Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы работы над курсовой работой




Министерство образования и науки Российской Федерации

Сахалинский государственный университет

Кафедра управления

 

Методические рекомендации выполнения курсовых работ студентов дисциплине

«Государственное и муниципальное управление»

 

 

Авторы-составители к.э.н. Бурыкин А.Н., к.м.н. Мошенский А.А. к.с.н. Прокопенко С.В., Ларькина О.А.

Южно – Сахалинск 2009


Данные методические рекомендации предназначены студентам 5 курса, обучающимся по специальности «Государственное и муниципальное управление». Они предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения специальности «Государственное и муниципальное управление» В рекомендациях изложена методика подготовки и написания курсовой работы. Настоящие методические рекомендации составлены с учетом современных требований к курсовым работам и задач дальнейшего повышения качества их выполнения

 

Содержание

1. Общие положения  
2. Выбор и утверждение темы  
3. Этапы работы над темой  
4. Типовая структура курсовой работы  
5. Порядок оформления курсовой работы  
6. Критерии оценки курсовой работы  
7. Приложения  
     

 

Общие положения

Курсовая работа студента вуза – самостоятельная научная работа студента. Она выполняется как самостоятельное исследование актуального вопроса (проблемы) по дисциплине «Система государственного и муниципального управления». Являясь также научно-практическим исследованием, она характеризует уровень научной и специальной подготовки студента, его научную эрудицию и глубину профессиональных знаний и навыков, полученных за период обучения в вузе по специальности.

Курсовая работа, как вид исследовательской деятельности, имеет своей целью сформировать умение систематизировать и письменно излагать общетеоретические знания и практические навыки студентов. Курсовая работа является самостоятельным исследованием актуальной проблемы государственного и муниципального управления.

В курсовой работе должны ставиться и решаться актуальные вопросы по специальности. В ней должны быть продемонстрированы эрудиция и умение автора анализировать проблемы и предлагать оригинальные пути их разрешения, самостоятельно делать выводы, уровень знаний нормативно – правовой базы исследуемой проблемы, знаний специальной литературы, умение получать и исследовать информационные ресурсы Интернета.

В соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности «Государственное и муниципальное управление» подготовка и защита курсовой работы – непременное условие профессиональной квалификации студента и подготовки его как специалиста с высшим образованием. Согласно предъявляемым требованиям написание курсовой работы призвано способствовать закреплению и проявлению знаний, полученных в про­цессе изучения общетеоретических и специальных дисциплин, умений и навыков, приобретенных во время учебной и организационно-управленческой практики в государственных и муниципальных органах, их использованию в исследовательской и практической работе по специальности.

В общем виде курсовая работа по дисциплине «Система государственного и муниципального управления» должна отражать современные достижения в изучаемой науке, в отече­ственной и зарубежной управленческой мысли, основываться на теоретических положениях и фактических материалах о государственном и муниципальном администрировании, государственной и муниципальной службе.

Курсовая работа должна свидетельствовать об умении автора исследовать проблемы государственного и муниципального управления, формулировать и аргументировано обосновывать выдвигаемые положения и тезисы, делать обобщающие выводы и заключения, обосновывать практические рекомендации. Результатом курсовой работы может быть и нетрадиционный, оригинальный взгляд на заявленную проблему.

Курсовая работа выполняется студентами дневной формы обучения в 9 семестре, и студент должен применять знания, полученные в ходе изучения других учебных дисциплин. В курсовой работе обязательно должны быть элементы исследования.

 

Выбор и утверждение темы

Примерная тематика курсовых работ разрабатывается выпускающей кафедрой и рекомендуется студентам, которые вправе самостоятельно сделать свой выбор. Тематика является примерной. Каждый студент может предложить тему по своему усмотрению, представив соответствующее обоснование необходимости и целесообразности ее разработки. Тема курсовой работы должна отвечать профилю специальности «Государственное и муниципальное управление» и быть более ориентированной на практическую направленность. Студент может разрабатывать любуютему, направленную на решение организационных, правовых, социальных, экономических, технологических и других вопросов государственно-управленческой и государственно-служебной деятельности.

Темы курсовых работ должны посвящаться актуальным вопросам изучаемых дисциплин, теории и практики государственного и муниципального управления, государственной и муниципальной службы, кадровой политики государства в данной сфере. Тематическое решение исследовательских задач должно ориентировать на разработку конкретных проблем, имеющих научно-практическое значение для деятельности органов государственного и муниципального управления. Все темы курсовых работ должны соответствовать объему теоретических знаний и практических навыков, полученных по дисциплинам профессионально-образовательной программы. Они должны включать основные вопросы, которыми выпу­скнику, будучи признанным специалистом в области государственного и му­ниципального управления, предстоит заниматься в своей профессиональной деятельности в качестве государственного или муниципального служащего.

После выбора темы студент пишет заявление на кафедру с просьбой о её утверждении. Тематика курсовых работ рассматривается и утверждается на заседании кафедры не позднее первой недели из времени, отведенного учебным расписанием на выбор темы курсовой работы. Корректировка тем курсовых работ допускается по мотивированной просьбе студента, поддержанной ходатайством научного руководителя.

Выпускающая кафедра обеспечивает необходимые консультации сту­дентам при выборе ими тем курсовых работ. Для каждого студента назначается научный руководитель. Концепцию и план курсовой работы студент согласовывает со своим научным руководителем, который оказывает научную и методическую помощь на протяжении всего периода работы.

Тема курсовой работы обычно формулируется в следующей логической последовательности.

Прежде всего, определяется цель и задачи написания курсовой работы. Возможны темы с формированием комплексной цели.

Вслед за установлением цели необходимо указать объект и предмет исследования. В качестве объекта может выступать, например, структура (государственного органа управления, организационная и т.д.), функция (управления, регулирования, организации, правоприменения и т.д.), характеристику (численность, эффективность и т.д.), процесс (государственно-управленческая или государственно-служебная деятельность, труд, развитие, мотивация персонала и т.д.). Так же, как и цель курсовой работы, ее объект может быть комплексным, например: «структура функций», «характеристика процесса» и т.д.

В качестве предмета исследования могут быть обозначены кадры (государственной службы, государственных органов, руководящие и т.д.), аппарат (государственного органа, государственный, управления и т.д.), ресурсное обеспечение (информацион­ное, организационно-техническое, финансовое, учебно-научное, методическое, кадровое и т.д.), нормативно-правовую базу (законодательство), исполнительскую дисциплину, социально-экономические, политические, правовые, психологические, социологические, исторические и другие аспекты государственного или муниципального управления, и государственной (муниципальной) службы.

Итак, логическая последовательность формулирования темы курсовой работы составляет вышеописанная «цепочка»: цель– объект – предмет.

Этапы работы над курсовой работой

1. Подготовка списка литературы (1 неделя). Научный руководитель помогает студенту с выбором основных источников по теме работы, обращает внимание на издания, в которых анализируются дискуссионные вопросы темы. На этом этапе важно ознакомиться с правилами составления библиографического описания и с требованиями к порядку оформления курсовой работы.

В связи с тем, что курсовая работа пишется по вопросам, связанным с проблематикой государственного и муниципального управления, студенты должны достаточно хорошо знать нормативно – правовую основу исследуемого вопроса. При изучении современных нормативных документов по теме курсовой работы возможно использование справочно – поисковых систем «Гарант», «Консультант», «Кодекс». Эти справочно – информационные системы облегчают тематический поиск документов, позволяют быстро найти документ при наличии информации об органе власти, принявшем документ, дате принятия, номере документа. При этом необходимо помнить, что указанные справочно – информационные системы не являются официальными изданиями и требуют сверки с официальными источниками. При изучении периодических изданий рекомендуется сначала изучить источники в порядке, обратном хронологическому. То есть сначала последний год издания, затем предыдущий и так далее. При написании курсовой работы рекомендуется пользоваться в основном источниками, опубликованными за последние 3 – 5 лет, если темой работы не предусмотрено изучение более старых изданий.

2. Изучение источников по теме курсовой работы. (2 недели).

На данном этапе следует ознакомиться с основными 3 – 4 источниками по теме работы, в которых информация по исследуемой проблематике изложена наиболее системно и сжато. Затем следует изучить публикации, в которых рассматриваются дискуссионные вопросы, относящиеся к теме работы.

3. Составление плана курсовой работы. (1 неделя) Студент должен понимать основную концепцию своей будущей работы. Тема работы должна раскрываться в главах. Главы состоят из параграфов.

Формулировки глав и параграфов должны быть чёткими, достаточно краткими и не содержать излишней информации. При этом следует помнить, что более кратко сформулировано название, тем более широким будет содержание. Нецелесообразно составным частям работы давать названия, содержащиеся в учебниках и в учебных пособиях. В различных параграфах не должны рассматриваться одинаковые вопросы. Как правило, курсовая работа может состоять из 2-х – 3-х глав по 2 – 3 параграфа. В курсовой работе должны быть рассмотрены теоретические, нормативно – правовые, практические аспекты исследуемой темы и определены направления повышения эффективности управленческой деятельности. В связи с этим структура работы может быть следующей: первая глава посвящается исследованию теоретических или нормативно – правовых аспектов исследуемой темы, вторая – изучение практики управленческой деятельности и направлениям решения этих проблем. План не должен сковывать инициативу студента при сохранении четкой цели работы. В случае необходимости план может корректироваться по согласованию с научным руководителем. Итогом этого этапа является составление студентом развёрнутого плана и структурно – логической схемы будущей курсовой работы.

4. Написание работы (4 – 6 недель).

Работа на данном этапе представляет собой самостоятельное творчество студента. Существуют два основных метода работы над основным текстом курсовой работы. Студент при хорошей подготовке может сразу подготовить логически стройный текст. Но это требует достаточно много подготовительной работы и временных затрат на изучение всего объёма источников с их предварительным конспектированием. Большие затраты времени объясняются тем, что не закончив одной части работы, студент не может переходить к другой.

Написав всю работу целиком, студент представляет её научному руководителю, с которым уточняется каждая составная часть и вся работа в целом. Данный метод работы требует меньше времени на подготовку окончательного варианта курсовой работы.

Второй метод представляет собой выборочную обработку исследуемого материала в любой удобной для автора последовательности. Этот вариант позволяет студенту экономить время, но может привести к потере логики изложения. Данный метод работы требует больше времени на подготовку окончательного варианта курсовой работы.

Исследование проблем необходимо строить на использовании статистических материалов, материалов социологических исследований, цифровых данных.

Цифровой материал может быть сгруппирован в таблицы, представлен в виде графиков, диаграмм и т.д. Статистические данные представленные в виде таблицы целесообразны при необходимости показа точных значений. Графики используются при показе динамики показателей, при прогнозировании изменений показателей. Диаграммы используются для наглядности изображения показателей, удельного веса различных факторов в исследуемом показателе.

При написании работы следует соблюдать логические правила:

· Соразмерность. (Совокупность предметов, которая мыслится в определяемом понятии, должна быть равна совокупности предметов, мыслимых в определяющих понятиях);

· Ясность определения. (При определении понятия необходимо указывать такие признаки, которые понятны и не содержат двусмысленности. В качестве определения нельзя использовать метафоры, сравнения, поговорки).

· Отсутствие круга. (Нельзя формулировать определяемое понятие через определяющее, которое, в свою очередь, описано через определяемое).

· Отсутствие отрицательности. (В определении следует указывать только существенные признаки понятия, отличающие его от других понятий, а не отсутствующие у определяемого понятия признаки. Однако это правило может не применяться в тех случаях, когда отсутствие какого – либо признака у понятия является существенным отличием определяемого понятия от родового понятия).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...