Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по формированию навыков краткого пересказа у школьников с ТНР.




Важными условиями для успешного формирования навыка краткого пересказа являются:

- понимание детьми задачи, которую они должны решить в пересказе;

- учет степени активности, с которой ученик включен в процесс решения задачи.

Кроме того, важно учитывать, что на характер пересказа влияет степень эмоциональности, образности текста.

Восприятие и пересказ текста зависят от особенностей жизненного и читательского опыта детей.

На качество пересказа влияет то, как прочитан образец, захотелось ли ребёнку поделиться прочитанными сведениями.

Важно помнить, что краткий пересказ - вид пересказа, предполагающий передачу лишь основного конспективного содержания излагаемого текста, лишенного деталей, подробностей. Степень сжатия текста может быть различной, вплоть до выражения основной мысли излагаемого в одном тезисе, в одном предложении.

Следует обучить детей способам сжатия (сокращения) текста:

  • исключение подробностей, деталей;
  • обобщение конкретных единичных явлений;
  • сочетание исключений деталей и обобщений.

В школьной практике используется два способа сокращения текста:

1. сокращение текста путём его логической переработки, т.е. в процессе анализа частей рассказа отбирается только существенное, основное в их содержании;

2. составление краткого пересказа на основе расширения, пояснения плана рассказа до объема малого текста. Для этого каждый пункт плана, составленный предварительно, поясняется 2-3 предложениями.

В процессе формирования навыка краткого пересказа будут полезны памятки:

1. Прочитать текст и определить его главную мысль.

2. Еще раз прочитать текст, отмечая про себя, что является существенным, а что второстепенным для выражения главной мысли.

3. Составить свой текст, опираясь на основные мысли произведения (2-4 предложения, поясняющих каждую часть).

4. Пользуясь текстом, повторить краткий пересказ.

5. Кратко пересказать текст про себя при закрытой книге.

Существуют особые приемы, способствующие обучению навыку краткого пересказа:

1. Прослушивание и анализ сжатых пересказов.

2. Постепенное усложнение заданий по сжатому пересказу.

3. Использование картинного плана.

4. Пересказ по собственным рисункам детей.

5. Использование диафильмов.

Необходимо соблюдать определенную последовательность действий и инструкций, которая подготовит учащихся к краткому пересказу:

  • Постановка цели по подготовке к пересказу (предупреждение учащихся о том, к какому пересказу они будут готовиться).
  • Повторное чтение текста, деление его на части, выделение главного в каждой части, озаглавливание частей, составление плана.
  • Беседа-анализ содержания, различные виды работы над языком, выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе (записываются на доске около соответствующих пунктов плана).
  • Отработка выразительного чтения.
  • Пересказ отдельных фрагментов, предварительный пересказ, анализ его недостатков, их исправление.
  • Обращение к аналогичным случаям из жизни детей.

Заключение.

Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание в развитии высших психических функций. Особенно характерно для тяжёлых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи вследствие этого у большинства детей данного категории наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме.

Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрии.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Речь является необходимым компонентом современного общества. Основная цель речевого развития - доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа. Владение связной монологической речью - высшее достижение коррекционной работы со школьниками с ТНР. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и проходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонетической.

Важнейшей задачей в коррекционной школе является развитие речи учащихся. Одним из средств её развития является пересказ - свободная передача текста «своими словами» или передача слушателям повествования или описания, созданного говорящим.

Характеризуя в целом технологии формирования навыков связной речи, необходимо выделить их особенности: максимальная

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Список литературы:

1. Алмазова А.А. Обучение построению письменного текста учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: Автореф. дисс….канд. пед. наук / Алмазова А.А. – М., 1998. – 16 с.

2. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова А.М. Логопедия: Учебное пособие. - Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение, 1989. - 528 с. URL: http://www.twirpx.com/file/56046/ (дата обращения: 23.12.2015).

3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с

4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с. URK: http://www.pedlib.ru/Books/1/0162/1_0162-1.shtml (дата обращения: 30.12.2015).

5. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/06/08/vp-glukhov-formirovanie-svyaznoy-rechi-detey (дата обращения: 30.12.2015).

6. Гришпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов. URL: http://logopedia.by/?p=1112 (дата обращения: 23.12.2015).

7. Грошенкова В.А. Обучение чтению в специальной (коррекционной) школе//Учебно-методическое пособие. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met143/met143.html (дата обращения: 23.12.2015).

8. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с. URL: http://www.pedlib.ru/Books/2/0029/2_0029-1.shtml (дата обращения: 23.12.2015)

9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. - 320с. URL: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4244773 (дата обращения: 25.12.2015).

10. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия / В.А. Ковшиков. - М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. – 96 с. URL: http: //www.logopedmaster.ru/books/kovshokovalalia.doc (дата обращения: 23.12.2015).

11. Кочаровская З.Д. Краткий пересказ в начальных классах //Начальная школа. – 1995. - № 10. с. 20.

12. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: Союз, 2001. http://www.twirpx.com/file/165513/ doc (дата обращения: 23.12.2015).

13. Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. – М.: Просвещение, 1967. – с.112.

14. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-1.shtml (дата обращения: 23.12.2015).

15. Мотовилова Е. Б. Развитие навыков пересказа текста у младших школьников с ТНР. http://logoped18.ru/logopedist/razvitiye-navykov-pereskaza-teksta-u-mladshikh-shkolnikov-s-tnr.ph doc (дата обращения: 23.12.2015).

16. Найденов Б.С. Выразительность речи и чтения. М.: Просвещение, 1969.– 264с.

17. Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно–методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – 144 с. http://eknigi.org/nauka_i_ucheba/91992-rechevoe-razvitie-mladshix-shkolnikov.html. doc (дата обращения: 23.12.2015)

18. Соботович. Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: дети с нарушением интеллекта и моторной алалией/ Е.Ф. Соботович. - М.: Классика стиль, 2003. - 160 с. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0208/2_0208-1.shtml (дата обращения: 23.12.2015).

19. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I – IV классы); Науч. -исслед. Ин-т дефектологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 1980. – 192 с. http://www.twirpx.com/file/508143/ (дата обращения: 23.12.2015)

20. Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В.. Основы логопедии: Учеб. пособие, - М.: Просвещение, 1989.- 223 с. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0032/2_0032-1.shtml (дата обращения: 23.12.2015)

21. Трауготт Н.Н. Алалия// Расстройства речи в детском возрасте. Под ред. М.П. Шкловского. - Петрозаводск, 1940. - Т. IV. - С. 70 - 103. URL: http://logopedia.by/?p=1146. (дата обращения: 12.12.2015).

22. Хрестоматия по логопедии/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М., 1997. - 560 с.. URL: http://www.twirpx.com/file/427502/ (дата обращения: 23.01.2015).

 

Приложение 1.

На основе рассказа Н. Сладкова «Парашютисты» рассмотрим некоторые приёмы, направленные на развитие навыков пересказа.

«Парашютисты».

Осенью летят белые паутинки. Ветер несёт паутинку через речку. Другая, как ниточка, тянется над дорожкой. На паутинках паучки. Настала пора им из гнезда уходить. Выползет паучок на веточку и выпустит ниточку. Ветер понесёт паутинку. Паучок летит на ней, как на парашюте.

Где паучок зимовать будет? Там, где паутинка на землю ляжет.

1) Пиктограмма. Каждое слово в предложении зашифровывается в виде символического рисунка. Составляется пиктограмма на глазах у ребёнка. Он пересказывает текст с опорой на пиктограмму, затем без зрительной опоры. Те слова, которые ученик всё же забывает, можно вынести в виде символов на отдельные карточки и показывать их при затруднениях.

2) Опорные вопросы. По каждому предложению составляется вопрос таким образом, чтобы подсказать ребёнку строение будущего предложения.

- Что летит осенью?

- Куда несёт ветер паутинку?

- Где тянется другая?

- Кто на паутинках?

- Что они должны сделать?

- Как паучок уходит уз гнезда?

- Что понесёт ветер?

- Как летит паучок на паутинке?

- Какой вопрос задаёт автор о жизни паучка?

- Где паучок будет зимовать?

3) Опорные слова.

Из текста выписываются все глаголы. Лучше выписывать по частям ступеньками, так как при расположении глаголов в ряд ребёнок часто пропускает или заменяет их. Можно также выписать сравнения, эпитеты, которые вы хотите услышать в пересказе ребёнка.

1. летят

несёт

тянется (как ниточка)

2. сидят

настала - уходить

выползет и выпустит

3. понесёт

летит (как на парашюте)

4. зимовать будет

ляжет

4) Линейный вербальный алгоритм.

Каждое предложение обозначается при помощи прямоугольника. Прямоугольники связываются стрелками. Затем в каждый прямоугольник вписывается часть предложения: начало предложения (если ребёнок испытывает затруднения в припоминании предложений) или сказуемое с какими-либо второстепенными членами (если ребёнок их пропускает).

1.осенью летят

несёт через речку

тянется над дорожкой

2.на паутинках сидят

из гнезда уходить

3. Ветер понесёт…

Паучок летит…

4. Где паучок…

Там, где…

5) Текстовая компрессия.

Этот приём тренирует умение отбирать основное содержание, производить обобщение и исключение. Сжатие происходит и на уровне текста и на уровне предложения.

Осенью летят паутинки. На паутинках паучки. Пора им уходить из гнезда. Паучок выпустит ниточку и полетит на ней. Он будет зимовать там, где упадёт паутинка.

6) Глубинная рецепция.

После прочтения текста ребёнок отбирает правильные варианты окончаний предложений к данному началу или ответ на заданный вопрос из нескольких предложенных вариантов. Приём направлен на выявление основных элементов содержания.

Подчеркни правильные ответы

1. Когда летят белые паутинки?

Осенью.

Летом.

Зимой.

2. Ветер несёт паутинку… в речку

через речку

через озеро

3. Где тянется другая?

Над дорожкой.

Над деревом.

Под дорожкой.

4. На паутинках…

жучки

листики

паучки

5. Настала пора им …

залезать в гнездо

уходить из гнезда

уходить из леса

6. Выползет паучок на веточку и …

выпустит ниточку

выпустит коготки

завяжет ниточку

7. Что сделает ветер с паутинкой?

Разорвёт.

Понесёт.

Бросит.

8. На что похожа паутинка?

На парашют.

На нитки.

На сеть.

9. Какой вопрос задаёт автор?

Где паучок спать будет?

Куда паучок зимовать отправится?

Где паучок зимовать будет?

10. Там, где…

паутинка на землю ляжет

гнездо построит

тепло

7) Замена лексемы.

Для предупреждения повторов слов можно использовать следующий приём. Ребёнок должен заменить подчёркнутые слова другими, подходящими по смыслу. Можно предложить варианты синонимов.

Осенью летят белые паутинки.

серебристые седые светлые

Выползет паучок на веточку и выпустит ниточку.

Выйдет

Вылезет

Вскарабкается

на верёвочку

катушку

паутинку

8) Текст с пропущенными окончаниями.

Для предупреждения грамматических ошибок можно предложить ребёнку прочитать текст с недописанными словами, вставить пропущенные окончания.

Осенью летят бел__ паутинк_. Ветер несёт паутинку через речк_. Другая, как ниточк_, тян__ся над дорожк__.

На паутинк__ паучки. Настала пора им из гнезд_ уходи__. Выползет паучок на веточк_ и выпуст__ ниточк_.

Ветер понес__ паутинк_. Паучок лет__ на ней, как на парашют_.

Где паучок зимова__ буд__? Там, где паутинка на земл_ ляж__.

Предложенные упражнения помогут младшему школьнику с ТНР перейти от зрительной опоры в виде картинок к опоре на вербальный план при пересказе текста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...