Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование уважения к семье и сверстникам у детей с нарушением интеллекта




Нравственное становление личности младших школьников с нарушением интеллекта во многом определяется правильно организованным общением как детей между собой, так и с родителями. Имея нарушение интеллекта, ребенок не может справиться с общеобразовательной программой, что создает конфликтную ситуацию между родителями и школой. [8] Первый год обучения по программе в школе VIII вида является самым трудным как для учащихся, так и для их родителей. Ребенок должен привыкнуть к иному режиму, к требованиям учителя, к школьному зданию, начать активно взаимодействовать с новыми людьми и т.д. Многие исследователи детей с нарушением интеллекта указывают, что основная трудность социального развития связана со сложностями формирования потребности в общении у данной категории детей. Эти дети не проявляют интереса к общению с другими детьми и даже с родителями. Отсутствие потребности во взаимодействии с другими детьми существенно осложняет формирование социальных и коммуникативных навыков, что негативно сказывается на формировании нравственных качеств у ребенка. [7]

Важен вопрос о роли первичного коллектива семьи в социально-нравственном развитии умственно отсталого ребенка. Дело не только в том, насколько успешно семья формировала у него навыки и привычки. Трудно понять, насколько велико горе, которое испытывают родители, когда выясняется (сразу или постепенно), что у них родился неполноценный ребенок. Рождение такого ребенка меняет динамику внутрисемейных отношений. При низкой душевной культуре одного из супругов случается и так, что семья распадается и вся тяжесть горя и забот падает на плечи одного из них, а то и вовсе бабушки или дедушки. Вот эта длительная семейная драма влияет на формирование нравственной личности умственно отсталого ребенка, даже если он воспитывается в интернате. Иногда жизнь детей и родителей протекает параллельно, независимо друг от друга. Для ребенка учитель или воспитатель становится ближе, чем его собственные родители.

Для решения этой проблемы Олесей Александровной Володиной были разработаны основные направления психолого-педагогической работы по формированию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих умственно отсталого ребенка:

· совместные занятия в детско-родительском коллективе направлены на создание эмоционально теплых отношений в диаде близкий взрослый - умственно отсталый ребенок;

· семинары - тренинги, специализированные тематические лекции являются основными способами оптимизации восприятия ребенка родителями;

· индивидуальная и групповая формы работы с родителями, участие в совместных занятиях детско-родительской группы рассматриваются в качестве ведущих для преодоления деструктивных моделей родительского поведения. [9]

Анализируя полученные результаты, исследователь заметил большие изменения, произошедшие в экспериментальной группе после проведённой работы по формированию детско-родительских отношений, а именно:

У всех детей экспериментальной группы повысилась потребность в общении со сверстниками и семейным окружением, дети стали более активными, раскрепощёнными, стали относиться к родителям с большим уважением и почитанием.

Также все родители стали адекватнее относиться к своим детям и их поступкам. Научились контролировать свои эмоции при объяснении инструкций, которые могут быть непонятны ребёнку.

Также сложности в нравственном и социальном развитии умственно отсталых детей связано с такими особенностями их развития как:

. Несформированность потребности в общении.

. Трудности в овладении средствами общения (речью и социально-перцептивными навыками)

. Сложности социализации (усвоения социальных норм и правил, формирования нравственной и моральной сфер личности)

. Отсутствие достаточной саморегуляции, нарушения эмоционально-волевой сферы.

. Трудности, конфликты, возникающие при общении с окружающими людьми. [10]

В центре внимания педагогов вспомогательной школы должны быть межличностные отношения детей, положение каждого из них в детском коллективе. Во вспомогательной школе только при корректной помощи педагогов отдельные дети могут добиться более благоприятного к себе отношения сверстников. Умственно отсталые дети держатся однажды сложившегося мнения и, если оно отрицательно по отношению к тому или иному однокласснику, не могут без посторонней помощи переменить к нему отношение, увидеть в своем товарище положительных проявлений характера. Акцентирование внимания детей на положительных качествах того или иного ученика помогает ему становиться лучше, увереннее, возбуждает желание более ярко проявить себя с положительной стороны. Не менее внимательного отношения педагогов требуют также учащиеся, в силу тех или иных своих качеств занявшие в коллективе лидирующее положение, и особенно те из них, которые в стремлении удержать лидерство прибегают к негативным способам самоутверждения, выражающимся в насмешках, физических расправах над более слабыми товарищами. [8] Если вовремя не помочь таким «лидерам» осознать свое поведение, не нейтрализовать их влияние, не вести с ними индивидуальную воспитательную работу, то у них может появиться чувство вседозволенности и собственного превосходства.

Психологические проблемы ребенка, нравственный кризис наиболее ярко обнаруживают себя в процессе общения со сверстниками. [13] Поэтому основной формой коррекционной работы могут быть групповые и подгрупповые занятия. «Группа оказывается микрокосмосом, обществом в миниатюре, отражающим внешний мир и добавляющим ингредиент реализма в искусственно создаваемое взаимодействие» - К. Рудестам. [9]

Установив параметры психологического отклонения, препятствующие активному общению детей на базе ГОУ Нефтекамской специальной (коррекционной) общеобразовательной школа-интернат VIII вида учителем-дефектологом Хафизовой Г.Р. был проведен комплекс сюжетно-ролевых игр и раскрепощающих психологических упражнений с целью развития коммуникативных навыков и нравственного отношения к окружающим. В этих занятиях участвовали дети экспериментальной группы. В нее вошли 10 детей (учащиеся 3 класса). Эксперимент проводился в течении месяца с октября 2008 по май 2009 года.

Программа занятий состояла из двух блоков. Первый блок содержит упражнения направленные на развитие коммуникативных навыков, предложенные Т.Н. Волковской и Г.Х. Юсуповой из расчета на каждое занятие не более одного сюжета. Главное, чтобы роль проходила через всех участников. В течении 10 дней дети играют в сюжетно-ролевые игры совместно с взрослым. Коррекционные упражнения делятся на несколько различных направлений:

«Я и мое тело». Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, так как только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психически защищен.

«Я и мой язык». Игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения и передачи эмоций.

«Я и мои эмоции». Игры и упражнения направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

«Я и Я». Здесь собраны упражнения, направленные на развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям.

«Я и другие». Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувство общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношению к людям и друг к другу, сочувствию и уважению.

«Я и моя семья». Игры упражнения, направленные на осознание, отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими членами семьи, формирование уважительного отношения к старшему поколению. [14]

После блока знакомства и сплочения группы программа предполагает второй блок на развитие коммуникативных навыков, рассчитанная на 15 занятий по 5 упражнений. Упражнения комбинируются в занятия по структуре:

Вводный этап - раскрепощение участников; объединение их в группу; установление доверительных отношений между ребенком и педагогом; снятие негативных настроений.

Коррекционный этап - развитие психических процессов; развитие сотрудничества, взаимной эмпатии; формирование нравственных качеств в характере у ребенка, норм этики; разрядка агрессивных импульсов; коррекция страхов (жадности, упрямства и т.д.); развитие мимики, пантомимики детей; развитие адекватных форм проявления эмоций (интонации);

Релаксационный этап - снятие напряжения; мышечного напряжения; снижения агрессивности; развитие чувственного восприятия;

Заключительный этап - обсуждения занятия (подведение итогов); постановка целей и задач на следующее занятие; домашнее задание. [14]

Крайне необходимо показывать положительные стороны личности каждого ребенка. Обратить внимание не только на то, что и как ребенок умеет делать, каковы его исполнительские возможности, но и как он относится к делу. Все это со временем дает возможность включения трудных детей в общее дело, где они могут стать полезными участниками, вырасти в глазах товарищей, изменить общее отрицательное мнение о себе.

В результате проведений занятий ребенок начинает ощущать потребность в сопереживании, у него формируется преимущественно внеситуативные познавательные и личностные мотивы общения, обеспечивающие реальную платформу для овладения внеситуативными формами общения.

Наблюдалось более адекватное отношение к себе и к окружающим, отсутствие чувства неловкости в общении с незнакомыми людьми. Появился искренний интерес к сверстникам, стремление занимать лидирующие позиции. Дети стали получать удовольствие от общения со сверстниками, начали дружно играть друг с другом. А повышение игровых умений, как правило, благоприятно сказывается на положении детей в группе сверстников.

В результате проведенной психокоррекционной работы произошли изменения в личностном развитии детей. Прежде всего, это развитие нравственных качеств и коммуникативных навыков у детей с нарушениями интеллекта. В ходе коррекционной работы было преодолено негативное отношение друг другу в школе и дома. Дети стали более дружелюбно относиться друг другу, родителям, педагогам. Стабилизировался психоэмоциональный фон в группе, появилась атмосфера сплоченности. Научились дети выражать на лице адекватную эмоциональную реакцию без слов, т.е. мимикой.

Коррекционная работа эффективно отразилась на изменении личности. Дети стали более активны, общительны. Все это указывает на большую сформированность нравственно-этического воспитания школьников с нарушением интеллекта, а так же зрелость их эмоционально-личностной сферы.

Таким образом, гражданское и нравственное воспитание во вспомогательной школе наиболее результативно именно в практической работе, имеющей коллективный характер. Только усилия каждого в совместном труде, постоянная взаимопомощь и взаимозависимость помогут сформировать правильное отношение детей друг к другу.


Заключение

 

В данной курсовой работе изучена и проанализирована педагогическая литература по проблеме формирования нравственных качеств у младшего школьника с нарушением интеллекта, то есть нравственного облика личности.

Рассмотрена классификация нравственных качеств в педагогической литературе: патриотизм, любознательность, трудолюбие, доброта и отзывчивость, уважение к окружающим, культурность, этика.

Определены эффективные методы и формы направленные на формирование нравственных качеств у младших школьников с нарушением интеллекта - убеждение и упражнение. [12]

Изучены диагностические методы по формированию нравственных качеств у младших школьников: анкета, тест, опрос, которые позволяют выявить уровень воспитанности.

Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги - ученые. Но и сейчас она актуальна. Так как очень часто не удается оградить детей и подростков от дурного влияния негативных явлений действительности, от не лучших образцов поведения людей не соответствующих нравственно-этическим нормам нации. Подтверждается закономерность нравственного воспитания «Если человека учат добру - в результате будет добро», при условии постоянном, настойчивом воспитании в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Задача вспомагательной школы - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Ее решение связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных готовностей учащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром.

В результате анализа нравственного развития в психолого-педагогическом, коррекционном, методическом, содержательном планах были рассмотрены сущность и задачи нравственного развития младших школьников: накопление нравственного опыта, на который оказывают влияние - развитие мышления; овладение разнообразными способами работы; усвоение детьми нравственных знаний.

Оптимальные условия формирования нравственных качеств и их показатели рассматриваются с педагогических позиций, предполагающих использование системы разнообразных средств учета уровней сформированности нравственных качеств. Смысл изучения учащихся состоит в том, чтобы намечать перспективы воспитательной работы и осуществлять ее с учетом особенностей младших школьников.

Формирование нравственных качеств младших школьников осуществляется с нарушением интеллекта проходит с учетом их психофизического и индивидуальных особенностей их возраста: склонность к игре; невозможность долгое время заниматься монотонной деятельностью; недостаточная четкость нравственных представлений; противоречие между знанием и практическим применением; неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту, школе, на улице); [8]

Было выяснено, что использование таких средств как краеведение, экскурсии, посещение музеев, беседа с выдающимися людьми оказывает положительное влияние на воспитание патриотического сознания у детей с нарушением интеллекта, а использование сюжетно-ролевых игр и групповых занятий позволяет обеспечить формирование нравственных качеств: ответственность, доброжелательность, гуманность, справедливости, честности и др. [5]

Если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении детей, становятся привычными и определяют устойчивость их поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества личности. Тогда главная цель будет достигнута - воспитанники вспомогательной школы станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...