Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нравственно-этическое воспитание: понятие, характеристика




Курсовая работа

Нравственно-этическое воспитание младших школьников с нарушением интеллекта


Введение

 

Проблемы, связанные с воспитанностью детей с умственной отсталостью, постоянно находятся в центре внимания. [2] Задача воспитанности школьников в специальной коррекционной школе приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение. Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. [12] А поскольку нравственность является нормой поведения и показателем моральной зрелости личности, выбранная мною проблема имеет большую значимость.

С проблемой формирования нравственности личности связана большая группа работ российских ученых второй половины XX - начала XXI вв., раскрывающих различные аспекты нравственного воспитания подрастающих поколений. Значительный вклад в осмысление сущности нравственно-этического воспитания, разработку его теоретических основ и методической системы внесли российские педагоги М.Н. Аплетаев, О.С. Богданова, Е.В. Бондаревская, Н.И. Болдырев, З.И. Васильева, Л.А. Высотина, В.Е. Гмурман, Н.К. Гончаров и другие. [11] В работах Д.И. Водзинского, К.В. Гавриловец, А.А. Гримотя, И.И. Казимирской, А.И. Кочетова, Н.К. Степаненкова, А.П. Сманцера, И.Ф. Харламова, В.Т. Чепикова, Н.К. Чернышенко и других ученых разрабатывались методологические и теоретические основы нравственного воспитания школьников. Большой вклад в разработку проблем нравственно-этического воспитания умственно отсталых детей внесли отечественные исследователи A.C. Белкин, Л.C. Выготский, Г.М. Дульнев, В.П. Кащенко, М.И. Кузьмицкая, В.Ф. Мачихина, Н.Г. Морозова, Т.И. Пороцкая, Б.П Пузанов, В.Н. Синев, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева и другие. [12]

Несмотря на обилие научных работ, посвященных проблеме нравственно-этического воспитания, изучение и анализ имеющихся публикаций позволяет сделать вывод, что глубоких историко-педагогических исследований состояния и развития нравственно-этического воспитания младших школьников с умственной отсталостью не проводилось. Это позволяет сделать вывод о недостаточной степени разработанности организации нравственно-этического воспитания умственно отсталых учащихся.

Актуальность проблемы, ее практическое значение и недостаточная разработанность, обусловили выбор объекта, предмета и гипотезу исследования.

Объект исследования - процесс нравственно-этического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Предмет исследования - пути и средства, способствующие эффективному нравственно-этическому воспитанию младших школьников в школе VIII вида.

Анализ состояния вопроса в теории и практики коррекционного воспитания позволил сформулировать гипотезу исследования.

Гипотеза - нравственно-этическое воспитание будет проходить эффективно, если:

- обеспечивается внедрение в педагогический процесс этического воспитания умственно отсталых младших школьников;

младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью используют приобретенный опыт;

действия младших школьников приобретают осознанный характер.

Цель исследования - определение путей средств нравственно-этического воспитания в системе коррекционной работы с детьми с нарушением интеллекта.

В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:

раскрыть психологические особенности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

изучить и проанализировать средства нравственно-этического воспитания в системе коррекционной работы с детьми с нарушением интеллекта.

выявить формы, методы и средства нравственно-этического воспитания детей с нарушением интеллекта.

Важнейшие источники исследования:

1. Боброва А.В., Ровчок Н.В. Цикл мероприятий по патриотическому воспитанию школьников «Судьба и Родина - едины» // Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта. - 2012. - №3. - с. 52-57.

2. Гаурилюс А.И. Особенности кризиса детей 7 лет с интеллектуальной недостаточностью. // Дефектология. -2009. - №4. - с. 13-19.

3. Денисенко И.М. Воспитание духовно-нравственной культуры школьников на основе традиций Дона. // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2009. - №6. - с. 60-66.

4. Коррекционная педагогика в начальном образовании. // Под редакцией Г.Ф. Кумариной. - М.: «Академия», 2003. - с. 320.

. Рожков, А.В. Нравственное воспитание: поиски новых подходов. - М.: «Питер», 2000. - с. 243

Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач, была разработана программа исследования, которая включала следующие методы исследования:

анализ научной и методической литературы;

обобщение данных по проблеме исследования и выработка гипотезы;

изучение состояния проблемы в программе учителя.

Объем и структура работы.

Работа состоит из двух глав, заключения и списка изученной литературы.


Теоретические основы проблемы нравственно-этического воспитания младших школьников с нарушением интеллекта

 

Нравственно-этическое воспитание: понятие, характеристика

 

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание рассматривается как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. [11] Из данного определения ясно, что нравственность как личностная характеристика представляет собой сложное многоуровневое явление, которое содержит в себе такие личностные качества как воля, разум, чувства. Поэтому нравственное воспитание определяют как целостный процесс воспитания:

нравственных чувств (к ним относят чувство долга, совесть, вера, ответственность, патриотизм и др.);

нравственного облика (воспитание терпения, милосердия, кротости, незлобивости к окружающим людям);

нравственной позиции (способность различать добро и зло, проявлять любовь, самоотверженность, готовность к преодолению тяжелых жизненных испытаний);

нравственного поведения (готовность служить Отечеству, проявления духовной воспитанности, послушания, доброй воли).

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека и представляет собой сложный двусторонний процесс. Он заключает в себе воздействие воспитателей на их воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении воспитанников нравственных понятий, в осмыслении своего отношения к нравственному и безнравственному поведению в своих поступках и во всем поведении в целом. Нравственные понятия применяются в действия только тогда, когда они не просто заучены, а когда они осмыслены и превращены в моральные убеждения. Такие убеждения и устойчивые привычки нравственного поведения говорят о воспитанности человека в нравственном отношении, о его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - значимый показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности. [12]

Нравственность состоит в осознании выполняемых личностью тех или иных моральных норм и требований на основе внутренней потребности и способности следовать им в каждый данный момент своей жизни и деятельности. Нравственность есть усвоенная и принятая личностью мораль.

Нравственность определяется сферой поступков по отношению к другим людям, отражая практически - деятельностную позицию человека. При этом нравственность не является врожденным свойством, к нравственности ребенок приобщается в процессе своего развития, в ходе своего общения с людьми. Чем раньше начнется приобщение ребенка к нравственным ценностям, тем прочнее они укрепятся как черты личности, составляя моральный облик человека. Нравственный человек, тот, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, не имеющие ничего общего с механическим подчинением, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями. Это то, как ведет себя ученик в отсутствии других людей, когда не испытывает контроля извне. Выработка таких взглядов, убеждений и соответствующих им привычек составляет цель нравственного воспитания.

Формирование нравственных чувств, которые представляют собой переживание человеком своего отношения к нравственным требованиям, поступкам, действиям - важнейшая задача нравственного воспитания. Другая задача нравственного воспитания - формирование навыков и привычек общественного поведения.

Особое место в работе с умственно отсталыми детьми занимает процесс воспитания у них нравственных привычек. Свойственная многим умственно отсталым инертность, тугоподвижность мыслительных процессов ставит успех формирования их привычек в известную зависимость от случайных отрицательных впечатлений. Такое впечатление «может спровоцировать импульсивный поступок, который в дальнейшем может зафиксироваться в виде привычного способа реагирования. Влияние таких ошибочных эпизодических действий на некоторых детей, которым свойственна инертность нервных процессов, довольно велико, они могут служить основой возникновения других привычек» (С.Я. Рубинштейн).

Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

Л.А. Григорович рассматривал содержание нравственного воспитания через гуманность. «Гуманность» - это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку.

Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.» [5]

Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам.

«Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит к социальной деятельности. Нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки является способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах.» [12]

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

«Нравственная воспитанность» - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие сильной воли, способность осуществлять нравственно - волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.» [9]

Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим исполнением, вынужденным только внешними требованиями установленных в обществе моральных норм и правил.

Проблемы нравственности изучаются этикой. Этика - это система норм нравственного поведения человека или группы людей. Основные проблемы этики: проблема критериев добра и зла, смысла жизни и назначения человека, проблема справедливости и должного. Если этику рассматривать как предмет воспитания, то его основная задача - включение ребёнка в последовательный процесс осознания, усвоения норм нравственной жизни людей, приобщения к этим нормам. И этот процесс важно сделать желаемым для детей, не навязчивым и не догматичным, а тонким, радостным, живым, творческим и деятельным. Воспитание с помощью этики важно создавать как процесс открытия ребёнком самого себя и других, как углубление в «своё небывалое», как неожиданное откровение, как поиск, творчество, игра, путешествие, постоянный и не замечаемый ребёнком диалог с миром, соприкосновение с вечной истиной мудрой мысли.

Именно в этике, в истории развития этической мысли заложены истоки и основания нравственного становления и внутреннего совершенствования личности. Смыслозначимые ценности человеческой жизни и жизни общества отрабатывались в этических учениях мыслителей веками и при богатом разнообразии критериальных подходов и приоритетов сводились к нравственным постулатам, утверждающим жизнь и человека наивысшей ценностью, а все значимое для их развития основополагающим смыслом. Этическая мысль, рассматривая нравственные основания жизнедеятельности людей, выделила и обосновала понятие «простые нормы нравственности», преобразованное сегодня в «общечеловеческие ценности». Данное понятие отражает нравственное значение и достоинство личности, ее ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, - моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Это то, что выделяется человеком в качестве наиболее значимого, что он вложил в основу представлений о должном относительно своего Я, нормах отношений с людьми и окружающим миром, собственного жизнеосмысления и жизнедеятельности. Это тот ценностный смысл, который существует для необходимой ориентировки каждого в своей жизнедеятельности. В основе его лежит нравственный выбор самой личности, требующий напряжения сил собственного разума и чувств и стремления понять сущность общечеловеческих законов в каждом конкретном случае. Эту сущность и ценностный смысл собственной жизни важно постигнуть и растущему, взрослеющему человеку.

Таким образом, нравственность и этика младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью - это совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением моральных норм и требований. Правила и требования морали только тогда станут нравственными характеристиками, когда они начнут проявляться в поведении и неуклонно соблюдаться.

Нравственно-этическое воспитание осуществляется эффективно только тогда, когда представляет собой целостный процесс педагогической, соответствующей нормам морали, организации всей жизни детей: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...