Министерст­ва финансов РФ является выполнение функций по обеспечению организации финансового контроля: осуществление методологи­ческого руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, ут­верждение типовых форм бухгалтерского учета и отчетности, осу­ществление лицензирования и т.п.

Финансовый контроль осуществляют все структурные подраз­деления Министерства финансов РФ соответственно их компетен­ции. Однако Министерство финансов РФ имеет в своей структуре и специальные подразделения, предназначенные именно для про­ведения финансового контроля или надзора: Департамент государ­ственного финансового контроля и аудита, Департамент страхово­го надзора. В его ведении находятся Федеральное казначейство, Пробирная палата и др. органы.

Департамент государственного финансового контроля и ау­дита создан на основании постановления Правительства РФ от б марта 1998 г. № 276 на базе нескольких упраздненных структур­ных подразделений Минфина России, в том числе Контрольно-ре­визионного управления (КРУ) и Департамента организации ауди­торской деятельности. Произведена также реорганизация кон­трольных органов на местах: на основе постановления Правитель­ства РФ от 6 августа 1998г. № 886 организованы контрольно-реви­зионные управления Минфина России в субъекте РФ (территори­альные КРУ).

В задачи названного Департамента входит контроль за испол­нением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов, организацией денежного обращения, использова­нием кредитных рес

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...